Напоминание

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»


Автор: Гаврилова Лариса Валентинвна
Должность: Заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Гимназия №7"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Мурманска "Гимназия №7"

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Гаврилова Лариса Валентиновна,

заместитель директора по ВР,

учитель начальных классов

Клянусь честью, что ни за что на свете

я не хотел бы переменить Отечество

или иметь другую историю,

кроме истории наших предков.

А.С. Пушкин.

(Слайд № 1)

(Слайд № 2) Если мы попробуем представить себе государство, народ которого не

испытывает чувства любви к своей Родине, земле, Отчизне –

у т а к о г о г о с у д а р с т в а н е т б у д у щ е г о .

В

современной

России

наметился

значительный,

колоссальный

переход

к

укреплению

государственности,

возрождению

культурно-исторических

традиций,

к

устойчивому развитию патриотических чувств.

(Слайд № 3) В стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года написано,

что

воспитание

детей

рассматривается

как

стратегический

общенациональный

приоритет,

требующий

консолидации

усилий

различных

институтов

гражданского

общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

(Слайд

4)

Приоритетами

государственной

политики

в

области

воспитания

являются:

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства

причастности

к

историко-культурной

общности

российского

народа

и

судьбе

России;

формирование уважения к русскому языку;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка.

(Слайд № 5) Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

предусматривает:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к

защите

интересов

Отечества,

ответственности

за

будущее

России

на

основе

развития

программ

патриотического

воспитания

детей,

в

том

числе

военно-

патриотического воспитания;

повышение

качества

преподавания

гуманитарных

учебных

предметов,

а

также

осознанную

выработку

собственной

позиции

на

основе

знания

и

осмысления

истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие

уважения

к

символам

государства,

к

историческим

символам

и

памятникам Отечества;

2

развитие

поисковой

и

краеведческой

деятельности,

детского

познавательного

туризма.

В рамках нашей гимназии воспитание патриотизма всегда было одним из главных

направлений

воспитательной

работы.

Это

многолетняя

система,

на

которой

воспиталось не одно поколение учеников.

Наша

воспитательная

система предполагает следующие формы взаимодействия

педагогов, учащихся и родителей:

(Слайд

6) педагог

ученик:

учебные

предметы, дистанционные олимпиады,

сетевые проекты, уроки мужества,

беседы, лекции, круглые столы, конференции,

экскурсии, походы, игры, вахта памяти, фестивали, смотры строя и песни.

педагог – педагог: повышение квалификации, методические объединения

повышение

квалификационной

подготовки,

МО,

открытые

мероприятия,

лекции,

семинары,

круглые

столы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, конференции,

методические разработки.

(Слайд № 7) педагог – родитель:

просвещение родителей: беседы,

родительские университеты и собрания, родительский

лекторий,

индивидуальное

консультирование; совместные

мероприятия,

и г р ы ,

анкетирование, семейные праздники, часы общения.

(Слайд № 8) Система патриотического воспитания в гимназии ведётся по следующим

направлениям: они представлены на слайде

Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание;

Национально – патриотическое, краеведческое;

Военно – патриотическое, спортивное.

(Слайд

9)

Реализуя

данные

направления

в

своей

работе

педагоги

широко

используют следующие современные технологии:

- проектно-исследовательскую деятельность;

- коллективно-творческие дела;

- деятельностный подход в воспитании;

- педагогика сотрудничества;

- технологии проблемного обучения;

- проектную деятельность; и другие

- ИКТ.

Подробнее

хочу

рассказать

о

военно-патриотическом

воспитании,

целью которого

является воспитание обучающихся

в духе боевых традиций старшего поколения,

уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество,

подготовке молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах.

(Слайд № 10) Данную цель мы реализуем через следующие задачи:

1.

Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному

прошлому

России

и

ее

вооруженным

силам;

участие

в

подготовке

и

проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества;

2.

Формирование

морально-психологических

и

физических

качеств

гражданина, необходимых для прохождения военной службы.

3.

Изучение

обучающимися

основных

положений

законодательства

Российской

Федерации в

области

обороны

государства, о воинской

3

обязанности

и

воинском

учете,

об

обязательной

и

добровольной

подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по

призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе,

о

правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан,

находящихся в запасе.

(Слайд № 11)

4.

Изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил

обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой

подготовок,

сохранения

здоровья

и

военно-медицинской подготовки,

вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и

населения;

5.

Проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-

учетными специальностями и выбор профессии офицера.

6.

Приобретение навыков в области гражданской обороны;

7.

Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в

молодежной среде;

(Слайд №

12) Данную цель и задачи мы реализуем через организацию учебного

процесса,

систему

дополнительного

образования,

а

также

через

проведение

внеклассной и внеурочной работы.

1. Учебная деятельность

2. Внеурочная деятельность, внеклассная деятельность

3. Доп. образование.

(Слайд

13)

Воспитание

учащихся

осуществляется,

прежде

всего,

в

учебном

процессе.

(Слайд №

14) На уроках истории педагоги воспитывают учащихся на героических

примерах прошлых поколений, Героев войны, труда и спорта.

(Слайд № 15) Ребята осваивают знания о важнейших военных событиях отечественной

и всемирной истории. Овладевают основными методами исторического познания и

учатся анализировать историческую информацию о военных событиях;

(Слайд

16)

На

уроках литературы формируются

нравственные

идеалы

подрастающего

поколения

на

примерах

положительных

героев,

художественных

произведений.

В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся

формируется

понимание

развития

природы,

учащиеся

знакомятся

с

применением

законов

физики,

химии,

биологии

в

военном

деле,

влияние

научно-технической

революции на развитие военной техники, решаются задачи, в содержании которых

отражена военная тематика.

(Слайд № 17) Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной

службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На

занятиях

по информатике

используются

специальные

обучающие

программы,

позволяющие развивать у учащихся качества, необходимые будущему воину, такие как

быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной

деятельности по информатике обучающиеся привлекаются к созданию презентаций,

сайтов по военно-патриотической тематике.

4

( С л а й д

1 8 )

В

р а м ка х

р е а л и з а ц и и

ку р с а

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

с

учащимися

старших

классов

изучаются

следующие

темы:

«Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны», «Вооруженные

Силы России», «Боевые традиции Вооруженных Сил страны», «Символы воинской

чести», «Основы военной службы», «Военнослужащий - защитник своего Отечества» и

другие.

(Слайд №

19) Большое внимание в военно-патриотическом воспитании уделяется

занятиям

по физической

культуре,

которая

позволяет

формировать

качества

необходимые будущему защитнику Родины:

(Слайд №

20) сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и

точность движения.

(Слайд № 21) Работа по военно-патриотическому направлению ведётся и через систему

дополнительного

образования. В рамках системы дополнительного образования в

нашей гимназии работает ряд кружковых объединений художественно-эстетической

направленности.

(Слайд №

22) В танцевальном коллективе «Северок» акцент делается на изучение

русского танца. С учащимися изучаются народные традиции и обычаи, чтобы лучше

понять

и

передать

характер

танца.

Ярко

это

выражается

в

таких

номерах,

как:

«Барыня», «Калинка», «Русский перепляс».

Уважение

к

подвигам

старшего

поколениям,

к

боевым

традициям

выражается

в

постановках «Мы не забудем этот день», «Берёзки», «Соловьи».

Развитие физических навыков будущих защитников Отечества – это в первую очередь –

выносливые репетиции «Матросский танец», «Яблочко».

(Слайд

23)

В

творческой

деятельности

вокальной

студии

«Золотая

лира»

патриотическое направление занимает также важное место. Основа репертуара студии –

песни наших местных авторов.

Огромную нишу в их творчестве занимают произведения, отражающие события

ВОВ в целом и произошедшие в Заполярье в частности.

Вокальная студия неоднократно становилась Лауреатами и Дипломантами следующих

вокальных конкурсов:

-Песни, опалённые войной и др.

(Слайд № 24) Репертуарная политика «Золотой лиры» оценена Центром гражданского

и патриотического воспитания молодёжи Почётной грамотой, также кол-в награждён

грамотой командира Кольского объединения ПВО.

(Слайд № 25, 26) Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных

форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо

осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния

учебно-материальной базы.

Формы внеурочной деятельности:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

-

встречи

с

ветеранами

войны

и

труда,

воинами-афганцами,

участниками

чеченских

событий, солдатами и офицерами срочной службы;

5

- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;

- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

- праздники получения паспорта, Дня Конституции;

- чествование ветеранов труда, войны, подготовка сувениров, подарков;

- уроки мужества, военно-спортивные игры;

- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;

- участие в работе по созданию Музея школы;

- предметные недели;

- месячник по военно-патриотическому воспитанию;

- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов

на военно-исторические темы;

- физкультурно-оздоровительные соревнования;

- поисковые операции;

- походы и экскурсии по родному краю.

(Слайд

27,

28)

Центральное

место

в

военно-патриотическом

воспитании

во

внеурочной и внеклассной деятельности занимает школьный музей боевой славы

I

корпуса ПВО им. М.Я. Ощепкова. Несколько слов о воспитательной роли школьного

музея.

(Слайд №

29) Целью деятельности нашего музея является военно-патриотическое

воспитание обучающихся, в рамках которого формируются качества патриота:

они

перед вами

Преданность Отечеству;

Готовность к службе в вооружённых силах Российской Федерации, сохраняя и развивая

их лучшие традиции;

Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

Гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

Неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;

Социальная активность, ответственность.

(Слайд № 30) Школьному музею 1 Корпуса ПВО исполняется 38лет.

Во время Великой Отечественной войны на месте нашей гимназии стояла батарея ПВО

и землянка-блиндаж зенитчиков.

(Слайд №

31) В 1982 году совместно с ветеранами, педагогами и обучающимися в

школе № 24 была торжественно открыта комната боевой славы,

(Слайд № 32) а осенью 1984года получила официальное название «Музей 1-го корпуса

войск противовоздушной обороны».

К работе в музее мы привлекаем учащихся как среднего звена, так и

старшеклассников.

(Слайд

33)

В

воспитательно-патриотической

работе

существует

несколько

направлений:

- экскурсионно-просветительское

6

- работа с ветеранами

- поисково-исследовательское

- художественно-оформительское.

(Слайд № 34) В рамках экскурсионно-просветительской деятельности в музее часто

проходят

«Уроки

мужества».

На

встречу

с

обучающимися

приходят

офицеры,

военнослужащие срочной службы из войск ПВО, войсковых частей

3798,

20233.

Экскурсоводы нашего музея проводят для них экскурсии, рассказывают о своей работе

в музее.

(Слайд № 35) Так же проходят «Встречи трех поколений». Особенностью данного

мероприятия является то,

что здесь присутствуют не только гимназисты и ученики

школ города, но и представители воинских частей и, конечно, ветераны ВОв.

(Слайд №

36) За круглым столом проходит оживленное обсуждение актуальных

вопросов, касающихся военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Эти

встречи

способствуют

пониманию

старшеклассниками

всей

важности

прохождения службы на благо Отечества.

(Слайд № 37) Рядом с музеем проводятся линейки, посвященные памятным датам.

(Слайд № 38) Традиционные конкурсы чтецов.

(Слайд №

39) Совет

музея активно участвует в следующих акциях: «Поздравь

ветерана»

праздничным

датам),

«Новый

год

в

шоколаде».

Ребята

с

радостью

посещают ветеранов на дому и поздравляют их с праздниками.

(Слайд № 40) Ежегодно в гимназии проходит акция «Почта памяти поколений». Дети

пишут

поздравления

ветеранам

ВОв,

складывают

их

в

треугольнички,

а

затем

торжественно передают в Совет ветеранов.

(Слайд № 41 ) В 2015 проходила акция «Платок Памяти». В гимназии не только сшили

полотнище с именами погибших солдат, но и собрали информацию об этих героях и

оформили в папки. Дети могут прийти в музей и почитать их.

(Слайд № 42) Часто организуются встречи ветеранов с обучающимися разных классов.

Ветераны приходят в нашу школу и рассказывают ребятам о той далекой войне,

(Слайд № 43) а дети с интересом слушают их, задают различные вопросы. Зачастую

эти встречи проходят за чашкой чая.

(Слайд № 44) Большое внимание уделяется литературно-музыкальным композициям,

посвященным

памятным

датам.

Особое

внимание

уделяется

композициям,

посвященным

Дню Победы. Они проходят в торжественной обстановке. Активисты

музея тщательно подбирают материал к данным композициям. Как правило, в них

участвуют не только обучающиеся старшего и среднего звена, но и дети младших

классов.

(Слайд № 45) В нашем музее хранится ценный экспонат. Это письмо - наказ ветеранов

ВОв для молодого поколения, написанное в 1984 году. Его вскрыли и прочитали, по

наказу ветеранов, в 2005 году - в год 60-летия Великой Победы на торжественной

линейке. Был написан ответ.

(Слайд № 46) В ноябре 2005 года Постановлением главы Первомайского округа г.

Мурманска Д.В. Владова было принято решение вручить гимназии № 7 Мурманска

флаг нового образца.

7

(Слайд № 47) По решению педсовета, Совета гимназии, Совета старшеклассников и

Совета

музея

была

учреждена

награда

гимназиста

«Личная

фотография

у

развернутого флага гимназии».

(Слайд № 48) Ежегодно старшеклассники участвуют в «Вахтах Памяти»,

(Слайд № 49) А младшие школьники принимают участие в акции «Цветы солдату

победителю». Они приходят к памятнику воинам 1 Корпуса ПВО, организуют митинг,

возлагают цветы, чтят память павших минутой молчания.

(Слайд №

50) 9 Мая активисты

музея ездят на Абрам-Мыс

к

мемориальному

комплексу войск 1 Корпуса ПВО на митинг, посвященный Дню Победы, где ребята

поздравляют ветеранов с праздником, возлагают цветы к подножию комплекса.

(Слайд

51)

Наши

гимназисты

ежегодно

участвуют

в

шествии

к

мемориалу

защитникам Советского Заполярья.

(Слайд № 52) Новой формой военно-патриотического воспитания являются телемосты.

Так, в 2010 году были проведены телемосты

Со школой № 1195 г. Москвы, посвященный годовщине битвы под Москвой

С

тульской

школой,

способствующий

укреплению

связей

между

школьными

музеями, входящих в «Ассоциацию школ городов-героев».

(Слайд № 53 ) В 2006 году наши ребята и учителя были приглашены в Москву на

празднование 65-летия исторического парада 7 ноября 1941 года на Красной площади.

Наша

делегация

была

удостоена

чести

возложения

цветов

у

вечного

огня

в

Александровском парке.

(Слайд № 54 ) В мае 2005 года активисты нашего музея были удостоены чести

представлять молодежь г. Мурманска в Москве на Международном форуме детей и

подростков «Поколение мира без войны», посвященном 60—летию Великой Победы.

Совет музея заключил соглашение с музеями городов-героев, которые объединились в

Ассоциацию школ городов – героев стран СНГ. С этих пор наша гимназия является

участником данной ассоциации.

(Слайд №

55) В

2010 году был выпущен сборник «Память – энергия вечности»,

посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в который вошли

материалы о нашем музее.

(Слайд №

56) В октябре 2013 года делегация нашей гимназии участвовала во II

Международном форуме. Форум проходил 4 дня. За эти 4 дня прошли встречи с

ветеранами;

(Слайд № 57) возложение гирлянды славы, Международная Вахта Памяти у Вечного

огня;

(Слайд

58) в «Национальном

музее Великой Отечественной войны» участники

форума дали клятву, что будут помнить героический подвиг советского народа. Члены

делегаций возложили цветы к пилонам городов-героев.

(Слайд №

59) Ребятам

особенно запомнилась акция «Зонтики мира». Эта акция

появилась в США в 2001г. Целью акции является привлечение внимания молодежи к

общемировым проблемам сотрудничества, толерантности. Один из этих зонтиков вы

можете увидеть в нашем музее.

(Слайд № 60) В Национальном музее-заповеднике «Битва за Киев» делегаты Форума

вместе с ветеранами возложили к памятникам цветы.

8

(Слайд № 61) Участвовали в военно-спортивной игре Квест «Патриот», во время

которой всем участникам форума были вручены сертификаты.

(Слайд № 62) В заключение форума состоялась встреча руководителей делегации за

круглым столом,

(Слайд № 63 ) где было подписано соглашение о дальнейшей совместной работе.

(Слайд № 64) Участие во II Международном форуме Ассоциации школ городов-героев

«Память

энергия

вечности»

в

Киеве

наполнило

нас

энергией

созидания

и

сотрудничества.

(Слайд

65)

Вся

деятельность

нашей

гимназии

по

военно-патриотическому

воспитанию направлена на формирование у обучающихся высокой гражданственности,

патриотизма, готовности не только к службе в Вооруженных Силах России, но и, если

надо, защите своего Отечества с оружием в руках.

(Слайд № 66 )

9



В раздел образования