Автор: Коваленко Ирина Николаевна
Должность: преподаватель теоретических и хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО " Хотынецкая детская школа искуссств
Населённый пункт: Орловская область Хотынецкий район пгт Хотынец
Наименование материала: открытый урок
Тема: Сказочные образы в музыке
Раздел: дополнительное образование
Цель урока:
1 .Познакомить обучающихся с музыкальными произведениями
композиторов-классиков
2. Ввести детей в мир сказочной музыки
3.Сформироваумение следить за развитием музыкального образа
Задачи урока:
1.Учить различать средства музыкальной выразительности
2.Развивать творческое воображение детей, умение выразить в
слове ,рисунке-характер музыки.
3.Воспитывать интерес и любовь к музыкальным произведениям
4. Воспитывать культуру слушателя.
Музыкальный материал;
1.
П .И. Чайковский « Нянина сказка», « Баба-яга»
2. А.К. Лядов симфоническая картина « Баба-Яга
3. Э. Григ « В пещере горного короля». « Утро»
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Повторение пройденного материала
1.Поторение пройденного: П. И. Чайковский «Нянина сказка»,
«Баба-Яга»
2 А.К. Лядов симфоническая картина « Баба-Яга»
3.Э.Григ « В пещере горного короля», « Утро»
4. Обобщение.
Ход урока
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие!
(звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Все вы любите сказки. Ведь когда слушаешь сказки, то вместе с
героями встречаешь новые приключения , радуешься их победам,
огорчаешься неудачам. Сегодня мы отправимся в музыкальную
сказку. Ведь сказку можно рассказать не только словами , но и
звуками-ласковыми и добрыми или таинственными и тревожными.
Чтобы отправиться в наше путешествие в мир сказочной музыки,
вспомним произведения, которые мы слушали на предыдущих
уроках.
Послушайте две пьесы. Как они называются? Кто их написал?
(звучит « Нянина сказка»)
Характер музыки? (тревожно , таинственно. В средней части
характер менялся, музыка звучала тише, пугающе, словно мы
услышали страшную сказку)
Слушаем следующую пьесу(Звучит « Баба-Яга»)
Как звучала музыка? Темп? Кульминация?
Какой образ создал композитор в этой пьесе?
(Злая, страшная, быстрая , отрывистая, тревожная)
Композитор создал картину сказочного, стремительного полета
Бабы-Яги. Мы представили страшную, с большим носом колдунью,
летающую в ступе с помелом. Музыка изображает как Баба-Яга
взлетает вверх, очень высоко, а потом спускается, крутится и
исчезает.
Кто написал эти пьесы? (ответы)
Эти пьесы написал русский композитор Петр Ильич
Чайковский(1840-1893)и включил их в «Детский альбом». Это цикл
пьес в котором рассказывается об одном дне ребенка. Вечером няня
укладывает малыша спать и рассказывает ему сказочные истории
( видео мультфильма « Нянина сказка», « Баба-Яга»)
К образу злой колдуньи, персонажу русских сказок обращались
многие композиторы.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов(1855-1914)
написал симфоническую картину» Баба-Яга». Он создал свою
музыкальную сказку на сюжет народных сказок писателя
А.Афанасьева: « Баба-Яга вышла во двор, свистнула-перед ней
явилась ступа с пестом и помелом. Она села в ступу и выехала во
двор. Пестом погоняет. Помелом след заметает. Скоро послышался
в лесу шум: деревья трещат, сухие листья хрустят…»
Послушайте как музыкальными изобразительными средствами
создал образ « Бабы-Яги» композитор Лядов.(звучит
симфоническая картина « Баба-Яга)
Унисон деревянных духовых инструментов напоминает свист «
Баба-Яги». Угловатую мелодию с акцентами таинственно
интонирует фагот, затем кларнет. Постепенно присоединяются все
инструменты, звучание нарастает и сливается в единый поток.
Напряжение спадает звучание рассеивается и затихает, исчезает. «
Баба-Яга» улетает…
А мы продолжаем наше музыкальное путешествие. Сейчас мы
отправимся в прекрасную северную страну, которая расположена на
берегу моря. Склоны ее гор покрыты лесами, а берега изрезаны
заливами. Здесь, где глубокий залив образует большое красивое
озеро в живописной сельской местности жил замечательный
норвежский композитор Эдвард Григ(1843-1907)
Его называют северным волшебником. Жил он в местечке, которое
называлось « Тролльхауген»(Холм троллей)Тролли, это персонажи
норвежских сказок. Григ любил изображать в своей музыке гномов,
троллей, кобольдов, которые обитают под землей и охраняют свои
подземные клады и сокровища. Сейчас мы послушаем пьесу « В
пещере горного короля» (слушание)
В каком темпе начиналась пьеса?
Плавно или отрывисто? (легато или стаккато)
Как изменялся темп? Динамика?(темп ускорялся, музыка звучала
громче)
Где расположена кульминация?
Музыка похожа на фантастический танец.(видео « В пещере
горного короля»).
Это существа боятся солнечного света и когда наступает утро они
исчезают.(Звучит « Утро» Э. Грига).
Сейчас мы прослушали пьесу Грига « Утро»
Как звучала эта музыка? (протяжно , плавно,
певуче)
Где расположена кульминация? (это появление ослепительного
солнца)
Обобщение урока. Ребята, путешествуя по стране музыкальных
сказок мы познакомились с замечательной музыкой композиторов –
классиков. Давайте вспомним их.
Какие композиторы создавали образы Бабы-Яги?
Какой композитор изображал гномов , троллей?
Какими музыкальными средствами создавались образы этих
сказочных существ?(быстрый темп, зловещие интонации, острый
ритм, динамика-громче-тише)
К следующему уроку нарисуйте тот музыкальный сказочный образ,
который вам больше понравился. На этом наше сказочное
путешествие заканчивается. До новых встреч!