Напоминание

Особенности подачи учебного материала на уроках английского языка в соответствии с различным уровнем подготовки учащихся


Автор: Катанеченко Инна Витальевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа 523
Населённый пункт: Колпинского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности подачи учебного материала на уроках английского языка в соответствии с различным уровнем подготовки учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

Инна Витальевна Катанеченко,

учитель английского языка, первая квалификационная категория

ГБОУ СОШ №523, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Колпинский район, РФ

Особенности подачи учебного материала на уроках английского языка в

соответствии с различным уровнем подготовки учащихся

В

практической

работе

рассмотрена

проблема

преподавания

иностранного

языка учащимся с различным уровнем подготовки, используя дифференцированный

подход в обучении. Проанализированы методы и технологии обучения учащихся в

соответствии с их индивидуальными особенностями и уровнем знаний. Автор приходит

к

выводу,

что

использование

специальных

методов

обучения

способствует

целенаправленному

развитию

личностной

сферы

ученика

и

интеллектуальных

способностей,

а

также

повышает

мотивацию

к

изучению

предмета.

На

основе

проведенных

автором

исследований,

можно

сделать

вывод

о

результативности

включения данной методики преподавания.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

Содержание

Введение

Глава 1. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения

иностранному языку

Глава 2.

Анализ уровня обученности и индивидуальных особенностей учащихся

Глава 3.

Методы и технологии обучения учащихся с различным уровнем

подготовки

Заключение

Список использованной литературы

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

Введение

Для написания практической работы была выбрана тема: особенности подачи

учебного материала на уроках английского языка в соответствии с различным уровнем

подготовки учащихся.

По

словам

теоретика

педагогики

В.С.Леднева,

в

монографии

«Содержание

общего

среднего

образования»

такие

механизмы,

как:

восприятие

информации,

мышление, память, поведение и внимание являются основами опыта личности. Опыт

личности, в свою очередь, предлагает характеристику таких качеств, как: знания,

умения,

навыки,

которые

напрямую

связаны

с

механизмами,

показываемые

В.С.Ледневым. Полагаю, что данная тема является актуальной в настоящее время.

Целью

данной

работы

является

разработка

методов

обучения

учащихся

с

различным уровнем восприятия информации.

В соответствии с поставленной целью необходимо осуществить следующие

задачи:

1.

Проанализировать важность использования дифференцированного подхода в

процессе обучения иностранному языку;

2.

Проанализировать

уровень

обученности

и

индивидуальных

особенностей

учащихся по данному предмету;

3.

Разработать методы и технологии обучения учащихся с различным уровнем

подготовки, оценив их эффективность на уроках.

Работа

представлена

в

трех

главах.

Глава

1

раскрывает

с у т ь

дифференцированного

подхода

в

обучении.

Глава

2

содержит

способы

анализа

уровня обученности учащихся. Глава 3 представляет методы и технологии обучения и

разработки заданий.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

Глава 1. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения

иностранному языку

В

педагогической

литературе

дифференцированное

обучение

технология

обучения,

ставящая

своей

целью

создание

оптимальных

условий

для

развития

интересов

и

способностей

обучающихся.

Дифференцированное

обучение

создает

условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. При этом

учебный

процесс

организовывается

так,

что

учитываются

индивидуальные

способности учащихся.

Целью

использования

дифференцированного

подхода

является

обучение

каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся

возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой

личностный потенциал.

Педагог, обучая дифференцированным методом обеспечивает решение:

1.

Психологических

задач

(определение

индивидуальных

личностных

особенностей

учащихся,

выявление

качества

внимания,

пам яти,

работоспособности, мышления);

2.

Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала с его главной

структурой и возможностью видоизменения).

При этом упор он делает не на деление учащихся по их способностям или

уровню

обученности,

а

на

согласование

процесса

обучения

с

психологической

структурой развивающейся личности.

Таким образом, педагогу необходимо провести уровень знаний обучающихся и

индивидуальных особенностей. Верный анализ поспособствует разработке верной

методике дальнейшего обучения.

Глава 2. Анализ уровня обученности и индивидуальных особенностей учащихся

Каждому

учителю,

преподавателю

необходимо

знать,

что

эффективным

обучение будет считаться при условии индивидуализации, то есть при осуществлении

выбора способов, приемов, темпа обучения, которые соответствуют индивидуальным

особенностям учащихся.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

В педагогической деятельности в условиях индивидуализации осуществляется

разноуровневое обучение. Такое обучение предполагает усвоение учебного материала

на разных уровнях, не опускаясь ниже базового.

Для анализа психологических особенностей, уровня подготовки учащихся, также

для

выявления

возможных

проблем

в

изучении

английского

языка

могут

использоваться такие специальные методы как: наблюдение, диалог, анкетирование,

тестирование.

Представленные

способы

могут

помочь

педагогу

осуществить

полноценный

анализ знаний учащихся и верно разработать методы подачи учебного материала.

Например: в начале учебного года учащимся предлагается пройти тестирование

на знание предмета и анкетирование для выявление психологических проблем.

В

результате,

в

группе

подавляющее

большинство

испытывает

волнение,

беспокойство,

тревожность

в

ожидании

отрицательной

оценки

педагогов.

Также

выявляется, что больше 50% обучающихся не испытывают определенных трудностей.

Таким образом, на основании полученных результатов необходимо разработать

методы,

позволяющие

повысить

активность,

работоспособность,

мотивацию

к

изучению, а также улучшить качество знаний учащихся.

Глава 3. Методы и технологии обучения учащихся с различным уровнем

подготовки

В данной главе можно ознакомиться со специальными методами, с помощью

которых

педагог

сможет

преподать

учебный

материал,

учитывая

психологические

особенности учащихся, а также их уровень знаний.

Методы, другими словами, способы обеспечивают более правильные и полные

восприятие

информации.

Они

необходимы

для

решения

учебно-воспитательных

задач.

Сущность самого метода заключаются в приобретении ребенком новых знаний и

в дальнейшем самостоятельном решении познавательных задач.

Как было сказано раннее, при разработке методов необходимо учитывать то, как

ребенок воспринимает информацию, преподносящую учителем. Таким образом, одним

из

методов,

позволяющим

учащимся

научиться

грамотно

излагать

свои

мысли,

является

диалог.

Выбирая

данный

метод,

учитель

предоставляет

возможность

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

каждому ученику высказать свое мнение и свои соображения по выбранной теме

урока.

В беседе ребенок начинает чувствовать свою значимость и причастность к

изучению

предмета.

Диалог

должен

быть

выстроен

в

такой

форме,

чтобы

была

возможность у ученика догадаться и сделать свое самостоятельное заключение. Это

позволит

слабоуспевающим

учащимся,

а

также

учащимся,

которые

испытывают

волнение, беспокойство и затруднение легче и быстрее вникнуть в материал и дать

ответ.

Следующим методом является наблюдение. Этот метод позволяет свободно

ознакомиться с предметом, вовлекая в процесс усвоения органы чувств. Наблюдение

дает

возможность

сформировать

правильные

представления,

понятия,

умения

и

навыки.

С

помощью

данного

метода

не

только

у

сильных

учащихся,

но

и

у

слабоуспевающих

появляется

возможность

усвоить

материал.

Например,

при

изучении темы используют иллюстрации, отражающие темы урока. Разрабатывая

задание, педагог делает акцент на картинку, как на опору для успешного выполнения

задания. Задание делится на вариант «А» и вариант «Б». В варианте «А» необходимо

рассмотреть картинку и описать ее, что целесообразно поручить выполнение такого

типа задания сильным учащимся, а слабоуспевающим поручить выполнение задания

варианта «Б», который подразумевает рассмотрение картинки и составление списка

слов для ее описания.

Для

подачи

учебного

материала

в

соответствии

с

различным

уровнем

подготовки

учащихся

применяются

практические

методы

учения.

Выполняя

практические

задания,

у

ребенка

совершенствуются

уже

приобретенные

знания.

Практические задания необходимы для закрепления пройденного материала. Задания

для

самостоятельной,

индивидуальной

подготовки,

следует

подбирать,

учитывая

уровни

усвоения

знаний

учащимися.

Например,

слабоуспевающим

предложить

дополнить текст с пропущенными словами, используя при этом варианты ответа и

иллюстрацию, а сильным – аналогичные задания, используя только иллюстрацию. При

выполнении другого вида задания предложить дополнить предложения глаголами,

расставляя их в нужную временную форму. При этом слабоуспевающие используют

варианты ответов.

Для эффективного дифференцированного обучения также применяется такой

метод,

как

обучение

в

сотрудничестве.

Под

этим

подразумевается

личностно-

ориентированный подход в преподавании иностранного языка, который предполагает

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

объединение учащихся в группы и их совместную работу для решения какой-либо

проблемы. Педагог формирует задание таким образом, что все в группах оказываются

взаимосвязанными

и

взаимозависимыми,

учитывая,

что

в

группах

есть,

и

слабоуспевающие, и сильные, и те, которые не сразу вникают в суть задания, и такие,

которые быстро овладевают лексическим материалом. Именно поэтому данный метод

стоит

чаще

применять

на

практике.

Причиной

этому

является

сотрудничество

учащихся,

что

позволяет

слабоуспевающим

выяснить

у

сильных

все

непонятные

вопросы,

а

сильным

проверить

собственное

понимание

материала.

Опыт

показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее, что и

является главной идеей обучения в сотрудничестве.

Дополняющим

методом

ко

всем

вышеперечисленным

является

восприятие

информации на слух, то есть аудирование. Применяя указанный метод на уроках,

учитель

формирует

у

учащихся

способность

воспринимать

информацию,

воспроизведенную на иностранном языке. Обучая детей слушать и понимать то, что

они

слышат,

предлагаются

для

выполнения

определенные

задания.

Например,

прослушать запись и выполнить задание. Запись прослушивается дважды, после чего

необходимо ответить на вопросы. Повторное воспроизведение информации позволит

слабоуспевающим

правильно

сформулировать

ответ,

сильным

убедиться

в

правильности своего ответа.

При

осуществлении

дифференцированного

способа

обучения

педагог

подбирает задание разной степени трудности. Стоит заметить, на протяжении всего

учебного процесса учителю рекомендуется повышать уровень сложности задания, так

как

необходимо

исключить

приучение

слабоуспевающего

ученика

к

облегченным

заданиям и замедление его умственного развития.

В целом, по моему мнению, дифференцированный подход в обучении несет

результативный

характер.

Данные

методы

следует

применять

в

педагогической

деятельности. И лучше всего применять их стоит в системе, поскольку это позволит

повысить мотивацию учения у обучающихся.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

Заключение

Целью

данной

работы

являлась

разработка

методов

обучения

учащихся

с

различным

уровнем

восприятия

информации.

В

работе

были

проанализированы

следующие методы:

1. Диалог;

2. Наблюдение;

3. Практика;

4. Обучение в сотрудничестве;

5. Аудирование.

Применение данных методов в педагогической деятельности позволит повысить

мотивацию учения у обучающихся, обеспечить эффективную технологию уровневого

обучения.

Я считаю, что в результате использования данных методов у обучающихся

развиваются

умения

анализировать

учебный

материал.

Также

их

использование

способствует целенаправленному развитию личностной сферы ученика.

Таким образом данные методы являются эффективными и их рекомендуется

применять на практике в дальнейшем.

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации

дифференцированного обучения в классе

Список использованной литературы

1. Зверева

И.А.

Разноуровневое

и

дифференцированное

обучение,

как

фактор

повышения

эффективности

образовательного

процесса

ССПО//Педагогическое

мастерство: материалы VIII Международной научной конференции (г.Москва, июнь

2016г.) – М.:Буки-Веди, 2016. – с.35-37;

2. Пшеничнова

И.В.

Выявление

и

анализ

проблем

учащихся

с

трудностями

в

обучении//Международный студенческий научный вестник – 2015. №52;

3. Драй

Г.Г.

Методические

основы

современного

урока

с

разноуровневым

дифференцированным

обучении//Всероссийский

педагогический

журнал

«Познание» - май 2017;

4.

Лихачева Ж.В. К вопросу о необходимости использования дифференцированного

подхода в процессе обучения иностранному языку//Омский научный вестник №4

(141) 2015. – с.173-176.



В раздел образования