Напоминание

о работе над произведением А.Гречанинова "Вальс" в классе фортепиано


Автор: Родина Лариса Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: р.п.Шемышейка Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: о работе над произведением А.Гречанинова "Вальс" в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУДО ДШИ р.п.Шемышейка

О работе над произведением А.Гречанинова «Вальс»

Самый

первый

этап

в

процессе

ознакомления

с

пьесой

это

яркое

исполнение произведения преподавателем, с последующими пояснениями, о

жанре, особенности музыки, темповые изменения, выразительные стороны,

иллюстрации.

Разучивание произведения начинается с самостоятельного прочтения нотного

текста и преодоления исполнительских трудностей. Если трудность состоит в

самом

разборе

пьесы,

то

предстоит

разбор

партии

каждой

руки

в

отдельности, далее переходим к разбору обеими руками. Можно разделить

партии

партию

левой

руки

играет

ученик,

а

партию

правой

руки

преподаватель, затем поменяться ролями.

Также при разборе нотного текста больше внимания уделяем аппликатуре.

Далее,

когда

понятна

аппликатура,

основное

изучение

направляем

на

выразительное интонирование мелодии. Раскрываем

с учеником характер

мелодии и структуру фраз произведения, это «погружение» руки в клавиатуру

на начало фразы, переходящее в цельное плавное движение вплоть до его

окончания.

Уже

при

ознакомлении

с

произведением

у

ученика

складывается

общее

представление о его характере. Педагог направляет слуховые восприятия

ученика на постижение образной сущности, структуры и выразительных

средств музыки.

По

ходу

разбора

для

ученика

начинают

вырисовываться

контуры

музыкальной формы (предложения, фразы).

Произведение

А.

Гречанинова

«Вальс»

относится

к

произведениям

моторного

жанра, где ритм является стержневой основой их образного

содержания.

Характерная

черта

это

чётко,

потактно

пульсирующая

трёхдольность

сопровождения

с

пластичностью

и

изяществом

ритма

протяженных мелодических линий. Уже в сопровождающем фоне ученик

должен почувствовать две стороны его ритмической жизни – временную

точность звучания четвертных нот (мелкую пульсацию) и ясное оттенение

ритма сильных и слабых долей такта. Наглядно ученику можно показать так:

на бас играть меццофорте, а на аккорды нон легато на пиано. Опора на бас, и

лёгкие аккорды.

Уже

при

разучивании

пьес

ученик

начинает

вслушиваться

в

ладовую

и

гармоническую окраску звучания. Ученик вслушивается в протяжённость

звучания баса и постепенно начинает ощущать различия в его динамической

окраске, связанные с развитием мелодического движения.

Правильное

соотношение

между

степенями

громкости

мелодии

и

сопровождения, это главное условие хорошего исполнения аккомпанемента.

Напоминать ученику, что левая рука должна «прислушиваться» к правой руке

-

мелодии,

как

концертмейстер

прислушивается

к

солисту

певцу.

Также

характер

звучания

аккомпанемента

не

должен

выбивать

слушателя

из

нужного настроения, чтобы не нарушало очарования музыки.

Во время работы над произведением, нужно насытить показ и словесные

пояснения

конкретными,

доступными,

наглядными

для

восприятия

детей

приёмами педагогического воздействия.

Вслед за разучиванием произведения наступает заключительный этап работы,

это

выход

на

эстраду,

сцену,

где

произведение

доводится

до

нужного

звучания.



В раздел образования