Напоминание

Деление натурального числа


Автор: Макутина Светлана Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Навлинская СОШ №1"
Населённый пункт: п.Навля Брянская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Деление натурального числа
Раздел: среднее образование





Назад




Урок « Делители натурального числа», 5 класс

Деятельностная цель: формировать способности обучающихся осуществлять пошаговый

контроль по результату, строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

проводить сравнение, договариваться о совместной деятельности, учитывать разные

мнения.

Образовательная цель: сформулировать правило разложения числа на простые

множители, научиться раскладывать число на простые множители, называть простые

делители числа.

Оборудование:

Проектор, компьютер, экран

Презентация (приложение 1)

Сигнальные карточки для учащихся (красная, желтая, зеленая)

Карточки с заданием для учащихся (приложение 2)

Карточки для домашнего задания (приложение 3)

Этапы урока

Продолжи-

тельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1 мин

Приветствует

учеников.

Проверяет

готовность обучающихся к уроку.

Вместе с учащимися формулирует тему

урока.

Открывают тетради, записывают: число,

классная работа.

Вспоминают с какими числами работали

до

сих

пор

и

какое

действие

с

этими

числами изучали.

Актуализация знаний

(подготовка к восприятию

нового материала)

6 мин

Показывает записи на доске. Предлагает

записать их в тетради:

2*3*5*13

5*5*5

2*2*2*7

Задает вопросы:

- Как можно назвать такие записи? Как

называются

числа,

входящие

в

эту

запись?

-Делится ли первое произведение на 13?

Второе - на 25? Третье – 2?

-

Как

называются

числа,

являющиеся

множителями этого произведения? Дайте

определение простого числа.

Задание 1

Найдите

значения

данных

числовых

выражений и запишите справа от знака

равно.

-Как можно записать данные выражения

по другому? (используя понятие степени

натурального числа)

Анализирует

вместе

с

учащимися

результаты проделанной работы с целью

перехода к постановке цели урока.

Итак, мы имели … и заменили его на …

Для этого мы выполнили действие …

-Как

вы

думаете,

существуют

ли

обратные задачи?

Записывают

в

тетрадь

и

отвечают

на

вопросы учителя.

-

Числовые

выражения,

произведения;

множители

- Да. Если один из множителей делится

на некоторое число, то и произведение

делится на это число.

- Простыми. Простым числом называют

такое

натуральное

число,

которое

больше единицы и делится только на 1 и

само себя.

2*3*5*13=390 2*3*5*13

5*5*5=125 5*5*5=5

3

2*2*2*7=56 2*2*2*7=2

2

*7

…произведение

нескольких

простых

чисел

( множителей) … число.

… умножение

- да

Самоопределение

( м о т и в а ц и я )

к

деятельности

6 мин

Задание 2

Учитель

предлагает

задачу:

Нужно

выделить участок земли прямоугольной

формы площадью 18 м

2

. Какими могут

1)Высказывают мнения,

записывают в

тетради

равенства

и

осуществляют

самопроверку (слайд 3)

18=1х18,

быть

размеры

этого

участка,

если

они

должны

выражаться

натуральными

числами?

(слайд 2)

2)задает вопросы:

-Чтобы ответить на вопрос задачи нам

пришлось представить число 18 в каком

виде?

-Какие числа в правых частях равенства

составные, а какие простые?

Задание 3

Замените во 2и3 равенствах составные

числа на произведение простых.

- М о ж н о

л и

с к а з а т ь ,

ч т о

э т и

произведения

равны?

А

чем

они

отличаются?

- Итак, в задаче что мы сделали с числом

18?

-Кто понял как мы это сделали?

Показывает слайд 5

18=2х9,

18=3х6.

2)отвечают

на

вопро сы

у ч и т е л я ,

продолжают записывать и осуществляют

самопроверку (слайд 4)

-В виде произведения двух натуральных

чисел

-18,9, 6-составные,

2,3-простые,

1-не простое и не составное

-18=2х3х3,

18=3х2х3

-Да, равны. Отличаются только порядком

множителей

-представили число 18 в виде простых

множителей

Проводят самооценку (карточки красная,

желтая, зеленая)

Постановка

Учебной задачи

3 мин

Задаёт вопросы и показывает слайд 6

-Как вы думаете, если число будет не

д в у з н а ч н о е ,

а

т р е х з н а ч н о е ,

четырехзначное и т.д. трудно будет это

сделать?

-Как тогда это сделать?

Высказывают

мнения

и

выслушивают

мнения других.

-Да

-Есть какое-то правило (алгоритм)

Открытие нового знания

8мин

Задание 4

1)Предлагает

рассмотреть

решение

задачи

225(а)

и

понять

алгоритм

разложения

натурального

числа

на

простые множители.

2)

проверяет

уровень

понимания

с

помощью заданных вопросов:

-Какие числа записаны в столбце справа

от вертикальной черты?

-В каком порядке они расположены, если

смотреть сверху вниз?

-Какие числа записаны в столбце слева

от черты?

-Таким образом, что нужно знать, чтобы

найти первый делитель данного числа,

затем второй и т.д и, наконец, разложить

данное число на простые множители?

Задание5

а)

Предлагает

задание

на

применение

признаков делимости:

-поднимите

карточки,

на

которых

записано число, делящееся на 2,

- …на 3

-…на 5

-…простое число

б) задание на карточках (приложение 2)

(слайд 8)

-задание дается если времени достаточно

Физкультминутка (слайд 9 )

1)разбирают

решение

предложенное

в

рабочей тетради

2)отвечают на вопросы

-Простые

-В порядке возрастания

-Частное от деления чисел, стоящих в

предыдущей строке

-Признаки делимости и простые числа

а) У каждого ученика на столе карточка с

записанным на ней натуральным числом.

У ч е н и к и

п о д н и м а ю т

к а р т о ч к и ,

соответствующие вопросу учителя.

Осуществляют самопроверку (слайд 7)

Выполняют задание в парах

Проводит ученица, читая стихотворение

и имитируя движения по тексту:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три

кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Первичное закрепление

4 мин

Задание 6

Предлагает выполнить задание №225(б)

- кто правильно решил?

Выполняют и проверяют (слайд 10,11)

Решил полностью и правильно (красная)

Решил в целом правильно, не представив

2*2 в виде степени (желтая)

Решил с ошибкой или совсем не решил

(зеленая)

Самостоятельная работа с

самопроверкой

8 мин

Задает задание.

Разложите на простые множители числа

Вариант1 Вариант 2

42, 40, 220 54, 80, 250

Решают и проверяют (слайд 12)

Взаимопроверка

в

паре

и

оценивание

выполненной работы.

1 верный ответ -3, два верных

-4, три

верных ответа -5

Рефлексия

3 мин

-Вспомните какую цель мы поставили в

нач а л е

у р о ка ?

Ч е м у

м ы

хо т е л и

научиться? (слайд 13)

-Достигли мы её?

-Кто

хорошо

понял,

как

раскладывать

числа на простые множители? (красная

карточка)

-Кто

не

все

понял,

допустил

ошибки?

(желтая карточка)

-Кто не понял, как раскладывать числа на

простые множители? (зеленая карточка)

Отвечают на вопросы. Оценивают себя

Домашнее задание

2мин

Задает

и

комментирует

домашнее

задание.

Обязательное (слайд 14)

Для всех: п.3.4, № 638(а-д)

Дополнительное

Для

смекалистых

«Кенгуру-

клуб»

предлагает:

1) Любитель арифметики перемножил

первые 2002 простых числа. На сколько

нулей заканчивается произведение?

(А) 0 (В) 1 (С) 10 (D) 20 (Е) 100

2) У двузначного числа n цифра десятков

в два раза больше, чем цифра единиц.

Тогда число n обязательно

(А) четное

(В)

нечетное

(С)

меньше 20

(D) делится на 3 (Е) делится на 6

Для творческих: придумать текстовую

задачу,

для

ответа

на

вопрос

которой,

придется

разложить

на

множители

натуральное число.

Раздает

дополнительное

з а д а н и е

желающим.(приложение 3)

Записывают задание в дневник.

Т е

у ч а щ и е с я ,

к т о

в ы б р а л

дополнительное задание поднимают руку

и получают задание на карточке.



В раздел образования