Автор: Цыганкова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Частоостровская СОШ
Населённый пункт: Красноярский край Емельяновский район
Наименование материала: Программа развития и адаптации обучающихся 4–ых классов
Тема: Программа "Выпускник" для обучающихся 4 классов по формированию функциональной грамотности при переходе в среднее звено
Раздел: начальное образование
МБОУ Частоостровская СОШ
Подготовка учащихся 4 класса
к переходу в среднее звено
Автор программы: Цыганкова
Лариса Владимировна
2012\2013 уч. г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цель программы.
3. Участники реализации программы.
4. Этапы и сроки реализации.
5. Приложения к программе.
І
. Пояснительная записка.
Одним из кризисных периодов школьного возраста является переход из начального в
среднее звено обучения. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие
требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию детей. Переход из первой
ступени во вторую ступень – это переломный момент в жизни ребенка, так как
осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому
положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с
учителями. Этот переход сопровождается достаточно резкими переменами в жизни
школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и
ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения.
Подготовка школьников 4 класса к переходу в 5-й класс будет осуществляться в рамках
специальной программы «Выпускник».
ІІ
. Цель программы:
обеспечение целевого и содержательного единства учебно-воспитательного
процесса;
организация мотивационной среды для развития у учащихся самопознания,
самовоспитания, самообразования;
создание условий для более успешного и плавного перехода в среднее звено.
ІІІ
. Участники реализации программы:
учащиеся 4-го класса;
классный руководитель 4-го класса;
родители учащихся;
психолог.
ІV
. Этапы и сроки реализации программы.
■
Реализация программы «Выпускник» осуществляется с начала
ІІ
полугодия 4-го
класса.
■
Результатом реализации данной программы будет создание для каждого учащегося
«Портфеля личных достижений».
Этапы
Содержание
Сроки и
ответственный
1.
Изучение
подготовленно
сти уч-ся 4-го
класса к
обучению в
среднем звене
1.
Выводы педагогических диагностик и
наблюдений за прошедшее время
обучения уч-ся (выявленные пробелы).
2.
Диагностика «Мотивация к обучению в
школе»
Январь
Кл.
руководитель
Психолог
2.
Оформление
стенда для уч-
ся и их
родителей
«Выпускник 4-
го кл.»
Оформить информационный стенд, в
котором будет отражена «Модель
выпускника 4-го класса»
Январь
Кл.
руководитель
3.
Изучение
личности
учеников и
Проведение диагностик:
«Психологический климат в
классе»
Январь-апрель
Кл.
руководитель,
отражение
выводов в
«Портфеле
личных
достижений»
«Уровень самооценки»
Методика «Школа зверей»
(диагностика адаптации уч-ся в
школе)
Выявление уровня воспитанности
уч-ся
психолог
4.
Проведение
коррекционных
занятий со
слабоуспеваю
щими уч-ся
Проведение индивидуальных и
групповых коррекционных занятий с уч-
ся.
Январь-апрель
Кл.
руководитель,
психолог
5.
Работа с
родителями
Анкетирование
Родительские собрания
Советы и рекомендации
классного руководителя и
психолога
Январь-апрель
Кл.
руководитель,
психолог
6.
Совместная
работа кл. рук.,
уч-ся и
учителей-
предметников.
Посещение уроков в 4 кл.
учителями-предметниками и
проведение ими уроков
Проверка рабочих тетрадей
Март-апрель
Кл.
руководитель,
учителя-
предметники
7.
Сочинение на
тему «Я –
пятиклассник»
Отражение учащимися в
сочинении своих пожеланий,
ожиданий, прогнозирование
своих успехов.
Учащиеся 4
класса
8.
«Круглый стол»
для родителей
и учителей-
предметников
Представление родителям
учителей-предметников
Обозначить уровень
требований по предметам
Май
Кл.
руководитель,
психолог,
учителя-пред.
9.
Внеклассные
мероприятия
для уч-ся
Адаптационное занятие
«Собираемся в дорогу,
впереди у нас пятый класс»
Классные часы о целях и
задачах
подготовительного
периода при переходе в
среднее звено
Январь-май
Кл.
руководитель,
психолог
10. Педагогически
й консилиум на
ШПМПк
Характеристика класса, проблемы,
трудности;
анализ состояния здоровья;
межличностные отношения в
классном коллективе;
социальный паспорт класса;
анализ успеваемости.
Май
Кл.
руководитель,
психолог,
социальный
педагог
МБОУ Частоостровская СОШ
Приложение к программе «Выпускник»
Автор составитель: Лариса Владимировна
Цыганкова
■
Ведение.
Технология «Погружения в 5-й класс» предназначена для учащихся 4-го класса.
Данная технология - это своеобразный педагогический прием, созданный для оптимизации
воспитательного процесса протекающего во время периода перехода учащихся из 4-го класса в
5-й.
Основная задача технологии – организовать взаимодействие учащихся 4-го класса с
учениками 5-го класса (прошедшими уже период «перехода»), учителями-предметниками,
которое поможет четвероклассникам осознать всю значимость этого переходного периода.
Цели:
создание условий для осуществления преемственности между начальным и
средним звеном;
создание для уч-ся ситуации успеха;
мотивация у уч-ся к успешному обучению;
формирование коммуникативной компетенции у уч-ся при разных жизненных
ситуациях.
■
Этапы «Погружения» и их описание.
І Подготовительный.
На этом этапе проходит согласование классного руководителя 4-го класса :
●
с заместителем директора школы по УВР по поводу разрешения внедрения в учебный
процесс 5-го класса прохождения данной технологии;
●
с классным руководителем 5-го класса;
●
с учителями-предметниками.
На этом же этапе необходимо провести для четвероклассников классный час «Технология
«Погружения» в 5-й класс», на котором объяснить задачи данного мероприятия .
ІІ Основной.
По два ученика из 4-го класса «погружаются» на весь рабочий день в 5-й класс
(учитывается расписание уроков в обоих классах, наличие контрольных работ и другие
моменты учебного процесса). Они посещают все уроки, выполняют в тетрадях всю работу,
которая дается. Четвероклассники могут принять участие в устных опросах. Если учителя-
предметники посчитают нужным, они могут оценить работу четвероклассников за устные или
письменные задания, поставив им оценку в «Путевой лист».
!
В «погружении» могут принять участие только те учащиеся 4-го класса, которые за
текущую учебную неделю:
☺
имеют оценки по предметам только «4» и «5»;
☺
за все письменные работы (проверочные, кл. работы и домашние) имеют только «4»
и «5»;
☺
не имеют замечаний по поведению.
Во время прохождения Основного этапа учащиеся еще принимают участие в
дидактической ролевой игре «Редакция», которая нацелена на подведение итога донного
«погружения».
ІІІ Итоговый.
Этот этап будет заключительной работой игры «Редакция». На этом этапе будет создан
отчет по итогам всего «погружения» в виде презентации и журнала «Наше погружение». Итог
этого КТД 4-го класса будет представлен для учителей-предметников и уч-ся 3 класса в конце ІV
четверти.
Дидактическая ролевая игра «Редакция» для учащихся.
Основная задача игры – организовать такое взаимодействие учащихся, в котором
каждый ребенок, на протяжении всей игры, удерживая позицию сотрудника редакции,
будет учиться вступать в содержательное общение с людьми, выбирать форму работы в
группе, отбирать и оформлять свой материал, брать на себя ответственность за свою
работу и за выпуск в целом.
Игра строится как работа обычной редакции накануне выпуска очередного номера
журнала.
Образовательные возможности этой игры многоплановы. Она формирует:
умение
вступать
в
коммуникацию
с
разными
людьми
на
основе
предметного
содержания
умение планировать и выполнять свою работу, удерживая четкие временные рамки
умение задавать вопросы, слышать ответы
умение создавать тексты
умение договариваться друг с другом по поводу единого замысла
умение принимать решение и нести ответственность (ведь уже под твой материал
отведено место)
умение представлять свою работу.
1 этап: постановка общей задачи.
Руководитель:
- У вас сейчас проходит очень важный этап – подготовка к переходу в среднее звено и
«Погружение в 5-й класс. Вы будете оценивать свои полученные знания, умения и навыки,
полученные
в
начальных
классах,
будете
знакомиться
с
учителями-предметниками,
новыми требованиями. Все, что будет происходить интересного и значимого для вас и
для ваших родителей, для участников данного «погружения», вы сможете отразить в
выпуске журнала, который вы создадите и оформите сами. Как вы думаете, зачем это
нужно?
- Это полезно будет и вам, и другим, а для этого нужно отобрать все самое важное и
представить так, чтобы было интересно читать и смотреть.
-
А ещё вас ждёт интересная игра, вы станете членами редакции, а для этого
необходимо
узнать
ролевые
позиции:
«Редакторы»,
«Художники»,
«Корреспонденты»,
«Фотокорреспонденты»,
«Журналисты»,
«Писатели»,
«Корректоры» и т.д;
-
Руководитель игры предлагает ребятам обсудить, о чем нужно рассказать в
журнале, и какие, исходя из этого, рубрики будут в нем. На доске фиксируются
все предложения. Затем они разбиваются на блоки по возможным рубрикам:
«Зачем нам нужно это «погружение»?»
«Вести с уроков в 5-ом классе»
«Знакомство с участниками «погружения».
«Наши интервью»
«Родительская страничка»
«Каким я хочу стать пятиклассником»
В ходе работы Редакции могут возникнуть и другие рубрики, которые потом будут
помещены в журнал.
При
проведении
этой
работы
необходимо,
чтобы
взрослый
не
предлагал
своих
вариантов,
а
умел
организовать
дискуссию
и
работать
с
версиями
ребят.
Похожие
варианты были в других журналах.
2 этап: обсуждение «Кодекса чести журналиста».
Обсуждаем, каким должен быть журналист. Сначала нужно выслушать мнения ребят.
-
Честным: писать правду.
-
Добрым и терпеливым.
-
Смелым: не бояться спрашивать даже взрослых.
-
Умным, даже очень умным, чтобы всем было интересно читать.
3 этап: определение круга ролей и уточнение задач каждой ролевой позиции.
Какие-то роли вспоминают дети, если что-то забыли - подсказывает взрослый. Учитель
записывает на доске все ролевые позиции:
Редактор – принимает материал, смотрит, как разместить в журнале..
Фотокорреспонденты – фотографируют.
Журналисты – пишут статьи и заметки.
Корреспонденты – «собкоры» берут интервью у ребят, учителей и родителей.
Художники-оформители – рисую, оформляют страницы .
Корректоры – проверяют материалы.
Писари - переписывают или перепечатывают материал.
Писатели и поэты – пишут свои произведения.
У
каждой
рубрики
свои
страницы,
а
значит,
свой
редактор
и
необходимый
набор
сотрудников.
4 этап: самоопределение.
Это, наверное, самое трудное – самоопределиться. Все роли записаны на доске;
ребенку нужно взвесить свои силы, выбирая ту или иную роль. В основном, ребята
выбирают роли по желанию, но взрослый может прийти на помощь. При этом педагог
ориентирован на то, чтобы дать возможность ребенку освоить умения, которые ему не
удаются на уроке. В данном случае сама игровая ситуация и выбранная роль помогают
ему перешагнуть через психологические барьеры и включиться в полноценное и
содержательное общение. Так, тихий и замкнутый ребенок, которому достаточно сложно
обратиться к кому-либо с вопросом, справляется с этой задачей в роли корреспондента.
5 этап: работа «Редакции», итогом работы будет выпуск журнала.