Автор: Чуб Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: Республика Калмыкия г. Городовиковск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие индивидуальных способностей на занятиях декоративно-прикладного направления
Раздел: дополнительное образование
Развитие индивидуальных способностей на занятиях декоративно-
прикладного направления
Чуб Валентина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МКУ ДО Дом детского творчества
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще
переосмысливает
социальный
заказ
дополнительному
образованию,
корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи дополнительного
образования.
Главная
цель,
которая
раньше
определялась
как
формирование
гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук
сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной,
творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно
участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать
новые
пути
решения
предложенных
задач,
находить
выход
из
проблемной
ситуации.
Ещё одной из актуальных задач образования является индивидуальный
подход
и
помощь
каждому
обучающемуся
для
развития
индивидуальных
способностей и проявления личности каждого ребёнка.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и
в
эмоциональном.
Надо
только
научить
их
думать,
сопереживать,
решать
сложные логические задачи. Однако опыт показывает, что существуют различия
между обучающимися. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у
их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,
обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на
интересующие
их
вопросы,
любознательны,
проявляют
самостоятельность,
активны.
Декоративно-прикладное
искусство
играет
большую
роль
в
художественном
образовании
детей.
Важнейшей
задачей
декоративно-
прикладного искусства является творческое развитие учащихся, расширение и
углубление знаний и представлений детей о прекрасном, развитие способности
понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности. Занятия
декоративно-прикладного
искусства
--
это
педагогически
организованное
общение
с
обучающимися,
в
ходе
которого
они
вовлекаются
в
процесс
совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее
наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры
ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина - «Хочу не учить,
а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - представляется
нам
бесценной
формулой
педагогики
сотрудничества,
когда
обе
стороны,
глубоко
заинтересованные
в
наилучшем
результате,
совместно
решают
насущные
проблемы.
В
наши
дни
декоративно-прикладное
искусство
переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям,
с
другой
-
новейшие
материалы,
оборудование,
технологии
открывают
неограниченные
возможности
для
воплощения
композиционного
замысла,
эмоционального самовыражения личности.
В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству
особо
важное
значение
приобретает
включение
в
драматургию
занятия
активных
средств
эмоционально-образного
воздействия
--
слова,
музыки,
зрительных
образов.
Так,
на
занятиях,
посвященных
народному
искусству,
комплексное
использование
разных
видов
фольклора
--
устно-поэтического
(сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким
«великолепно
ограненными
драгоценностями»,
а
также
музыкального
и
изобразительного -- помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность
народной культуры.
Целью
моей
педагогической
деятельности
является
-
развитие
индивидуальных
творческих
способностей
на
занятиях
декоративно-
прикладного творчества. От способности обучающегося к творчеству зависит
успешность
приобретения
знаний,
умений
и
навыков,
и
в
итоге
ребенок
вырастает
в
интересную,
неординарную
личность.
А
это
уже
путь
в
инициативные,
предприимчивые
и
компетентные
специалисты.
Тем
самым,
наши
занятия
с
установкой
на
созидание
подготавливают
обучающихся
к
самостоятельной
трудовой
деятельности,
способствуют
безболезненной
адаптации
в
жизни.
Сегодня
уже
доказано,
что
люди,
подготовленные
к
творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве,
лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я
ставлю перед собой такие задачи, как приобщить детей к творческой работе,
привить
интерес
к
творчеству,
поиску,
развить
навыки
созидания,
самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их,
раскрыть свои способности, поверить в себя.
В ходе своей работы на занятиях я столкнулась с проблемами:
-отсутствует
внутренняя
мотивация
к
деятельности
или
обучающийся
работает по шаблону (выполняет задания, нет стремления к самопознанию,
самосовершенствованию);
-ребенок
не
может
применить
теорию
на
практике
(не
знает,
как
использовать знания в своей жизни);
-испытывает
страх
перед
практической
деятельностью
(отказывается
работать).
Решая
данные
проблемы,
я
вывела
для
себя
ряд
факторов,
обеспечивающих успех.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми
со
2-го
по
7-ой
класс.
Здесь
важно
сформировать
желание
трудиться
с
интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать
самостоятельно, инициативно, с верой в себя.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в
кабинетах.
В
классах
эстетически
продуманное
оформление:
стенды
с
таблицами,
технологическими
картами,
работами
учащихся
и
учителя,
в
большом количестве ухоженные цветы. Обеспечены всем необходимым рабочие
места в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же
материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это
позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда.
В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу,
проявить
уважительное
отношение
к
каждому
ученику,
добиться
чувства
уверенности
в
посильности
даваемых
ему
заданий.
Использую
эффект
«синдрома справедливости»: ребёнок видит, что у педагога нет «любимчиков»,
что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие
проявления,
а
не
критикует
необычные
идеи,
помогает
ему
избежать
неодобрительной оценки со стороны одноклассников.
Детское
творчество
имеет
очень
важное
значение
для
личностного
развития
человека
в
пору
детства
и
является
фундаментом
успешной
жизнедеятельности в будущем. Поэтому творческие способности необходимо
развивать.
А
для
этого
необходимо
создание
оптимальных
условий
для
организации детского творчества. И среди них обеспечение творческих прав
ребенка:
-
право
на
творчество
-
право
на
свободное
личное
проявление,
на
внимание
к
нему,
его
достижениям
(показ
его
достижений:
выставки,
выступления, публикации),
-право на творческое развитие - право на помощь и адекватное позитивное
развивающее воздействие извне,
-авторское
право
-
право
на
личное
владение
результатами
своего
творчества (как материальными, так и духовными).
Для
проявления
способностей
необходимо
дать
ребенку
возможность
проявить
себя
в
активной
деятельности
широкого
диапазона.
Наиболее
эффективный
путь
развития
индивидуальных
способностей
лежит
через
приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Здесь же, в этой
области
деятельности,
на
мой
взгляд,
наиболее
широкие
возможности
для
развития творческого подхода к своему труду.
Но в чем же заключается творчество детей?
В том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ
разного
уровня
сложности,
дети
составляют
свою
композицию
изделия.
В
первых
работах
непременно
включаются
элементы,
обязательные
для
начального
обучения.
Тем,
кто
испытывает
затруднения
в
первоначальном
композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по
желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится
индивидуальность исполнения. Творческие потенциалы заложены и существуют
в
каждом
человеке.
При
благоприятных
условиях
каждый
ребенок
может
проявить себя и развить свои способности.
Как руководитель творческого объединения я знаю, что на задания общего
характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, для каждого
из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию,
другой успеет сделать две - три работы. В этом специфика индивидуально-
творческой
деятельности
в
объединении.
С
самого
начала
надо
приучать
обучающихся к самостоятельной работе.
В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение. Как
показал опыт работы лучших учителей, проблемное обучение, основой которого
является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед
учащимися,
управление
их
деятельностью
в
ходе
решения
проблем
способствует успешному решению учебно-воспитательных задач.
При
этом
следует
иметь
в
виду,
что
проблемные
ситуации
могут
создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных
вопросов,
но
и
при
творческом,
самостоятельном
выборе
учащимися
рационального
способа
действия,
приема
выполнения
задания.
Данные
положения
необходимо
учитывать
в
процессе
обучения
детей
декоративно-
прикладному
искусству,
поскольку
именно
этот
вид
занятий
часто
характеризуется процедурами репродуктивного характера.
Для успешного развития творческих способностей немаловажную роль
играет наглядность. На своих занятиях я применяю следующие виды наглядных
пособий:
демонстрация
различных
реальных
предметов;
показ
изделий
и
макетов; изображение предметов, процессов; условие изображения. Наглядность
обеспечивает
яркое
эмоциональное
запоминание
детьми
живых
образов,
возбуждает
детское
воображение,
творческую
фантазию,
стремление
к
глубокому познанию вещей, явлений. При отборе видов труда я также учитываю
интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки.
Практика
показывает,
что
для
педагога
задача
развития
творческих
способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. Для
каждого учащегося надо создать такие условия, которые позволят ему творчески
подойти
к
решению
различных
проблем.
Именно
поэтому,
правильно
выбранные
методы
и
формы
обучения
помогают
педагогу
определить
ту
возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая
делает
обучение
интересным.
Используемые
мною
формы
учебной
деятельности
обучающихся
на
занятиях
-
совместно-индивидуальная
и
совместно-последовательная - развивают интерес к творческой деятельности и
способность
не
только
воспринимать
красоту,
но
и
творить
её
самому,
анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение. Целью работы
моего
творческого
объединения
является
ненавязчивое
формирование
заинтересованного
и
почтительного
отношения
к
культурным
традициям,
уважение к мудрости мастерства, формирование у детей понимания того, что
вещи, которые человек создаёт, не могут появляться в его жизни ни с того ни с
сего.
Постигая
практические
основы
мастерства
наряду
с
его
духовной
сущностью, мои кружковцы приобщаются к человеческой культуре. На занятиях
у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту,
приносить
людям
радость.
Разная
организация
занятий,
использование
наглядного материала, художественного слова, музыки - все это помогало мне
помочь
попасть
детям
в
необычный
мир
искусства,
приобщения
к
художественной культуре.
Важная
роль
в
развитии
индивидуальных
творческих
способностей
принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я
пришла, основываясь на опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой
деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как? На занятиях мы с
детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в
процессе
занятий
я
поняла,
что
дети
еще
к
этому
не
готовы
и
тогда
со
следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к
сложному: Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет
на эффективность развития творческих способностей у детей
На
первых
занятиях
по
лоскутному
шитью
«
Весёлые
лоскутки»
проводится работа с геометрическими фигурами из ткани, которая проводится в
несколько этапов.
1
этап:
Я
предлагаю
готовый
эскиз
панно,
на
основе
которого
обучающиеся
должны
создать
свои
эскизы,
но
в
разной
цветовой
гамме.
Наиболее творческие дети создают свой авторский эскиз, тогда как часть детей
копируют эскиз педагога, не внося в них свои идеи.
2 этап: работа с тканью.
3 этап: соединение лоскутков в единую композицию.
Работая с лоскутками, как элементами мозаики, обучающиеся складывают
различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное
решение,
что
стимулирует
их
мыслительную,
творческую
способность,
изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие
способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов
композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки,
способность усовершенствовать объект, добавляя новые детали.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что значимость занятий
декоративно-прикладным
творчеством
с
детьми
для
обогащения
духовной
жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру,
развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в
социуме
очень
велика.
Декоративно-прикладное
искусство
формирует
творческую личность, помогает глубже осознать чувство любви к Родине; поиск
и создание новых декоративных форм воспитывает у детей умение мыслить
нестандартно, дает возможность повысить общую культуру ребенка.
Заключение
Универсальные
творческие
способности
-
это
индивидуальные
особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения
творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их,
начиная
с
младшего
школьного
возраста.
Успешное
развитие
творческих
способностей
возможно
лишь
при
создании
определенных
условий,
благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании
дел.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.
Комфортная
психологическая
обстановка,
поощрение
взрослыми
стремления ребенка к творчеству.
Но
создания
благоприятных
условий
недостаточно
для
воспитания
ребенка
с
высокоразвитыми
творческими
способностями.
Необходима
направленная
работа
по
развитию
творческого
потенциала
у
детей.
К
сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания
почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое
развитие
творческих
способностей
у
детей.
Поэтому
они
(способности)
развиваются,
в
основном
стихийно
и
в
результате,
не
достигают
высокого
уровня развития. Для развития творческих способностей можно предложить
следующие
меры,
направленные
на
эффективное
развитие
творческих
способностей обучающихся:
-Служить примером для подражания.
-Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению
любое
исходное
положение,
но
каждый
должен
уметь
находить
объект,
достойный сомнения.
-Разрешать делать ошибки. Обучающийся не должен бояться рисковать,
боятся
думать
независимо.
На
занятиях
необходимо
избегать
резких
высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Следовательно,
для
развития
творческих
способностей
необходимо
создать благоприятные условия, использовать наиболее эффективные методы и
учитывать возможности каждого.
Учреждения
дополнительного
образования
детей
в
большей
степени
позволяют
раскрыть
творческий
потенциал
детей,
заложенный
в
них
с
рождения.
Именно
в
УДО
созданы
благоприятные
условия
для
развития
индивидуальных
творческих
способностей
каждого
ребёнка
и
творческого
самовыражения
личности.
Человек
рожден
уже
творцом.
Это
кладезь
способностей, педагогу остаётся только приложить максимум усилий для их
развития. Детское творчество имеет очень важное значение для личностного
развития
человека
в
пору
детства
и
является
фундаментом
успешной
жизнедеятельности в будущем.