Автор: Тулинцева Елена Викторовна
Должность: учитедь географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: Чегдомын
Наименование материала: методическая разработка
Тема: метод одного слайда
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
Метод одного слайда
(интерактивные опорные конспекты)
Составитель:
Тулинцева Е.В.
учитель географии
2018 - 2019 учебный год
Представленная тема хоть и не новая, но актуальная. Актуальность её обусловлена тем,
что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а объём
программы остается прежним, и я, как и другие педагоги, испытываю катастрофическую
нехватку времени на уроках для её освоения.
Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы
становятся для нас на сегодняшний день просто необходимостью.
Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение, – это технология опорных
конспектов.
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их
провести для детей. Наглядность на уроке играет большую роль. И география и биология –
такие предметы, которые изначально предполагают использование большого количества
наглядного материала.
Современный урок нельзя представить без ИКТ-технологий. Актуальность использования
ИКТ
в
географии
обоснована
стандартом
основного
и
среднего
(полного)
общего
образования,
информатизацией
общества.
ИКТ
повышает
эффективность
процесса
обучения
географии,
обеспечивает
наглядность
и
интерактивность,
что
способствует
развитию
интеллектуальных,
творческих
способностей
учащихся.
Развивается
познавательная активность школьников при изучении географии и повышается качество
обучения предмету
.
Данные технологии удачно применяются на уроках географии.
Идея соединить технологию опорных конспектов и ИКТ технологии возникла у меня при
обучении географии в 5-9 классах при
использовании УМК Сферы, где достаточно
большое разнообразие схем, аннимаций, картосхем, интерактивных тестов, заданий к
схемам. Большой объем материала необходимо подать так, чтобы все было четко, ясно, и
логично, а главное – доступно для усвоения.
На грани двух этих методик (опорного коспекта и ИКТ) и возникла идея метода одного
слайда.
Суть его заключается в том, что информация об изучаемом объекте, явлении представлена
на всего одном слайде. Она может дополняться по мере изучения материала в течение
урока.
Благодаря
возможностям
программного
обеспечения,
слайд
создается
интерактивным способом.
Метод одного слайда можно использовать в следующих учебных ситуациях:
1.
Слайды, создающиеся на уроке при изучении нового материала в ходе групповой и
(или) индивидуальной работы.
2.
Слайды, создающиеся детьми как домашнее задание.
3.
Слайды, созданные учителем для изучения нового материала.
Первые
2
группы
предпочтительней,
так
как
они
активизируют
деятельность
обучающихся.
Метод
можно
использовать на
разных
этапах
обучения с
разными
дидактическими
целями: для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний,
для
контроля. Данные
средства
наглядности
выполняют
функцию
конспектирования
материала. В процессе подготовки домашних заданий они выступают в качестве опорных
звеньев в повторении изученного материала. Один такой слайд можно прикрепить к уроку
в системе электронных дневников и журналов.
Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения.
Каждый учитель выступает творцом: используя разные технологии, создает свой сценарий
проведения урока.
Я считаю, что применение моего метода позволяет решить следующие задачи:
-
активизировать
мыслительную
деятельность
учащихся,
а
следовательно,
повысить
мотивацию к изучению предмета;
- формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
- развивать умение видеть большую тему в целостном виде;
- сворачивать учебный материал в схему, таблицу, создавать кластер
- развивать способность к свободному изложению, вариативности речи;
- повышать интерес к изучаемому материалу.
Использовать метод возможно с 5 класса, т.к. учащиеся уже имеют необходимые для этого
знания, умения, навыки.
Потенциал метода огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного
материала, его запоминания и воспроизведения. Использование метода очень эффективно,
так как:
1.
Позволяет экономить время на изучение предмета при уменьшенном количестве
часов и большом объеме изучаемого материала.
2.
Позволяет индивидуализировать работу с учащимися разного уровня обученности.
3.
Позволяет развивать коммуникативные умения учащихся: умение грамотно ставить
вопрос, делать обобщения по теме, составлять связное высказывание, делать выводы.
Приложение 1
Использование метода одного слайда
при изучении темы «атмосфера», география 6 класс.
При переходе на ФГОС основного общего образования в 6 классе на предмет география
отводится 1 час в неделю.
В тематическом планировании тема представлена 10 часами.
Hедостаточно часов для
отработки
практических
умений
и
навыков
чтения
тематическихъ
карт
по
теме
«Атмосфера».
На первом уроке всю информацию представляем в виде одного слайда, появляется
постепенно с помощью анимации.
На
втором
уроке,
изучая
материал,
обучающиеся
в
ходе
групповой
работы
самостоятельно могут составить слайд, отражающий суть темы, её главные понятия. При
этом
лучше
организовать
работу
не
только
с
учебником,
но
и
с
современными
источниками информации: сетью интернет (через работу на компьютере).
Климатические пояса и природные зоны мира.
Климатические пояса
Природные зоны
Особенности природных зон
экваториальный
Влажные экваториальные леса (один
сезон – весь год лето).
субэкваториальный
Саванны (лето – жаркое и дождливое,
зима – жаркая и сухая).
тропический
Пустыни
(зима
холоднее
лета,
весь
год осадков очень мало).
субтропический
Жестколистные
леса
и
кустарники.
Лесостепи
и
степи
(лето
сухое
и
жаркое,
зима
более
прохладная
и
влажная).
умеренный
Леса
(хвойные,
широколиственные,
смешанные) (четыре времени года –
хол од н а я
з и ма ,
т ё п л о е
л е т о ,
переходные осень и весна).
субарктический
субантарктический
Тундры и лесотундры (зима суровая,
малоснежная
и
длинная,
лето
–
прохладное, короткое, влажное).
арктический
антарктический
А р к т и ч е с к и е
п у с т ы н и
( з и м а
морозная,
лето
холодное,
вечные
снега и льды).
В
итоге
результат
будет
представлен
на
нескольких
слайдах.
Информация,
размещённая
на
них,
на
этапе
закрепления
изученного
обсуждается,
и
слайды
дорабатываются самими же обучающимися.
На третьем уроке можно организовать урок- заседание научного общества, для
подготовки
к
которому
обучающиеся,
используя
предложенную
методику,
готовят
сообщения по теме по определенному плану. Таким образом, выступления не
займут
много времени и выступить смогут все учащиеся.
Лист самоконтроля (итоговый) по теме «Климат России». 8 класс.
Фамилия Имя Класс __________________________________
I
. Дополни предложения (если верный ответ, поставьте по одному баллу в правую колонку).
1. Переходные зоны между воздушными массами …
2. Излучение светом солнца и тепла…
3. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре …
4. Многолетний режим погоды в данной местности …
5. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре …
6.Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период …
7. Самые низкие температуры в России зафиксированы в городе …
8. Длительная сухая погода с высокой температурой и отсутствием осадков…
9.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство…
10. Понижение температуры воздуха ниже 0° С на почве …
11. Самые высокие температуры в России зафиксированы в городе …
II. По контурной карте определи климатические пояса и типы климата России.
Запиши их названия. За каждый правильный пояс и тип поставьте по одному баллу.
Климатические пояса и типы
баллы
I
арктический
II
субарктический
III
умеренно - континентальный
IV
континентальный
V
резко - континентальный
VI
муссонный
VII
субтропический
Примеры заданий для учащихся по теме ВЭО 10-класс:
Всемирные экономические отношения.
Задание. Вспомните, что называется международным географическим разделением труда?
(тема 4 §2)
Что определяет специализацию отдельных стран?
Система внешнеэкономических связей, базирующаяся на международном разделении
труда, называется международными географическими отношениями.
Основой
разделения
труда
стала международная
специализация
производства.
Основные направления:
Межотраслевая
специализация охватывает продукцию первичной сферы (в основном
сельскохозяйственную и добывающей промышленности). Приведите примеры.
Предметная характерна для обрабатывающей промышленности, то есть для выпуска и
экспорта готовой промышленной продукции. Приведите примеры.
Технологическая возникает
в
результате
территориального
разрыва
единой
технологической
цепочки
в
производстве
определенного
товара.
Например,
в
алюминиевой промышленности. Вспомните, почему.
Подетальная – совместное производство определенной продукции.
Задание. Вспомните, что называют кооперированием?
Формы МЭО
Международные финансовые и валютно-кредитные отношения
Международный туризм
Международные трудовые миграции
Международная специализация производства
Международное кооперирование производства
Внешняя торговля товарами
Внешняя торговля услугами
Посчитайте количество баллов и поставьте себе оценку. 18 баллов – оценка «5», 17 - 13 баллов –
оценка «4», 12 – 10 баллов - оценка «3». Оценка ________________
Международные
финансовые
и
валютно-кредитные
отношения.
На
этом
направлении сложились три рынка кредитов (заемных средств), инвестиций (вложений в
конкретную сферу хозяйственной деятельности) и валютный.
Торговля научно-техническими знаниями. Основные формы: лицензионная торговля,
ноу-хау, инжиниринг.
Лицензия
– право на использование какого-либо изобретения. Ноу-хау
и инжиниринг
дают
возможность
получить
не
только
технологию,
но
и
накопленный
продавцом
производственный
опыт,
подготовить
кадры,
быстро
наладить
новое
для
себя
производство.
Международные трудовые миграции. Задание. Повторите тему 3 § 3 пункт 2. Назовите
страны-экспортеры рабочей силы и страны-импортеры.
Международный туризм. Задание. Самостоятельно изучите текст пункта 5 § 4 темы 5,
рис. 43,44 стр. 161 и табл. 33 стр.396. Охарактеризуйте эту форму МЭО.
Задание. Вспомните, что называется международной экономической интеграцией. (тема 4
§ 2)
Виды интеграционных объединений:
-
зона
свободной
торговли
облегчает
условия
взаимной
торговли
между
странами-
партнерами. Приведите примеры.
- таможенный союз предполагает принятие единых условий в торговле со странами, не
входящими в него. Приведите примеры.
-
общий рынок получил свое наименование благодаря изначальным задачам создания
единого рынка товаров, капиталов и рабочей силы. В этом случае страны объединяют
усилия уже на этапе производства, а не только на этапе обмена произведенным. Например,
Южный общий рынок (Меркосур)
-
экономический
союз
отличается
еще
большим
единством.
Для
него
характерны
разработка
единой
экономической
политики,
создание
общегосударственных
экономических органов. Приведите примеры.
-
общий рынок получил свое наименование благодаря изначальным задачам создания
единого рынка товаров, капиталов и рабочей силы. В этом случае страны объединяют
усилия уже на этапе производства, а не только на этапе обмена произведенным. Например,
Южный общий рынок (Меркосур)
-
экономический
союз
отличается
еще
большим
единством.
Для
него
характерны
разработка
единой
экономической
политики,
создание
общегосударственных
экономических органов. Приведите примеры.