Автор: Фомина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лойгинская СОШ"
Населённый пункт: п.Лойга Устьянский район Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения.
Раздел: среднее образование
Фомина Татьяна Анатольевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лойгинская СОШ» п.Лойга
Устьянский район Архангельская область
«Развитие познавательного интереса к урокам русского языка.
Роль занимательности в процессе обучения»
Родной язык есть неистощимая
сокровищница всего
духовного бытия человеческого.
Ф.И. Буслаев
Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции,
включающей в себя как научную, так и социо - культурную компетенцию, ибо без знания
социо – культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетентность даже в
ограниченных пределах.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как
специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами
учащихся, потребностью в овладении знаниями, навыками, умениями. Для организации
благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо
выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность ученика.
Я считаю, что одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому
языку, предпочитая ему другие предметы, в том, что мы, учителя русского языка и
литературы, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка.
Первый урок с учащимися 5 класса начинаю с беседы о русском языке, вместе с ними
делаем альбом, в котором оформлены высказывания писателей о русском языке,
помещены их портреты.
Каковы же пути , позволяющие воспитывать у учащихся любовь к родному языку, как к
предмету?
Таких путей много, но одним из них, я считаю, применение элементов занимательности
на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы
ведения уроков. Занимательные формы обучения – это игры, состязания, конкурсы,
диктанты – молчанки, сигнальные карточки, викторины, загадки.
Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к родному
языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного
народного творчества. Загадки – распространенная и любимая детьми форма народного
творчества. Отгадывание их не только развлечение, но и проверка сообразительности.
Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также
при объяснении нового материала и при выполнении самостоятельной работы.
При повторении темы в 5 классе «Мягкий знак после шипящих на конце имен
существительных» даю учащимся задание : записать слова – отгадки (имена
существительные с основой на шипящую), разнося их по столбикам соответственно
правописанию с мягким знаком или без мягкого знака.
Стоит дед над водой, трясет бородой. (камыш)
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)
Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (ерш)
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (ночь)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)
Черный Ивашка – деревянная рубашка: где носом ведет, там заметку кладет. (карандаш)
Две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две
недели подсыхает. (рожь)
Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (мяч)
При закреплении темы «Фонетика. Графика. Орфография.» использую игру «Кто
внимательнее?», которая развивает внимание учеников, улучшает их речь. Глядя на
рисунок, ребята запоминают расположения букв. Затем, указывая на них, нужно назвать
буквы в алфавитном порядке. Выигрывает тот, у кого меньше времени займет выполнение
задания.
При изучении темы «Фразеология» в 6 классе учащимся даю такое задание:
закончить фразеологический оборот:
Дрожит…(как осиновый лист)
Катается …( как сыр в масле)
Выводить … (на чистую воду)
Держать… (в ежовых рукавицах)
Поразить… (как гром среди ясного неба)
Вариться… (в собственном соку)
Сидеть… (сложа руки)
Знать… (как свои пять пальцев)
При изучении темы «Глагол» в 6 классе проверяем орфоэпические нормы:
расставляем ударение в глаголах:
Закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, премировать, запломбировать,
нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила,
проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, осведомить, черпать.
Вся разнообразная работа на уроках русского языка дает возможность привить учащимся
любовь к родному языку.
В последнее время стала чаще обращаться к таким формам обучения, как:
Урок – игра
Урок – путешествие
Урок – зачет
Урок – семинар
Урок – лекция
Урок – экскурсия
Урок – конференция
Урок – диспут
Интегрированный урок
В качестве примера привожу урок – практикум в форме деловой игры.
Урок – практикум в форме деловой игры
«Словообразование и орфография» 6 класс
Цель урока:
1.Воспитание орфографической и пунктуационной зоркости;
2.Совершенствование навыков правописания;
3.Формирование норм правильной литературной речи;
4.Расширение лексикона учащихся.
Оборудование:
1.Толковые и орфографические словари;
2.Компьютер:
3.Мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.
Организационный момент «минутка приятных воспоминаний»
(Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, вспомнить о чем-то хорошем и
улыбнуться).
2.
Вступительное слово учителя.
Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал к себе добрые чувства, передал частичку
своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
Да и в любом деле главное – доброе начало.
Сегодня у нас необычный урок в форме деловой игры «Корректор».
Представьте, что вы не в классе, а в редакции, и вы не ученики, а корректоры.
3.
Проверка домашнего задания.
Дома вам нужно было определить по толковому словарю значения слов корректор.
корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.
Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий
корректуры.
Корректура – процесс исправления ошибок и недостатков на оттиске
типографского набора.
Корректировать –
- вносить коррективы, поправлять;
- читать корректуру чего-нибудь.
Вопросы классу:
- Есть ли этих слов многозначные? Почему вы так думаете?
- Прочитайте словосочетания, которые вы составили.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор?
4. Практическая часть.
1. Проверяем свою орфографическую зоркость.
Отгадайте загадку, выпишите из нее слова с неизвестными орфограммами,
обозначьте их.
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть – не разберешь:
Не растение, а еж.
2. Найдем и исправим ошибки.
В редакцию газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них
публикуются. Очень часто письма приходится править, так как в них огромное
количество ошибок. Одно из таких писем в наш корректорский отдел передал
болгарский поэт И.Босев.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, памаги
Твоей плимяннице Оли,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Задание: найти слова, которые
- проверяются с помощью словаря;
- проверяются изменением формы слова;
- проверяются с помощью других правил.
Учитель: верным помощником корректора является словарь. Словари бывают
разные. Подумайте, какие словари вам нужны, чтобы выполнить эту работу.
3.С помощью словаря проверьте написание следующих слов.
Пр_кратить, пр_зрение, пр_мьера, пр_небрегать, пр_людия, пр_амурский,
пр_готовить, пр_луниться, пр_мер, пр_открыть
Задание: Объясните значения выделенных слов. Найдите слова-неологизмы.
4.Орфографическая «дуэль» (словарный диктант с взаимопроверкой)
1 вариант
2 вариант
выр_щенный летом слегка прик_снуться
пр_смешной малыш вода пр..бывает
светлая з_ря утренние з..ри
пр_озерный край пр..спокойно спать
написать изл_жение изл..гать четко
устойчивый заг_р заг..рать на пляже
зап_реть дверь зап..рать на ключ
бл_стательная победа бл..стеть на солнце
пр_крутил колесо пр..шил умело
охранять пр_роду пр..красный вид
«Дуэлянтов» выбираем при помощи языковых загадок. Отгадавший загадку выходит
к доске и «сражается» до первой ошибки.
Примеры загадок.
Закричу, зажурчу, под небеса улечу (вертолет)
Черная речка под землей сотни километров течет (нефтепровод)
Хвостом пьет, клювом отдает (водопровод)
Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит мотор – глотает он и
пыль, и сор (пылесос)
5.Знаки препинания.
Однажды в типографию проникли воры и украли все знаки препинания. За работу,
корректоры, восстановите знаки препинания.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
После заключительного слова учителя в качестве домашнего задания предлагается
тест, выполнив который, ребята еще раз повторят пройденный материал.
Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от
умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную
форму проведения занятия.
Целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции
учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом
успешной речевой активности являются новые формы ведения урока, в ходе
которых учащиеся расширяют знания, развивают творческую самостоятельность,
обучаются работе с различными источниками.
Необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам
организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может
быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся
интереса к предмету.