Напоминание

Программа "Выпускник" для обучающихся 4 классов по формированию функциональной грамотности при переходе в среднее звено


Автор: Цыганкова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Частоостровская СОШ
Населённый пункт: Красноярский край Емельяновский район
Наименование материала: Программа развития и адаптации обучающихся 4–ых классов
Тема: Программа "Выпускник" для обучающихся 4 классов по формированию функциональной грамотности при переходе в среднее звено
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Частоостровская СОШ

Подготовка учащихся 4 класса

к переходу в среднее звено

Автор программы: Цыганкова

Лариса Владимировна

2012\2013 уч. г.

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цель программы.

3. Участники реализации программы.

4. Этапы и сроки реализации.

5. Приложения к программе.

І

. Пояснительная записка.

Одним из кризисных периодов школьного возраста является переход из начального в

среднее звено обучения. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие

требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию детей. Переход из первой

ступени во вторую ступень – это переломный момент в жизни ребенка, так как

осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому

положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с

учителями. Этот переход сопровождается достаточно резкими переменами в жизни

школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и

ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения.

Подготовка школьников 4 класса к переходу в 5-й класс будет осуществляться в рамках

специальной программы «Выпускник».

ІІ

. Цель программы:

обеспечение целевого и содержательного единства учебно-воспитательного

процесса;

организация мотивационной среды для развития у учащихся самопознания,

самовоспитания, самообразования;

создание условий для более успешного и плавного перехода в среднее звено.

ІІІ

. Участники реализации программы:

учащиеся 4-го класса;

классный руководитель 4-го класса;

родители учащихся;

психолог.

ІV

. Этапы и сроки реализации программы.

Реализация программы «Выпускник» осуществляется с начала

ІІ

полугодия 4-го

класса.

Результатом реализации данной программы будет создание для каждого учащегося

«Портфеля личных достижений».

Этапы

Содержание

Сроки и

ответственный

1.

Изучение

подготовленно

сти уч-ся 4-го

класса к

обучению в

среднем звене

1.

Выводы педагогических диагностик и

наблюдений за прошедшее время

обучения уч-ся (выявленные пробелы).

2.

Диагностика «Мотивация к обучению в

школе»

Январь

Кл.

руководитель

Психолог

2.

Оформление

стенда для уч-

ся и их

родителей

«Выпускник 4-

го кл.»

Оформить информационный стенд, в

котором будет отражена «Модель

выпускника 4-го класса»

Январь

Кл.

руководитель

3.

Изучение

личности

учеников и

Проведение диагностик:

«Психологический климат в

классе»

Январь-апрель

Кл.

руководитель,

отражение

выводов в

«Портфеле

личных

достижений»

«Уровень самооценки»

Методика «Школа зверей»

(диагностика адаптации уч-ся в

школе)

Выявление уровня воспитанности

уч-ся

психолог

4.

Проведение

коррекционных

занятий со

слабоуспеваю

щими уч-ся

Проведение индивидуальных и

групповых коррекционных занятий с уч-

ся.

Январь-апрель

Кл.

руководитель,

психолог

5.

Работа с

родителями

Анкетирование

Родительские собрания

Советы и рекомендации

классного руководителя и

психолога

Январь-апрель

Кл.

руководитель,

психолог

6.

Совместная

работа кл. рук.,

уч-ся и

учителей-

предметников.

Посещение уроков в 4 кл.

учителями-предметниками и

проведение ими уроков

Проверка рабочих тетрадей

Март-апрель

Кл.

руководитель,

учителя-

предметники

7.

Сочинение на

тему «Я –

пятиклассник»

Отражение учащимися в

сочинении своих пожеланий,

ожиданий, прогнозирование

своих успехов.

Учащиеся 4

класса

8.

«Круглый стол»

для родителей

и учителей-

предметников

Представление родителям

учителей-предметников

Обозначить уровень

требований по предметам

Май

Кл.

руководитель,

психолог,

учителя-пред.

9.

Внеклассные

мероприятия

для уч-ся

Адаптационное занятие

«Собираемся в дорогу,

впереди у нас пятый класс»

Классные часы о целях и

задачах

подготовительного

периода при переходе в

среднее звено

Январь-май

Кл.

руководитель,

психолог

10. Педагогически

й консилиум на

ШПМПк

Характеристика класса, проблемы,

трудности;

анализ состояния здоровья;

межличностные отношения в

классном коллективе;

социальный паспорт класса;

анализ успеваемости.

Май

Кл.

руководитель,

психолог,

социальный

педагог

МБОУ Частоостровская СОШ

Приложение к программе «Выпускник»

Автор составитель: Лариса Владимировна

Цыганкова

Ведение.

Технология «Погружения в 5-й класс» предназначена для учащихся 4-го класса.

Данная технология - это своеобразный педагогический прием, созданный для оптимизации

воспитательного процесса протекающего во время периода перехода учащихся из 4-го класса в

5-й.

Основная задача технологии – организовать взаимодействие учащихся 4-го класса с

учениками 5-го класса (прошедшими уже период «перехода»), учителями-предметниками,

которое поможет четвероклассникам осознать всю значимость этого переходного периода.

Цели:

создание условий для осуществления преемственности между начальным и

средним звеном;

создание для уч-ся ситуации успеха;

мотивация у уч-ся к успешному обучению;

формирование коммуникативной компетенции у уч-ся при разных жизненных

ситуациях.

Этапы «Погружения» и их описание.

І Подготовительный.

На этом этапе проходит согласование классного руководителя 4-го класса :

с заместителем директора школы по УВР по поводу разрешения внедрения в учебный

процесс 5-го класса прохождения данной технологии;

с классным руководителем 5-го класса;

с учителями-предметниками.

На этом же этапе необходимо провести для четвероклассников классный час «Технология

«Погружения» в 5-й класс», на котором объяснить задачи данного мероприятия .

ІІ Основной.

По два ученика из 4-го класса «погружаются» на весь рабочий день в 5-й класс

(учитывается расписание уроков в обоих классах, наличие контрольных работ и другие

моменты учебного процесса). Они посещают все уроки, выполняют в тетрадях всю работу,

которая дается. Четвероклассники могут принять участие в устных опросах. Если учителя-

предметники посчитают нужным, они могут оценить работу четвероклассников за устные или

письменные задания, поставив им оценку в «Путевой лист».

!

В «погружении» могут принять участие только те учащиеся 4-го класса, которые за

текущую учебную неделю:

имеют оценки по предметам только «4» и «5»;

за все письменные работы (проверочные, кл. работы и домашние) имеют только «4»

и «5»;

не имеют замечаний по поведению.

Во время прохождения Основного этапа учащиеся еще принимают участие в

дидактической ролевой игре «Редакция», которая нацелена на подведение итога донного

«погружения».

ІІІ Итоговый.

Этот этап будет заключительной работой игры «Редакция». На этом этапе будет создан

отчет по итогам всего «погружения» в виде презентации и журнала «Наше погружение». Итог

этого КТД 4-го класса будет представлен для учителей-предметников и уч-ся 3 класса в конце ІV

четверти.

Дидактическая ролевая игра «Редакция» для учащихся.

Основная задача игры – организовать такое взаимодействие учащихся, в котором

каждый ребенок, на протяжении всей игры, удерживая позицию сотрудника редакции,

будет учиться вступать в содержательное общение с людьми, выбирать форму работы в

группе, отбирать и оформлять свой материал, брать на себя ответственность за свою

работу и за выпуск в целом.

Игра строится как работа обычной редакции накануне выпуска очередного номера

журнала.

Образовательные возможности этой игры многоплановы. Она формирует:

умение

вступать

в

коммуникацию

с

разными

людьми

на

основе

предметного

содержания

умение планировать и выполнять свою работу, удерживая четкие временные рамки

умение задавать вопросы, слышать ответы

умение создавать тексты

умение договариваться друг с другом по поводу единого замысла

умение принимать решение и нести ответственность (ведь уже под твой материал

отведено место)

умение представлять свою работу.

1 этап: постановка общей задачи.

Руководитель:

- У вас сейчас проходит очень важный этап – подготовка к переходу в среднее звено и

«Погружение в 5-й класс. Вы будете оценивать свои полученные знания, умения и навыки,

полученные

в

начальных

классах,

будете

знакомиться

с

учителями-предметниками,

новыми требованиями. Все, что будет происходить интересного и значимого для вас и

для ваших родителей, для участников данного «погружения», вы сможете отразить в

выпуске журнала, который вы создадите и оформите сами. Как вы думаете, зачем это

нужно?

- Это полезно будет и вам, и другим, а для этого нужно отобрать все самое важное и

представить так, чтобы было интересно читать и смотреть.

-

А ещё вас ждёт интересная игра, вы станете членами редакции, а для этого

необходимо

узнать

ролевые

позиции:

«Редакторы»,

«Художники»,

«Корреспонденты»,

«Фотокорреспонденты»,

«Журналисты»,

«Писатели»,

«Корректоры» и т.д;

-

Руководитель игры предлагает ребятам обсудить, о чем нужно рассказать в

журнале, и какие, исходя из этого, рубрики будут в нем. На доске фиксируются

все предложения. Затем они разбиваются на блоки по возможным рубрикам:

«Зачем нам нужно это «погружение»?»

«Вести с уроков в 5-ом классе»

«Знакомство с участниками «погружения».

«Наши интервью»

«Родительская страничка»

«Каким я хочу стать пятиклассником»

В ходе работы Редакции могут возникнуть и другие рубрики, которые потом будут

помещены в журнал.

При

проведении

этой

работы

необходимо,

чтобы

взрослый

не

предлагал

своих

вариантов,

а

умел

организовать

дискуссию

и

работать

с

версиями

ребят.

Похожие

варианты были в других журналах.

2 этап: обсуждение «Кодекса чести журналиста».

Обсуждаем, каким должен быть журналист. Сначала нужно выслушать мнения ребят.

-

Честным: писать правду.

-

Добрым и терпеливым.

-

Смелым: не бояться спрашивать даже взрослых.

-

Умным, даже очень умным, чтобы всем было интересно читать.

3 этап: определение круга ролей и уточнение задач каждой ролевой позиции.

Какие-то роли вспоминают дети, если что-то забыли - подсказывает взрослый. Учитель

записывает на доске все ролевые позиции:

Редактор – принимает материал, смотрит, как разместить в журнале..

Фотокорреспонденты – фотографируют.

Журналисты – пишут статьи и заметки.

Корреспонденты – «собкоры» берут интервью у ребят, учителей и родителей.

Художники-оформители – рисую, оформляют страницы .

Корректоры – проверяют материалы.

Писари - переписывают или перепечатывают материал.

Писатели и поэты – пишут свои произведения.

У

каждой

рубрики

свои

страницы,

а

значит,

свой

редактор

и

необходимый

набор

сотрудников.

4 этап: самоопределение.

Это, наверное, самое трудное – самоопределиться. Все роли записаны на доске;

ребенку нужно взвесить свои силы, выбирая ту или иную роль. В основном, ребята

выбирают роли по желанию, но взрослый может прийти на помощь. При этом педагог

ориентирован на то, чтобы дать возможность ребенку освоить умения, которые ему не

удаются на уроке. В данном случае сама игровая ситуация и выбранная роль помогают

ему перешагнуть через психологические барьеры и включиться в полноценное и

содержательное общение. Так, тихий и замкнутый ребенок, которому достаточно сложно

обратиться к кому-либо с вопросом, справляется с этой задачей в роли корреспондента.

5 этап: работа «Редакции», итогом работы будет выпуск журнала.



В раздел образования