Напоминание

Урок по технологии "Активные методы обучения и модерации" АМОиМ


Автор: Хомякова Галина Геннадьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: г. Урай ХМАО–Югры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по технологии "Активные методы обучения и модерации" АМОиМ
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока литературы по технологии АМОиМ (7 класс)

Составил учитель русского языка и литературы Хомякова Галина Геннадьевна

Тема «Выражение авторской позиции в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Цель:

Личностная: Глубина понимания патриотизма, долга, интерес и уважительное отношение

к истории.

Развивающая:

формирование

навыка

создания

речевой

ситуации,

связанной

с

гипотетическим

изменением

социальной

функции

ученика

(географы,

историки,

искусствоведы); способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в работе

при решении общей проблемы видения авторской позиции в повести «Тарас Бульба».

Предметная:

1.Усвоение содержания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

2.Знание приёмов выражения авторской позиции в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

3.Умение формулировать авторскую позицию.

4.Создание художественного пространства - приём выражения авторской позиции.

Оформление классной доски:

Записана тема «Выражение авторской позиции в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпиграф: «Поэма о любви к Родине» В.Г. Белинский

На доске запись:

1) «Х – хорошо» « И - было интересно» « М - мешало» «В - возьму с собой».

2) Что бы хотел спросить у Н.В. Гоголя, героев его повести «Тарас Бульба» (о

поступках, действиях, мыслях и т.п.)

Подготовительная работа.

Реквизит:

1.

бумага

2.

полоски цветной бумаги

2. маркеры комплекты (по количеству групп)

3.

цветные листы бумаги с наклеенной темой

4.

магнитики

5.

бейджики для названий куреней запорожцев

6.

большой плакат для написания маркерами

7.

листы размером А4

8.

медали, приготовленные для самых активных участников обсуждения в группах.

9.

в классе 25 чел (распределяем на 4 группы по 6-7 чел.)

10. учебники «Литература» для уч-ся 7 кл. (авт. Коровина)

До урока на перемене учащиеся объединяются в 4 группы (по цвету выбранных

бумажных фигурок)

На столах: 4 листа с цветными наклейками (по которым учащиеся рассаживаются в

группы), на которых ученики должны будут написать фломастером названия куреней

повести «Тарас Бульба»:

1.

Незамайновский курень - на жёлтом листе

2.

Уманский курень - на зелёном листе

3.

Поповичевский курень - на красном листе

4.

Тымошевский курень - на синем листе

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Чтобы провести наш урок, вы объединились, как и запорожцы повести Гоголя, « в

курени». Вспомните названия куреней (вспоминаем).

Запишем на листах, лежащих на столах, их названия (соответственно цветными

маркерами) :

Незамайновсий курень – жёлтым, Уманский- зелёным, Поповичевский – красным,

Тымошевский - синим).

Учащиеся в каждой группе подписывают бейджики и пристёгивают )

I.

Приветствие (инициация) - 2 мин. Метод « Казацкие приветствия »

Каждый «курень» поприветствует других фразой из повести Гоголя или на манер

запорожцев повести

(можно воспользоваться текстом – в учебнике стр. 161 гл. 3:

например: а) «Здравствуйте! Из какого вы куреня ? – проходите».

б) «Здравствуйте! Что во Христа веруете?»

в) «Здравствуйте! В церковь ходите?»

Каждый курень придумает правила работы в группе. – (1мин.)

-Запрещается:

выражать насмешки;

-выражать пренебрежение;

-критиковать

Разрешается:

- выражать своё мнение;

- поддержка.

Обмен мнением о правилах работы.

II.

Целеполагание, погружение в тему: (3мин.) Метод импровизации.

Учитель даёт задание (всем «куреням») :

Задание1.

Перед нами Н.В. Гоголь и его повесть «Тарас Бульба». У вас есть возможность задать ему

свой вопрос: «Я хотел бы спросить у Гоголя и …»

Обсуждают «куренем» и зачитывают по общему решению один вопрос.

III.

Ожидания и опасения: (2-3мин.)

Мысленно загляните в творческую мастерскую Н.В. Гоголя. Подумайте, а присутствует

ли сам автор в произведении?

На листах напишите свои ожидания от изучаемой темы.

А ниже - свои опасения о том, что можете не понять, что может не получиться.

Для этого подумайте о результатах занятия

«Курени» определяют ожидания и опасения и поручают кому-то из своего «куреня»

озвучить их.

IV.

Инпут (ввод информации). Метод представления информации «От частного

к общему» (10-15 мин.)

Учитель: Перед нами главные герои: Тарас.Б., Остап, Андрий. А ещё все запорожцы.

Нам интересен историко-географический пласт, когда (время), где (географическое

пространство) и почему рождались герои Н.В. Гоголя. И как понять мнение автора?

Учащиеся:

На этом этапе заранее подготовленные группы учащихся (географы, историки,

этнографы - смешанные группы) представляют подготовленный материал.

Географы: Раскрывают тему «Запорожская Сечь на карте». Представляют презентацию

и устное выступление.

Историки : Раскрывают тему « К какому историческому времени обратился Гоголь,

почему сформировалась Запорожская Сечь». Представляют презентацию и устное

выступление.

Этнографы: «Оружие. Домашняя утварь. Жилище. Костюм казаков Запорожской

Сечи». Представляют презентацию и устное выступление.

Задания 1. (3мин)

Автор повествует о запоржцах и характеризует их в главных эпизодах.

Озаглавьте эти эпизоды. Напишите на листах.

1гр.- о Тарасе Б. - имеются в виду эпизоды (Речь о товариществе - гл. 9 стр.188);

Убийство сына гл. 9 стр. 196-197; Смерть Тараса Бульбы - гл. 12 стр. 204 -205

2гр. - об Остапе - имеются в виду эпизоды (Остап в бою гл.5 стр. 165; Казнь Остапа-

гл.11 с. 203 )

3гр. – об Андрии (имеются в виду эпизоды Андрий в бою гл.5 стр.166; Предательство

-гл.6 стр. 174; Смерть Андрия- гл. 9 стр. 196-197):

4гр. – казаки-запорожцы -- имеются в виду эпизоды (Приём в Запорожскую Сечь;

Запорожцы в бою».

В результате выполнения заданий учащиеся представляют результаты работы.

Метод «групповой обмен впечатлениями».

Учитель (в качестве минуты-разгрузки): Какими словами приветствовал Тарас Бульба в

бою запорожцев? Все: «Есть ещё порох в пороховницах?»

Учитель: Где можно увидеть автора? Как он смотрит на происходящее.

Рассказывая о героях и событиях, автор много думает, размышляет. Он хочет помочь

читателю

понять

художественные

образы.

Воспринимая

образную

картину,

мы

сопереживаем героям и порой не замечаем автора. Но он на всё имеет своё собственное .

мнение и разговаривает с нами.

(задания написаны на карточках и находятся на партах)

Задание гр 1. (3мин.) Автор рисует дом семьи Тараса Бульбы. Сформулируйте:

Ваше мнение: что такое дом для человека? В чём дом нуждается? Чем является для

человека?

Постарайтесь услышать голос Н.В.Гоголя о доме, который оставляют Тарас, Остап и

Андрий. Кем они были для своего дома, а он для них?

И каким останется после отъезда? Слышим ли мы голос автора в это время? Обсудите.

Ведите записи. Приготовьтесь выразить своё мнение.

Задание гр.2 (3мин.)

Вот степь, по которой казаки едут в Запорожскую Сечь. (гл.2 стр. 156). Это дорога.

Что видите и слышите там? С каким чувством вы читаете о степи?

К чему эта степь-дорога приведёт героев, кроме Запорожья?

Сможет л и вернуть эта дорога казаков домой?

Обсудите. Дайте свои догадки о неоднозначном чувстве автора. Запишите.

Задание гр.3 (3мин.)

Автор рисует жизнь и нравы Запорожья. «Прощай, наша мать»,- говорят казаки, уезжая из

Сечи на войну с польской шляхтой.

Какое мнение вызывает устройство жизни в Запорожье (разгульная жизнь, гулянье, всё

общее, даже жильё - в чём хорошо такое устройство, а в чём плохо, как об этом думал

Гоголь? Обсудите и кратко запишите.

Задание

гр.4

(3мин) В эпизоде предательства Андрия

(гл. 5 стр. 174)

он

говорит

полячке: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Что отчизна? Кто сказал, что моя отчизна

Украйна?…Отчизна моя ты! Вот моя отчизна!»

А Гоголь стоит рядом, как бы со стороны смотрит на Андрия … Но не мешает ему принять

решение.

Почему? Что творится в душе автора?

Слышим ли мы ли голос автора в этот момент? Посмотрите в текст.

Обсудите его позицию. Напишите.

Задание

6.

1-2

гр.

Во

время

битвы

под

Дубно

Тарас

Бульба

произносит

Речь

о

товариществе (гл.9 стр. 188).

А как оценивает Гоголь своего героя, услышав его речь?

Вложив в уста Тарасу Бульбе эту речь, мог ли Гоголь написать впоследствии так, что

Тарас всё-таки мог бы простить сына? Почему?

Обсудите. Запишите главное.

Задание 7. 3-4гр. (3мин.) В эпизоде убийства Андрия ( гл.9 стр. 196) мы слышим автора,

но не прямо, а косвенно.

Выберите ряд слов, который является

подсказкой мнения Гоголя об Андрии. Каким в

это время может быть выражение лица автора? Обсудите. Запишите.

Учитель:

Искусствоведы

(заранее

подготовившиеся

учащиеся) сообщат,

как

художники выразили свою позицию о запорожцах (о картине Репина «Запорожцы».

Рефлексия

Учитель: мы говорили о позиции автора, учились слышат голос автора . Подумайте и

напишите свои размышления:

Чего я достиг? 4

Оправдались ли мои опасения?

Как я оцениваю себя на уроке (записи: Х-хорошо И-было интересно М-мешало В-

возьму с собой.)

Вручите в своих «куренях» медали самым активным.



В раздел образования