Автор: Кривошеева Марина Николаевна
Должность: Преподаватель изобразительного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО Школа искусств Завитинского района
Населённый пункт: Амурская область г.Завитинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Выполнение декоративной композиции под витраж
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад на изобразительном отделении ДШИ
Тема: «ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПОД ВИТРАЖ»
Автор: Кривошеева Марина Николаевна, преподаватель Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования Школа искусств
Завитинского района
г. Завитинск Амурская область Россия
Выполнение декоративной композиции под витраж.
Приобщение подрастающего поколения к разным видам прикладного искусства
можно считать значимой частью трудового обучения и воспитания детей.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных
народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями,
доступно детям среднего возраста. Они с раннего детства имеют возможность
созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных творческих
работ.
Витраж - одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного
искусства. Прелесть витражей заключается не только в том, что это сделано из
стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить
своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и
бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.
Так уж повелось, что человеку с давних времен в жизни мало было
довольствоваться простотой и практичностью предметов быта. Именно
стремлением к красоте и возвышенности объясняется декорирование бытовых
изделий, сначала деревянных, металлических и керамических, затем фарфоровых
и стеклянных. Технология росписи витражей, посуды и других предметов
держались в секрете, так как подобные вещи считались произведениями искусства
и стоили очень дорого. В давние времена технологии изготовления и
декорирования витражей были известны лишь немногим мастерам,
передававшим свои знания из поколения в поколение; для того, чтобы что-то
начало получаться, нужно было длительное время обучаться этому ремеслу.
В наше время, благодаря тому, что специальную литературу и все необходимые
приспособления, и материалы довольно легко достать, эти технологии стали
общедоступны.
Техника имитации витража – это современная техника, которая представляет
собой роспись по стеклу, оклеивание поверхности с нанесением рисунка и многие
другие способы декорирования на стекле, существующие в современном мире.
Витраж как сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из
фрагментов стекла или другого сходного материала, подчиняется общим законам
композиции, придерживается цветового колорита.
Витражи - декор благородный. Чтобы витраж был сроднен со сказочными
картинами и ожившими фантазиям, которые как-бы вплетаются в интерьер легкой
и изысканной аранжировкой, необходимо знать все формальные приемы. Это в
первую очередь композиционное решение, которое подчиняется общим законам
Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить
неправильной композицией. Композиция-- это не только умение грамотно
расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и
умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Несмотря на
большое количество деталей, работа так уравновешена, выстроена и
сгармонирована по цвету, что смотрится единым целым. В композиции существует
три основных закона: закон контраста, закон подчиненности всех элементов и
средств композиции единому замыслу.
Композиция – это составление, построение, структура художественного
произведения, обусловленные его содержанию, характером и назначением.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи.
Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов
изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон
гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики; правила ритма
– закономерного чередования больших и малых форм.
Контраст является важным законом композиции, который имеет множество видов.
Это контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст, тональный
(светлый-темный), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить
главное, создать общее настроение рисунка. Контрасты - сочетание
противоположного. Контраст-- это очень хорошее средство сделать свой рисунок
более выразительным. Если все объекты будут выполнены на. нюансах
(одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя
будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного.
Декоративное целое композиции строится на выразительном контрасте - чаще
всего светлого пятна на темном фоне или темного на светлом.
Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия.
Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать
внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных
предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному.
Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и
приемы. Это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых
пятен, фигур, расположенных на определенной «линии», которая ведет глаз к
композиционному центру. Именно там расположено самое главное, то, ради чего
собственно и затевался весь этот рисунок. Смысловой центр… Как правило, он
располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон,
абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят»
взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному. Этот центр может
выделяться многими средствами, о которых было сказано выше.
В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-
таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или
мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо
применяется правило вертикаль/горизонталь. Если в рисунке присутствует ярко
выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно -- всякому движению
необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было
впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.
Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных
объектов (или направлений). Главное, чтобы они были уравновешены. Чтобы не
получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз
должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если
вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по
всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром. В работе может
быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее.
Закон цельности и неделимости - это значит, что ваш рисунок должен
восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем
объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не
упорядочить -- рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит
общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и
пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но
не пестрой.
Формально-художественные моменты организации плоской поверхности. Ритм
- универсальное природное свойство, которое всегда подразумевает движение.
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной
последовательности.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно
использовать чередование одинаковых элементов композиции, например, фигур
людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.
Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-
прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных
орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Симметрия и асимметрия в композиции.
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по
отношению к центральной оси картины.
Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины
уравновешены.
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым
разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая
половины неуравновешенны.
Понятие стилизации в композиции также не мало важно. В декоративной
композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может
переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и
чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение
изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов
изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация - метод ритмической организации целого,
благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной
декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы
говорим о декоративной стилизации в композиции).
При выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию,
необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми
объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными,
овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют
треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении
композиции и выборе орнаментов.
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже
имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно,
подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
В витражной композиции большую роль играет цветовая гармония. Это
важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с
композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.
Таким образом витражная композиция подчиняется всем законам композиции,
основывается на стилизации и гармонии цвета.
После того, как подобраны элементы, необходимо составить композицию для
панно. Для облегчения этой задачи рекомендуется выполнить небольшие по
размерам вспомогательные наброски или эскизы. В витражных рамах форму
элементов необходимо изменять, стилизуя их, упрощая, удлиняя пропорции.
Выполняется это для того, чтобы композиция смотрелась более интересной.
В эскизе должен быть показан характер рисунка.
Здесь имеется в виду:
- размеры проектируемого рисунка по отношению к размеру формата,
- соотношение между площадью рисунка и рамкой.
При
составлении
композиции
(станковой
и
декоративной)
художник
должен
позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным
в
работе.
Приведем
и
плохой
пример
с
отсутствием
центра
–
работа
разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.
Организация пространства картинной плоскости
Один
из
способов
взаимосвязи
предметов
между
собой
является
членение
плоскости на части.
Поверхность может быть расчленена на различное количество равных частей.
Такое членение зрительно меняет масштабность плоскости. Большая
расчлененность производит впечатление большого масштаба. -- Плоскость как
таковая может быть подчеркнута членением ее одинаковыми горизонтальными
или вертикальными линиями, расположенными равномерно. -- Аналогичное
членение линиями различной толщины приводит к зрительному «разрушению»
плоской поверхности, делает ее разнородной, вызывает ощущение глубины.
Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей
литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но
самый
простой
способом,
которым
активно
пользуются
при
работе
над
композицией – наложение плоскостей друг на друга.
А)
Очерчиваем
пространство
будущей
композиции
–
ограничиваемся
неким
форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.
Б) Предположим, что вы создаёте композицию на основе прямоугольников (можно
сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей
задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы
видите, что в пределах заданного формата нарисовано пять прямоугольников.
В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги, наложенные
друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения
объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта
называется
оверлеппингом
(при
этом
становится
не
ясно,
какой
из
объектов
находится на переднем плане, а какой на заднем).
Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и
показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать
«врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.
После того, как найден общий характер и разработаны эскизы, следует
определять основные тоновые пятна, определить градации от самого светлого к
теплому. Следующий этап – выполнение эскизов в цвете; следует работать
отношениями, необходимо соизмерять все цвета по их насыщенности и
характеристике теплых и холодных тонов. Необходимо с самого начала правильно
распределить цветовые отношения. Для того, чтобы легче выбрать, нужно
выполнить эскизы в разных цветовых гаммах (т.е. холодных, теплых). Перед тем,
как приступить к основной работе, следует отработать в эскизах элементы с
использованием разных приемов.
Д)
Когда
плоскость
организована,
можно
заполнять
образовавшиеся
прямоугольники цветом, а также определить центр композиции.
Ж) Важно! При выборе цвета для вашей композиции необходимо чтобы один и тот
же оттенок повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение
равновесия. Если один оттенок, например, находится слева, то такой же точно
о т т е н о к
г д е - т о
д о л ж е н
п о в т о р и т ь с я
с п р а в а
в
к о м п о з и ц и и .
И)
Центр
композиции,
как
мы
уже
говорили
выше,
должен
хорошо
просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть
врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может
быть просто наложен поверх линий плоскости.
В
программу
обучения
по
предмету
«Композиция
прикладная»
в
4
классе
включена теме «Витраж» или имитация витража в виде росписи по стеклу.
На уроках по предмету «Композиция прикладная» в 4 классе тема «Витраж»
изучается в 3 четверти и включает практическую работу по созданию живописного
витража, т.е. имитацию витража. В основе этой работы лежит создание
декоративной композиции, выполненной на основе поисковых материалов
(зарисовок, набросков, эскизов линейных и цветовых).
Программа даёт возможность варьировать выбор техники выполнения имитации
витража. Это работа в технике прорезной аппликации из бумаги, пластилинового
рельефа на стекле, вырезания из цветной плёнки, а также росписи по стеклу.
В этом учебном году для разработки витража мною была выбрана вид имитации
витража в виде росписи по стеклу. Темой витража выбран пейзаж.
Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Как
и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно
выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с
одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива
отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы
декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать
картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что
мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных
явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов,
сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем
детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали
пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов
композиции и среды, в которой они изображены. Степень обобщения и условности
в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до
абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в
декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с
учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с
авторским замыслом.
Для разработки витража была выбрана тема «Зимняя сказка». При разработке
эскизов был создан образ сказочной зимней природы, похожей на морозные
узоры. Цветовая гамма композиции витража держится на нюансированных
цветовых сочетаниях. Целостность композиции витража в сочетании с цветовыми
пятнами должны передавать плавные или угловатые линии контура.
Акцент в композициях держался на силуэтах деревьев- они являлись центром
композиции и были выделены выразительными силуэтами.
На первом занятии после ознакомления учащихся с историей витража, видами
витража, дети по заданной теме выполняли упражнение на стилизацию
природных форм деревьев, кустов, рассматривая во взаимосвязи деревья и
морозные узоры, т.е. вели поисковую работу перед выполнением композиции. На
втором уроке на основе полученных знаний о принципах декоративной
композиции, выполняли эскиз композиции на небольшом формате. Далее на
третьем уроке вели поиск цветовой гармонии, выполняли несколько вариантов
цветовых решений. Утвердив один из них, выполняли решение в цвете
композиции на формате.
Для объяснения теоретического материала использовала фотографии, готовые
изделия, иллюстративный материала с вариантами стилизаций природных форм,
работ учащихся прошлых лет, иллюстрации витражей, компьютер. Основными в
работе с учащимися выбрала словесные методы: беседа, описание, напоминание,
направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить
причины удачных и неудачных решений.
Для развития композиционных знаний рекомендуется проводить анализ
витражных композиций художников. Важным этапом на уроке является
педагогический рисунок вариантов композиционных схем, на основе которых
учащиеся ведут собственные разработки.
Создание декоративной композиции с реальным или абстрактным пейзажем
имеет свои особенности. Процесс трансформации реальных образов в
декоративные может быть, как длительным, так и быстрым. Отказ от линейной
перспективы и светотени, деформация формы и пространства, совмещение
разновременных и разнопространственных моментов в одной композиции
помогут достигнуть декоративного решения темы.
Знание определенной последовательности работы и приемов декорирования
поверхности способствует успеху в создании тематической композиции для
декоративных изделий.