Напоминание

Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик


Автор: Болдырева Мария Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ п. Вулканный
Населённый пункт: п. Вулканный, Елизовский район, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Вулканный»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема:

«Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».

Урок подготовила и провела

преподаватель теоретических дисциплин

Болдырева М.В.

2018

п. Вулканный

Введение

В

учебном

процессе

современной

музыкальной

школы,

наряду

с

традиционными

классическими

образцами

музыки

прошлого,

важным

и

полезным становится изучение музыки ХХ века. На протяжении 20 столетия

облик музыкального творчества значительно изменился. И одним из ярких

открытий стал авангард.

К

сожалению,

в

музыкальных

школах

знакомство

с

творчеством

современных композиторов происходит не так активно. Это связано как с

отсутствием

издательской

продукции,

так

и

с

нежеланием

педагогов

включать современную музыку в детский репертуар, считая ее сложной для

восприятия.

Хотя

слух

ребенка

еще

свободен

отличие

от

педагогов,

воспитанных

на

классических

образцах)

и

открыт

к

восприятию

иррациональных ритмов, сложных размеров, диссонирующих гармоний и

новых тональных систем. Поэтому в современной педагогике актуальным

становится приобщение детей к миру и языку современного композиторского

искусства, развитию музыкального мышления, расширению музыкального

кругозора на примере творчества композиторов-авангардистов.

Дата проведения: 16 мая 2018 года

Класс: 7

Продолжительность урока: 60 минут

Тема: «Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».

Тип

урока:

комбинированный

(ознакомление

с

новым

материалом,

обобщение и систематизация материала)

Цель

урока:

знакомство

со

стилевыми

особенностями

творчества

А.Г.

Шнитке

Задачи:

а) образовательные:

- приобщить учащихся к творчеству современных композиторов;

-

сформировать

представление

о

жизни

и

творчестве

А.

Шнитке,

о

его

музыке;

- проследить эволюцию творческого стиля;

- закрепить теоретические определения и понятия по теме «Современные

композиторские техники».

б) воспитательные:

- воспитание интереса и любви к музыке современных композиторов;

- воспитание эстетического вкуса;

в) развивающие:

-расширение кругозора учащихся;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие навыков работы с наглядно-дидактическим, тестовым материалом.

Оборудование: Аудио, -видео аппаратура

Наглядно-дидактический материал

-

Тест

по

теме:

«Современные

композиторские

техники»

(для

каждого

учащегося)

-

Музыкально-иллюстративный материал

А. Шнитке «Concerto grosso № 1» (фрагменты)

План урока:

Краткое вступительное слово, эмоциональный настрой детей на

активную работу

Обобщение пройденного материала

Выполнение письменного теста

Подведение итогов

Презентация по теме «А.Г. Шнитке» одновременно с рассказом о

композиторе

Знакомство с произведением «Concerto grosso №1»

Прослушивание музыкальных фрагментов

Обобщение пройденного материала

Выводы о стиле композитора

1.

Повторение

теоретического

материала

по

теме

«Авангард.

Современные композиторские техники»

1.1 Выполнение письменного задания – теста

Тест «Авангард. Современные композиторские техники» (Приложение 1)

Задание - из трех вариантов выбрать верный ответ

1.2 Подведение итогов: проверка ответов учащихся

2. Альфред Шнитке: творческий путь

«Последний

гений

музыки XX столетия» - именно так назвал А.Г.

Шнитке

выдающийся

кинорежиссер

Александр

Митт.

Действительно,

Шнитке

является

одним

из

самых

ярких

представителей

российского

авангарда, проявивший себя не только как композитор, но и как философ и

теоретик в музыке.

Мировая слава пришла к композитору еще при жизни, но это был путь

«через тернии к звездам». Его музыкальные произведения – это рассказы: о

драматических конфликтах эпохи, о вечных темах добра и зла, жизни и

смерти. Его музыка живет одновременно во всех эпохах, объединяя прошлое

и настоящее.

Родился А. Шнитке в ноябре 1934г. в г. Энгельс Саратовской области в

семье

с

многообразными

национальными

корнями.

«Я

не

русский,

а

полунемец,

полуеврей,

родина

которого

Россия»,

-

говорил

о

себе

впоследствии композитор.

С самого начала он избрал путь музыканта. Музыкальное образование

началось

в

1946г.

в

Вене,

куда

командировали

его

отца

после

Великой

Отечественной войны. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне,

брал уроки игры на фортепиано. И в 1949г. Шнитке поступает в музыкальное

училище

им.

Октябрьской

революции,

а

затем

продолжает

обучение

на

композиторском факультете Московской консерватории.

С 1961-1972 гг. А.Г. Шнитке преподает в Московской консерватории

чтение партитур и инструментовку, знакомит студентов с отечественной и

зарубежной

музыкой XX века. С середины 60-х гг. композитор интенсивно

пишет

музыку

для

кино,

которая

и

приносит

ему

известность.

Альфред

Гарриевич

занимает

активную

позицию:

пишет

статьи,

выступает

с

докладами,

участвует

в

различных

фестивалях.

Формируется

его

индивидуальный стиль. Его имя, наряду с Э. Денисовым и С. Губайдулиной,

становится ведущим в авангарде отечественного музыкального искусства.

В 1980-е гг. Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие

традиции русской духовной музыки. К композитору приходит всемирное

признание.

Он

был

удостоен

почетных

званий

члена-корреспондента

Академий

искусств

в

Германии,

Швеции.

Его

произведения

исполняли

крупнейшие музыканты, проходили фестивали творчества композитора.

2.1 Эволюция творческого стиля

1. До 1963 года – эпизодическое использование новых техник, период

экспериментов. Индивидуальный вариант синтеза додекафонии с элементами

других

стилей

(включение

колокольного

звона,

импрессионистских,

джазовых фрагментов, русского фольклора).

2. 1963-1967 гг. – работа в области авангарда (серийная техника), джаза,

массовых песен, киномузыки. Создание метода «полистилистики

1

».

3.

с

1968г.

свободная

техника.

Склонность

к

драматургическим

концепциям, контрастам жанров.

4.

1968-1972

гг.

формирование

индивидуального

стиля,

создание

крупных концепций.

5.

1974-1979

гг.

период

«новой

простоты»,

создание

сочинений

мемориалов;

6. 1980-е гг. – возвращение к крупным концепциям.

3.

Concerto

grosso

№1

для

двух

скрипок,

клавесина,

фортепиано

и

струнного оркестра (1976-1977)

Concerto

grosso

(итал.

concerto

grosso

-

«большой

концерт»)

инструментальный

жанр

в

музыке,

зародившийся

в

эпоху

барокко,

основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава

исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino,

«кончертино»).

А.

Шнитке

обращался

к

жанру concerto grosso трижды. И хотя эти

произведения были написаны в разные годы и имеют разные художественные

задачи, они обладают общими чертами, характерными именно для этого

жанра.

контраст тутти и соло;

построение

формы

по

типу

рондо

чередующиеся

контрастные

эпизоды с одним из них повторяемым (рефреном);

чередование темпов частей – быстро/медленно;

1



Термин «полистилистика» введена в 1971г. А. Шнитке, который обосновал ее с позиции теории музыки

.

стилизация

некоторых

барочных

тем,

которые

создают

впечатление

квазицитат.

полистилистика

новое,

что

внес

композитор

ХХ

века:

сочетание

разных

современных

стилей

и

композиторских

техник

в

едином

звуковом коллаже.

Стилистические пласты:

Первый

«авторская

музыка»

(использование

современных

композиторских техник).

Второй пласт – музыка прошлого – это цитаты, квазицитаты и аллюзии (в

основном музыка барокко и классицизма).

Третий пласт – музыка быта или сфера банального – «шлягерность».

Идея: победа духовного, гуманистического начала над банальным и злым.

Главные персонажи – темы, а также стили. Линия драматического развития

строится на взаимодействии этих элементов друг с другом.

Прелюдия. Сам композитор назвал эту тему «темой часов»: символ Времени,

объединяющего

разные

эпохи

и

стили.

Вся

прелюдия

строится

на

эхо-

образном

повторении

секундовых

и

терцовых

интонаций,

написанных

в

зеркале

по

отношению

друг

к

другу

(интервал

в

восходящем

движении

отражает нисходящий интервал).

Токката. Начальная тема - мир барокко (аллюзия на тему Вивальди). В

соревнование

с

ней

вступают

жалобная

песенка,

додекафонный

эпизод,

«вредный» вальсочек.

Речитатив

и

Каденция

объединяются

в

одно

целое.

Речитатив

напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-

таки

попал...

А

вокруг

хаос.

Это

выражено

в

противопоставлении

солирующих скрипок и всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до

кульминации

начинается

Каденция

2

.

Затем

наступает

просветление:

автоцитата из мультфильма «Бабочка».

Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом

деле

эта

тема

вобрала

в

себя

многовековый

опыт

барочной

музыки,

но

одновременно

она

принадлежит

нашему

времени.

Тема

a

la

Вивальди

-

рефрен, чередующийся с противоположными по стилям и по смыслу темами.

Во втором эпизоде звучит танго, создающее стилистический шок: «высокому

искусству» барочной темы противопоставляется «музычка».

Постлюдия: воспоминание от «странного» путешествия.

Concerto

grosso

является

ярким

примером

стиля

композитора:

использования современных композиторских техник, направлений и конечно

2



По законам формы старинного концерта солист должен показать все, на что он способен

же полистилистики. Как говорил сам А.Г. Шнитке: «моя задача – закрепить

весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из

нашей действительности».



В раздел образования