Автор: Хомякова Галина Геннадьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: г. Урай ХМАО–Югры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по технологии "Активные методы обучения и модерации" АМОиМ
Раздел: среднее образование
Разработка урока литературы по технологии АМОиМ (7 класс)
Составил учитель русского языка и литературы Хомякова Галина Геннадьевна
Тема «Выражение авторской позиции в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Цель:
Личностная: Глубина понимания патриотизма, долга, интерес и уважительное отношение
к истории.
Развивающая:
формирование
навыка
создания
речевой
ситуации,
связанной
с
гипотетическим
изменением
социальной
функции
ученика
(географы,
историки,
искусствоведы); способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в работе
при решении общей проблемы видения авторской позиции в повести «Тарас Бульба».
Предметная:
1.Усвоение содержания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
2.Знание приёмов выражения авторской позиции в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
3.Умение формулировать авторскую позицию.
4.Создание художественного пространства - приём выражения авторской позиции.
Оформление классной доски:
Записана тема «Выражение авторской позиции в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Эпиграф: «Поэма о любви к Родине» В.Г. Белинский
На доске запись:
1) «Х – хорошо» « И - было интересно» « М - мешало» «В - возьму с собой».
2) Что бы хотел спросить у Н.В. Гоголя, героев его повести «Тарас Бульба» (о
поступках, действиях, мыслях и т.п.)
Подготовительная работа.
Реквизит:
1.
бумага
2.
полоски цветной бумаги
2. маркеры комплекты (по количеству групп)
3.
цветные листы бумаги с наклеенной темой
4.
магнитики
5.
бейджики для названий куреней запорожцев
6.
большой плакат для написания маркерами
7.
листы размером А4
8.
медали, приготовленные для самых активных участников обсуждения в группах.
9.
в классе 25 чел (распределяем на 4 группы по 6-7 чел.)
10. учебники «Литература» для уч-ся 7 кл. (авт. Коровина)
До урока на перемене учащиеся объединяются в 4 группы (по цвету выбранных
бумажных фигурок)
На столах: 4 листа с цветными наклейками (по которым учащиеся рассаживаются в
группы), на которых ученики должны будут написать фломастером названия куреней
повести «Тарас Бульба»:
1.
Незамайновский курень - на жёлтом листе
2.
Уманский курень - на зелёном листе
3.
Поповичевский курень - на красном листе
4.
Тымошевский курень - на синем листе
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Чтобы провести наш урок, вы объединились, как и запорожцы повести Гоголя, « в
курени». Вспомните названия куреней (вспоминаем).
Запишем на листах, лежащих на столах, их названия (соответственно цветными
маркерами) :
Незамайновсий курень – жёлтым, Уманский- зелёным, Поповичевский – красным,
Тымошевский - синим).
Учащиеся в каждой группе подписывают бейджики и пристёгивают )
I.
Приветствие (инициация) - 2 мин. Метод « Казацкие приветствия »
Каждый «курень» поприветствует других фразой из повести Гоголя или на манер
запорожцев повести
(можно воспользоваться текстом – в учебнике стр. 161 гл. 3:
например: а) «Здравствуйте! Из какого вы куреня ? – проходите».
б) «Здравствуйте! Что во Христа веруете?»
в) «Здравствуйте! В церковь ходите?»
Каждый курень придумает правила работы в группе. – (1мин.)
-Запрещается:
выражать насмешки;
-выражать пренебрежение;
-критиковать
Разрешается:
- выражать своё мнение;
- поддержка.
Обмен мнением о правилах работы.
II.
Целеполагание, погружение в тему: (3мин.) Метод импровизации.
Учитель даёт задание (всем «куреням») :
Задание1.
Перед нами Н.В. Гоголь и его повесть «Тарас Бульба». У вас есть возможность задать ему
свой вопрос: «Я хотел бы спросить у Гоголя и …»
Обсуждают «куренем» и зачитывают по общему решению один вопрос.
III.
Ожидания и опасения: (2-3мин.)
Мысленно загляните в творческую мастерскую Н.В. Гоголя. Подумайте, а присутствует
ли сам автор в произведении?
На листах напишите свои ожидания от изучаемой темы.
А ниже - свои опасения о том, что можете не понять, что может не получиться.
Для этого подумайте о результатах занятия
«Курени» определяют ожидания и опасения и поручают кому-то из своего «куреня»
озвучить их.
IV.
Инпут (ввод информации). Метод представления информации «От частного
к общему» (10-15 мин.)
Учитель: Перед нами главные герои: Тарас.Б., Остап, Андрий. А ещё все запорожцы.
Нам интересен историко-географический пласт, когда (время), где (географическое
пространство) и почему рождались герои Н.В. Гоголя. И как понять мнение автора?
Учащиеся:
На этом этапе заранее подготовленные группы учащихся (географы, историки,
этнографы - смешанные группы) представляют подготовленный материал.
Географы: Раскрывают тему «Запорожская Сечь на карте». Представляют презентацию
и устное выступление.
Историки : Раскрывают тему « К какому историческому времени обратился Гоголь,
почему сформировалась Запорожская Сечь». Представляют презентацию и устное
выступление.
Этнографы: «Оружие. Домашняя утварь. Жилище. Костюм казаков Запорожской
Сечи». Представляют презентацию и устное выступление.
Задания 1. (3мин)
Автор повествует о запоржцах и характеризует их в главных эпизодах.
Озаглавьте эти эпизоды. Напишите на листах.
1гр.- о Тарасе Б. - имеются в виду эпизоды (Речь о товариществе - гл. 9 стр.188);
Убийство сына гл. 9 стр. 196-197; Смерть Тараса Бульбы - гл. 12 стр. 204 -205
2гр. - об Остапе - имеются в виду эпизоды (Остап в бою гл.5 стр. 165; Казнь Остапа-
гл.11 с. 203 )
3гр. – об Андрии (имеются в виду эпизоды Андрий в бою гл.5 стр.166; Предательство
-гл.6 стр. 174; Смерть Андрия- гл. 9 стр. 196-197):
4гр. – казаки-запорожцы -- имеются в виду эпизоды (Приём в Запорожскую Сечь;
Запорожцы в бою».
В результате выполнения заданий учащиеся представляют результаты работы.
Метод «групповой обмен впечатлениями».
Учитель (в качестве минуты-разгрузки): Какими словами приветствовал Тарас Бульба в
бою запорожцев? Все: «Есть ещё порох в пороховницах?»
Учитель: Где можно увидеть автора? Как он смотрит на происходящее.
Рассказывая о героях и событиях, автор много думает, размышляет. Он хочет помочь
читателю
понять
художественные
образы.
Воспринимая
образную
картину,
мы
сопереживаем героям и порой не замечаем автора. Но он на всё имеет своё собственное .
мнение и разговаривает с нами.
(задания написаны на карточках и находятся на партах)
Задание гр 1. (3мин.) Автор рисует дом семьи Тараса Бульбы. Сформулируйте:
Ваше мнение: что такое дом для человека? В чём дом нуждается? Чем является для
человека?
Постарайтесь услышать голос Н.В.Гоголя о доме, который оставляют Тарас, Остап и
Андрий. Кем они были для своего дома, а он для них?
И каким останется после отъезда? Слышим ли мы голос автора в это время? Обсудите.
Ведите записи. Приготовьтесь выразить своё мнение.
Задание гр.2 (3мин.)
Вот степь, по которой казаки едут в Запорожскую Сечь. (гл.2 стр. 156). Это дорога.
Что видите и слышите там? С каким чувством вы читаете о степи?
К чему эта степь-дорога приведёт героев, кроме Запорожья?
Сможет л и вернуть эта дорога казаков домой?
Обсудите. Дайте свои догадки о неоднозначном чувстве автора. Запишите.
Задание гр.3 (3мин.)
Автор рисует жизнь и нравы Запорожья. «Прощай, наша мать»,- говорят казаки, уезжая из
Сечи на войну с польской шляхтой.
Какое мнение вызывает устройство жизни в Запорожье (разгульная жизнь, гулянье, всё
общее, даже жильё - в чём хорошо такое устройство, а в чём плохо, как об этом думал
Гоголь? Обсудите и кратко запишите.
Задание
гр.4
(3мин) В эпизоде предательства Андрия
(гл. 5 стр. 174)
он
говорит
полячке: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Что отчизна? Кто сказал, что моя отчизна
Украйна?…Отчизна моя ты! Вот моя отчизна!»
А Гоголь стоит рядом, как бы со стороны смотрит на Андрия … Но не мешает ему принять
решение.
Почему? Что творится в душе автора?
Слышим ли мы ли голос автора в этот момент? Посмотрите в текст.
Обсудите его позицию. Напишите.
Задание
6.
1-2
гр.
Во
время
битвы
под
Дубно
Тарас
Бульба
произносит
Речь
о
товариществе (гл.9 стр. 188).
А как оценивает Гоголь своего героя, услышав его речь?
Вложив в уста Тарасу Бульбе эту речь, мог ли Гоголь написать впоследствии так, что
Тарас всё-таки мог бы простить сына? Почему?
Обсудите. Запишите главное.
Задание 7. 3-4гр. (3мин.) В эпизоде убийства Андрия ( гл.9 стр. 196) мы слышим автора,
но не прямо, а косвенно.
Выберите ряд слов, который является
подсказкой мнения Гоголя об Андрии. Каким в
это время может быть выражение лица автора? Обсудите. Запишите.
Учитель:
Искусствоведы
(заранее
подготовившиеся
учащиеся) сообщат,
как
художники выразили свою позицию о запорожцах (о картине Репина «Запорожцы».
Рефлексия
Учитель: мы говорили о позиции автора, учились слышат голос автора . Подумайте и
напишите свои размышления:
Чего я достиг? 4
Оправдались ли мои опасения?
Как я оцениваю себя на уроке (записи: Х-хорошо И-было интересно М-мешало В-
возьму с собой.)
Вручите в своих «куренях» медали самым активным.