Напоминание

метод одного слайда


Автор: Тулинцева Елена Викторовна
Должность: учитедь географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: Чегдомын
Наименование материала: методическая разработка
Тема: метод одного слайда
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

Метод одного слайда

(интерактивные опорные конспекты)

Составитель:

Тулинцева Е.В.

учитель географии

2018 - 2019 учебный год

Представленная тема хоть и не новая, но актуальная. Актуальность её обусловлена тем,

что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а объём

программы остается прежним, и я, как и другие педагоги, испытываю катастрофическую

нехватку времени на уроках для её освоения.

Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы

становятся для нас на сегодняшний день просто необходимостью.

Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение, – это технология опорных

конспектов.

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их

провести для детей. Наглядность на уроке играет большую роль. И география и биология –

такие предметы, которые изначально предполагают использование большого количества

наглядного материала.

Современный урок нельзя представить без ИКТ-технологий. Актуальность использования

ИКТ

в

географии

обоснована

стандартом

основного

и

среднего

(полного)

общего

образования,

информатизацией

общества.

ИКТ

повышает

эффективность

процесса

обучения

географии,

обеспечивает

наглядность

и

интерактивность,

что

способствует

развитию

интеллектуальных,

творческих

способностей

учащихся.

Развивается

познавательная активность школьников при изучении географии и повышается качество

обучения предмету

.

Данные технологии удачно применяются на уроках географии.

Идея соединить технологию опорных конспектов и ИКТ технологии возникла у меня при

обучении географии в 5-9 классах при

использовании УМК Сферы, где достаточно

большое разнообразие схем, аннимаций, картосхем, интерактивных тестов, заданий к

схемам. Большой объем материала необходимо подать так, чтобы все было четко, ясно, и

логично, а главное – доступно для усвоения.

На грани двух этих методик (опорного коспекта и ИКТ) и возникла идея метода одного

слайда.

Суть его заключается в том, что информация об изучаемом объекте, явлении представлена

на всего одном слайде. Она может дополняться по мере изучения материала в течение

урока.

Благодаря

возможностям

программного

обеспечения,

слайд

создается

интерактивным способом.

Метод одного слайда можно использовать в следующих учебных ситуациях:

1.

Слайды, создающиеся на уроке при изучении нового материала в ходе групповой и

(или) индивидуальной работы.

2.

Слайды, создающиеся детьми как домашнее задание.

3.

Слайды, созданные учителем для изучения нового материала.

Первые

2

группы

предпочтительней,

так

как

они

активизируют

деятельность

обучающихся.

Метод

можно

использовать на

разных

этапах

обучения с

разными

дидактическими

целями: для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний,

для

контроля. Данные

средства

наглядности

выполняют

функцию

конспектирования

материала. В процессе подготовки домашних заданий они выступают в качестве опорных

звеньев в повторении изученного материала. Один такой слайд можно прикрепить к уроку

в системе электронных дневников и журналов.

Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения.

Каждый учитель выступает творцом: используя разные технологии, создает свой сценарий

проведения урока.

Я считаю, что применение моего метода позволяет решить следующие задачи:

-

активизировать

мыслительную

деятельность

учащихся,

а

следовательно,

повысить

мотивацию к изучению предмета;

- формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;

- развивать умение видеть большую тему в целостном виде;

- сворачивать учебный материал в схему, таблицу, создавать кластер

- развивать способность к свободному изложению, вариативности речи;

- повышать интерес к изучаемому материалу.

Использовать метод возможно с 5 класса, т.к. учащиеся уже имеют необходимые для этого

знания, умения, навыки.

Потенциал метода огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного

материала, его запоминания и воспроизведения. Использование метода очень эффективно,

так как:

1.

Позволяет экономить время на изучение предмета при уменьшенном количестве

часов и большом объеме изучаемого материала.

2.

Позволяет индивидуализировать работу с учащимися разного уровня обученности.

3.

Позволяет развивать коммуникативные умения учащихся: умение грамотно ставить

вопрос, делать обобщения по теме, составлять связное высказывание, делать выводы.

Приложение 1

Использование метода одного слайда

при изучении темы «атмосфера», география 6 класс.

При переходе на ФГОС основного общего образования в 6 классе на предмет география

отводится 1 час в неделю.

В тематическом планировании тема представлена 10 часами.

Hедостаточно часов для

отработки

практических

умений

и

навыков

чтения

тематическихъ

карт

по

теме

«Атмосфера».

На первом уроке всю информацию представляем в виде одного слайда, появляется

постепенно с помощью анимации.

На

втором

уроке,

изучая

материал,

обучающиеся

в

ходе

групповой

работы

самостоятельно могут составить слайд, отражающий суть темы, её главные понятия. При

этом

лучше

организовать

работу

не

только

с

учебником,

но

и

с

современными

источниками информации: сетью интернет (через работу на компьютере).

Климатические пояса и природные зоны мира.

Климатические пояса

Природные зоны

Особенности природных зон

экваториальный

Влажные экваториальные леса (один

сезон – весь год лето).

субэкваториальный

Саванны (лето – жаркое и дождливое,

зима – жаркая и сухая).

тропический

Пустыни

(зима

холоднее

лета,

весь

год осадков очень мало).

субтропический

Жестколистные

леса

и

кустарники.

Лесостепи

и

степи

(лето

сухое

и

жаркое,

зима

более

прохладная

и

влажная).

умеренный

Леса

(хвойные,

широколиственные,

смешанные) (четыре времени года –

хол од н а я

з и ма ,

т ё п л о е

л е т о ,

переходные осень и весна).

субарктический

субантарктический

Тундры и лесотундры (зима суровая,

малоснежная

и

длинная,

лето

прохладное, короткое, влажное).

арктический

антарктический

А р к т и ч е с к и е

п у с т ы н и

( з и м а

морозная,

лето

холодное,

вечные

снега и льды).

В

итоге

результат

будет

представлен

на

нескольких

слайдах.

Информация,

размещённая

на

них,

на

этапе

закрепления

изученного

обсуждается,

и

слайды

дорабатываются самими же обучающимися.

На третьем уроке можно организовать урок- заседание научного общества, для

подготовки

к

которому

обучающиеся,

используя

предложенную

методику,

готовят

сообщения по теме по определенному плану. Таким образом, выступления не

займут

много времени и выступить смогут все учащиеся.

Лист самоконтроля (итоговый) по теме «Климат России». 8 класс.

Фамилия Имя Класс __________________________________

I

. Дополни предложения (если верный ответ, поставьте по одному баллу в правую колонку).

1. Переходные зоны между воздушными массами …

2. Излучение светом солнца и тепла…

3. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре …

4. Многолетний режим погоды в данной местности …

5. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре …

6.Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период …

7. Самые низкие температуры в России зафиксированы в городе …

8. Длительная сухая погода с высокой температурой и отсутствием осадков…

9.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство…

10. Понижение температуры воздуха ниже 0° С на почве …

11. Самые высокие температуры в России зафиксированы в городе …

II. По контурной карте определи климатические пояса и типы климата России.

Запиши их названия. За каждый правильный пояс и тип поставьте по одному баллу.

Климатические пояса и типы

баллы

I

арктический

II

субарктический

III

умеренно - континентальный

IV

континентальный

V

резко - континентальный

VI

муссонный

VII

субтропический

Примеры заданий для учащихся по теме ВЭО 10-класс:

Всемирные экономические отношения.

Задание. Вспомните, что называется международным географическим разделением труда?

(тема 4 §2)

Что определяет специализацию отдельных стран?

Система внешнеэкономических связей, базирующаяся на международном разделении

труда, называется международными географическими отношениями.

Основой

разделения

труда

стала международная

специализация

производства.

Основные направления:

Межотраслевая

специализация охватывает продукцию первичной сферы (в основном

сельскохозяйственную и добывающей промышленности). Приведите примеры.

Предметная характерна для обрабатывающей промышленности, то есть для выпуска и

экспорта готовой промышленной продукции. Приведите примеры.

Технологическая возникает

в

результате

территориального

разрыва

единой

технологической

цепочки

в

производстве

определенного

товара.

Например,

в

алюминиевой промышленности. Вспомните, почему.

Подетальная – совместное производство определенной продукции.

Задание. Вспомните, что называют кооперированием?

Формы МЭО

Международные финансовые и валютно-кредитные отношения

Международный туризм

Международные трудовые миграции

Международная специализация производства

Международное кооперирование производства

Внешняя торговля товарами

Внешняя торговля услугами

Посчитайте количество баллов и поставьте себе оценку. 18 баллов – оценка «5», 17 - 13 баллов –

оценка «4», 12 – 10 баллов - оценка «3». Оценка ________________

Международные

финансовые

и

валютно-кредитные

отношения.

На

этом

направлении сложились три рынка кредитов (заемных средств), инвестиций (вложений в

конкретную сферу хозяйственной деятельности) и валютный.

Торговля научно-техническими знаниями. Основные формы: лицензионная торговля,

ноу-хау, инжиниринг.

Лицензия

– право на использование какого-либо изобретения. Ноу-хау

и инжиниринг

дают

возможность

получить

не

только

технологию,

но

и

накопленный

продавцом

производственный

опыт,

подготовить

кадры,

быстро

наладить

новое

для

себя

производство.

Международные трудовые миграции. Задание. Повторите тему 3 § 3 пункт 2. Назовите

страны-экспортеры рабочей силы и страны-импортеры.

Международный туризм. Задание. Самостоятельно изучите текст пункта 5 § 4 темы 5,

рис. 43,44 стр. 161 и табл. 33 стр.396. Охарактеризуйте эту форму МЭО.

Задание. Вспомните, что называется международной экономической интеграцией. (тема 4

§ 2)

Виды интеграционных объединений:

-

зона

свободной

торговли

облегчает

условия

взаимной

торговли

между

странами-

партнерами. Приведите примеры.

- таможенный союз предполагает принятие единых условий в торговле со странами, не

входящими в него. Приведите примеры.

-

общий рынок получил свое наименование благодаря изначальным задачам создания

единого рынка товаров, капиталов и рабочей силы. В этом случае страны объединяют

усилия уже на этапе производства, а не только на этапе обмена произведенным. Например,

Южный общий рынок (Меркосур)

-

экономический

союз

отличается

еще

большим

единством.

Для

него

характерны

разработка

единой

экономической

политики,

создание

общегосударственных

экономических органов. Приведите примеры.

-

общий рынок получил свое наименование благодаря изначальным задачам создания

единого рынка товаров, капиталов и рабочей силы. В этом случае страны объединяют

усилия уже на этапе производства, а не только на этапе обмена произведенным. Например,

Южный общий рынок (Меркосур)

-

экономический

союз

отличается

еще

большим

единством.

Для

него

характерны

разработка

единой

экономической

политики,

создание

общегосударственных

экономических органов. Приведите примеры.



В раздел образования