Напоминание

"Личностно-ориентированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках ОБЖ"


Автор: Храбрунова Лариса Владимировна
Должность: учитель физической культуры и ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5
Населённый пункт: п.Печенга Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Личностно-ориентированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках ОБЖ"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

на РМО преподавателей-организаторов ОБЖ по теме:

«Личностно-ориентированный подход к

планированию деятельности учащихся на уроках

ОБЖ

»

Учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5

Храбрунова Лариса Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

Тема: «Личностно-ориентированный подход к планированию

деятельности учащихся на уроках ОБЖ»

Умение учителя занять во время урока всех учащихся

есть критерий достоинства учителя

К. Д. Ушинский

В

современных

условиях

в

силу

смещения

общественного

внимания

к

человеку

формирование личности безопасного типа поведения и здорового образа жизни стало

объективной исторической необходимостью, основной целью образовательной системы.

Личность учащегося при этом рассматривается как основной субъект образовательного

процесса, формирование и развитие которого осуществляются в процессе изучения курса

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Личностно-ориентированный подход, будучи ведущей тенденцией в современной сфере

образования,

определяет

пути

формирования

духовного

мира

личности,

условий

ее

культурной

самореализации

и

саморазвития

как

субъекта

безопасного

поведения

и

деятельности.

Внедрение личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся основам

безопасности жизнедеятельности связано с перестройкой организации педагогической

науки, преодолением ее оторванности от запросов современного общества и передовой

образовательной практики.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения

является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных

условий

для

его

развития.

А

для

этого

необходимо

знать

основные

требования

в

разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

Личностно-ориентированное обучение в курсе ОБЖ рассматривается как

специфическая

педагогическая

деятельность

по

созданию

учащимся

оптимальных

условий

для

развития

и

самореализации

их

потенциальных

возможностей,

самостоятельности,

способности

к

самообразованию,

формированию

культуры

безопасности.

Личностно-ориентированный урок ОБЖ в отличие от урока традиционного

изменяет

тип

взаимодействия

«учитель

ученик» от

командного

стиля

к

сотрудничеству; ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результатов,

сколько

процессуальной

деятельности

ученика;

позицию

ученика

от

прилежного

исполнения к активному творчеству, то есть поиску оптимального решения в учебной

чрезвычайной ситуации; мышление учащихся – на рефлексивное, то есть нацеленное на

результат

сохранение

жизни

и

здоровья.

Главная

особенность

личностно-

ориентированного урока ОБЖ заключается в том, что учитель должен не только давать

знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учеников в процессе

учебно-познавательной деятельности.

Личностно - ориентированный подход в обучении требует, чтобы

школьное

образование

было

достаточно

эластично,

чтобы

оно

давало

простор

здоровым,

ясно

выраженным

индивидуальным

особенностям

каждого

ученика.

Всё

положительное,

ценное из личных дарований и наклонений, как бы оригинально оно ни было, должно

быть развито.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса по

основам безопасности жизнедеятельности предполагает специальное конструирование

дидактического материала, использование методических рекомендаций и форм контроля

над личностным развитием ученика.

Для успешной реализации принципов личностно-ориентированного подхода в курсе

ОБЖ эффективными являются такие методы и технологии обучения, которые позволяют

личности самой «строить» свои знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни

как своим приобретением для формирования личности. В этой связи особую значимость

приобретают оригинальные методы обучения, максимальное использование натуральных

условий и реальных жизненных ситуаций.

Для

практической реализации принципов личностно-ориентированного подхода в

обучении можно использовать активные способы обучения при изучении всех основных

разделов

курса

ОБЖ.

При

их

разработке

и

использовании

необходимо

учитывать

возрастные особенности учащихся и основные принципы обучения.

Образовательный процесс личностно - ориентированного обучения предоставляет

каждому

ученику,

опираясь

на

его

способности,

склонности,

интересы,

опыт,

возможность

реализовать

себя

в

познании,

учебной

деятельности

и

учебном

поведении.

Критериальная

база

личностно

- ориентированного

обучения

строится

на

отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений, и навыков, сколько на

сформированности качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Учителя ОБЖ на

своих

уроках

должны

поддерживать

процессы

самопознания,

самореализации

личности

ребёнка,

развития

его

неповторимой

индивидуальности,

которые лежат в основе личностно-ориентированного подхода. В основе, данной методики

заложены:

принципы:

вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных

для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных

особенностей детей, их опыта;

синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий

обучения,

которые

бы

вовлекали

детей

в

процесс

познания,

совместного

действия и эмоционального освоения мира;

приоритетный

стандарт

-

вовлечение

детей

в

такие

виды

деятельности,

которые им интереснее, предпочтительнее.

методы обучения:

исследовательский;

проблемный;

эвристический.

методические приёмы:

внутренний диалог;

деловая игра;

проектная деятельность;

тематический анализ;

прием дискуссии;

«Мозговой штурм»;

метод группового принятия решений.

В условиях личностно-ориентированного подхода учителя ОБЖ на своих уроках

должны использовать такие виды деятельности учащихся на уроке как:

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

Самостоятельная работа

В чем же смысл личностно-ориентированного подхода в обучения?

Смысл личностно-ориентированного подхода в обучения в том, что он, прежде всего,

ориентирован на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В

нем заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности,

темперамент,

специфику

интересов,

качеств

персептивных

процессов

и

интеллекта,

потребностей и способностей индивида.

Во-вторых, он назван так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей

индивидуальности,

способности

и

быть

личностью

посредством

активности,

направленности,

включенности

в

пространство

межиндивидных

связей,

приобретения

социального опыта и т.д.

В-третьих, он ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в

рамках одновременной работы со всем классом.

В-четвертых, он ориентирован на интеграцию индивидуальной работы с формами

коллективной учебной деятельности.

В-пятых, он ориентирован

на учет и реализацию индивидуальных особенностей

учителя.

Деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе

урока.

Сообщение в начале урока не только темы, но организации учебной деятельности в

ходе урока.

Использование проблемных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учётом

конкретных целей урока.

Осуществление

комплексного

педагогического

наблюдения

за

каждым

учеником

в

процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Применение

заданий,

позволяющих

ученику

самому

выбирать

тип,

вид

форму

материала (словесную, графическую, условно- символическую).

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что мы «узнали», но и того, что

понравилось (не понравилось), почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что

сделать по-другому.

Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности

и инициативы.

Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и

анализ

того,

как

ученик

рассуждал,

какой

способ

использовал,

почему

и

в

чём

ошибался.

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду

параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно

разъясняется,

как

следует

рационально

организовать

свою

учебную

работу

при

выполнении домашнего задания.

Как показывает практика, одним из эффективных средств личностно-

ориентированного

обучения

учащихся

в

курсе

ОБЖ

является

решение

ситуационных задач.

Применение ситуационных задач личностно-ориентированной направленности по

безопасности

жизнедеятельности

способствует

созданию

педагогических

ситуаций

общения

на

уроке,

позволяющих

каждому

ученику

проявить

инициативу,

самостоятельность; стимулирует учащихся к применению методов решения проблемы на

основе личных знаний и жизненного опыта. Источниками для разработки дидактических

задач личностно-ориентированной направленности по безопасности жизнедеятельности

могут служить публикации в газетах и журналах, рассказы и описания очевидцев каких

либо событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.). Когда

сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы задания учащимся.

Например: «Как бы поступили лично Вы в данных обстоятельствах? Кому и как следовало

бы

поступить?

Определите

оптимальный

вариант

решения

проблемы

в

данной

чрезвычайной ситуации» и т.д.

Ситуационные задачи личностно-ориентированной направленности по основам

безопасности жизнедеятельности целесообразно сконструировать по уровням сложности,

что отвечает принципам личностно-ориентированного подхода к обучению.

Конечная

цель

применения

дидактических

ситуационных

задач

личностно-

ориентированной

направленности

по

безопасности

жизнедеятельности

приучить

человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидеть опасные

ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, уметь принимать целесообразные

решения и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или

смягчения тяжести ее последствий.

Организованный процесс решения ситуационных задач предполагает в первую очередь

закрепление

изученного

материала,

формирование

практических

умений

и

навыков,

развитие

эмоционально

волевых

качеств

личности,

логического

мышления,

сообразительности.

В числе других активных способов применения личностно-ориентированного

подхода

в

обучении

учащихся

основам

безопасности

жизнедеятельности

применение дидактических игр.

В процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности наиболее

эффективно

применение

различных

модификаций

деловых

игр:

имитационных,

операционных, ролевых игр, делового театра, психодрамы и социодрамы.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока

различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более

традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов

обучения, выработке навыков и умений. В этой связи можно дифференцировать игры на

обучающие, обобщающие и контролирующие.

Одним из способов стимуляции творческой активности учащихся в процессе

изучения основ безопасности жизнедеятельности является проектная деятельность.

Как

показывают

проведенные

исследования,

на

подростковом

этапе

проектная

деятельность отвечает таким специфическим возрастным преимуществам, как готовность

к самостоятельным формам учебной работы и стремление к сотрудничеству. Полученные

результаты

исследования

показывают,

что

«старшие

подростки

проявляют

высокие

показатели положительного отношения к проектной деятельности».

Цель творческих проектов в процессе личностно-ориентированного обучения основам

безопасности

жизнедеятельности

заключается

в

развитии

интеллектуальных

и

специальных

способностей

учащихся,

направленных

на

получение

и

эффективное

использование

информации,

необходимой

для

того,

чтобы

предвидеть

и

избежать

опасности, а в случае их возникновения – уметь самостоятельно находить наиболее

рациональные способы решения.

Результатом творческого проекта по основам безопасности жизнедеятельности могут

быть:

реферат;

компьютерная

презентация

с

использованием

слайдов;

доклад;

графическая работа; конференция; деловая игра и другие формы.

Полученные высокие показатели по результатам исследования показывают, например,

что старшие подростки успешно используют проектную деятельность по всем основным

разделам учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности, например:

«Профессия – Родину защищать», «Терроризм – угроза обществу», «Здоровая мать –

здоровый ребенок» и другие.

Основные особенности личностно - ориентированного урока

Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно -

ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика,

ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - быть

одновременно

и

предметником,

и

психологом,

умеющим

осуществлять

комплексное

педагогическое

наблюдение

за

каждым

учеником

в

процессе

его

индивидуального

(возрастного) развития, личностного становления.

Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются

знания,

но

раскрываются,

формируются

и

реализуются

личностные

особенности

учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно - ориентированный

урок.

Его особенности:

конструирование

дидактического

материала

разного

типа,

вида

и

формы,

определение цели, места и времени его использования на уроке;

продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;

проведение наблюдений за школьниками;

предоставление

ученикам

возможности

задавать

вопросы,

не

сдерживая

их

активности и инициативы;

организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;

продуманное

чередование

видов

работ,

типов

заданий

для

снижения

утомляемости учащихся.

Рекомендации к подготовке, проведению и анализу

Важное место при подготовке урока необходимо отвести разработке гибкого плана.

Он включает в себя:

определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов

урока;

подбор

и

организацию

дидактического

материала,

позволяющего

выявлять

индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного

материала, облегчающего его усвоение;

планирование

разных

форм

организации

учебной

деятельности

(соотношение

фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);

выявление

требований

к

оценке

продуктивности

работы

с

учётом

характера

заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование

известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в

процессе урока включает в себя:

использование

разных

форм

общения

(монолога,

диалога,

полилога)

с

учётом

конкретных целей урока;

проектирование

характера

взаимодействий

учеников

на

уроке

с

учётом

их

личностных

особенностей,

требований

к

межгрупповому

взаимодействию

(распределение по группам, парами и т.п.);

использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге «

ученик- учитель», «ученик- класс»;

предвосхищение

возможных

изменений

в

организации

коллективной

работы

класса, коррекция по ходу урока.

Планирование результативности урока предусматривает:

обобщение полученных знаний и умений, оценка их освоенности;

анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.

При разработке

личностно-ориентированного

подхода

для преподавания ОБЖ

необходимо

понимать, что успех обучения зависит от того, как ясно и четко в нем

прописана

технология

организации

учебного

процесса,

как

для

учителя,

так

и

для

учащихся.

Вот почему при разработке и внедрении личностно-ориентированного подхода в

обучении необходимо особое внимание уделять технологии осуществления.

Основой данной технологии обучения является личностно-ориентированный учебный

план по предмету основы безопасности жизнедеятельности.

В учебном плане:

указываются номера параграфов, наименование тем или разделом курса ОБЖ;

определяются временные рамки изучения параграфов, тем и разделов;

обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний,

самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по

предмету,

тем

самым

создавая

условия

для

движения

по

коллективному

учебному

маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

План задает четкие и ясные правила деятельности, как для учителя, так и для каждого

ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.

Критерии анализа личностно - ориентированного урока

Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя

на

работу;

Сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм

организации их деятельности;

Гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока

(его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих заданий, взаимопроверка,

анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей;

Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения задания;

Использование

разнообразного

дидактического

материала,

позволяющего

ученику

проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания,

характеру его выполнения;

Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

Анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и учётом того, как

ученик

рассуждал,

каким

способом

решал,

где

и

почему

ошибся,

высказал

ли

оригинальные соображения;

Преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог);

Предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий,

изложение

знаний,

самостоятельная

работа

с

учебником,

коллективное

решение

творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных

способов решения т. п.

Построение учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода на

уроках ОБЖ

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся

он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых

порой

трудится

всю

свою

педагогическую

жизнь.

К

таким

проблемам

относятся,

ключевые, а именно:

как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

как

сохранить

и

укрепить

здоровье

ребенка

при

организации

его

учебной

деятельности;

каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего

приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с

каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы,

связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером

усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но

осуществляемый на индивидуальном уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном уровне

вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый

неповторим!

У

каждого

ребенка

свой

индивидуальный

сплав

способн6остей,

темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти способности развиваются,

изменяются,

поддаются

коррекции.

Значит,

индивидуальные

особенности

даже

отдельного

ученика

невозможно

в

полном

объеме

учесть

при

организации

учебной

деятельности.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического

воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, прежде всего,

необходимо иметь в виду его саморазвитие.

Следовательно, задачей при осуществлении данного подхода в обучении становится

создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное

стимулирование

у

учащихся

самоценной

образовательной

деятельности

на

основе

самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

В целях развития индивидуальной личности использую следующие приёмы

организации учебной работы

Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя»):

содержательное

самооценивание,

анализ

и

самооценка

школьниками

содержания

проверенной работы (например, по заданному плану, схеме, алгоритму проверить

выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где

ошибки);

анализ

и

самооценка

использованного

способа

над

содержанием

(рациональности

способа

решения

и

оформления

задач,

образности

плана

с оч и н е н и я ,

последовательности действий в практической работе и др.);

оценка

школьником

себя

как

субъекта

учебной

деятельности

по

заданным

характеристикам деятельности (умею ли я ставить учебные цели, планировать свою

работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и

оценивать результаты);

анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль,

позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной

изобретательности пр.);

включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение

своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти т.д.

(Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование

ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора

способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);

«Зеркальные задания» - обнаружение своих личностных или учебных характеристик

в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно,

чтение),

или

внесёнными

в

урок

диагностическими

моделями

(например,

описательные портреты различных типов учеников с предложением прикинуть на

себя).

Часто пользуюсь заданиями на создание возможностей для самоопределения

(обращение к школьнику - «Выбирай себя»):

аргументированный

выбор

различного

учебного

содержания

(источников,

факультативов и т. д.);

выбор

заданий

качественной

различной

направленности

(креативно сти,

теоретичности- практичности, аналитической синтезирующей направленности т. д.);

задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на

тот или иной балл;

задания

с

аргументированным

выбором

способа

учебной

работы,

в

частности,

характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем,

делать учебные задания);

выбор формы отчётности учебной работы. Это может быть письменный или устный

отчёт, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием;

выбор

режима

учебной

работы

(интенсивное,

в

краткий

срок,

освоение

темы,

распределённый режим – «работа порциями» и пр.;

задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной,

научной, эстетической позиции в рамках представления учебного материала;

задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

требующие творчества в содержании работы.

Придумывание задач, тем, заданий,

вопросов (нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении и т.д.);

требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы,

опорные конспекты);

выбор различных «жанров» заданий (иллюстрации, инсценировка);

создающие возможность проявить себя в определённых ролях (автор, критик и т.д.);

задания,

предполагающие

реализацию

себя

в

персонажах

литературных

произведений.

В чем же преимущества личностно-ориентированного подхода в обучении в

сравнении с другими системами?

Во-первых,

в

опоре

на

закономерности

психологического

развития

ребенка.

Личностно-ориентированный подход в обучении

позволяет создать такую обучающую

среду, когда ученик не только исходит их своих особенностей, но и поставлен в такие

обстоятельства, что вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях

выбора, преодолевать возникшие затруднения, т.е. формировать в себе произвольность,

являющуюся

составной

частью

любого

личностного

кач е с т ва . Личностно-

ориентированный подход в обучении

создает условия для обучения каждого ученика в

зоне

его

ближайшего

развития,

формирования

коммуникативных

умений

и

навыков,

успешности как степени удовлетворения одной из основных потребностей ребенка в

притязании на признание.

Во-вторых, личностно-ориентированный подход в обучении создает условия для

преодоления

стереотипов

учительского

труда.

Дело

в

том,

что

стереотипы

являются

мощным препятствием для всех нововведений в школе.

В-третьих, личностно-ориентированный подход в обучении создает условия перехода

к

новому

стилю

управления

педагогическим

процессом.

Учитель

освобождается

от

мелочных

видов

контроля

его

деятельности.

Отпадает

необходимость

в

проведении

традиционных

тематических,

фронтальных

и

иных

видов

проверки

уровня

усвоение

материала. Контроль из средства наказания превращается в мощный стимул развития

творческого потенциала учителя.

В-четвертых,

личностно-ориентированный подход в обучении своей технологией

создает условия для формирования надлежащих мотивов поведения и организует их

закрепление в характере ученика. В сравнении с традиционными системами обучения, где

многие поступки учащегося из-за отсутствия четких ориентиров являются ничем не

мотивированными, где он не всегда знает, что он хочет.

Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированному подходу в обучении

,

ученик:

получает возможность взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими

учащимися, оценить свои поступки и поведения, научиться принимать себя и других в

целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

вырабатывает

силу

воли,

так

как,

иногда

действуя

вопреки

своим

желаниям

и

интересам, учиться управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит, и

жизненные)

ситуации,

контролирует

свои

потребности,

учится

управлять

своими

мыслями и разумно пользоваться речью;

учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию

волевого решение, требуют принуждения к делу;

развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать

усилия воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышления о

положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышения статуса, в творчестве,

общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как ИОСО опирается на

технику

удовлетворения

потребностей

и

побуждает

учащегося

к

определенному

поведению;

учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

овладевает

самогенным

мышлением,

которое

уменьшает

внутренний

конфликт,

напряженность,

позволяет

контролировать

эмоции,

потребности

и

желания

и,

соответственно,

предотвращает

заболевания,

т.е.

обеспечивает

психическое

и

физическое здоровье.

Как организуются занятия?

При личностно-ориентированном подходе в обучении значительная доля учебного

времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс

делится на два блока – лекционный и лабораторный.

На уроках – лекциях мной ведется объяснение нового материала. На этих занятиях не

проводятся опросы, проверочные и самостоятельные работы и не выставляются оценки.

Посещение лекционных занятий является обязательным.

На практических занятиях - учащиеся сдают учителю учебные темы, выполняют

практические работы, а еще при необходимости получают индивидуальные консультации

как

у

учителя

так

и

у

одноклассников

консультантов

по

основам

безопасности

жизнедеятельности, как правило, это учащиеся продвинутого уровня.

После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего личностно

- ориентированного учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может

осуществлять как на практических занятии, так и в свободное от уроков время. Это

связано,

прежде

всего,

с

тем,

что

личностно-ориентированные

учебные

планы

одновременно содержат в себе домашнее задание.

Выполнив задание, ученик сдает его учителю, который имеет право выслушать ответ

ученика, как на все вопросы, так и на отдельные вопросы, выбранные им при приеме

задания, а еще он практикую процедуру контроля исполнения плана своим консультантам

из числа сильных учащихся (продвинутый уровень обученности).

Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то у нас

могут состояться следующие договоренности:

повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;

выставления оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала,

но не выше заявленной.

Но во всех случаях при ответах учащихся не использую оценку «неудовлетворительно»,

так

как

по

данной

технологии

ученик

имеет

право

на

ошибку

и

возможность

ее

исправления.

Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не

соответствующих

его

возможностям,

то

мы

заключаем

«контракт»,

в

котором

определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

Литература

1.

Жураковская В.М., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов для учащихся VII–IХ

классов. – Брянск: БГПУ, 1997. – 196 с.

2.

Кон И.С. Как построить свое «Я».– М.: Просвещение, 1991. – 115 с.

3.

Матяш

Н.В.

Психология

проектной

деятельности

школьников

в

условиях

технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер»,

2000. – 286 с.

4.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3 е

изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 576 с.

5.

Фридман

Л.М.,

Кулагина

И.Ю.

Психологический

справочник

учителя.–

М.:

Просвещение, 1991. – 288 с.

6.

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981. – 96 с. - (Новое в жизни, науке,

технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10).

7.

Горенков

Е.М.

Технологические

особенности

совместной

деятельности

учителя

и

учащихся в дидактической системе. – М., 2003 г. – 76 с.

8.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. – 35 с.

9.

Хромов

А.А.

«Интеллектуальная

одаренность

как

проявление

особенностей

организации индивидуального ментального опыта», М, 2002 г. – 100 с.



В раздел образования