Напоминание

Оркестр шумовых и ударных инструментов как средство музыкально-эстетического воспитания учащихся ДШИ


Автор: Борисова Нина Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Оркестр шумовых и ударных инструментов как средство музыкально-эстетического воспитания учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оркестр шумовых и ударных инструментов как средство музыкально-

эстетического воспитания учащихся ДШИ

Благодаря

музыке

человек

получает

уникальную

возможность

для

развития духовной сферы и творческого потенциала, а это особенно ценно

для детей, так как организм ребенка, который только формируется, наиболее

восприимчив ко всему новому.

Известно,

что

музыкальное

образование

позволяет

наиболее

полно

развить такие важные внутренние психологические качества учащихся, как

мышление,

память,

воображение,

память,

волю

и

другие.

Музыкальное

обучение

дает

возможность

воспитать

эмоционально-чувственную

сферу

психики

ребёнка:

чуткость,

умение

с

помощью

музыкального

искусства

познавать

глубину

душевных

переживаний,

и,

что

самое

главное

это

постоянно

самореализовываться.

Безусловно, творчество является важным

условием и средством развития у детей способности образного видения мира.

Как писал В.Г. Белинский, «Влияние музыки на детей благодатно, и чем

ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…». Трудно

переоценить

значение

детского

музыкального

творчества

в

сфере

эстетического воспитания. К основным средствам музыкально-эстетического

воспитания

относят

игру

на

музыкальных

инструментах,

движение

под

музыку

(ритмика),

слушание

музыки.

Так,

Б.Л.

Яворский

считал,

что

воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется в

первую очередь в самом процессе, так как он позволяет педагогу следить за

ходом музыкальной мысли ребёнка.

Б.

Теплов

утверждал,

что

ведущее

звено,

«ядро»

музыкальных

способностей

это

представление

о

звуковысотных

и

ритмических

соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти

представления развиваются в процессе обучения с такими психическими

свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку,

музыкальная память, внимание, воображение. В этом отношении особенно

1

показательна

известная

методика

Карла

Орфа,

основанная

на

принципах

обучения

музицированию

игре

на

музыкальном

инструменте,

речевых

упражнениях, сочетания музыки с танцем. К элементарному музицированию

относятся: игра на инструментах и игра с элементами музыки (ритмом,

тембром, динамикой, фактурой и т.д.), игра друг с другом (разыгрывание

сюжеты песен) и игра вместе. Все это позволяет создать ту неповторимую

атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина,

К.Орф) подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности и

детского

оркестра

как

основы

элементарного

музицирования

и

развития

музыкальности детей.

Первой ступенью на пути к музицированию является обучение игре на

музыкальных инструментах. Главная задача педагога - ввести ребёнка в мир

музыки и её выразительных средств, воплощая замыслы на музыкальных

инструментах в доступной и увлекательной форме для детского возраста.

Коллективное

музицирование

это

наиболее

подходящий

вариант

для

«общения» детей с музыкой, где можно петь и играть в ансамбле с другими

учащимися, получая от этого эмоциональное удовольствие.

Так как в младших классах детских музыкальных школ дети еще только

начинают осваивать музыкальные инструменты и, в силу своего возраста,

пока

не

имеют

возможности

свободно

импровизировать

на

них,

то

наилучшим

вариантом

для

коллективного

музицирования

станет

игра

на

шумовых и ударных инструментах. Шумовые и ударные инструменты не

требуют долгого освоения и подходят для детей разного возраста. Доказано,

что

оркестр

шумовых

и

ударных

инструментов

является

действенным

средством

развития

музыкального

восприятия

и

слуха,

музыкально-

ритмических

способностей,

памяти.

Создание

таких

оркестров

-

это

замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Такой

оркестр расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает

2

его интерес к музыке, и превращает урок в увлекательную музыкально-

эстетическую игру.

«Шумовой

оркестр

это

игра,

где

есть

место

фантазии,

возможны

различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение

раз и навсегда одной-единственной выученной версии.

Занятия по предмету «Коллективное музицирование» обладают рядом

положительных качеств. Во-первых, они формируют чувство коллективизма,

начальные навыки и умения игры в ансамбле; во-вторых, помогают детям

преодолеть

неуверенность

и

робость;

в-третьих,

развивают

природные

способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение

и др.), а также умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной

фактуре;

в-четвертых,

развивают

художественный

вкус,

творческую

инициативу детей и расширяют музыкальный кругозор.

Детям

дошкольного

возраста

свойственна

свободная

творческая

деятельность,

которая

проявляется

интуитивно

в

играх,

в

движении

под

музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий.

Педагогу

необходимо

руководить

творческими

поисками

детей,

стимулировать

и

направлять

их

фантазию.

Практические

навыки,

приобретённые

в

процессе

интуитивной

творческой

деятельности,

постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять

и одобрять проявление творческой инициативы детей.

На уроках коллективного музицирования, ребенок начинает осмысливать

связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.

Он наблюдателен, способен определить:

музыку веселую, радостную, спокойную

звуки высокие, низкие, громкие, тихие

в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)

на каком инструменте играют мелодию

3

В

современной

музыкальной

методике

все

более

важное

развитие

получает исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание

иного образа с помощью разнообразных бытовых предметов. Необычные

инструменты,

созданные

своими

руками

из

пластиковых

контецнеров

и

баночек, собственноручно разукрашенные фломастерами, занимают важное

место в составе детского оркестра шумовых и ударных инструментов. Не

менее важное значение занимают такие простейшие ударные инструменты,

как треугольник, бубен, кастаньеты, маракасы, барабан и многие другие.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может

быть

звук

необыкновенно

важно

для

развития

тембрового

слуха.

Необходимо

объяснить

детям,

что

звук

возможно

извлекать

такими

приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, поскребывание пальцем

или ладошкой. Важно научить детей получать удовольствие от сравнения

звуков

при

различных

способах

звукоизвлечения.

Общение

детей

с

шумовыми

инструментами

развивает

их

музыкальность,

тонкость

восприятия,

ассоциативность,

художественность

и

позволяет

стать

более

коммуникабельнее

и

восприимчивее

через

общение

друг

с

другом

на

музыкальных инструментах.

Автор: Гаврилова Альбина Рифхатовна.

4



В раздел образования