Напоминание

«Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ»


Автор: Алимова Эльвира Ильянуровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2"
Населённый пункт: Республика Крым. г Евпатория
Наименование материала: доклад
Тема: «Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ»
Раздел: среднее образование





Назад




«Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ»

Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога

к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.

А.И. Маркушевич

Математика является не только важным учебным предметом, без которого

немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным.

Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от

успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба учащихся. Эта

проблема в равной мере волнует и учителей и учеников, а также родителей

будущих выпускников.

Изменение формы контроля соответственно ведет за собой необходимость

изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Учителя

выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику

при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?».

Первым делом выяснила, что затруднения при подготовке испытывают

учащиеся с низким уровнем вычислительных навыков; учащиеся с

завышенным самомнением или, наоборот, имеющие заниженную самооценку.

Может помочь учащимся при подготовке к ЕГЭ совершенствование

вычислительных навыков; ликвидация пробелов в типологии выражений и

методах решения уравнений, неравенств, текстовых задач на движение,

проценты, смеси и сплавы, систематизация геометрических знаний;

неоднократная репетиция ситуации экзамена при проведении краевых

диагностических работ; отработка навыков решения заданий всех вариантов,

которые были включены в диагностическую работу; проведение уроков

разноуровневого обобщающего повторения; позитивный настрой на экзамен,

формирование адекватной самооценки своих знаний (психологический

настрой); совместные советы (учитель-родитель-ученик) по координации

действий, направленных на повышение мотивации в подготовке к ЕГЭ и на ее

правильную организацию. В основу всей подготовки к ГИА было положено

целостное повторение, обобщение и систематизация курса школьной

алгебры. Для организации эффективной подготовки, снижения физических и

эмоциональных затрат ученика и учителя, в работе с учащимися использую

различные способы, приемы, методы, технологии: индивидуальные

консультации, работу в малых мобильных группах и парах, метод проектов и

обучение в сотрудничестве.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ использую методику разноуровневого

обучения, основанного на дифференцированном подходе к учащимся. Класс

условно делится на три группы. 1 группа - группа «риска» - учащиеся,

которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее

освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего

образования.

2 группа - учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать

балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего

высокие требования к уровню математической подготовки.

3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий

балл, необходимый для поступления в ВУЗ.

Такое деление на группы провожу на определенных этапах урока.

Набор заданий формирую для каждой группы отдельный: группа 3-

минимальное количество заданий базового уровня, задачи повышенного и

высокого уровня сложности, для учеников группы 2 предлагаю задания

базового и повышенного уровней, а для учащихся группы 1 основную часть

составляют задачи базового уровня. Ребята знают, что со временем можно

перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов

организации подготовки к ЕГЭ. Учащиеся первой группы должны уверенно

выполнить 6-7 заданий 1 части. После проведения диагностических работ,

выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и

закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы

отрабатываю в первую очередь практико - ориентированные задачи на

проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи

являются для них наиболее понятными.

Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять 8 заданий

первой части, а также стараться выполнить задания 2 части №9-№ 12.

Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении

заданий практико - ориентированного характера, чем в применении

алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с учащимися этой группы в

основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при

выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения

определенных заданий части 2.

С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять

задания с 1 по 12 и ориентирую на выполнение заданий № 13,14,15.

Еженедельно в 10 классе провожу консультации по подготовке к ЕГЭ.

Вначале занятия кратко повторяется теоретический материал, остальное

время уделяю решению ключевых задач. Таким образом, базовый уровень

получают все, затем использую дифференцированный подход.

Результаты ЕГЭ по математике прошлых лет показывают, что к решению

заданий 2 части, начиная с №13, приступает небольшая часть тестируемых.

Поэтому, с этой категорией выпускников провожу отдельные занятия

углубленного характера.

Ещё мне хочется остановиться на системе устных упражнений. Развитие

скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков

решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки

ученика к ЕГЭ.

Особую роль уделяю самостоятельной учебной работе ученика.

Немаловажную роль при подготовке к ЕГЭ играет психологическая

подготовка учащихся. В первую очередь работаю над повышением уровня

мотивации как основы хороших результатов.

Продолжаю развивать такие качества личности, как усидчивость,

сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке,

самостоятельность.

Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать

обязательности, исполнительности, самостоятельности.

Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне

собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей;

знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить.

Готовлю учащихся к длительному самостоятельному занятию предметом,

требую объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои

индивидуальные ассоциации по подходам к решению.

Обязательно учу стратегии выполнения работы, правильно распределять свое

время при выполнении работы, уметь конкретизоваться на выполнении

работы, что достигается настойчивыми тренировками.

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной

системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет

сдача экзамена.

Основная цель работы учителя - подготовить всех учащихся к успешной

сдаче ЕГЭ с хорошим качеством.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ:

тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, временной,

контролирующий

Подготовка - это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а

это готовность учащихся работать с КИМами, изучение программного

материала с включением заданий текстов и в той форме, что и в ЕГЭ, работа

над устранением пробелов в знаниях, развитие умений рационально

организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в

выборе посильных заданий.

Таким образом, кропотливая совместная работа учителя и учеников способна

повысить математическую грамотность школьников и дать возможность

успешно сдать ЕГЭ.



В раздел образования