Напоминание

Экспресс-исследование как метод активизации поисковой деятельности школьников при формировании метапредметных результатов на уроках биологии и внеурочной деятельности


Автор: Лебенко Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №75
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспресс-исследование как метод активизации поисковой деятельности школьников при формировании метапредметных результатов на уроках биологии и внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Экспресс-исследование как метод активизации

поисковой деятельности школьников при

формировании метапредметных результатов на

уроках биологии и внеурочной деятельности

Лебенко Наталья Ивановна

,

учитель

биологии

МБОУ

СОШ №75 г. Иркутска

Мастер-класс для учителей

Мастер-класс для учителей

естественного цикла

естественного цикла

Наше убеждение!

«От заинтересованности и

любознательности школьников - к

познавательной самостоятельности

и творческой активности путем

проблемного исследовательского

подхода в обучении биологии»

Проект и исследование

(результат)

развитие

творческих

способностей.

учит строгости и

четкости в

работе, умению

планировать,

формирует важное

для жизни

стремление -

двигаться к

намеченной цели.

Памятка педагогу: как проводить

исследовательскую работу со школьниками.

Всегда подходить к проведению

этой работы творчески.

Учить детей действовать

самостоятельно, независимо,

избегать прямых инструкций.

Не сдерживать инициативу детей.

Не делать за них то, что они могут

сделать, или то, что они могут

научиться делать

самостоятельно.

Не спешить с вынесением

оценочных суждений.

Помогать детям учиться

управлять процессом усвоения

знаний.

Ориентировать детей на

собственные наблюдения и

эксперименты.

Учить детей прослеживать связи

между различными предметами,

событиями и явлениями.

Помогать детям формировать

навыки самостоятельного

решения проблем исследования.

Учить детей анализу, синтезу,

классификации информации,

поощрять стремления делать

выводы, высказывать суждения

и умозаключения.

Варианты

экспресс-исследования

экспресс-исследование по

определенной тематике;

метод тематических картинок;

методика «продолжи

исследование»;

кейс-метод.

Методы исследования

Экспресс-

исследование по

определенной

тематике

Этапы:

выбор темы

составление плана

исследования

сбор материала

обобщение

полученных данных

доклад

Тематические картинки

Методика

«Продолжи исследование»

Требуется собрать

материал по этой теме в

энциклопедиях,

словарях, научных и

научно-популярных

книгах; сделать

собственные

наблюдения, провести

эксперименты.

Используются

отрывки

с т а т е й

и з

н а у ч н о -

популярных

журналов

и

газет. Они выступают как

площадки

для

с та рта

детских исследований.

Создание на уроках

ситуаций интеллектуального

затруднения, использование нестандартных

вопросов, проблемных задач

способствует

развитию творческого (дивергентного) мышления,

столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине

каждый ученик пытается сформировать свой

собственный вариант ответа на

«мыслительном

листе».

Мыслительный лист

Ученик обязательно высказывает любую версию,

даже неправильную и невероятную.

Систематическая работа на мыслительных листах не

только активизирует познавательную деятельность

учащихся, но и стимулирует развитие их

интеллектуальных способностей.

Это обычный лист бумаги, на котором по ходу

урока учащиеся кратко отвечают на вопросы,

требующие размышления.

Кейс

метод

предполагает

разрешить поставленную проблему

на

основе анализа кейса, т.е. текста.

Кейсы

по

объему

могут

быть

от

нескольких строк до нескольких страниц,

в

з а в и с и м о с т и

о т

в о з р а с т а

и

подготовленности учащихся.

Алгоритм работы с «кейсом»

Постановка

проблемы

1.Извлечение

смысловой

информации

из кейса

2. Анализ

содержания

кейса

3. Выводы

по данной

проблеме

Интересные факты

об органах зрения

Превращение светового сигнала в

Превращение светового сигнала в

нервный импульс происходит при

нервный импульс происходит при

разрушении

разрушении

зрительного пигмента –

зрительного пигмента –

родопсина.

родопсина.

А как восстанавливается

А как восстанавливается

зрительный пигмент?

зрительный пигмент?

Интересные факты

об органах зрения

Почему у человека

Почему у человека

зрачки круглые,

зрачки круглые,

у лошади –

у лошади –

горизонтальные,

горизонтальные,

у кошки –

у кошки –

вертикальные?

вертикальные?

Релаксация для глаз

Релаксация для глаз

Источники

Савенков А. И. Методика исследовательского

обучения младших школьников.- Самара:«Учебная

литература», 2004.

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение:

стратегии познания, помощь, противодействие,

конфликт. - М., 2000

Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской

деятельности. – М., 2006.

Благодарю за внимание!



В раздел образования