Напоминание

Оценка достижения метапредметных результатов в начальной школе.


Авторы: Сысой Наталья Фёдоровна, Трупп Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Воронинская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, д. Воронино
Наименование материала: статья
Тема: Оценка достижения метапредметных результатов в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Оценка достижения метапредметных результатов в начальной школе.

Сысой Н.Ф., Трупп С.В.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и

итоговую

оценку

результатов

деятельности

младших

школьников;

как

и

оценку

результатов

деятельности системы образования. Именно по результатам оценки принимается решение

о

готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти

результаты

выступают

и

одной

из

важнейших

составляющих

при

аттестации

педагогов

и

учреждений

начального

общего

образования;

при

оценке

состояния

и

тенденций

развития

системы

начального

общего

образования

на

муниципальном,

региональном

и

федеральном

уровнях.

Множество инноваций предстоит осуществить учителям начальных классов в условиях

реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Всем

участникам образовательного процесса важно осознать, что новые стандарты ориентированы на

достижение младшими

школьниками качественно новых целей и результатов. В материалах

стандарта

личностные,

метапредметные

и

предметные

достижения

младшего

школьника

выступают результатом образования. Если понимание личностных и предметных результатов у

учителей есть, то метапредметные результаты, их формирование и диагностирование у учащихся

ещё предстоит осваивать.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности

учащихся

познавательные,

коммуникативные

и

способы

регуляции

своей

деятельности,

включая

планирование,

контроль

и

коррекцию.

Осваиваются

универсальные

способы

деятельности учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

ситуациях.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов

образовательного

процесса

учебных

предметов,

представленных

в

инвариантной

части

базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации

учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность

ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий – т.е. таких

умственных

действий

учащихся,

которые

направлены

на

анализ

и

управление

своей

познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится

вокруг

умения

учиться,

т.е.

той

совокупности

способов

действий,

которая,

собственно,

и

обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных

действий.

В

силу

своей

природы,

являясь

функционально,

по

сути,

ориентировочными

действиями,

метапредметные

действия

составляют

психологическую

основу

и

являются

решающим

условием

успешности

решения

учащимися

предметных

задач.

Соответственно,

уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и

объект

оценки

метапредметных

результатов,

может

быть

качественно

оценен

и

измерен

в

следующих основных формах.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности

выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности

для

оценки

сформированности

метапредметных

результатов

открывает

использование

проверочных

заданий,

успешное

выполнение

которых

требует

освоения

навыков

работы

с

информацией.

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения

становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия.

Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место

операции,

выступая

средством,

а

не

целью

активности

ребёнка.

Оценка

метапредметных

результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные

работы

по

предметам

или

в

комплексные

работы

на

межпредметной

основе

целесообразно

выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных

учебных

действий

и

навыков

работы

с

информацией,

а

также

опосредованную

оценку

сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.



В раздел образования