Напоминание

Сказочные образы в музыке


Автор: Коваленко Ирина Николаевна
Должность: преподаватель теоретических и хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО " Хотынецкая детская школа искуссств
Населённый пункт: Орловская область Хотынецкий район пгт Хотынец
Наименование материала: открытый урок
Тема: Сказочные образы в музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цель урока:

1 .Познакомить обучающихся с музыкальными произведениями

композиторов-классиков

2. Ввести детей в мир сказочной музыки

3.Сформироваумение следить за развитием музыкального образа

Задачи урока:

1.Учить различать средства музыкальной выразительности

2.Развивать творческое воображение детей, умение выразить в

слове ,рисунке-характер музыки.

3.Воспитывать интерес и любовь к музыкальным произведениям

4. Воспитывать культуру слушателя.

Музыкальный материал;

1.

П .И. Чайковский « Нянина сказка», « Баба-яга»

2. А.К. Лядов симфоническая картина « Баба-Яга

3. Э. Григ « В пещере горного короля». « Утро»

Структура урока:

1.Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3. Повторение пройденного материала

1.Поторение пройденного: П. И. Чайковский «Нянина сказка»,

«Баба-Яга»

2 А.К. Лядов симфоническая картина « Баба-Яга»

3.Э.Григ « В пещере горного короля», « Утро»

4. Обобщение.

Ход урока

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие!

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Все вы любите сказки. Ведь когда слушаешь сказки, то вместе с

героями встречаешь новые приключения , радуешься их победам,

огорчаешься неудачам. Сегодня мы отправимся в музыкальную

сказку. Ведь сказку можно рассказать не только словами , но и

звуками-ласковыми и добрыми или таинственными и тревожными.

Чтобы отправиться в наше путешествие в мир сказочной музыки,

вспомним произведения, которые мы слушали на предыдущих

уроках.

Послушайте две пьесы. Как они называются? Кто их написал?

(звучит « Нянина сказка»)

Характер музыки? (тревожно , таинственно. В средней части

характер менялся, музыка звучала тише, пугающе, словно мы

услышали страшную сказку)

Слушаем следующую пьесу(Звучит « Баба-Яга»)

Как звучала музыка? Темп? Кульминация?

Какой образ создал композитор в этой пьесе?

(Злая, страшная, быстрая , отрывистая, тревожная)

Композитор создал картину сказочного, стремительного полета

Бабы-Яги. Мы представили страшную, с большим носом колдунью,

летающую в ступе с помелом. Музыка изображает как Баба-Яга

взлетает вверх, очень высоко, а потом спускается, крутится и

исчезает.

Кто написал эти пьесы? (ответы)

Эти пьесы написал русский композитор Петр Ильич

Чайковский(1840-1893)и включил их в «Детский альбом». Это цикл

пьес в котором рассказывается об одном дне ребенка. Вечером няня

укладывает малыша спать и рассказывает ему сказочные истории

( видео мультфильма « Нянина сказка», « Баба-Яга»)

К образу злой колдуньи, персонажу русских сказок обращались

многие композиторы.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов(1855-1914)

написал симфоническую картину» Баба-Яга». Он создал свою

музыкальную сказку на сюжет народных сказок писателя

А.Афанасьева: « Баба-Яга вышла во двор, свистнула-перед ней

явилась ступа с пестом и помелом. Она села в ступу и выехала во

двор. Пестом погоняет. Помелом след заметает. Скоро послышался

в лесу шум: деревья трещат, сухие листья хрустят…»

Послушайте как музыкальными изобразительными средствами

создал образ « Бабы-Яги» композитор Лядов.(звучит

симфоническая картина « Баба-Яга)

Унисон деревянных духовых инструментов напоминает свист «

Баба-Яги». Угловатую мелодию с акцентами таинственно

интонирует фагот, затем кларнет. Постепенно присоединяются все

инструменты, звучание нарастает и сливается в единый поток.

Напряжение спадает звучание рассеивается и затихает, исчезает. «

Баба-Яга» улетает…

А мы продолжаем наше музыкальное путешествие. Сейчас мы

отправимся в прекрасную северную страну, которая расположена на

берегу моря. Склоны ее гор покрыты лесами, а берега изрезаны

заливами. Здесь, где глубокий залив образует большое красивое

озеро в живописной сельской местности жил замечательный

норвежский композитор Эдвард Григ(1843-1907)

Его называют северным волшебником. Жил он в местечке, которое

называлось « Тролльхауген»(Холм троллей)Тролли, это персонажи

норвежских сказок. Григ любил изображать в своей музыке гномов,

троллей, кобольдов, которые обитают под землей и охраняют свои

подземные клады и сокровища. Сейчас мы послушаем пьесу « В

пещере горного короля» (слушание)

В каком темпе начиналась пьеса?

Плавно или отрывисто? (легато или стаккато)

Как изменялся темп? Динамика?(темп ускорялся, музыка звучала

громче)

Где расположена кульминация?

Музыка похожа на фантастический танец.(видео « В пещере

горного короля»).

Это существа боятся солнечного света и когда наступает утро они

исчезают.(Звучит « Утро» Э. Грига).

Сейчас мы прослушали пьесу Грига « Утро»

Как звучала эта музыка? (протяжно , плавно,

певуче)

Где расположена кульминация? (это появление ослепительного

солнца)

Обобщение урока. Ребята, путешествуя по стране музыкальных

сказок мы познакомились с замечательной музыкой композиторов –

классиков. Давайте вспомним их.

Какие композиторы создавали образы Бабы-Яги?

Какой композитор изображал гномов , троллей?

Какими музыкальными средствами создавались образы этих

сказочных существ?(быстрый темп, зловещие интонации, острый

ритм, динамика-громче-тише)

К следующему уроку нарисуйте тот музыкальный сказочный образ,

который вам больше понравился. На этом наше сказочное

путешествие заканчивается. До новых встреч!



В раздел образования