Автор: Макутина Светлана Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Навлинская СОШ №1"
Населённый пункт: п.Навля Брянская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Деление натурального числа
Раздел: среднее образование
Урок « Делители натурального числа», 5 класс
Деятельностная цель: формировать способности обучающихся осуществлять пошаговый
контроль по результату, строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
проводить сравнение, договариваться о совместной деятельности, учитывать разные
мнения.
Образовательная цель: сформулировать правило разложения числа на простые
множители, научиться раскладывать число на простые множители, называть простые
делители числа.
Оборудование:
Проектор, компьютер, экран
Презентация (приложение 1)
Сигнальные карточки для учащихся (красная, желтая, зеленая)
Карточки с заданием для учащихся (приложение 2)
Карточки для домашнего задания (приложение 3)
Этапы урока
Продолжи-
тельность
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
1 мин
Приветствует
учеников.
Проверяет
готовность обучающихся к уроку.
Вместе с учащимися формулирует тему
урока.
Открывают тетради, записывают: число,
классная работа.
Вспоминают с какими числами работали
до
сих
пор
и
какое
действие
с
этими
числами изучали.
Актуализация знаний
(подготовка к восприятию
нового материала)
6 мин
Показывает записи на доске. Предлагает
записать их в тетради:
2*3*5*13
5*5*5
2*2*2*7
Задает вопросы:
- Как можно назвать такие записи? Как
называются
числа,
входящие
в
эту
запись?
-Делится ли первое произведение на 13?
Второе - на 25? Третье – 2?
-
Как
называются
числа,
являющиеся
множителями этого произведения? Дайте
определение простого числа.
Задание 1
Найдите
значения
данных
числовых
выражений и запишите справа от знака
равно.
-Как можно записать данные выражения
по другому? (используя понятие степени
натурального числа)
Анализирует
вместе
с
учащимися
результаты проделанной работы с целью
перехода к постановке цели урока.
Итак, мы имели … и заменили его на …
Для этого мы выполнили действие …
-Как
вы
думаете,
существуют
ли
обратные задачи?
Записывают
в
тетрадь
и
отвечают
на
вопросы учителя.
-
Числовые
выражения,
произведения;
множители
- Да. Если один из множителей делится
на некоторое число, то и произведение
делится на это число.
- Простыми. Простым числом называют
такое
натуральное
число,
которое
больше единицы и делится только на 1 и
само себя.
2*3*5*13=390 2*3*5*13
5*5*5=125 5*5*5=5
3
2*2*2*7=56 2*2*2*7=2
2
*7
…произведение
нескольких
простых
чисел
( множителей) … число.
… умножение
- да
Самоопределение
( м о т и в а ц и я )
к
деятельности
6 мин
Задание 2
Учитель
предлагает
задачу:
Нужно
выделить участок земли прямоугольной
формы площадью 18 м
2
. Какими могут
1)Высказывают мнения,
записывают в
тетради
равенства
и
осуществляют
самопроверку (слайд 3)
18=1х18,
быть
размеры
этого
участка,
если
они
должны
выражаться
натуральными
числами?
(слайд 2)
2)задает вопросы:
-Чтобы ответить на вопрос задачи нам
пришлось представить число 18 в каком
виде?
-Какие числа в правых частях равенства
составные, а какие простые?
Задание 3
Замените во 2и3 равенствах составные
числа на произведение простых.
- М о ж н о
л и
с к а з а т ь ,
ч т о
э т и
произведения
равны?
А
чем
они
отличаются?
- Итак, в задаче что мы сделали с числом
18?
-Кто понял как мы это сделали?
Показывает слайд 5
18=2х9,
18=3х6.
2)отвечают
на
вопро сы
у ч и т е л я ,
продолжают записывать и осуществляют
самопроверку (слайд 4)
-В виде произведения двух натуральных
чисел
-18,9, 6-составные,
2,3-простые,
1-не простое и не составное
-18=2х3х3,
18=3х2х3
-Да, равны. Отличаются только порядком
множителей
-представили число 18 в виде простых
множителей
Проводят самооценку (карточки красная,
желтая, зеленая)
Постановка
Учебной задачи
3 мин
Задаёт вопросы и показывает слайд 6
-Как вы думаете, если число будет не
д в у з н а ч н о е ,
а
т р е х з н а ч н о е ,
четырехзначное и т.д. трудно будет это
сделать?
-Как тогда это сделать?
Высказывают
мнения
и
выслушивают
мнения других.
-Да
-Есть какое-то правило (алгоритм)
Открытие нового знания
8мин
Задание 4
1)Предлагает
рассмотреть
решение
задачи
№
225(а)
и
понять
алгоритм
разложения
натурального
числа
на
простые множители.
2)
проверяет
уровень
понимания
с
помощью заданных вопросов:
-Какие числа записаны в столбце справа
от вертикальной черты?
-В каком порядке они расположены, если
смотреть сверху вниз?
-Какие числа записаны в столбце слева
от черты?
-Таким образом, что нужно знать, чтобы
найти первый делитель данного числа,
затем второй и т.д и, наконец, разложить
данное число на простые множители?
Задание5
а)
Предлагает
задание
на
применение
признаков делимости:
-поднимите
карточки,
на
которых
записано число, делящееся на 2,
- …на 3
-…на 5
-…простое число
б) задание на карточках (приложение 2)
(слайд 8)
-задание дается если времени достаточно
Физкультминутка (слайд 9 )
1)разбирают
решение
предложенное
в
рабочей тетради
2)отвечают на вопросы
-Простые
-В порядке возрастания
-Частное от деления чисел, стоящих в
предыдущей строке
-Признаки делимости и простые числа
а) У каждого ученика на столе карточка с
записанным на ней натуральным числом.
У ч е н и к и
п о д н и м а ю т
к а р т о ч к и ,
соответствующие вопросу учителя.
Осуществляют самопроверку (слайд 7)
Выполняют задание в парах
Проводит ученица, читая стихотворение
и имитируя движения по тексту:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три
кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
Первичное закрепление
4 мин
Задание 6
Предлагает выполнить задание №225(б)
- кто правильно решил?
Выполняют и проверяют (слайд 10,11)
Решил полностью и правильно (красная)
Решил в целом правильно, не представив
2*2 в виде степени (желтая)
Решил с ошибкой или совсем не решил
(зеленая)
Самостоятельная работа с
самопроверкой
8 мин
Задает задание.
Разложите на простые множители числа
Вариант1 Вариант 2
42, 40, 220 54, 80, 250
Решают и проверяют (слайд 12)
Взаимопроверка
в
паре
и
оценивание
выполненной работы.
1 верный ответ -3, два верных
-4, три
верных ответа -5
Рефлексия
3 мин
-Вспомните какую цель мы поставили в
нач а л е
у р о ка ?
Ч е м у
м ы
хо т е л и
научиться? (слайд 13)
-Достигли мы её?
-Кто
хорошо
понял,
как
раскладывать
числа на простые множители? (красная
карточка)
-Кто
не
все
понял,
допустил
ошибки?
(желтая карточка)
-Кто не понял, как раскладывать числа на
простые множители? (зеленая карточка)
Отвечают на вопросы. Оценивают себя
Домашнее задание
2мин
Задает
и
комментирует
домашнее
задание.
Обязательное (слайд 14)
Для всех: п.3.4, № 638(а-д)
Дополнительное
Для
смекалистых
«Кенгуру-
клуб»
предлагает:
1) Любитель арифметики перемножил
первые 2002 простых числа. На сколько
нулей заканчивается произведение?
(А) 0 (В) 1 (С) 10 (D) 20 (Е) 100
2) У двузначного числа n цифра десятков
в два раза больше, чем цифра единиц.
Тогда число n обязательно
(А) четное
(В)
нечетное
(С)
меньше 20
(D) делится на 3 (Е) делится на 6
Для творческих: придумать текстовую
задачу,
для
ответа
на
вопрос
которой,
придется
разложить
на
множители
натуральное число.
Раздает
дополнительное
з а д а н и е
желающим.(приложение 3)
Записывают задание в дневник.
Т е
у ч а щ и е с я ,
к т о
в ы б р а л
дополнительное задание поднимают руку
и получают задание на карточке.