Автор: Болдырева Мария Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ п. Вулканный
Населённый пункт: п. Вулканный, Елизовский район, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Вулканный»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема:
«Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».
Урок подготовила и провела
преподаватель теоретических дисциплин
Болдырева М.В.
2018
п. Вулканный
Введение
В
учебном
процессе
современной
музыкальной
школы,
наряду
с
традиционными
классическими
образцами
музыки
прошлого,
важным
и
полезным становится изучение музыки ХХ века. На протяжении 20 столетия
облик музыкального творчества значительно изменился. И одним из ярких
открытий стал авангард.
К
сожалению,
в
музыкальных
школах
знакомство
с
творчеством
современных композиторов происходит не так активно. Это связано как с
отсутствием
издательской
продукции,
так
и
с
нежеланием
педагогов
включать современную музыку в детский репертуар, считая ее сложной для
восприятия.
Хотя
слух
ребенка
еще
свободен
(в
отличие
от
педагогов,
воспитанных
на
классических
образцах)
и
открыт
к
восприятию
иррациональных ритмов, сложных размеров, диссонирующих гармоний и
новых тональных систем. Поэтому в современной педагогике актуальным
становится приобщение детей к миру и языку современного композиторского
искусства, развитию музыкального мышления, расширению музыкального
кругозора на примере творчества композиторов-авангардистов.
Дата проведения: 16 мая 2018 года
Класс: 7
Продолжительность урока: 60 минут
Тема: «Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».
Тип
урока:
комбинированный
(ознакомление
с
новым
материалом,
обобщение и систематизация материала)
Цель
урока:
знакомство
со
стилевыми
особенностями
творчества
А.Г.
Шнитке
Задачи:
а) образовательные:
- приобщить учащихся к творчеству современных композиторов;
-
сформировать
представление
о
жизни
и
творчестве
А.
Шнитке,
о
его
музыке;
- проследить эволюцию творческого стиля;
- закрепить теоретические определения и понятия по теме «Современные
композиторские техники».
б) воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыке современных композиторов;
- воспитание эстетического вкуса;
в) развивающие:
-расширение кругозора учащихся;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие навыков работы с наглядно-дидактическим, тестовым материалом.
Оборудование: Аудио, -видео аппаратура
Наглядно-дидактический материал
-
Тест
по
теме:
«Современные
композиторские
техники»
(для
каждого
учащегося)
-
Музыкально-иллюстративный материал
А. Шнитке «Concerto grosso № 1» (фрагменты)
План урока:
Краткое вступительное слово, эмоциональный настрой детей на
активную работу
Обобщение пройденного материала
Выполнение письменного теста
Подведение итогов
Презентация по теме «А.Г. Шнитке» одновременно с рассказом о
композиторе
Знакомство с произведением «Concerto grosso №1»
Прослушивание музыкальных фрагментов
Обобщение пройденного материала
Выводы о стиле композитора
1.
Повторение
теоретического
материала
по
теме
«Авангард.
Современные композиторские техники»
1.1 Выполнение письменного задания – теста
Тест «Авангард. Современные композиторские техники» (Приложение 1)
Задание - из трех вариантов выбрать верный ответ
1.2 Подведение итогов: проверка ответов учащихся
2. Альфред Шнитке: творческий путь
«Последний
гений
музыки XX столетия» - именно так назвал А.Г.
Шнитке
выдающийся
кинорежиссер
Александр
Митт.
Действительно,
Шнитке
является
одним
из
самых
ярких
представителей
российского
авангарда, проявивший себя не только как композитор, но и как философ и
теоретик в музыке.
Мировая слава пришла к композитору еще при жизни, но это был путь
«через тернии к звездам». Его музыкальные произведения – это рассказы: о
драматических конфликтах эпохи, о вечных темах добра и зла, жизни и
смерти. Его музыка живет одновременно во всех эпохах, объединяя прошлое
и настоящее.
Родился А. Шнитке в ноябре 1934г. в г. Энгельс Саратовской области в
семье
с
многообразными
национальными
корнями.
«Я
не
русский,
а
полунемец,
полуеврей,
родина
которого
–
Россия»,
-
говорил
о
себе
впоследствии композитор.
С самого начала он избрал путь музыканта. Музыкальное образование
началось
в
1946г.
в
Вене,
куда
командировали
его
отца
после
Великой
Отечественной войны. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне,
брал уроки игры на фортепиано. И в 1949г. Шнитке поступает в музыкальное
училище
им.
Октябрьской
революции,
а
затем
продолжает
обучение
на
композиторском факультете Московской консерватории.
С 1961-1972 гг. А.Г. Шнитке преподает в Московской консерватории
чтение партитур и инструментовку, знакомит студентов с отечественной и
зарубежной
музыкой XX века. С середины 60-х гг. композитор интенсивно
пишет
музыку
для
кино,
которая
и
приносит
ему
известность.
Альфред
Гарриевич
занимает
активную
позицию:
пишет
статьи,
выступает
с
докладами,
участвует
в
различных
фестивалях.
Формируется
его
индивидуальный стиль. Его имя, наряду с Э. Денисовым и С. Губайдулиной,
становится ведущим в авангарде отечественного музыкального искусства.
В 1980-е гг. Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие
традиции русской духовной музыки. К композитору приходит всемирное
признание.
Он
был
удостоен
почетных
званий
члена-корреспондента
Академий
искусств
в
Германии,
Швеции.
Его
произведения
исполняли
крупнейшие музыканты, проходили фестивали творчества композитора.
2.1 Эволюция творческого стиля
1. До 1963 года – эпизодическое использование новых техник, период
экспериментов. Индивидуальный вариант синтеза додекафонии с элементами
других
стилей
(включение
колокольного
звона,
импрессионистских,
джазовых фрагментов, русского фольклора).
2. 1963-1967 гг. – работа в области авангарда (серийная техника), джаза,
массовых песен, киномузыки. Создание метода «полистилистики
1
».
3.
с
1968г.
–
свободная
техника.
Склонность
к
драматургическим
концепциям, контрастам жанров.
4.
1968-1972
гг.
–
формирование
индивидуального
стиля,
создание
крупных концепций.
5.
1974-1979
гг.
–
период
«новой
простоты»,
создание
сочинений
мемориалов;
6. 1980-е гг. – возвращение к крупным концепциям.
3.
Concerto
grosso
№1
для
двух
скрипок,
клавесина,
фортепиано
и
струнного оркестра (1976-1977)
Concerto
grosso
(итал.
concerto
grosso
-
«большой
концерт»)
–
инструментальный
жанр
в
музыке,
зародившийся
в
эпоху
барокко,
основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава
исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino,
«кончертино»).
А.
Шнитке
обращался
к
жанру concerto grosso трижды. И хотя эти
произведения были написаны в разные годы и имеют разные художественные
задачи, они обладают общими чертами, характерными именно для этого
жанра.
контраст тутти и соло;
построение
формы
по
типу
рондо
–
чередующиеся
контрастные
эпизоды с одним из них повторяемым (рефреном);
чередование темпов частей – быстро/медленно;
1
Термин «полистилистика» введена в 1971г. А. Шнитке, который обосновал ее с позиции теории музыки
.
стилизация
некоторых
барочных
тем,
которые
создают
впечатление
квазицитат.
полистилистика
–
новое,
что
внес
композитор
ХХ
века:
сочетание
разных
современных
стилей
и
композиторских
техник
в
едином
звуковом коллаже.
Стилистические пласты:
Первый
–
«авторская
музыка»
(использование
современных
композиторских техник).
Второй пласт – музыка прошлого – это цитаты, квазицитаты и аллюзии (в
основном музыка барокко и классицизма).
Третий пласт – музыка быта или сфера банального – «шлягерность».
Идея: победа духовного, гуманистического начала над банальным и злым.
Главные персонажи – темы, а также стили. Линия драматического развития
строится на взаимодействии этих элементов друг с другом.
Прелюдия. Сам композитор назвал эту тему «темой часов»: символ Времени,
объединяющего
разные
эпохи
и
стили.
Вся
прелюдия
строится
на
эхо-
образном
повторении
секундовых
и
терцовых
интонаций,
написанных
в
зеркале
по
отношению
друг
к
другу
(интервал
в
восходящем
движении
отражает нисходящий интервал).
Токката. Начальная тема - мир барокко (аллюзия на тему Вивальди). В
соревнование
с
ней
вступают
жалобная
песенка,
додекафонный
эпизод,
«вредный» вальсочек.
Речитатив
и
Каденция
–
объединяются
в
одно
целое.
Речитатив
–
напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-
таки
попал...
А
вокруг
хаос.
Это
выражено
в
противопоставлении
солирующих скрипок и всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до
кульминации
–
начинается
Каденция
2
.
Затем
наступает
просветление:
автоцитата из мультфильма «Бабочка».
Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом
деле
эта
тема
вобрала
в
себя
многовековый
опыт
барочной
музыки,
но
одновременно
она
принадлежит
нашему
времени.
Тема
a
la
Вивальди
-
рефрен, чередующийся с противоположными по стилям и по смыслу темами.
Во втором эпизоде звучит танго, создающее стилистический шок: «высокому
искусству» барочной темы противопоставляется «музычка».
Постлюдия: воспоминание от «странного» путешествия.
Concerto
grosso
является
ярким
примером
стиля
композитора:
использования современных композиторских техник, направлений и конечно
2
По законам формы старинного концерта солист должен показать все, на что он способен
же полистилистики. Как говорил сам А.Г. Шнитке: «моя задача – закрепить
весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из
нашей действительности».