Автор: Арслангереев Гусен Ибрагимович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках математики
Раздел: полное образование
Использование ИКТ на уроках математики
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа
должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей
области, но и владеют одной из ключевых компетенций - умением применять информационно-
коммуникационные технологии. Использование ИКТ в обучении способствует активизации
образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению
качества знаний, что приводит к достижению учащимися максимальных результатов в различных
областях. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные
возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое
применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему
усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе на сегодняшний
день, можно разделить на две группы:
сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные
вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения,
обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме
реального времени);
технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные
модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники,
контролирующие программы, дидактические материалы).
Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого
урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения
образовательных программ? Можно выделить следующие функции:
инструментальная (изготовление наглядных пособий); демонстрирующая (показ готовых
демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
обучающая (тренажеры); контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением информационных
технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядно средства; уроки
постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты;
интегрированные уроки и т.д.
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках
математики:
-при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать
результаты их выполнения);
при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
мотивация введения
новогопонятия; моделирование);
при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы;
отработка определенных навыков и умений);
при организации исследовательской деятельности учащихся;
при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Принцип наглядности - важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация
наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не
нарушая его логики.
Что представляет из себя компьютерная демонстрация? Это слайды,
выполненные в программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная
разработка урока или разработка темы с целями и задачами, основной частью и заключением, т.е.
с определенной законченной структурой. Но, все-таки, в основном - это слайды, которые созданы
для помощи учителю при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал урока,
а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную
разработку урока, может сделать просто ссылку на этот демонстрационный материал. Следует
учесть, что это не просто статические картинки, в них используются анимационные эффекты с
целью проследить логику того или иного определения, свойства, признака.
В своей работе я часто использую компьютерную технику. Прежде всего, в методической
подготовке к урокам с ее помощью я подбираю и подготавливаю необходимый дидактический
материал, осуществляю поиск и систематизацию дополнительной информации. Для этого в нашей
школе оборудован доступ к сети Интернет, что дает возможность педагогам и учащимся школы
использовать информацию из нее в учебной деятельности.
Кроме того, я провожу уроки с компьютерным сопровождением. В нашей гимназии это возможно
сделать как в специальном кабинете, оснащенном интерактивной доской и стационарным
мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру, так и в обычном кабинете
информатики с использованием имеющихся компьютеров, экрана и проектора. В проведении
уроков с компьютерным сопровождением часто использую электронную версию «Уроков Кирилла
и Мефодия». Она содержит материалы по многим темам программы, по истории математики,
видеосюжеты, а иногда сопровождается и звуковым объяснением материала.
Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс
обучения - это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше
изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем
мультимедийные презентации. Такое творчество вызывает мыслительную активность учащихся,
которые самостоятельно проводят отбор материала по изучаемой теме, его всесторонний
анализ,^ систематизацию и обобщение. Применение компьютера при этом помогает развивать
творческие способности учащихся. Одновременно с этим идет процесс освоения компьютерных
программ по созданию презентаций, отработка умений работать со звуком и анимацией.
В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций,
выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию
важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует
познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать
практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ученика.
Одной из таких программ является ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям
математики и приобрела заслуженный авторитет. Использовать ее можно практически на всех
уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при
изучении следующих разделов математики:
взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
графический способ решения уравнений (8 класс);
построение графика квадратичной функции (9 класс);
графический способ решения систем уравнений (9 класс);
ADVANCED GRAPHER можно использовать и на внеклассных занятиях, и при решении задач
вступительных экзаменов в ВУЗы, так как программа позволяет строить кривые, заданные
параметрическими уравнениями или
уравнениями в полярных координатах, изображать на плоскости области, являющиеся решением
неравенств.
Проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность. При этом
повышается мотивация учащихся к самостоятельному изучению математики. При защите проектов
происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие. Занятия элективных
курсов по математике, которые я веду в 9-11-х классах, часто заканчиваются защитой проектов
учащимися и приводит к созданию очень интересных презентаций, которые я затем могу включать
в свои уроки. Примерами таких проектов служат работы моих учащихся над темами
«Квадратичная функция», «Графики функций с модулями», «Золотое сечение», «Симметрия».
Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом
модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности
образования. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера
программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения. Осуществляя
личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных
технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации
личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. А учителю важно
получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления
ученика, всячески содействуя этому процессу.