Автор: Лебенко Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №75
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспресс-исследование как метод активизации поисковой деятельности школьников при формировании метапредметных результатов на уроках биологии и внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Экспресс-исследование как метод активизации
поисковой деятельности школьников при
формировании метапредметных результатов на
уроках биологии и внеурочной деятельности
Лебенко Наталья Ивановна
,
учитель
биологии
МБОУ
СОШ №75 г. Иркутска
Мастер-класс для учителей
Мастер-класс для учителей
естественного цикла
естественного цикла
Наше убеждение!
«От заинтересованности и
любознательности школьников - к
познавательной самостоятельности
и творческой активности путем
проблемного исследовательского
подхода в обучении биологии»
Проект и исследование
(результат)
•
развитие
творческих
способностей.
•
учит строгости и
четкости в
работе, умению
планировать,
формирует важное
для жизни
стремление -
двигаться к
намеченной цели.
Памятка педагогу: как проводить
исследовательскую работу со школьниками.
•
Всегда подходить к проведению
этой работы творчески.
•
Учить детей действовать
самостоятельно, независимо,
избегать прямых инструкций.
•
Не сдерживать инициативу детей.
•
Не делать за них то, что они могут
сделать, или то, что они могут
научиться делать
самостоятельно.
•
Не спешить с вынесением
оценочных суждений.
•
Помогать детям учиться
управлять процессом усвоения
знаний.
•
Ориентировать детей на
собственные наблюдения и
эксперименты.
•
Учить детей прослеживать связи
между различными предметами,
событиями и явлениями.
•
Помогать детям формировать
навыки самостоятельного
решения проблем исследования.
•
Учить детей анализу, синтезу,
классификации информации,
поощрять стремления делать
выводы, высказывать суждения
и умозаключения.
Варианты
экспресс-исследования
•
экспресс-исследование по
определенной тематике;
•
метод тематических картинок;
•
методика «продолжи
исследование»;
•
кейс-метод.
Методы исследования
Экспресс-
исследование по
определенной
тематике
Этапы:
•
выбор темы
•
составление плана
исследования
•
сбор материала
•
обобщение
полученных данных
•
доклад
Тематические картинки
Методика
«Продолжи исследование»
Требуется собрать
материал по этой теме в
энциклопедиях,
словарях, научных и
научно-популярных
книгах; сделать
собственные
наблюдения, провести
эксперименты.
Используются
отрывки
с т а т е й
и з
н а у ч н о -
популярных
журналов
и
газет. Они выступают как
площадки
для
с та рта
детских исследований.
•
Создание на уроках
ситуаций интеллектуального
затруднения, использование нестандартных
вопросов, проблемных задач
способствует
развитию творческого (дивергентного) мышления,
столь необходимого каждому в повседневной жизни.
•
Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине
каждый ученик пытается сформировать свой
собственный вариант ответа на
«мыслительном
листе».
Мыслительный лист
•
Ученик обязательно высказывает любую версию,
даже неправильную и невероятную.
•
Систематическая работа на мыслительных листах не
только активизирует познавательную деятельность
учащихся, но и стимулирует развитие их
интеллектуальных способностей.
•
Это обычный лист бумаги, на котором по ходу
урока учащиеся кратко отвечают на вопросы,
требующие размышления.
Кейс
–
метод
предполагает
разрешить поставленную проблему
на
основе анализа кейса, т.е. текста.
Кейсы
по
объему
могут
быть
от
нескольких строк до нескольких страниц,
в
з а в и с и м о с т и
о т
в о з р а с т а
и
подготовленности учащихся.
Алгоритм работы с «кейсом»
Постановка
проблемы
1.Извлечение
смысловой
информации
из кейса
2. Анализ
содержания
кейса
3. Выводы
по данной
проблеме
Интересные факты
об органах зрения
Превращение светового сигнала в
Превращение светового сигнала в
нервный импульс происходит при
нервный импульс происходит при
разрушении
разрушении
зрительного пигмента –
зрительного пигмента –
родопсина.
родопсина.
А как восстанавливается
А как восстанавливается
зрительный пигмент?
зрительный пигмент?
Интересные факты
об органах зрения
Почему у человека
Почему у человека
зрачки круглые,
зрачки круглые,
у лошади –
у лошади –
горизонтальные,
горизонтальные,
у кошки –
у кошки –
вертикальные?
вертикальные?
Релаксация для глаз
Релаксация для глаз
Источники
•
Савенков А. И. Методика исследовательского
обучения младших школьников.- Самара:«Учебная
литература», 2004.
•
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение:
стратегии познания, помощь, противодействие,
конфликт. - М., 2000
•
Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской
деятельности. – М., 2006.
Благодарю за внимание!