Автор: Скоромная Галина Викторовна
Должность: Учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 им П.А. Пономарёва
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Лтературно– музыкальная композиция
Тема: «СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА»
Раздел: среднее образование
Урок мужества «СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА»
(литературно-музыкальная композиция)
СЦЕНАРИЙ
ВЕДУЩИЙ :
Пусть вороны гибель вещали,
И кони топтали жнивье, –
Мужскими считались вещами
Кольчуга, седло и копье.
Во время военной кручины
В полях, в ковылях, на снегу
Мужчины, Мужчины, Мужчины
Пути заступали врагу.
ВЕДУЩИЙ 1:
Испокон веков уходили на войну мужчины. А женщины оставались
дома и ждали весточки от своих сыновей, братьев, любимых. Ждали солдатских
писем.
(слайд 1)
Иногда эти письма были в стихах:
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут…
(музыкальный клип «Письма» - фоном)
ВЕДУЩИЙ 2:
«Золотой
фонд»
нашей
истории
–
письма
времен
Великой
Отечественной войны. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в
воронках из-под бомб. Авторы, конечно, не думали, что через столько лет их
мысли о войне будут опубликованы. Поэтому они не обращали внимания ни на
стиль своих писем, ни на язык – не до этого им было тогда. День за днем и год за
годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти
строки, испытываешь удивительный трепет от встречи с Памятью. Эти страницы
бесценны.
В
экспозиции
городского
музея
города
Рубцовска
есть
письмо
к
сыну
гвардии капитана Гавриила Масловского. Это письмо - наказ, письмо - прощание.
Чтец 2:
«Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил
задание от командира дивизии, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты,
мой милый сын, не пугайся и не унывай. Гордись такой же гордостью, с которой
идет твой папа на смерть. Приму все меры, чтобы это письмо переслали тебе, а ты
с ним будь осторожен и не пугай свою бабусю.
Я умираю и вижу свое продолжение. Сын, ты в каждом письме просил и
ждал моего возвращения с фронта домой, без обмана, его больше не жди, не
огорчайся.
Прощай, мой сын. Прощай, дорогая жена Поля. Радость вы моя! Люблю,
люблю до последней капли крови. Люблю Родину. Целую. Искренне любящий
Гавриил".
(слайд 4)
ВЕДУЩИЙ 1:
В руках конверт почти истлевший,
На нём слова едва видны.
Внутри листочек пожелтевший –
Родная весточка с войны.
Я бережно беру другие –
Их нежно сохранила мать,
Они как будто бы живые,
И начинают все звучать:
«Проходим полем, близ села –
Так жалко ниву золотую,
Что преют в ней врагов тела,
Гноят кормилицу родную.
Но перетерпим это мы,
Дождёмся, когда все истлеют:
Мы не допустим другой войны –
Топтать хлеба никто не смеет…»
…Затихли письма фронтовые,
Ушли на отдых, на привал,
А голоса их, как живые,
Зовут к вершине, на перевал.
(слайд 5)
ВЕДУЩИЙ 2:
Мы знаем, что многие солдаты отдали свою жизнь за Победу, а значит –
за наше будущее. Помним и гордимся.
В трудных условиях войны проверяются на прочность все человеческие
ценности: любовь, верность долгу, семья. Письма тому подтверждение.
Поколение, прошедшее через войну, сохранило главное богатство - душу.
Пусть
они
не
овладели
грамотой,
жили
в
бедности,
но
они
всегда,
в
любых
обстоятельствах, оставались людьми.
Солдаты
за
победу
отдали
свою
жизнь,
а
дома,
их
жены,
сохранили,
вырастили детей. Это был их вклад в победу.
2
Солдат жив, пока о нем помнят.
(слайд 6)
Чтец1:
Я читаю письмо от солдата, что был моим дедом…
Треугольник истлевший, истертый давно по краям…
Я не помню его: дед погиб, не дожив до Победы.
Но у бабушки в старой коробке письмо нашла я.
«…Здравствуй, милая Оля. Во первых строках сообщаю,
Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.
Передай моим сестрам, что часто я их вспоминаю.
И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.
Ох, как трудно живется всем вам без меня… Понимаю…
Ты с ребенком (в такое-то время!) осталась одна.
Скоро – в бой. А вернусь ли живым я оттуда – не знаю…
Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.
Мы одеты тепло, только вот сапоги маловаты.
Изучаем винтовку, а с ней пулемет заодно…»
Жаль, что не было в сорок втором у него автомата:
Вдруг тогда бы не стало последним такое письмо…
Темно-серый листок. А на нем – бледно-синие строчки.
Почерк ровный и четкий. Ничто не пророчит беду…
Не увидел (ни разу!) мой дед своей маленькой дочки.
Он в мученьях скончался от ран в сорок третьем году.
Но сквозь годы, сквозь вечность, сквозь слезы письмо я читаю.
И родное лицо, воскресая, встает предо мной.
Здравствуй, дед. Я твой голос далекий в тиши различаю…
Ты погиб на войне. Но в письме для меня ты – живой.
ВЕДУЩИЙ 1:
Особого
внимания
заслуживает
стиль
писем,
их
язык.
Прадед
и
прабабушка были малограмотными – долго учиться в школе не позволила жизнь. В
то же время, их стиль речи письма поражает своей образностью, глубочайшим
уважением друг к другу.
В письмах читаем такие слова: (слайд 7)
1. Тятя, мама, бабонька, дедонька, папаша.
2. Жду ответа, как птичка лета.
3. Прочитал 4 письма и пролил полведра горячих слез.
4. На чужой стороне - не дома на печи.
5. Лети мое письмо, взвивайся, никому в руки не давайся, лишь дайся тому, кто мил
сердцу моему.
6. Пишите, меня не забывайте, ваши письма не потеряются пока я буду жив.
7. Проживаю на чужой стороне уже месяц.
8. Пишет вам тятя Черемных Сергей Никифорович.
9. Жив и здоров, того и вам желаю.
3
Все эти примеры говорят о теплоте отношений в семье, о том, что для этих
людей семья самая большая ценность. Семья – это то, что объединяет людей,
помогает им выжить и противостоять любой беде.
ВЕДУЩИЙ 2:
Письма – это почти всегда очень личные документы, предназначенные
самым близким людям. Но, по крайней мере, одно послание с фронта было
адресовано всем женщинам, которые ждали своих мужчин с войны.
(слайд 9)
«Жди меня» – стихотворение с таким названием поэт Константин Симонов
написал своей любимой – актрисе Валентине Серовой. Оно было опубликовано
трагической зимой 41-го в газете «Правда». Вся армия таскала в левых карманах
гимнастерок газетные вырезки.
ВЕДУЩИЙ 1:
«Жди
меня»
учили
наизусть
даже
люди,
далекие
от
поэзии,
переписывали от руки миллион раз плохо отточенными карандашами на истертых
треугольниках писем.
Стихами Константина Симонова солдаты объяснялись в любви женам и
невестам. Поэт сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда, и помочь
им в трудную пору войны.
(Звучит песня «Жди меня» (исп. Г. Виноградов)
(слайд 10)
ВЕДУЩИЙ 2:
В декабре 1979 года в мирную жизнь нашей страны на целое
десятилетие вошел Афганистан. Тысячи жизней русских парней унесла эта
необъявленная война. И снова, как в Великую Отечественную, ждали в Союзе
солдатских писем. Но писать правду об участии в боевых действиях не
разрешалось. Принято было называть войну «командировкой», «оказанием
интернациональной помощи». За строкой письма оставались душманские мины,
«черные тюльпаны».
Чтец1:
«Жизнь моя в настоящее время, конечно, здорово отличается от прошлой, я
даже где-то удивляюсь, вспоминая, как тратил время на пустяки…
За меня не волнуйтесь. Жив и здоров, а это, пожалуй, самое главное. Чего
мне не хватает, так это раскладушки, а так все есть… Писем пока не пишите –
адреса не знаю… Командировка моя затягивается…»
ВЕДУЩИЙ 1:
Это строки из письма Александра Стовбы, погибшего в Афганистане в
22 года. Он окончил военное училище и сразу попал в Афган. Но и на войне он
продолжал писать стихи…
(слайд 11)
4
Чтец
2:
5
Реки и непройденные выси.
Тропка связи нашей пролегла
Строчками твоих сердечных писем.
Знаю я, с печалью обо мне
Ты встречаешь зиму или лето,
Ждешь письма от сына, ждешь ответа
И о нем тоскуешь в тишине.
Я приеду, мама, ты лишь верь,
Я вернусь и радостный и взрослый.
Как там ясень мой? Он теперь
Стал, наверно, как братишка, рослым?
Я войду в уютный старый дом,
Древний, как история планеты,
Он любой мне мелочью знаком,
Мне известны все его секреты…
День за днем идут мои года,
С ними бодро я шагаю в ногу.
Мама, я с тобою навсегда,
Ты – маяк, открывший мне дорогу.
ВЕДУЩИЙ 2:
Единственной
ниточкой,
которая
связывала
выжженную
афганскую
землю с далекой Родиной, были письма. Письма из родного дома.
(Звучит песня «Память»)
ВЕДУЩИЙ 1:
Когда-то для нас единственной войной была Великая Отечественная.
Верили, что последней. И подумать не могли, что будет Афган, Чечня...
(слайд 12)
Кто прав,
кто виноват в чеченско - русской резне 90-х? В мутном море пролитой с
обеих
сторон крови уже не выловить ответа.
С чеченской войны приходило домой мало писем. Им просто некогда было
писать – восемнадцатилетним мальчикам, которые резко повзрослели…
ВЕДУЩИЙ 2:
Потери в Афганистане составили более 14,5 тыс. русских солдат, из
которых 32 человека были иркутянами, один иркутянин до сих пор числится
пропавшим без вести. Сегодня на территории Иркутской области проживает
около 1,3 тыс. ветеранов афганской войны, в том числе более 500 человек – в
Иркутске.
6
ВЕДУЩИЙ 1:
В сборнике Владислава Шурыгина «Письма мертвого капитана»
самый пронзительный рассказ – «Письма». Человека, писавшего любимой эти
письма с чеченской войны, капитана, командира разведроты, уже нет в живых. Его
помянули боевые товарищи. Он едет домой в бездушном цинке. Но ничто не в
силах заглушить голос этих так и не отправленных страниц:
(музыкальная композиция «Свечи» - фоном)
(слайд 13)
ВЕДУЩИЙ 1:
Солдатские
письма…
Они
должны
жить,
должны
стать
семейными реликвиями. Ведь в этих письмах – не просто судьба одного человека,
но история всей страны.
ВЕДУЩИЙ 2:
Прошу вас,
Храните солдатские письма,
Они и просты и порою грустны.
В них столько надежды
И вечного смысла.
Прошу вас,
Храните солдатские письма –
Тревожную память
Людской доброты.
ВЕДУЩИЙ 1:
И всегда нужно помнить, что солдаты тоже ждут писем из дома, от
своих любимых и родных. Конечно, сейчас можно отправить SMS или позвонить,
но ничто не сравнится с письмами – маленькими частичками души. Их можно
перечитать, да и просто посмотреть на любимый почерк. Не жалейте, девчата,
конвертиков для своих солдат!
7