Напоминание

Образ степи в творчестве поэта В.Богданова


Автор: Плетнева Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Шульгинский филиал МБОУ "Новопокровская СОШ"
Населённый пункт: Тамбовская область, Мордовский район, село Шульгино
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Образ степи в творчестве поэта В.Богданова
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Образ степи в творчестве В.Богданова»

Выполнили:

учащиеся 9 «З» класса

Руководитель:

Плетнева Наталья Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Шульгино 2017

Исследовательская работа

«Образ степи в творчестве В.Богданова»

Цель: Помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического мира

В.Богданова, осмыслить образ степи в лирике поэта, воспитать интерес и

любовь к литературе родного края.

Оборудование урока: 1. портрет поэта,

2. выставка книг В.Богданова,

3. распечатка стихотворений у каждого ученика,

4. презентация.

Творческое домашнее задание:

1.

Отобрать стихи В.Богданова, в названия которых входит слово «степь»,

определить их тему и основную мысль и расположить так, чтобы

появился сюжет, объединяющий их.

2.

Подобрать средства выразительности, которые автор использовал для

создания образа степи.

Ход урока.

Слово учителя:

Вячеслав Богданов, известный русский поэт, наш земляк. Он родился и жил

до 17 лет в деревне Васильевке, среди бескрайних полей и лугов. Поэтому

большая часть его лирический произведений о сельском крае, о родимом

доме, о детстве. Его стихи привлекают простотой и глубиной мысли,

искренностью и правдивостью. Они легко запоминаются и с душой

читаются.

Чтение вслух стихов В.Богданова.

1 чтец «Древняя степь»

2 чтец «Я пришел в эту степь»

3 чтец «Степь»

4 чтец «Родная степь»

Учитель: что объединяет эти стихотворения?

Ученик: В название этих стихов входит слово «степь». Лирический герой

рассказывает о своих раздумьях, чувствах. Связаны эти стихи единым

сюжетом.

Учитель: О чем же в них говорит Богданов?

1-ый ученик: в стихотворении «Древняя степь» дана как бы экспозиция

Лежит земля, обжитая веками…

Мне изначально путь ее не ведом,

И далее идет завязка действия:

Но знаю я одно наверняка –

Вот эту степь

Пришел мой русский предок,…

С косой в руке, с правами бедняка.

2-ой ученик: В стихотворении «Я пришел в эту степь» лирический герой

рассказывает о своих целях:

Я пришел в эту степь – широте поучиться,

Я пришел в эту степь – росною далью лечиться…

Потому что

После встречи с тобой – за победой победа.

3-ий ученик: В стихотворении «Степь» развитие действия. Степь живет, мы

видим ее краски, слышим звуки, наблюдаем картины:

Мотаем утро на колеса,

Степь разрезая,

Грузовик.

А в нем, вдыхая запах лета,

Качаясь, в синем далеке

Девчата, в белое одеты,

Плывут, как лебеди в реке.

… бродит стадо,

Рогами тычась в горизонт.

Вон на дыбки поднялся суслик, …

Автор использует сравнение, олицетворения и делает неожиданный вывод:

И степи схожи с человеком

И человек со степью схож.

Но не на каждого человека похожи степи, а только на щедрого, мудрого,

доброго.

4ый ученик: В стихотворении «Родная степь» действие продолжается, мы

снова видим картину природы

…ночная птица небо чертит

И звезд касается крылом…

Но дальше действие переходит в кульминацию. Лирический герой

объясняется степи в любви. Он признается:

Ты полет и жажда для души!

Черноземным вешним разворотом

Ты звала – гудящая – меня.

У огня, на заводском Урале,

Ты давала силы мне вдвойне,

Ты мое дыхание и пение,

Я с тобою выше и видней.

Ты моя от самого рождения,

Ты в крови – от неба до корней!

В конце стихотворения поэт подчеркивает:

Ты сумела мне судьбу пророчить.

Учитель: что же значила степь для поэта Вячеслава Богданова?

1-ый ученик: Степь для поэта В.Богданова – это любимые родные просторы,

это деревня Васильевка, это то, с чего начинается родина.

2-ой ученик: Это что-то милое, родное, живое, определяющее его жизнь и

судьбу.

Учитель: В.Богданов в стихотворении «Степь», делая вывод, пишет:

«И степи схожи с человеком

И человек со степью схож».

Какой правильный взгляд. Люди, выросшие среди природы, кровно роднятся

с ней. Хорошо, что мы заметили, что степи похожи на щедрых и мудрый

людей. Таким был и Вячеслав Богданов, открытым, внимательным к людям и

ко всему окружающему, любознательным и приветливым.

Он был духовно богатым человеком. Поэт и друг В.Богданова Валентин

Сорокин отмечал такие его качества: «Но он возвращается к нам – светлый,

русский, добрый и неповторимый, как его отчий край, как его Россия,…» и

другие поэты и люди, знавшие его, выделяли его душеную красоту,

бескорыстие.

В.Богданов очень любил Сергея Есенина, хорошо знал его творчество. Эти

два поэта близки друг другу по духу, по творчеству. Сквозным образом

лирики Есенина являлся образ клена. Он у него «на одной ноге», «стоит

нагнувшись», «утонул в сугробе», «головой на меня похож»…

Сквозным образом поэтики Богданова является степь. Какая она у него?

Какие средства выразительности использовал поэт для создания образа

степи?

1-ый ученик: Для создания неповторимого образа степи В.Богданов нашел

точные метафоры. Степь для поэта – это

«Целина, похожая на пустыню».

(«Родная степь»)

«Земля, обжитая веками »

(«Древняя степь»)

«Травяное наследство,

И удачи моей неизменное средство».

(«Я пришел в эту степь»).

«Просторы непростые

Хлебный ветер с перезвоном ржи».

(«Родная степь»)

2-ой ученик: В стихах Богданова степь представлена живым существом,

потому в них много олицетворений:

«Распоясала степь заревую дорогу»

(«Я пришел в эту степь»)

«… степь уходит куда-то»

(«Древняя степь»)

«… степь хранит их твердо»

(«Древняя степь»)

«Ведет она – звенящая - стада»

(«Древняя степь»)

«Степь погибает, звенит…»

(«Степь»)

«В крови свободу пробуждала степь»

(«Древняя степь»)

Олицетворения помогают увидеть, услышать, почувствовать всю красоту

степи.

3-ий ученик: В стихотворениях о степи много других образов. Рисуя их,

автор для большей выразительности применяет сравнения:

«… облака,

Точно овцы, кудлаты».

(«Я пришел в эту степь»)

«Девчата, в белое одеты,

Плывут, как лебеди в реке».

(«Степь»)

«Почернела душа,

Как весенняя пашня»

(«Я пришел в эту степь»)

4-ый ученик: Эпитеты в лирике В. Богданова красивые. Они позволяют нам

представить своеобразие предмета, дать ему оценку. Степь «звенящая»,

«вечная», «гудящая». Степь – это «надежная земля», «трепетные росы»,

«гречневый цвет», «ромашковые низины», «хлебный ветер», «ветровые

высоты», «черноземный вешний разворот».

Учитель: Поэзия В.Богданова эмоциональная, образная, напевная и

музыкальная. Лариса Васильевна Полякова, доктор филологических наук

ТГУ, исследуя творчество Богданова, обращает внимание на «балладный

характер лирики, испытавшей огромное влияние русской народной песни с ее

народно-символической образностью». А Валентина Дорожкина, поэтесса,

подчеркивает, что стихи поэта-земляка наполняет чувство доброты «Поэзия

Богданова несет читателю добро, вызывая ответное чувство сопричастности

всему: что дорого автору, то становится дорогим для его читателя».



В раздел образования