Автор: Родина Лариса Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: р.п.Шемышейка Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: о работе над произведением А.Гречанинова "Вальс" в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МБОУДО ДШИ р.п.Шемышейка
О работе над произведением А.Гречанинова «Вальс»
Самый
первый
этап
в
процессе
ознакомления
с
пьесой
–
это
яркое
исполнение произведения преподавателем, с последующими пояснениями, о
жанре, особенности музыки, темповые изменения, выразительные стороны,
иллюстрации.
Разучивание произведения начинается с самостоятельного прочтения нотного
текста и преодоления исполнительских трудностей. Если трудность состоит в
самом
разборе
пьесы,
то
предстоит
разбор
партии
каждой
руки
в
отдельности, далее переходим к разбору обеими руками. Можно разделить
партии
–
партию
левой
руки
играет
ученик,
а
партию
правой
руки
–
преподаватель, затем поменяться ролями.
Также при разборе нотного текста больше внимания уделяем аппликатуре.
Далее,
когда
понятна
аппликатура,
основное
изучение
направляем
на
выразительное интонирование мелодии. Раскрываем
с учеником характер
мелодии и структуру фраз произведения, это «погружение» руки в клавиатуру
на начало фразы, переходящее в цельное плавное движение вплоть до его
окончания.
Уже
при
ознакомлении
с
произведением
у
ученика
складывается
общее
представление о его характере. Педагог направляет слуховые восприятия
ученика на постижение образной сущности, структуры и выразительных
средств музыки.
По
ходу
разбора
для
ученика
начинают
вырисовываться
контуры
музыкальной формы (предложения, фразы).
Произведение
А.
Гречанинова
«Вальс»
относится
к
произведениям
моторного
жанра, где ритм является стержневой основой их образного
содержания.
Характерная
черта
–
это
чётко,
потактно
пульсирующая
трёхдольность
сопровождения
с
пластичностью
и
изяществом
ритма
протяженных мелодических линий. Уже в сопровождающем фоне ученик
должен почувствовать две стороны его ритмической жизни – временную
точность звучания четвертных нот (мелкую пульсацию) и ясное оттенение
ритма сильных и слабых долей такта. Наглядно ученику можно показать так:
на бас играть меццофорте, а на аккорды нон легато на пиано. Опора на бас, и
лёгкие аккорды.
Уже
при
разучивании
пьес
ученик
начинает
вслушиваться
в
ладовую
и
гармоническую окраску звучания. Ученик вслушивается в протяжённость
звучания баса и постепенно начинает ощущать различия в его динамической
окраске, связанные с развитием мелодического движения.
Правильное
соотношение
между
степенями
громкости
мелодии
и
сопровождения, это главное условие хорошего исполнения аккомпанемента.
Напоминать ученику, что левая рука должна «прислушиваться» к правой руке
-
мелодии,
как
концертмейстер
прислушивается
к
солисту
певцу.
Также
характер
звучания
аккомпанемента
не
должен
выбивать
слушателя
из
нужного настроения, чтобы не нарушало очарования музыки.
Во время работы над произведением, нужно насытить показ и словесные
пояснения
конкретными,
доступными,
наглядными
для
восприятия
детей
приёмами педагогического воздействия.
Вслед за разучиванием произведения наступает заключительный этап работы,
это
выход
на
эстраду,
сцену,
где
произведение
доводится
до
нужного
звучания.