Напоминание

«Проектная деятельность на уроках биологии – формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»


Автор: Жалсараева Марина Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Баянгольская сош"
Населённый пункт: Бурятия, Баргузинский район
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность на уроках биологии – формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»
Раздел: полное образование





Назад




«Проектная деятельность на уроках биологии - формирование познавательного

интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей

учащихся»

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на

новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей

самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном

пространстве.

Таким

образом,

ключевой

деятельностью

обучающихся

становится

информационно-коммуникативная деятельность.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной

работы учащихся, направленной на поиск информации, я пришла к выводу - педагогические

усилия

необходимо

направлять

на

мотивацию

учащихся.

Наиболее

эффективно

её

можно

осуществлять за счёт использования новых образовательных технологий. Особую значимость

при этом приобретает проектная деятельность с элементами исследования.

Актуальность использования этой деятельности я вижу в том, что,

- во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем

максимальную возможность для самореализации;

- во-вторых, обязательное применение различных способностей учащихся (аналитических,

художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);

- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому

участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс,

а

также

развивать

умения

и

навыки

самообразования

учащихся.

Данная

технология

подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под

руководством

учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность

учащегося. Ведь главной целью проектной деятельности является – формирование у ребенка

способности самостоятельно, творчески осваивать программный материал, умело применять

знания из различных областей науки.

В связи с этим учитель перед собой ставит задачи:

формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности с элементами

исследования,

позволяющие

подготовить

их

к

успешному

выполнению

проекта

(исследования);

способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных

и практических задач;

развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Проектной деятельностью занимаются учащиеся всех классов, ниболее удачные проекты

исспользуются мною для подготовки и проведения уроков в 7- 10 классах. Например: при

изучении темы «Птицы» в 7 классе учащиеся готовят проекты «Птицы

населенных мест»,

«Водоплавающие птицы» и т.д. с этими проектами, презентациями они выступают на классных

часах при проведении праздника «День птиц» в младших и паралельных классах. При изучении

темы «Земноводные», учащиеся создали презентацию «Памятник лягушке», «Пямятник собаке»

- тема «Млекопитающие» и т.д. При изучении темы «Генетика» исследуются родословные своего

рода, выявляются различные признаки наследования в поколениях. Результатом этой проектной

деятельности был а исследовательская работа

ученика 9 класса

«Монгольское пятно

- ген

Чингисхана» - первое место в районной НПК, участие в республиканской НПК и 2 место в

республиканской

этнографической

НПК

«Актуальные

проблемы

этнографической

науки,

краеведения и туризма», с.Барагхан, Курумканского района.

Представление

и

защита

продукта

проектной

деятельности

происходит

в

форме

мультимедийной

презентации,

которую

в

дальнейшем

можно

использовать

в

качестве

наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально

значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в

копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд

преимуществ.

При использовании технологии проектной деятельности у учащихся появляется интерес к

исследовательской деятельности, для её организации в своей практике я реализую следующие

направления: экологические исследования; исследования в рамках предмета. (Приложение 1)

В

рамках

данного

направления

учащиеся

нашей

школы

исследовали

экологию

села,

экологию собственного дома, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни

образовательного

учреждения;

решению

проблем

местного

социума;

благоустройству

территории школьного двора, села. По данной деятельности разработаны проекты: «Новая жизнь

парка Победы», «Святые места должны быть святыми», «Озеленение школьного двора». С

социальным проектом по улучшению и облагораживанию села «Новая жизнь парка Победы» мы

принимали участие в межрайонном Форуме детских и молодежных инициатив и заняли 1 место.

Стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь

умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к предмету любовь к

природе, родному краю. В этом помогает оборудованный кабинет биологии, в котором есть

учебно-методический комплекс по отдельным разделам программы по всем классам.

Найти

оптимальный

вариант

урока

помогает

мне

чёткое

календарно-тематическое

планирование учебного материала и рациональная самообразовательная работа.

Применяю в своей работе различные типы уроков: уроки-семинары, беседы, диспуты,

ролевые игры. Думаю, что главной особенностью уроков является выявление многообразий

мнений,

развитие

альтернативного

мышления

учащихся,

воспитание

культуры

общения,

интеллектуальных умений, самостоятельного мышления, познавательного интереса. Поэтому

активизация

учебной

деятельности

является

следствием

целенаправленных

управленческих

воздействий

и

организации

урока.

Любая

педагогическая технология

обладает

средствами,

активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют

главную идею и основу эффективности результатов. Для самостоятельной работы на уроке

организуется групповая деятельность учащихся. Подбираю состав групп. Важно, чтобы при

парной

работе

ученики

легко

общались

друг

с

другом,

а

их

взаимодействие

было

ориентировано на взаимопомощь. Группы учащихся организуются таким расчетом, чтобы

в

каждой

группе

были

учащиеся

разного

уровня

успеваемости.

При

этом

осуществляется

полезное

взаимодействие

в

процессе

обучения.

Можно

создавать

и

группы из учащихся одинаковой успеваемости, но тогда следует дифференцировать задания

разным группам.

Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного

выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и

умения

по

определенной

теме.

Предлагаются

задания

трех

уровней.

Выполнять

учащиеся

начинают

с

первого

уровня.

Задания

первого

уровня

составляются

таким

образом,

чтобы

учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного

задания, либо на предыдущем уроке.

Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется

и

переходит

в

индивидуализацию.

Учащимся

предлагаются

карточки

с

разноуровневыми

заданиями

или

тестами.

Обычно

это

трёхвариантные

задания

по

степени

трудности

облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). " Учащиеся

получают

право

и

возможность

выбирать

уровень

обучения,

учитывая

свои

способности,

интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои

знания".

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Первый

уровень

минимальный

(группа

А).

Выполнение

заданий

такого

уровня

основано на памяти учащихся. За выполнение такого задания они получают отметку "3".

1.

Пробудить

интерес

к

предмету

путем

использования

заданий

базового

уровня,

позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Второй уровень - понимания и творчества. (группа В) Задания требуют мыслительных

операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень

овладения

материалом

(уровень

понимания)

и,

соответственно,

уровень

заданий

называют

общим.

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

Третий уровень - продвинутый. (группа С). Почти в каждом классе есть ученики, которые,

интересуясь

предметом,

знают

больше

остальных.

Выполнение

заданий

такого

уровня

оценивается отметкой "5".

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.

Сформировать

новые

способы

действия,

умения

выполнять

задания

повышенной

сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности,

совершенствовать языковые умения учащихся.

В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми

заданиями по теме " Отделы растений" в 6 классе.

1.*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные вам мхи.

2.** Перечислите известных вам представителей мхов. Чем мхи отличаются от водорослей?

3.*** Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Ответ обоснуйте.

Можно наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на

уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по

рациональному применению дифференциального подхода.

1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по

возрастающей степени трудности.

2.Индивидуальные дифференцированные задания.

3.Групповые

дифференцированные

задания

с

учётом

различной

подготовки

учащихся

(вариант определяет учитель).

4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту

системы дополнительных заданий по возрастающей сложности.

5.Индивидуально-групповые

задания,

предлагаемые

в

виде

запрограммированных

карточек. Еще я часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего

задания (например, подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с

дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-

ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т.д.)

Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения

на

уроках

биологии,

можно

сделать

вывод,

что

повышению

качества

и

результативности

учебного

процесса

будут

способствовать

более

широкое

использование

возможностей

дифференцированного обучения, а именно:

-использование разноуровневых заданий

- домашние задания, проверочные задания,

различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет

знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

-использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

-более

широкое

использование

в

обучении

видов

деятельности,

направленных

на

интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на

группы сильных и слабых, так как это негуманно и противоестественно. При таком делении

происходит унижение одних и возвышение других. Такой объективный подход, т. е. отношение

к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

Также

я

отмечу,

что

дифференциация

не

получает

в

современной

педагогике

однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные

аспекты.

Итак,

дифференцированный

подход

к

учащимся

это

целенаправленное

отношение

учителя

к

учащимся

с

учетом

их

типологических

особенностей,

проявляющееся

в

дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной

работы. Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению,

чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных,

создавая

благоприятные

условия

для

развития

всех

и

каждого,

в

соответствии

с

их

способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все

дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен

самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно. Результатом дифференцированного

подхода

к

обучению

я

считаю

результаты

учащихся

в

олимпиадах

различных

уровней.

(Приложение 2.)



В раздел образования