Напоминание

Программа по учебному предмету "ХОР" Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусства "Театральное искусство"


Автор: Цейзер Ольга Леонидовна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ШИ №1
Населённый пункт: г.о.Жигулёвск, Самарской обл.
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по учебному предмету "ХОР" Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусства "Театральное искусство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ № 1» г.о. ЖИГУЛЕВСК

ПРОГРАММА

по учебному предмету «ХОР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ

В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

«Театральное искусство»

Срок обучения 3 года

2018 г.

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБУ ДО ШИ №1

г.о.Жигулевск

«___»_______2018 г.

«Принято»

Педагогическим

Советом

МБУ ДО ШИ №1

«__»_______2018 г.

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор

МБУ ДО ШИ №1

________А.Л.Земцов

«__»________2018

Разработчик – Цейзер О. Л., преподаватель вокально-хоровых дисциплин

Рецензенты:

М. Н. Жукова - Главный специалист отдела культуры

управления соц.

развития администрации г. о. Жигулёвск

Е. И. Евдокимова - заместитель директора по методической работе

МБУ ДО ШИ №1 г.о. Жигулёвск

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе;

-

Цели и задачи учебного предмета;

-

Методы обучения;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Требования по годам обучения;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля

-

Аттестация: цели, виды, формы, содержание;

-

Критерии оценок;

V.

Методические рекомендации преподавателям

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-

Учебно-методическая литература;

-

Список рекомендуемой нотной литературы.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

учебного

предмета

«Хор»

разработана

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

утвержденных

приказом

Министерства

культуры

Российской

Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области

хорового искусства в детских школах искусств.

Программа направлена:

на

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания,

духовно-нравственного

развития

детей;

приобретение

обучающимися

знаний,

умений

и

навыков

в

области

хорового

пения,

позволяющих

творчески

исполнять

музыкальные произведения.

Учебный предмет «Хор» - один из интересных и значимых предметов

театрального

отделения.

«Хор»

дает

возможность

расширения

и

углубления

подготовки

обучающихся,

получение

дополнительных

знаний, умений и навыков.

В

школе

искусств

№1,

где

учащиеся

театрального

отделения

приобретают

основы

актёрского

мастерства,

овладевают

навыками

художественного

слова, занятия

в

хоре

служат

одним

из

важнейших

факторов

развития

слуха,

памяти,

а

также

музыкальности

детей,

что

помогает

обучающимся

более

точно

и

полно

раскрыть

характер

сценического

персонажа.

Хоровая

музыка

создает

условия

для

более

полного

погружения

обучающихся

в

литературный

и

поэтический

текст,

расширяет

глубину

восприятия

художественной

литературы,

расширяет

воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении

литературного

текста.

Цель учебного предмета:

формирование элементарных вокально-хоровых навыков для самореализации

обучающихся в области театрального искусства.

Задачи предмета:

обучение элементарным умениям и навыкам хорового исполнительства

(певческое дыхание, звукообразование, звуковедение);

развитие чёткой дикции, активной артикуляции;

развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

ритма,

памяти,

музыкальности и артистизма;

развитие

творческого

потенциала

обучающихся:

фантазии,

воображения, инициативности, оригинальности;

воспитание интереса к музыке и хоровому исполнительству;

воспитание

эстетического

вкуса,

исполнительской

и

слушательской

культуры;

формирование

опыта

хорового

исполнительства

посредством

внутришкольных публичных выступлений.

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

-

словесный

(объяснение,

беседа,

разбор,

анализ

музыкального

материала);

- наглядный (показ отдельных частей и всего произведения);

- практический (репетиционные занятия);

-прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

-индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учетом

возрастных

особенностей, работоспособности.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 6,5 – 9 лет.

Срок реализации учебного предмета «Хор» - 3 года.

Форма обучения - очная.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию

учебного предмета

В соответствии с учебным планом, на предмет «Хор» отводится 33 часа в

год из расчёта – 1 час в неделю (40 минут).

Вид учебной работы

(нагрузки)

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения*

1-й год

2-й год

3-й год

Количество недель

33

18

33

18

33

18

99

Аудиторные занятия

33

18

33

18

33

18

99

Максимальная учебная

нагрузка

33

27

33

27

33

27

99

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 4

до 10 человек).

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть

созданы следующие материально-технические условия, которые включают в

себя:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, звукотехническое

оборудование.

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со

специальным

оборудованием

(роялем

или

фортепиано,

звукотехническим

оборудованием).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1 и 2 годы обучения

Наименование темы

Теорет.

Практ.

ВСЕГО

1

Певческая установка. Дыхание.

2

2

4

2

Звукообразование. Звуковедение.

2

3

5

3

Дикция. Артикуляция.

2

3

5

4

Ансамбль. Строй.

1

3

4

5

Работа над произведениями.

2

11

13

6

Воспитание эмоциональности,

творчества.

-

2

2

ВСЕГО

9

24

33

Количество выученных произведений за год 6-8.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Посадка певца, свободное без напряжения положение корпуса, спины,

головы, плеч, рук, ног. Пение сидя и стоя. Одновременный бесшумный вдох,

задержка дыхания, спокойный ровный выдох. Мягкая атака звука. Различный

характер

дыхания

перед

началом

пения

в

зависимости

от

характера

исполняемого произведения. Нюансы «p, mp, mf».

Звуковедение и дикция

Диапазон С1- D2

Естественный,

легкий,

светлый

звук

без

крика

и

форсировки.

Правильное, округлое формирование гласных звуков. Знакомство с формами

звуковедения: legato,

nonlegato

в

песнях

разного

характера.

Развитие

дикционных навыков: развитие свободы артикуляционного аппарата за счет

активизации губ, языка, челюсти. Четкое произношение согласных звуков в

середине и в конце слов. Перенесение согласного звука внутри слова к

последующему слогу. Соблюдение правил орфоэпии.

Строй и ансамбль

Выработка

унисона,

воспитание

ладового

чувства,

умение

интонировать

ступени

лада:

устойчивые,

не

устойчивые,

вводные.

Интонирование тона и полутона. Ритмическая устойчивость в умеренных

темпах при соотношении простейших длительностей, а так же соблюдение

динамической ровности при произнесении текста. Ритмическая устойчивость

в различных темпах с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

3 год

обучения

Наименование темы

Теорет.

Практ.

ВСЕГО

1

Певческая установка. Дыхание.

1

3

4

2

Звукообразование.

2

3

5

3

Дикция. Артикуляция.

1

4

5

4

Ансамбль. Строй.

1

3

4

5

Работа над произведениями.

2

11

13

6

Воспитание эмоциональности,

творчества.

-

2

2

ВСЕГО

7

26

33

Количество выученных произведений за год 6-8.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Правильная

певческая

установка.

Пение

сидя

и

стоя.

Продолжать

углублять работу над дыханием. Одновременно бесшумный вдох, задержка,

выдох - максимально продолжительный, ровный, без толчков. Начало работы

над цепным дыханием на длинном выдержанном звуке, а так же умелое

использование приема формирования звука. Зависимость характера вдоха от

характера музыкальной фразы.

Звуковедение и дикция

Диапазон Вм-Е2.

Продолжение работы над качеством звука. Навык кантиленного пения.

Преимущественное

использование

мягкой

атаки,

использование

твердой

атаки при пении marcato. Формы звуковедения: legato, nonlegato, marcato.

Формирование

звука.

Развитие

навыков

звуковедения

в

песнях

разного

характера.

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет

активизации работы губ, языка и челюсти. Четкое произношение согласных

звуков в середине и в конце слов. Раздельное произношение одинаковых

гласных на стыке двух слов. Перенесение согласного звука внутри слова к

последующему слогу. Соблюдение правил орфоэпии.

Типы дикции в произведениях разного характера (крупная, мягкая,

скандированная).

Строй и ансамбль

Выработка навыков пения в унисон, одновременное начало и окончание

пения. Умение слышать соседние голоса во время пения. Начальный этап

работы

над

двухголосием:

канонами,

произведениями

с

перекличками,

подголосками. Ритмический, дикционный, динамический ансамбль в пении.

Исполнение контрастных по характеру произведений, более сложных

по форме и содержанию. Полное подчинение руке дирижера. Углубленная

работа над художественно-исполнительским планом произведения.

Годовые требования

В

течение

учебного

года

планируется

ряд

творческих

показов:

открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты.

За учебный год должно быть пройдено примерно 6 - 8произведений.

1 и 2 годы обучения

Примерный репертуарный список

Абелян Л. «Петь приятно и удобно»/сл. В. Степанова

Абелян Л. «Про меня и муравья»/сл. В.Степанова

Абелян Л. «Я красиво петь могу»/сл. В.Степанова

Андронова Ю. «Музыкальный ежик»/сл. Л. Виеру

Баневич С. «Вова-растеряшка»/сл. Л. Барбас

Вихарева Г. «Журавушка»/сл. Л. Вольского

Вихарева Г. «Золотая песенка»/сл. З.Петровой

Витлин В. «Храбрый кот»/сл. Е. Руженцева

Гаврилов С. «Учите меня музыке»/ сл. Р. Алдониной

Гомонова Е. «Пингвиненок»/ сл. Е. Гомоновой

Зарицкая Е. «Хлопайте в ладоши»/ сл. Е. Зарицкой

Кабалевский Д. «Монтер»/сл. В. Викторова

Кюи Ц. «Мыльные пузыри»/ сл. народные

Кюи Ц. «Цирк кота «Морданки»

Кюи Ц. «На паркете в восемь пар»

Калинников В. «Киска»/ сл. народные

Кожухин В. «Шалуны»/ сл. О. Назарова

Лядов А. «Окликание дождя»/cл. народные

Металлиди Ж. «Два кота»/cл. И. Демьянова

Металлиди Ж. «Спит луна»/сл. И. Демьянова

Металлиди Ж. «Старик туман»/сл. И. Демьянова

Парцхаладзе М. «Лягушонок»/сл. М. Пляцковского

Парцхаладзе М. «Плаксы - сосульки»/ сл. Н. Соловьевой

Парцхаладзе М. «Снежная песенка»/ сл. Г. Чигинадзе

Портнов Г. «Веселый старичок»/сл. Д. Хармса

Савельев Б. «Разноцветная игра»/сл. Л. Рубальской

Славкин М. «Лошадка пони»/сл. И. Токмаковой

Струве Г. «Пестрый колпачок»/сл. Н. Соловьевой

Струве Г. «Что мы родиной зовем?»/сл. В. Степанова

Тухманов Д. «Аэробика для Бобика»/сл. Ю. Энтина

Тухманов Д. «Виноватая тучка»/сл. Ю. Энтина

Тухманов Д. «Любимый папа»/сл. Ю. Энтина

Тухманов Д. «Неваляшка»/сл. Ю. Энтина

Хрисаниди И. «Мой котёнок»/сл. В. Ерёмина

Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»/сл. М. Пляцковского

Шаинский В. «Пропала собака»/сл. А. Ламм

Шаинский В. «Вместе весело шагать»/ cл. М. Матусовского

Народные песни

Белорус. нар. песня «Сел комарик на дубочек»

Венгер. нар. песня «Моется цапля»

Греч. нар. песня «Где ты, колечко?»/рус. текст Э. Александровой

Нем. нар песня «Гусята»/обр. Т. Попатенко, вольный перевод А. Кузнецовой

Польс. нар песня «Охотничья шуточная»/рус. текст Н. Добржанской

Рус. нар. песня «А я по лугу»

Рус. нар. песня «Во поле береза стояла»

Рус. нар. песня «Как пошли наш подружки»

Рус. нар. песня «Как у наших у ворот»

Рус. нар. песня «Мой лен»

Рус. нар. песня «Ой, вставала я ранешенько»

Рус. нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Рус. нар. песня «Со вьюном я хожу»

Рус. нар. песня «У меня ль во садочке»

Рус. нар. песня «Ходила младешенька по борочку»

Рус. нар. песня «Ой, кулики- жаворонушки»/ обр. М. Иорданского

Рус. нар. песня «Ой, вставала я ранешенько»

Франц. нар. песня «Жила была пастушка»

Чешская нар. песня «Где, кукушечка, бывала»

Эстонская нар. песня «У каждого свой музыкальный инструмент» перев. М.

Ивенсен

3 год обучения

Примерный репертуарный список

Артюнов А. «Карабас и тарантас»/сл. В. Степанова

Артюнов А. «Пароходик»/сл. В. Степанова

Баневич С. «Солнышко проснётся»/сл. Т.Калининой

Гайдн И. «Мы дружим с музыкой»/сл. М. Синявского

Гомонова Е. «Девчонка хоть куда»/сл. Е. Гомоновой

Гомонова Е. «Доброта»/сл. И. Бурсова

Дунаевский М. «Лев и брадобрей»/ сл. И. Олева

Журбин А. «Планета детства»/сл. П. Синявского

Зарицкая Е. «Музыкант»/сл. В. Орлова

Зарицкая Е. «Рождественская песенка»/сл. И Шевчука

Зарицкая Е. «Три подружки»/сл. Е. Зарицкой

Кабалевский Д. «Разговор с кактусом»/сл. В. Викторова

Калинников В. «Солнышко»/ cл. народные

Кириллина Т. «Удивительная лошадь»/сл. Т. Кириллиной

Львов-Компанеец Д. «Пингвин»/сл. Л. Дымовой

Лядов А. «Зайчик»/сл. народные

Моцарт В. «Детские игры»/сл. А. Ефременкова

Новикова Н. «Пингвины»/сл. В. Суслова

Польская сказочка «Слезы утри»/пер. Н. Паперной

Соснина С. «Веселые нотки- веселые дни»/сл. М. Садовского

Струве Г. «С нами друг»/сл. Н. Соловьевой

Хачатурян А. «Мелодия»/сл. М. Синявского

Хромушин О. «Будильник»/сл. Л. Куклина

Хромушин О. «Зачем зайцу хвост?»/сл. О. Сердобольского

Шаинский В. «Пропала собака»/сл. А. Ламм

Народные песни

Амер. нар песня «Бубенчики»

Амер. нар песня «Фермером Макдональд был»

Рус. нар. песня «Пошла млада за водой»

Рус. нар. песня «Земелюшка - чернозём»

Рус. нар. песня «Во кузнице»

Франц. нар. песня «Сапожник»/обр. И. Арсеева, рус. текст Л. Дымовой

Франц. нар. песня «Кукушка» /обр. А. Александрова, рус. текст И. Мазнина

Франц. нар песня «Весёлое приключение»/ обр. И. Арсеева, рус. текст Л.

Дымовой

III.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащийся должен:

Знать:

- элементарные сведения о строении голосового аппарата;

- правила охраны и гигиена своего голоса;

- основные правила орфоэпии.

Уметь:

- брать дыхание между фразами;

- петь мягким, легким, без напряжения звуком;

- владеть мягкой атакой звука;

- активно артикулировать;

- выделять логические ударения во фразах.

Владеть навыками:

- певческого дыхания, атаки звука, артикуляции и четкой дикции.

IV.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Цель проводимой аттестации:

установление соответствия уровня подготовки учащегося на определённом

этапе обучения требованиям рабочей программы.

Виды аттестации

В

процессе

обучения

хоровому

пению

используются

две основных

формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная. По завершении

изучения

учебного

предмета

по

итогам

промежуточной

аттестации

обучающим

выставляется

оценка,

которая

заносится

в

свидетельство

об

окончании школы.

Формы аттестации

Формы текущего контроля:

- оценка за работу в классе;

-

сдача партий.

Промежуточный контроль:

- контрольный урок в конце каждого полугодия.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе

текущих

занятий,

их

посещений,

индивидуальной

и

групповой

проверки

знаний хоровых партий.

При

оценке

учащегося

учитывается

его

участие

в

выступлениях

хорового

коллектива.

Повседневно

оценивая

каждого

ученика,

педагог,

опираясь

на

ранее

выявленный

им

уровень

подготовленности

каждого

ребенка,

прежде

всего,

анализирует

динамику

усвоения

им

учебного

материала,

степень его

прилежания,

всеми

средствами

стимулируя

его

интерес к учебе.

Критерии оценок

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых

в

хоровом

классе,

активная эмоциональная

работа

на

занятиях,

участие

в

составе

коллектива

в

школьных

концертах, спектаклях

4 («хорошо»)

активная работа

в

классе,

сдача

партии

всей

хоровой

программы

при

недостаточной

проработке

трудных

технических

фрагментов

(вокально-интонационная

неточность), участие в спектаклях, концертах в составе

хора

3

(«удовлетворительно»)

пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых

партитур в

программе

при

сдаче

партий,

участие

в

концертах

или

спектаклях

в составе

хора

в

случае

пересдачи партий

2

(«неудовлетворительно»

)

неудовлетворительная

сдача

партий

в большинстве

партитур

всей

программы, недопуск к выступлению на

концертах

V.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

Задача

руководителя

хора

-

пробудить

у

детей

любовь

к хоровому

пению,

сформировать

необходимые

навыки

и

выработать

потребность в

систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение

- наиболее доступный вид подобной деятельности.

На

протяжении

трёх

лет

обучения преподаватель

следит

за

формированием

и развитием

вокально-хоровых

навыков

учащихся

(дыханием, звуковедением,

ансамблем,

строем,

дикцией),

постепенно

усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Подбирая репертуар,

преподаватель должен

помнить о

том,

что

хо р о в о е

п е н и е

- мощное

средство

патриотического,

художественно-

эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и

зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных

композиторов и народными песнями разных жанров.

Работа над дикцией, орфоэпией.

Дикция(греч.)-произношение.

Одно из условий достижения хорошей дикции в хоре - это, прежде всего,

глубокое проникновение в содержание слов исполняемого произведения, что

и делает возможным достижение осмысленности их произношения.

Формирование хорошей дикции во многом зависит:

от правильного произношения гласных и согласных в пении. Именно

ясность

согласных

помогает

слушателям

понять

смысл

слов

исполняемого произведения;

чёткости

произнесения

согласной,

которая

автоматически

включает

голос и на последующей за ней гласной.

формирования гласных в пении.

При пении слоги всегда произносятся быстро, а слова в пении делятся

на

слоги по

принципу,

отличающемуся

от

правил

грамматики:

каждый

вокальный слог заканчивается непременно гласной, на которой можно тянуть

звук.

В

се следующие за ней согласные относятся к другому слогу и всякий

раз произносятся очень быстро, как бы спрессовано. Также очень важно

владеть навыком певческого дыхания и правильного звукообразования.

Причинами

фонетической

неопределенности и

даже

искажения

дикции в

пении могут

стать

мышечные

зажимы

голосового

аппарата,

особенно в области глотки и нижней челюсти, излишняя напряженность

звучания голоса, перебор дыхания, форсированный звук.

Работа над гласными в пении

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой

манере

формирования.

Это

необходимо

для

обеспечения

ровности

тембрового звучания голосов и достижения унисона в хоровых партиях.

Выравнивание гласных достигается:

путем сохранения вокальной позиции гортани в стабильном положении

в процессе перестройки артикуляционного уклада с одной гласной на

другую;

начинать нужно с любой, лучше всего звучащей гласной, чтобы

последующие за ней гласные при пении были окрашены её тембром.

Округление гласных в процессе пения осуществляется

за счет небольшого движения вниз расслабленной нижней челюсти,

опускающего

кадык,

что

порождает

так

называемое «прикрытие»

звука.

( Э т о можно

легко

проконтролировать

путем

легкого

прикосновения

пальцев

к

шее

в

области

щитовидного

хряща.

Чрезмерное опускание кадыка может привести к затемнению звука и

потере высокой позиции)

Для осознанного управления певческим процессом педагогу необходимо

хорошо понимать фонетическое значение артикуляционного уклада каждой

гласной для звукообразования.

Звуки «у», «ы» формируются на уровне глотки и звучат более глубоко.

Они способствуют открытию глотки по вертикали и по горизонтали. Эти

фонемы устойчивого произношения. Они почти не искажаются в словах.

Именно на этих гласных быстрее выравнивается тембровое звучание хора и

достигается унисон в хоровых партиях. Вокализация на слоги «лю», «ду»,

«ды» исполнение со словами приобретают большую ровность звучания.

Гласная

«у» при

фонетически

определенной

её

артикуляции

способствует оптимальному понижению гортани, что является необходимым

условием

постановки

певческого

голоса

в

академической

манере.

Использование

«у»

в

вокализации

имеет

положительный

эффект для

формирования

дыхания,

освобождения

глотки

от

мышечных

зажимов,

достижения прикрытого звука и пр.

В сочетании

с

мягкой

атакой

эта

гласная

помогает

сглаживать

регистры на переходных звуках, округлять их. Фонема «у» способствует

формированию

высокой

певческой

позиции

и

стимулирует

головное

звучание голоса.

Фонема «у»-«тёмная» гласная. Чрезмерно долгая вокализация на этой

ф о н е м е может

привести

к

появлению

«тусклого»

звучания

голоса.

Рекомендуется осветлять её на упражнениях в сочетании с гласной «а»

Гласная

«ы» является

производной

от

«и».

В

речи

«ы»

звучит

мгновенно,

во

время

пения

фиксируется

на

всей

длительности

соответствующей ноты.

При пении гласных «у», «ы» получается «заваленной» макушка голоса,

чего нельзя позволять, а надо в таком случае использовать их в сочетании с

другими гласными, приближающими вокальную позицию.

Чистая гласная «о» обладает свойствами гласных «у», «ы», однако в

меньшей степени. После неё следующая гласная звучит округло естественно.

Необходимо сохранять артикуляционный уклад гласной «О» на уровне

глотки для наилучшего результата.

Фонема

«а» привносит в пение наибольшую пестроту. У итальянцев

возникает из глубины глотки, у англичан тоже образуется достаточно глубоко,

у

славянских

народов имеет

плоское

грудное

звучание.

Использовать

фонему на первом этапе обучения нужно очень осторожно.

Гласные

«и»

и

«э» стимулируют

работу

гортани,

вызывают

более

плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с

рефлекторным повышением положения гортани. Они осветляют звучание

голоса

и

приближают

вокальную

позицию.

При

пении

в

академической

манере эти фонемы требуют особого внимания в отношении округления

звука. Гласная «и» должна звучать ближе к «ю», иначе она приобретает

неприятный, пронзительный характер. Чтобы ее звучание не было слишком

узким, необходимо в упражнениях её соединять с гласной «а».

Гласные«е,ю,я,ё»-сложные. Благодаря скользящему артикуляционному

укладу они поются мягче, по сравнению с чистыми гласными.

Если две гласные стоят рядом, то при пении их нельзя сливать - вторую

следует спеть как бы с новой атакой.

Таким образом,

работа

в

хоре

над

гласными

-

основа

достижения

хорошего качества звучания хора и заключается в достижении фонетически

определенного и грамотного их произношения в сочетании с правильным

звукообразованием.

Работа над согласными

Формирование

согласных,

в

отличие от

гласных,

связано

с

возникновением

преграды

в

речевом

тракте

на

пути

потока

воздуха.

Согласные делятся на звонкие, глухие и сонорные, в зависимости от степени

участия голоса при их образовании.

Исходя

из

функционального

назначения

голосового

аппарата,

второе

место после гласных занимают сонорные согласные : м, л, н, р, так как они

тоже могут тянуться.

Сонорные согласные способствуют озвучивание головных резонаторов

и формированию навыка пения в высокой певческой позиции.

Согласные б, г, в, ж, з, д называются звонкими .

С

помощью

звонких

и

сонорных

согласных можно

влиять

на тембровое звучание голоса.

Например,

слог

"зи"

приближает

вокальную

позицию,

тембр

голоса

становится позиционно близким, легким и прозрачным. Однако он может

с т ат ь

п л о с к и м .

Ч т о б ы этого

избежать,

необходимо добиваться

произношения гласного "и" на достаточно большом объеме рта.

Согласные "п, к, ф, с, т "образуются без участия голоса и состоят из

одних шумов.

Согласные

"п,

к,

т" не

имеют

продолжительности.

Эти

согласные,

стоящие на конце слога, следует всегда относить к следующему за ними

слогу.

Шипящие" х, ц, ч, ш, щ" - состоят из одних шумов, однако они имеют

продолжительность. Эти согласные, стоящие на конце слога, следует всегда

относить к следующему за ними слогу.

Глухая согласная "х " в сочетание с гласной смягчает атаку звука.

Глухая "ф" и свистящий звук "с" нередко рекомендуют использовать в

упражнениях для тренировки дыхания: продолжительности и постоянности

выдоха.

Основное правило произношения слов в пении:

быстрое

и

четкое

формирование согласных

и

максимальная

протяженность гласных, что обеспечивается активной работой мускулатуры

артикуляционного аппарата - щечных и губных мышц, кончика языка.

Для достижения четкости дикции:

уделять

работе

над

плотностью

смыкания

губ

и

активностью

прикосновения

кончика

языка

к

деснам

при

произношении

слов

в

пении;

работать над эластичностью, подвижностью нижней челюсти, а с

ней и подъязычной кости гортани;

для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные

скороговорки;

проговаривание слов песен с утрированной активностью работы

артикуляционного аппарата;

для тренировки активности кончика языка полезно использовать

вокализацию мелодий из песенного репертуара на согласный звук "р"

или на такие слоги, как: та, лю, на.

В пении у детей нередко наблюдаются различные недостатки, которые

необходимо устранять определенными методами и приемами:

при появлении гнусавости полезно использовать гласные "а" или

"э" в сочетании с губными согласными, а при появлении носового

призвука -"а" или "ы" в сочетании с согласной "д"

открытый

звук

устраняется

при

помощи

гласных

«у»,

«о»

в

сочетании с сонорными м, л.

горловой призвук устраняется при пении гласных «о», «у» в

сочетании с глухими согласными.

если

одно

слово

кончается, а другое начинается одинаковыми

или приблизительно одинаковыми согласными (д - т, б - п, в - ф), то в

медленном темпе их нужно подчеркнуто разделить, а в быстром темпе,

когда такие звуки приходятся на короткие длительности, их нужно

подчеркнуто соединить .

согласную на конце слова следует присоединять к следующему

слогу. Это будет создавать условия для выработки кантилены.

Работа над ритмическим ансамблем

В.И.Краснощеков писал: «…умение петь вместе, ритмически четко

и одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать

дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую

структуру

произведения-

является

важнейшим

качеством

хоровых

певцов, ибо в ритмическом исполнении заключается тот порядок , без

которого не может быть решена ни одна творческая задача».

С первого момента работы с хором начинается

развитие ритмического

чутья.

Можно пользоваться следующими методами:

простучать или прохлопать ритм произведения;

проговорить хором ритмический рисунок на слог «та», «ти-ти»,

«та- а», «тири- тири»;

проговорить слова в ритме произведения.

Ритмические

особенности ансамбля определяют характер вдоха перед

атакой звука. Если меняется темп, то скорость вдоха тоже меняется.

При работе с хором важно добиваться:

одновременного вдоха, атаки и снятия звука;

умение петь по руке дирижера;

слаженности хора в момент вступления после паузы

применять метод ритмического дробления в метрические единицы, что

в последствие переходит в ощущение внутренней пульсации при работе над

кантиленой в пении.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

1.

Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М.: Музыка, 1975.

2.

Емельянов В. Развитие голоса. – С-П, 1997.

3.

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,

1987.

4.

Стулова Г. П. «Хоровое пение» (Методика работы с детским хором)

5.

Дейша-Сионицкая М. А. «Пение в ощущениях»

6.

Казачков С.А. От урока к концерту. Казань, Казанский университет, 1990.

7.

Козлянинова

И.,

Чарели

Э.

Тайны

нашего

голоса.

-

Екатеринбург,

1999.

8.

Романовский Н. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 1980.

9.

Самарин В. Хороведение. М.: АCАДЕМА, 2000

10. Струве Г. Школьный хор. М.,1981.

11.

Тевлин Б. Работа в хоре. Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1977.

12.

Халабузарь

П.,

Попов

В.,

Добровольская

Н.

Методика

музыкального

воспитания. Учебное пособие. М.,1990.

13. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961.

14. Школа хорового пения. Составители В. Соколов, В. Попов, Л.А. Белян.

Выпуск 1. Для среднего возраста. Москва, Музыка, 1978.

Список рекомендуемой нотной литературы

1.

Абелян

Л.,

Попов

В.,

Соколов

В.

Школа

хорового

пения.

В.2

М.:

Музыка,1987.

2. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М.: Совр. композитор, 1989.

3. Антология советской детской песни. Вып. 2 - М.: Музыка, 1986.

4. Антология советской детской песни. Вып. 3 - М.: Музыка, 1988.

5. Бойко Р. Избранные песни и хоры. – М.: Совр. композитор,1982.

6. Гиммельфарб Е. Смешные, забавные песни для детей. Екатеринбург, 1998.

7. Гречанинов А. Хоры для детей. – М.: Музыка, 1977.

8. Детские хоры:В.1/сост. И. Марисова- Музыка, 1982.

9. Детский хор: В.4/сост. И Марисова-Музыка, 1985.

10. Дубравин Я. , «Огромный дом» песни и хоры для детей Композитор,

1996г.

11. Дубравин Я. Ты откуда музыка. – М.: Музыка, 1988.

12. Жарковский Е. Чьи песни ты поёшь. – М.: Музыка, 1974.

13. Журбин А. На свете жил один чудак. Ярославль: Академия развития,

2004.

14. Каноны для детского хора. СПб.: Лань, 1998.

15. Крылатов Е. Лесной олень. Челябинск, 2004.

16. Крылатов Е. Крылатые качели: Песни. - М.:ABF,1997.

17. КрылатовЕ. Прекрасное далеко. – М.: Сов. композитор, 1988.

18. Литовко Ю. Каноны. Педагогический репертуар. Изд.: Музыка, 1976.

19.

Малыши

поют

классику.

Зарубежная

музыка.

Вып.

1.

Изд.:

Сов.

композитор, 1988.

20. Малыши поют классику. Русская музыка. Вып. 2. Изд.: Композитор. С-П,

1998.

21. Марченко Л. Лучшие песни о разном. Ростов на Дону: Феникс, 2008.

22. Матвеев М. Рюкзачок. М.: Музыка, 1978.

23. Мурина Т. Песни о школе. Слободской 2009.

24. Мурина Т. Песни о маме. Слободской 2009.

25. Мурина Т. Песни к праздникам. Слободской 2004.

26. Наш край. Сборник детских песен композиторов братских республик.

Изд.: Музыка. Украина, 1975.

27. Никитин С. Песни на стихи Ю. Мориц. Изд.: Композитор. С-П., 1990.

28. Нотная папка хормейстера № 1 (мл. хор) М.: изд. Дека-ВС, 2004.

29. Пахмутова А. Песни для детского хора.-М.: Музыка, 1986.

30. Пахмутова А. Чьи песни ты поёшь. Изд. Музыка, 1965.

31. Песенки в картинках. М.: Музыка, 1986.

32. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. В.1.-М.:Музыка, 1987.

33. Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. – М.: Сов. композитор, 1988.

34. Произведения для детского хора. Вып. 3. Киев, 1975.

35. Пьянков В. Песни и хоры для детей. – М.: Владос, 2003.

36. Родник. Русские народные песни для младшего и среднего возраста.

-М.:Сов. Композитор, 1976.

37. Струве Г. Музыка всегда с тобой.-Феникс,1995.

38. Струве Г. Я хочу увидеть музыку.-М.: ВХО, 1995.

39. Тухманов Д. «Веселые нотки». Челябинск, 2004.

40. Тухманов Д. «Золотая горка». Челябинск, 2004.

41. Хрисаниди И. Сборники "Разноцветный мир ", "Вечен свет твой, родное

Полесье" и "Семь нот радуги"Орел

42. Хрисаниди И. «Милый край» Издательский Дом «Орлик», 2012.

43. Хромушин О. Вот здорово! Песни для детей.-Л.:Сов. композитор.

44.

Чернышов

А.

«Бурляля».

Сборник

детских

песен.

Ростов

на

Дону:

Феникс, 2010.

45. Чичков Ю. Песни для школьников.-М.:Музыка, 1982.



В раздел образования