Авторы: Топчиева Лариса Николаевна, Минетуллова Гельсим Амировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ№1
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Взгляд преподавателя на особенности обучения игре на фортепиано в ДШИ в современных условиях."
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1» ВОЛГОГРАДА
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:
«ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ
НА ФОРТЕПИАНО В ДШИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ».
(из опыта работы)
ВЫПОЛНИЛИ:
преподаватели по классу фортепиано
Минетуллова Гельсим Амировна,
Топчиева Лариса Николаевна.
Волгоград 2019
1
Основной задачей обучения в ДШИ в наше время в большинстве своём
является воспитание музыкантов – любителей:
обладающих навыками музыкального творчества,
умеющих самостоятельно разобрать и воспроизвести музыкальное
произведение любого жанра,
умеющих подобрать понравившуюся мелодию и аккомпанемент к ней.
Творческая деятельность.
Л.С. Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем
такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли
это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира
или известным построением ума или чувства, живущим или
обнаруживающимся только в самом человеке» (1, с.3). Исследователь выделяет
два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и
комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с
памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся
и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы уже
имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создает
ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было. Результатом
комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов
или действий. Как отмечает Л.С. Выготский, мозг является органом не только
сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом
комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов
прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая
деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Музыкальная память.
На музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс
запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нём
принимают участие:
зрительная,
слуховая,
аналитическая память.
2
Развитие самостоятельного мышления.
Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении
детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он
видит сразу. В школе искусств он сталкивается с тем, что результаты будут
иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит
с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет
абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к
самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее
проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно
помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия,
благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений.
Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к
музыке и к работе над выбранным произведением.
Урок – образец ежедневной самостоятельной работы дома.
Преподаватель на уроке подводит ребенка к точности в выполнении
заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он
избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных
навыков.
Технические трудности.
Трудность двигательной задачи в пианизме очевидна – она связана с
необходимостью координации движений во многих суставах и мышцах
одновременно. Поэтому, чем сложнее в техническом отношении произведение,
тем обширнее почва для возникновения различных непроизвольных мышечных
неудобств, которые, в свою очередь, травмируют психику учащегося и могут
привести к устойчивой боязни публичных выступлений. Исполнительское
мастерство рождается на основе произвольных, пластичных, контролируемых
отношений между сферами интеллекта и психомоторики музыканта. Владение
звуком находится в прямой зависимости от внутренних двигательных
ощущений. Предвосхищение звука должно быть неразрывно связано с
предвосхищением движения, рождающего этот звук. Обострение внутреннего
слухо-двигательного процесса обязательно скажется на качестве звучания.
Поскольку налаживание слухо-двигательных связей происходит вне реальных
игровых ощущений, то в нем, практически, не остается места для
формирования и стабилизации мышечных неудобств и, тем более, мышечных
зажатий.
3
Задачи воспитания музыканта.
Принципы и методы современной творческой педагогики должны
способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в
процессе обучения игре на фортепиано:
стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке,
желания музицировать и творчески самовыражаться с помощью
фортепиано,
исполнительски овладевать всем разнообразием исторических и
современных пластов фортепианной литературы,
развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров
и стилей музыки народной, академической и популярной.
Чтение нот с листа.
Любой музыкант – исполнитель, преподаватель фортепиано или обучающийся
играть на каком-либо музыкальном инструменте сталкивается с
необходимостью чтения с листа музыкальных произведений. Чем быстрее
музыкант читает с листа, тем скорее и легче формируется у него идеальный
музыкальный образ, создание которого является конечным результатом
музыкального исполнения. Чтение с листа является важнейшим условием
развития музыкального кругозора, ибо даёт возможность непосредственного
творческого знакомства с народной музыкой, произведениями классики и
современных композиторов.
Концертное выступление
Ничто не заставляет ученика так внимательно и прилежно работать над
произведением, как осознание того, что ему придётся исполнить его перед
слушателями. Поведение ученика на эстраде, когда он выносит на суд
слушателей подготовленную в классе программу, имеет прямую связь со всем
предшествующим концертному выступлению педагогическим процессом.
Личность преподавателя.
К сожалению, слишком часто ещё в стенах ДШИ у детей гаснет
первоначальный импульс заинтересованности в музыке и желание
музицировать; возникают противоречия между ограниченным набором
педагогического репертуара и приёмов и актуальными повседневными
музыкальными потребностями и интересами современного школьника. В этих
условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его
репертуарных и методических поисков. Когда ребёнок приходит на урок
4
фортепиано, у него сразу возникает желание поскорее сыграть песенку,
исполнить что-либо на инструменте. Большое удовольствие испытывают дети,
когда преподаватель удовлетворяет его желание. Уже на первых уроках следует
предложить ученику сыграть по показу преподавателя ту или иную песенку.
Играя по показу, ученик получает радость от воспроизведения на фортепиано
лёгких попевок. Одновременно с этим, приём игры по показу заменяет
заучивание скучных (по мнению ученика) технических упражнений и даёт
возможность поработать над рядом полезных пианистических навыков.
Итак, обращение к детскому творчеству как методу воспитания – характерная
инновационная методика музыкальной педагогики.
Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной,
оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию, интеллект, то
есть формирует универсальные способности, важные для любой сферы
деятельности.
Литература:
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2.Кирнарская Д.К.Психология специальных способностей. Музыкальные
способности. – М.; Таланты – ХХI век, 2004.496стр.
3.Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста». – «Музыка Украины», Киев,
1979.
4.Баженова И.Н. «Педагогический поиск». – М.; Педагогика, 1987.
5