Напоминание

Использование ИКТ на уроках математики


Автор: Арслангереев Гусен Ибрагимович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Использование ИКТ на уроках математики

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа

должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей

области, но и владеют одной из ключевых компетенций - умением применять информационно-

коммуникационные технологии. Использование ИКТ в обучении способствует активизации

образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению

качества знаний, что приводит к достижению учащимися максимальных результатов в различных

областях. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные

возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое

применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему

усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе на сегодняшний

день, можно разделить на две группы:

сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные

вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения,

обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме

реального времени);

технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные

модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники,

контролирующие программы, дидактические материалы).

Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого

урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения

образовательных программ? Можно выделить следующие функции:

инструментальная (изготовление наглядных пособий); демонстрирующая (показ готовых

демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

обучающая (тренажеры); контролирующая.

Возможны различные виды уроков с применением информационных

технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядно средства; уроки

постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты;

интегрированные уроки и т.д.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках

математики:

-при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать

результаты их выполнения);

при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;

мотивация введения

новогопонятия; моделирование);

при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы;

отработка определенных навыков и умений);

при организации исследовательской деятельности учащихся;

при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Принцип наглядности - важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация

наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не

нарушая его логики.

Что представляет из себя компьютерная демонстрация? Это слайды,

выполненные в программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная

разработка урока или разработка темы с целями и задачами, основной частью и заключением, т.е.

с определенной законченной структурой. Но, все-таки, в основном - это слайды, которые созданы

для помощи учителю при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал урока,

а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную

разработку урока, может сделать просто ссылку на этот демонстрационный материал. Следует

учесть, что это не просто статические картинки, в них используются анимационные эффекты с

целью проследить логику того или иного определения, свойства, признака.

В своей работе я часто использую компьютерную технику. Прежде всего, в методической

подготовке к урокам с ее помощью я подбираю и подготавливаю необходимый дидактический

материал, осуществляю поиск и систематизацию дополнительной информации. Для этого в нашей

школе оборудован доступ к сети Интернет, что дает возможность педагогам и учащимся школы

использовать информацию из нее в учебной деятельности.

Кроме того, я провожу уроки с компьютерным сопровождением. В нашей гимназии это возможно

сделать как в специальном кабинете, оснащенном интерактивной доской и стационарным

мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру, так и в обычном кабинете

информатики с использованием имеющихся компьютеров, экрана и проектора. В проведении

уроков с компьютерным сопровождением часто использую электронную версию «Уроков Кирилла

и Мефодия». Она содержит материалы по многим темам программы, по истории математики,

видеосюжеты, а иногда сопровождается и звуковым объяснением материала.

Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс

обучения - это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше

изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем

мультимедийные презентации. Такое творчество вызывает мыслительную активность учащихся,

которые самостоятельно проводят отбор материала по изучаемой теме, его всесторонний

анализ,^ систематизацию и обобщение. Применение компьютера при этом помогает развивать

творческие способности учащихся. Одновременно с этим идет процесс освоения компьютерных

программ по созданию презентаций, отработка умений работать со звуком и анимацией.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций,

выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию

важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует

познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать

практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными

особенностями каждого ученика.

Одной из таких программ является ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям

математики и приобрела заслуженный авторитет. Использовать ее можно практически на всех

уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при

изучении следующих разделов математики:

взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);

графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);

графический способ решения уравнений (8 класс);

построение графика квадратичной функции (9 класс);

графический способ решения систем уравнений (9 класс);

ADVANCED GRAPHER можно использовать и на внеклассных занятиях, и при решении задач

вступительных экзаменов в ВУЗы, так как программа позволяет строить кривые, заданные

параметрическими уравнениями или

уравнениями в полярных координатах, изображать на плоскости области, являющиеся решением

неравенств.

Проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность. При этом

повышается мотивация учащихся к самостоятельному изучению математики. При защите проектов

происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие. Занятия элективных

курсов по математике, которые я веду в 9-11-х классах, часто заканчиваются защитой проектов

учащимися и приводит к созданию очень интересных презентаций, которые я затем могу включать

в свои уроки. Примерами таких проектов служат работы моих учащихся над темами

«Квадратичная функция», «Графики функций с модулями», «Золотое сечение», «Симметрия».

Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом

модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности

образования. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера

программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения. Осуществляя

личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных

технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации

личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. А учителю важно

получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления

ученика, всячески содействуя этому процессу.



В раздел образования