Автор: Фомина Евгения Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 145"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Историческое мировоззрение и ФГОС
Тема: Особенности формирования исторического мировоззрения школьников в условиях профильного обучения с учетом требований ФГОС
Раздел: среднее образование
Особенности формирования исторического мировоззрения школьников
в условиях профильного обучения
Я являюсь учителем истории и обществознания профильного физико-
математического лицея города Казани, и потому речь буду вести именно с
этой позиции.
Развивающемуся
российскому
обществу
нужны
современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора. Казалось
бы,
все
просто,
в
России
существует
множество
школ
разного типа, где и происходит становление подобного гражданина. Тем
более что формирование личности школьника проходит в рамках выполнения
учителем
стандарта
государственного
образования
(где
заложены
все
тонкости
и
особенности
создания,
развития
с а мо с тоя т е л ь н о й
предприимчивой личности). Школьный учитель истории и обществознания в
рамках профильного обучения во время урочной и внеурочной деятельности
способствует формированию исторического мировоззрения, которое и вдет к
становлению конкурентно-способной личности. Все это отлично существует
в
различных
программах,
стратегиях
и
прочих
документах,
а
практика
демонстрирует следующие трудности. Ограниченное количество часов по
истории и обществознанию при увеличении объема изучаемого материала,
необходимость совмещения фундаментального исторического образования с
компетентностным
подходом
в
преподавании
истории,
подготовка
школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Поэтому учителю важно
организовать обучение так, чтобы достигнуть целей и задач образовательного
стандарта, чтобы ученик успешно прошел процедуру ЕГЭ, то есть надо найти
оптимальные
методы
обучения.
И
найти
их
необходимо
в
условиях
профильного физико-математического обучения.
Формирование
исторического
мировоззрения
школьников
возможно
при
условии
существования
внутренней
мотивации
к
учению,
к
саморазвитию, к самореализации в соответствии с собственными интересами
и
склонностями.
То
есть
главной
сложностью
для
учителя
и
является
отыскать по отношению к школьникам и мотивацию, и заинтересованность, и
возможность
находить
различные
пути
решения
разнообразных
задач,
и
выполнять
задуманное,
как
собственными
силами,
так
и
в
команде.
В
условиях профильного обучения школьников историческое мировоззрение
необходимо ученику чтобы помочь понять себя, свои корни, стать частью
гражданского
общества,
интегрироваться
в
поликультурное
и
конфессиональное сообщество. В таком случае историческое мировоззрение
выступает как средство, как инструмент ценностного развития, как фактор
нравственного становления личности школьника. По этой причине обучение
истории и обществознанию в условиях профильной физико-математической
школы направлено на достижение следующих важнейших аспектов:
- акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли
человека, мотивам его деятельности;
-
ознакомление
школьников
с
различными
точками
зрения
на
развитие
прошлого и настоящего в обществе;
- единство истории (для которой основным является исторический подход в
формировании
исторического
мировоззрения)
и
обществознания
(ориентировано
на
логический,
структурный
подход
при
рассмотрении
общественного развития).
В целом история и обществознание в школе определяются как учебные
предметы, содержание которых составляют основы исторических, правовых,
социологических, политологических, философских знаний, умений, навыков,
которые необходимы школьнику для их прочного усвоения и позволяющие их
применять в различных жизненных ситуациях.
В
целях
формирования
исторического
мировоззрения
в
условиях
профильного
физико-математического
обучения
на
уроках
истории
и
обществознания необходимо:
- уделять внимание мировоззренческому многообразию в воссоздании общей
картины
исторического
прошлого,
преподавать
с
позиций
обоснования
национальных и государственных приоритетов России;
- опираться на многофакторный подход при характеристике исторического
процесса,
показывать
разные
детерминирующие
факторы
в
каждом
конкретном случае и в условиях определенного исторического времени как
главных импульсов развития общества (при этом отказаться
от жесткого
детерминизма трактовок исторического развития);
-
отойти от
рассмотрения
фактического
материала
в
качестве
самоцели,
осуществлять приоритетное развитие у учащихся исторического мышления
при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира;
- стремиться к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных
явлений, процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе;
Процесс
формирования
исторического
мировоззрения
школьников
крайне сложен, а в условиях профильного обучения он усложняется еще
более. В этой связи необходимо обязательно ставить акцент на личностной
аспект
в
развитии
школьника,
поощрять
стремление
ученика
через
личностное восприятие оценить те или иные поступки людей в прошлом,
дать им нравственную оценку, учитывая исторические условия, в которых эти
поступки совершались. В тоже время в русле решения этих задач лежат
проблемы обучения школьников методам подготовки и сдачи экзамена в
режиме ЕГЭ, участия в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. А
это
в
свою
очередь
в
современных
условиях
становится
факторами
выстраивания личностной
образовательной стратегии молодого человека,
важным этапом в их работе по поступлению в высшую профессиональную
школу.
В условиях сформированности, начального этапа процесса создания
исторического мировоззрения школьников в рамках профильного физико-
математического
лицея
ученики
не
только
становятся
грамотными,
образованными,
конкурентно-способными
личностями
при
наличии
всех
необходимых компетенции, но и участвуют в разнообразных мероприятиях за
рамками
учебной
деятельно сти.
Они
ст ановят ся
п р и з е р а м и
интеллектуальных
игр,
творче ских
конкурсов,
вс е во змож н ы х
дистанционных, очных, заочных олимпиад. При всем этом никогда не стоит
забывать, что главным является личность школьника, ее стремления добиться
собственных целях в современном обществе, а историческое мировоззрение
призвано оказать в этом посильную помощь и поддержку.
Фомина Е.А.,
учитель истории и обществознания
высшей кв. категории
МБОУ «Лицей № 145»
г. Казани