Напоминание

Особенности формирования исторического мировоззрения школьников в условиях профильного обучения с учетом требований ФГОС


Автор: Фомина Евгения Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 145"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Историческое мировоззрение и ФГОС
Тема: Особенности формирования исторического мировоззрения школьников в условиях профильного обучения с учетом требований ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности формирования исторического мировоззрения школьников

в условиях профильного обучения

Я являюсь учителем истории и обществознания профильного физико-

математического лицея города Казани, и потому речь буду вести именно с

этой позиции.

Развивающемуся

российскому

обществу

нужны

современно

образованные,

нравственные,

предприимчивые

люди,

которые

могут

самостоятельно

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора. Казалось

бы,

все

просто,

в

России

существует

множество

школ

разного типа, где и происходит становление подобного гражданина. Тем

более что формирование личности школьника проходит в рамках выполнения

учителем

стандарта

государственного

образования

(где

заложены

все

тонкости

и

особенности

создания,

развития

с а мо с тоя т е л ь н о й

предприимчивой личности). Школьный учитель истории и обществознания в

рамках профильного обучения во время урочной и внеурочной деятельности

способствует формированию исторического мировоззрения, которое и вдет к

становлению конкурентно-способной личности. Все это отлично существует

в

различных

программах,

стратегиях

и

прочих

документах,

а

практика

демонстрирует следующие трудности. Ограниченное количество часов по

истории и обществознанию при увеличении объема изучаемого материала,

необходимость совмещения фундаментального исторического образования с

компетентностным

подходом

в

преподавании

истории,

подготовка

школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Поэтому учителю важно

организовать обучение так, чтобы достигнуть целей и задач образовательного

стандарта, чтобы ученик успешно прошел процедуру ЕГЭ, то есть надо найти

оптимальные

методы

обучения.

И

найти

их

необходимо

в

условиях

профильного физико-математического обучения.

Формирование

исторического

мировоззрения

школьников

возможно

при

условии

существования

внутренней

мотивации

к

учению,

к

саморазвитию, к самореализации в соответствии с собственными интересами

и

склонностями.

То

есть

главной

сложностью

для

учителя

и

является

отыскать по отношению к школьникам и мотивацию, и заинтересованность, и

возможность

находить

различные

пути

решения

разнообразных

задач,

и

выполнять

задуманное,

как

собственными

силами,

так

и

в

команде.

В

условиях профильного обучения школьников историческое мировоззрение

необходимо ученику чтобы помочь понять себя, свои корни, стать частью

гражданского

общества,

интегрироваться

в

поликультурное

и

конфессиональное сообщество. В таком случае историческое мировоззрение

выступает как средство, как инструмент ценностного развития, как фактор

нравственного становления личности школьника. По этой причине обучение

истории и обществознанию в условиях профильной физико-математической

школы направлено на достижение следующих важнейших аспектов:

- акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли

человека, мотивам его деятельности;

-

ознакомление

школьников

с

различными

точками

зрения

на

развитие

прошлого и настоящего в обществе;

- единство истории (для которой основным является исторический подход в

формировании

исторического

мировоззрения)

и

обществознания

(ориентировано

на

логический,

структурный

подход

при

рассмотрении

общественного развития).

В целом история и обществознание в школе определяются как учебные

предметы, содержание которых составляют основы исторических, правовых,

социологических, политологических, философских знаний, умений, навыков,

которые необходимы школьнику для их прочного усвоения и позволяющие их

применять в различных жизненных ситуациях.

В

целях

формирования

исторического

мировоззрения

в

условиях

профильного

физико-математического

обучения

на

уроках

истории

и

обществознания необходимо:

- уделять внимание мировоззренческому многообразию в воссоздании общей

картины

исторического

прошлого,

преподавать

с

позиций

обоснования

национальных и государственных приоритетов России;

- опираться на многофакторный подход при характеристике исторического

процесса,

показывать

разные

детерминирующие

факторы

в

каждом

конкретном случае и в условиях определенного исторического времени как

главных импульсов развития общества (при этом отказаться

от жесткого

детерминизма трактовок исторического развития);

-

отойти от

рассмотрения

фактического

материала

в

качестве

самоцели,

осуществлять приоритетное развитие у учащихся исторического мышления

при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира;

- стремиться к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных

явлений, процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе;

Процесс

формирования

исторического

мировоззрения

школьников

крайне сложен, а в условиях профильного обучения он усложняется еще

более. В этой связи необходимо обязательно ставить акцент на личностной

аспект

в

развитии

школьника,

поощрять

стремление

ученика

через

личностное восприятие оценить те или иные поступки людей в прошлом,

дать им нравственную оценку, учитывая исторические условия, в которых эти

поступки совершались. В тоже время в русле решения этих задач лежат

проблемы обучения школьников методам подготовки и сдачи экзамена в

режиме ЕГЭ, участия в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. А

это

в

свою

очередь

в

современных

условиях

становится

факторами

выстраивания личностной

образовательной стратегии молодого человека,

важным этапом в их работе по поступлению в высшую профессиональную

школу.

В условиях сформированности, начального этапа процесса создания

исторического мировоззрения школьников в рамках профильного физико-

математического

лицея

ученики

не

только

становятся

грамотными,

образованными,

конкурентно-способными

личностями

при

наличии

всех

необходимых компетенции, но и участвуют в разнообразных мероприятиях за

рамками

учебной

деятельно сти.

Они

ст ановят ся

п р и з е р а м и

интеллектуальных

игр,

творче ских

конкурсов,

вс е во змож н ы х

дистанционных, очных, заочных олимпиад. При всем этом никогда не стоит

забывать, что главным является личность школьника, ее стремления добиться

собственных целях в современном обществе, а историческое мировоззрение

призвано оказать в этом посильную помощь и поддержку.

Фомина Е.А.,

учитель истории и обществознания

высшей кв. категории

МБОУ «Лицей № 145»

г. Казани



В раздел образования