Напоминание

Язык принятия и непринятия


Автор: Рунова Оксана Леонидовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ №10 имени Д.Г.Новпашина
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методический материал для работы с родителями
Тема: Язык принятия и непринятия
Раздел: среднее образование





Назад




МОБУ «СОШ № 10

имени Д.Г.Новопашина городского округа «город Якутск»

педагог - психолог

Рунова Оксана Леонидовна

Язык принятия и непринятия

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как

определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие

всего общества.

Взаимодействие

ребёнка

с

родителями

является

первым

опытом

взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует

определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из

поколения

в

поколение.

Цивилизованность

общества

определяется

отношением к женщинам и детям.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего

воспитания, но часто им не хватает психологических знаний, чтобы решать

свои проблемы. Анализ семейных ситуаций помогает родителю взглянуть на

себя со стороны и объективизировать своё поведение.

Давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их

воспитании

играют

семья

и

школа,

так

как

семья

и

школа

это

два

социальных

института,

от

согласованности

действий,

которых

зависит

эффективность воспитания ребенка.

Школа может помочь родителям при решении многих вопросов

воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно

семья

является

самым

мощным

средством

в

формировании

личности

ребенка.

Часто родителю кажется, что ребёнок плохо ведёт себя из-за злой воли,

стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда.

В основе любого нежелательного поведения ребёнка могут лежать

следующие цели (по Адлеру):

Требование внимания и комфорта;

Желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

Месть, возмездие;

Утверждение своей несостоятельности, неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что должны нас и окружающий мир

понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают

свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то,

что мы при этом делаем, как ведём себя с другими людьми. Наш личный

пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

Доказано, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются

ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и

неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок,

каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход

из

сложной

ситуации.

Важно

помнить,

что

самое

большое

влияние

на

формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение

родителей, а не их слова и нравоучения.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если всё мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенья рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Основная

задача

семейного

воспитания

помочь

ребёнку

стать

компетентным человеком, который использует конструктивные средства для

формирования

чувства

собственного

достоинства

и

достижения

определённого общественного положения.

Принципы семейного воспитания детей

(по Джайнотту)

Внимательно

слушать

ребёнка.

Родители,

которые

внимательно

слушают ребёнка, показывают, что к его мнению прислушиваются и его

ценят, укрепляют уважение ребёнка к самому себе;

Избегать

и

не

допускать

таких

действий

и

слов,

которые

могут

оскорбить ребёнка или вызвать у него злость;

Проявлять

мысли

и

чувства

без

агрессивности;

родители

должны

честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении своих

чувств уважать личность ребёнка.

Родителям необходимо:

1.

Во всех ситуациях стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у

ребёнка.

2.

Говорить

о

ситуации,

поступке

ребёнка,

избегая

личностных

негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны

содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребёнка.

3.

Взрослый

всегда

должен

выступать

инициатором

предложения

кооперации.

Это

предложение

не

должно

исчерпываться

прямым

указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать

перед

ребёнком

возможности

самостоятельного

разрешения

проблемной ситуации.

Родители должны усвоить

Три основных умения

(по Томасу Гордону)

Активно слушать, то есть умение слышать, что ребёнок хочет сказать

родителям;

Умение

выражать

собственные

чувства

и

слова

доступно

для

понимания ребёнка;

Использовать принцип «оба правы» (или «выиграть – выиграть») для

разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с

ребёнком

так,

чтобы

результатами

разговора

были

довольны

обе

стороны.

На наших семинарах родители учатся:

Расширять возможности понимания своего ребёнка;

Оптимизировать рефлексию своих взаимоотношений с ребёнком;

Выработке новых навыков взаимодействия с ребёнком;

Активизации коммуникаций в семье.

Цель психологической помощи родителям – помочь им и детям установить

как можно больше подходящих типов взаимодействия.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим

звеном,

и

от

него

зависит,

как

складываются

эти

отношения,

поэтому

необходимо формировать навыки сотрудничества с ребёнком. Признание за

ребёнком

права

на

собственный

выбор,

на

собственную

позицию

обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.

Язык принятия и неприятия в общении с ребёнком

Цель: научиться способам эффективной коммуникации для разрешения

проблем.

Тема безусловного принятия родителями своих детей является весьма

неоднозначной.

Безусловное

принятие

и

всепоглощающая

любовь

необходимы ребёнку в первые годы жизни, когда они формируют доверие к

миру и чувство уверенности в себе. Недаром у многих народов ребёнку до 5

лет позволяется очень много, а затем наступает период научения социальным

требованиям и запретам.

У каждого родителя существует определённая сфера его принятия ребёнка

и сфера неприятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с

ребёнком, зависит от многих факторов:

1.

Личность родителя (его характер, темперамент, ожидания к ребёнку,

стереотипы

и

установки

в

воспитании,

собственный

детский

опыт,

отношение к родителям и т.д.);

2.

Личность ребёнка (его воспитуемость, болезненность, способность к

научению, интеллект, активность, нарушения психики и т.д.);

3.

Особенности ситуации (присутствие других людей, ситуации экзамена,

проверки знаний, появление новых членов семьи и т.д.).

Таким образом, если родитель чаще прибывает в состоянии принятия

собственного ребёнка, то это относительно принимающий родитель. Если для

родителя характерны чувства, связанные с неприятием ребёнка, то скорее

всего это не принимающий родитель.

Если родителю легче перечислить недостатки ребёнка, но трудно

вспомнить его достоинства, то вряд ли можно назвать его принимающим.

Однако даже те родители, которые относят себя к принимающим, не всегда

могут

показать

ребёнку

своё

принятие.

Принятие

должно

быть

продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на

«языке принятия».

Существует несколько моментов важных для понимания понятия «язык

принятия»:

Оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой…») и

оценка личности («Ты очень жадный мальчик!»);

Временный

язык

(«Сегодня

у

тебя

это

задание

не

получилось»)

и

постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!»);

Невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка,

взгляды, жесты, интонации, позы).

Фраза на «языке принятия» должна выражать на просто согласие и

одобрение, а нести на себе элементы несогласия и воспитательного смысла.

Легко демонстрировать принятие, во всём соглашаясь с другим человеком;

гораздо труднее, не соглашаясь, всё-таки вселить в него уверенность в том,

что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой

точкой зрения.

Давайте

поэкспериментируем

с

«языком

принятия»

и

«языком

непринятия».

Фраза ребёнка

О т в е т

н а

« я з ы к е

неприятия»

О т в е т

н а

« я з ы к е

приятия»

Мама, купи…

Как

ты

мне

надоел

со

своими проблемами

Мне

оч ень

хо ч е т с я

купить

эту

вещь,

но

у

меня нет денег

Не надену шапку, даже

если холодно

Мне

не

хотелось

бы,

чтобы

ты

простудился.

А шапка тебе нравится?

П о ч е м у

я

д о л ж н а

выносить ведро?

У каждого из нас есть

свои

обязанности

по

дому, ты уже достаточно

взрослая, чтобы тоже их

иметь

Не буду ложиться спать!

Да ,

н а ве р н о е ,

т е б е

хочется

ещё

поиграть,

но уже поздно. Сколько

времени

тебе

н а д о ,

чтобы подготовиться ко

сну?

Не буду читать вслух по

литературе!

Понимаю,

не

вс егда

хочется читать вслух, но

м н е

т а к

и н т е р е с н о

послушать,

обсудить

с

т о б о й ,

ч т о

т а м

написано.

Ответив на вопрос: «Как ребёнок узнаёт, что мы принимаем, или,

наоборот, не принимаем его?», мы получим следующий список элементов

«языка принятия» и «языка неприятия».

«язык принятия»

«язык неприятия»

Оценка поступка, а не личности

Похвала

Комплимент

Временный язык

Ласковые слова

Поддержка

Выражение заинтересованности

Сравнение с самим собой

Одобрение

Отказ от объяснений

Негативная оценка личности

Сравнение не в лучшую сторону

Постоянный язык

Ук а з а н и е

н а

н е с о о т в е т с т в и е

родительским ожиданиям

Игнорирование

Команды

Приказы

Согласие

Позитивные телесные контакты

Улыбка

Контакт глаз

Доброжелательные интонации

Эмоциональное присоединение

Поощрение

Выражение своих чувств

Отражение чувств ребёнка

Подчёркивание неудач

Оскорбление

Угрозы

Наказание

«Жёсткая» мимика

Угрожающие позы

Негативные интонации

Как мы видим, существуют вербальные и невербальные элементы

проявления

«языка

принятия»

и

«языка

непринятия».

От

невербального

оформления

нашей

речи

зависит

то,

как

воспринимаются

наши

слова

другими людьми.

На сегодняшнем занятии мы продвинулись вперёд на пути к нашей цели -

научиться

способам

эффективной

коммуникации

для

разрешения

проблемных ситуаций в семье.

Мне хочется завершить занятие небольшой цитатой: когда -

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.

Растёт в упрёках – учится жить с чувством вины.

Живёт в терпимости – учится понимать других.

Ребёнка хвалят – он учится быть благодарным.

Растёт в честности – учится быть справедливым.

Ребёнок растёт в безопасности – учится верить людям.

Его поддерживают – он учится ценить себя.

Когда высмеивают – учится быть замкнутым.

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – учится находить любовь в

этом мире.



В раздел образования