Авторы: Сысой Наталья Фёдоровна, Трупп Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Воронинская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, д. Воронино
Наименование материала: статья
Тема: Оценка достижения метапредметных результатов в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Оценка достижения метапредметных результатов в начальной школе.
Сысой Н.Ф., Трупп С.В.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и
итоговую
оценку
результатов
деятельности
младших
школьников;
как
и
оценку
результатов
деятельности системы образования. Именно по результатам оценки принимается решение
о
готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти
результаты
выступают
и
одной
из
важнейших
составляющих
при
аттестации
педагогов
и
учреждений
начального
общего
образования;
при
оценке
состояния
и
тенденций
развития
системы
начального
общего
образования
на
муниципальном,
региональном
и
федеральном
уровнях.
Множество инноваций предстоит осуществить учителям начальных классов в условиях
реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Всем
участникам образовательного процесса важно осознать, что новые стандарты ориентированы на
достижение младшими
школьниками качественно новых целей и результатов. В материалах
стандарта
личностные,
метапредметные
и
предметные
достижения
младшего
школьника
выступают результатом образования. Если понимание личностных и предметных результатов у
учителей есть, то метапредметные результаты, их формирование и диагностирование у учащихся
ещё предстоит осваивать.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности
учащихся
–
познавательные,
коммуникативные
–
и
способы
регуляции
своей
деятельности,
включая
планирование,
контроль
и
коррекцию.
Осваиваются
универсальные
способы
деятельности учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательного
процесса
–
учебных
предметов,
представленных
в
инвариантной
части
базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации
учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий – т.е. таких
умственных
действий
учащихся,
которые
направлены
на
анализ
и
управление
своей
познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится
вокруг
умения
учиться,
т.е.
той
совокупности
способов
действий,
которая,
собственно,
и
обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных
действий.
В
силу
своей
природы,
являясь
функционально,
по
сути,
ориентировочными
действиями,
метапредметные
действия
составляют
психологическую
основу
и
являются
решающим
условием
успешности
решения
учащимися
предметных
задач.
Соответственно,
уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и
объект
оценки
метапредметных
результатов,
может
быть
качественно
оценен
и
измерен
в
следующих основных формах.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности
для
оценки
сформированности
метапредметных
результатов
открывает
использование
проверочных
заданий,
успешное
выполнение
которых
требует
освоения
навыков
работы
с
информацией.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения
становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия.
Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место
операции,
выступая
средством,
а
не
целью
активности
ребёнка.
Оценка
метапредметных
результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные
работы
по
предметам
или
в
комплексные
работы
на
межпредметной
основе
целесообразно
выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных
учебных
действий
и
навыков
работы
с
информацией,
а
также
опосредованную
оценку
сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.