Автор: Афанасьева Нелля Ахуньяновна
Должность: преподаватель сольфеджио. хормейстер
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ " Казачинско-Ленского района
Населённый пункт: п. Магистральный Иркутской области
Наименование материала: учебно-методический материал Приём звуковедения в работе над вокальными произведениями
Тема: Использование ИКТ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района
План-конспект открытого урока
Тема: Приём звуковедения legato в работе над вокальными произведениями.
Преподаватель:
Афанасьева Н.А.
Концертмейстер:
Наумова Л.В.
Учащаяся 1 класса
Ларионова Наташа
Ход урока:
Цель: Добиться плавного, лёгкого звуковедения, при исполнении вокальных
произведений.
Задачи:
Образовательные: Продолжить знакомство с основными средствами
музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legatto, работать
над дыханием, звуковедением.
Развивающие: Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое
воображение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
Воспитательные: Воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоционально-
ценностное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.
Методы работы:- показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными
упражнениями;- правильное и подходящее ученику по голосу распевание,
специальные, в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные
упражнения;-показ преподавателем и передача своих ощущений ученику;-
правильный разбор произведения, точное интонирование учеником мелодии
и нужных в произведении нюансов, а после- соединение с партией
концертмейстера;- Работа над образом в произведении, музыкальностью в
каждой фразе;
Технологии:
-Технологии развивающего обучения
Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных
произведений,
аккомпанемент,
литература,
методика
музыкального
воспитания, практика, информатика
Оборудование: фортепиано, ноутбук, ноты, партии.
Тип урока: комбинированный
Произведения:
1.
Музыка Ф.Абт Вокализ №9
2.
Музыка Э.Григ перевод с норвежского С.Свириденко «Заход солнца»
3.
Музыка Харада Рётаро, слова Кагэсимо Тарнаки перевод с японского
Е.Филиц «Птицы над взморьем»
Ход урока:
Тема: Приём звуковедения legato в работе над вокальными произведениями.
Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать
отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и
прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё
большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные
переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.
О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не
видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению
работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до
готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в
детских музыкальных школах на отделениях сольного пения, где учащиеся
приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки,
развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое
мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над
произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и
умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя
через исполнение своё личное отношение к этому.
Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после
предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является
работа над звуковедением и динамикой, от которых зависят цельность,
красота и яркость художественного образа.
При начальном «черновом» исполнении произведения от начала до конца,
уже чувствуя форму и, пытаясь показать динамическую и смысловую
кульминации, «вырисовывается» образ, появляется понимание целостности
произведения и его динамического развития.
А далее следует кропотливая работа по небольшим частям, т.е. по
предложениям и по фразам.
ЗВУКОВЕДЕНИЕ — в вокальном искусстве термин применяется для
обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр.,
легато, кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена «легато» —
основной вид звуковедения в пении.
Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена,
т.е. связное пение звуков. Навык пения на легато исключает такой недостаток
пения как скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть
и целостность мелодии.
Отрабатывание навыка кантиленного пения, т.е. способа звуковедения легато,
проводится и при исполнении упражнений, и при работе над
произведениями. Существуют и такие виды звуковедения или, по-другому,
способы вокализации как нон-легато (не связно), маркато (подчёркнуто) и
стаккато (отрывисто).
Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей
выдыхаемого воздуха, который, прорываясь через голосовые складки, ведёт
за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или
предложения.
Распевки:
Ход урока:
1. Подготовка голосового аппарата к работе
- Дыхательные упражнения для диафрагмы
а) Вдох, выдох;
б) Два вдоха, два выдоха;
в) Задуваем сечу;
- Распевки
а) Пение закрытым ртом
б) пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му» постепенно меняя
согласные буквы;
в) распевка в пределах терции на «контилену» -«ми-и-я»;
г) распевка в пределах квинты на слогах «зи-я-зи-я-зи»;
д) распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги «ми» или «лё» по
дважды повторяющемуся мажорному трезвучию.
е) распевка по нисходящему трезвучию «я-по-ю»
2. Работа над произведениями
Ф. Абт Вокализ №9
-Что такое вокализ в музыке?
-Как исполняется вокализ?
Вокализ представляет собой упражнение или этюд для развития вокальной
техники - разных приёмов вокального звукоизвлечения legato, staccato, non
legato, выработки красивой кантилены и подвижности голоса.
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью
голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и
мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной
фразировки.
Э.Григ «Заход солнца»
-Кто композитор этого произведения? (портрет)
-Что хотел показать, передать композитор в произведении? (картины
природы)
-В какой форме написано это произведение?
-Какие ещё ты знаешь произведения Э.Грига?
В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы, то
величественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же
время его оригинальность, национальный колорит, самобытность образов
подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига
все любят, что он везде популярен!..” Подобно Глинке в России, Григ явился
основоположником норвежской музыкальной классики.
Просмотр видеоролика
Работа над произведением
Х. Рётаро «Птицы над взморьем»
-Что хотел показать, передать композитор в произведении?
-В какой форме написано это произведение?
Работа над произведением.
Заключение
Содержание и характер вокального произведения предопределяют его
звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию
художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и
динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота,
своеобразие и оригинальность.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над
произведением направляется на достижение исполнительских навыков и
мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в
итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и
к его яркости при исполнении.