Напоминание

«Знакомство детей с растительным миром Томской области через проектную деятельность»


Автор: Булах Валентина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Знакомство детей с растительным миром Томской области через проектную деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Знакомство детей с растительным миром Томской области через проектную

деятельность»

«Дерево, трава, цветок

Не всегда могут защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

К. Ушинский.

Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной

ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к

природе, к себе, к окружающим людям.

Экологическое воспитание детей стало неотъемлемой частью педагогического процесса в

нашем детском саду.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных

технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей,

формированию навыков саморазвития и самообразования.

Одним из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод дает

ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать

творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно

адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам. Он дает

возможность сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень

собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с

родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских

задач, сделать процесс познания не скучным и назидательным.

Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое

богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка - это

великая воспитательница.

Поэтому мы остановили свой выбор на проекте «Деревья родного края». Проект

разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры

дошкольников. В проекте участвовали дети дошкольного возраста от 3 -7 лет, родители и

педагоги.

Так как у детей недостаточно знаний о деревьях (деревья окружают нас постоянно, однако

дети, как правило, почти не обращают на них внимание); низкий уровень

наблюдательности; несформированность эмоционально – чувственного положительного

опыта взаимодействия с природой; отрицательный пример взрослых (не секрет, что у

некоторых родителей низкий уровень экологической культуры).

Мы определили

Цель: Разнообразить представления детей о растительном мире родного края (Томской

области).

Для достижения данной цели наметили задачи:

1.

Систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире

родного края, его многообразии.

2.

Обобщить знания о росте и развитии растений, установить связь между ростом

растений и их потребностями в различных условиях среды.

3.

Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев,

общение с ними на «равных».

4.

Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять

ее.

Для более углубленного изучения проблемы задачи сформировали по возрастам.

В дальнейшем разработали направления работы:

1.

Информационно – просветительское:

Презентация проекта «Деревья родного края»;

Формирование библиотечки изучаемой литературы;

Участие в акции «Берегите лес!» (оформление листовок, плакатов, изготовление

книжек – малышек «Мое любимое дерево»);

Консультации для родителей: «О чем говорят растения», «Человек и природа»,

«Прогулки в природу – основа здоровья ребенка» и др.

2.

Научно – методическое:

Проведение открытых показов;

Консультации для педагогов: «Играя, познаем природу», «Значение опытов и

экспериментов для развития познавательных способностей» и др.

Разработка методического пособия «Деревья родного края» (цикл познавательных

бесед и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями).

Разработали поэтапный план реализации проекта. На первом этапе:

1.

Подобрали и изучили методическую литературу по теме проекта.

2.

Создали развивающую среду:

Подобрали художественную литературу, энциклопедии по теме;

Подобрали иллюстративный и текстовой материал;

Подобрали диафильмы о природе, о жизни растений в разное время года;

Оформили картотеки загадок, ребусов, стихов, народных примет;

Оформили картотеку опытов и экспериментов;

Оформили картотеку дидактических игр по ознакомлению дошкольников с

деревьями;

Подготовили материалы и оборудование для опытов с корой, ветками, листьями;

3.

Разработали перспективный план занятий познавательного цикла «Деревья, какие

они?».

4.

Разработали перспективный план опытов и экспериментов.

5.

Разработали цикл наблюдений за деревьями на прогулке.

6.

Подготовили информацию для педагогов и родителей по теме проекта.

На втором этапе реализация проекта осуществлялась в процессе организации совместной

деятельности педагога и детей. Это непосредственно образовательная деятельность с

детьми, художественное творчество, опыты и эксперименты. А также чтение

художественной литературы о деревьях, заучивали стихи; рассматривание энциклопедий,

иллюстраций, картин известных художников; составляли и решали кроссворды;

отгадывали загадки; наблюдали за деревьями в разное время года; проводили опыты и

эксперименты с корой, ветками, листьями; играли в подвижные игры; разучивали

хороводы; составляли рассказы на тему: «Мое любимое дерево»; рисовали.

В рамках проекта проводилась большая работа с родителями. Родители вместе с детьми

изучали научно – познавательную литературу, подбирали иллюстрации, открытки,

фотографии, вырезки из газет и журналов о растительном мире Томской области.

Посещали библиотеку с целью накопления опыта о деревьях родного края. Родители

оказали помощь в создании уголка экспериментирования, изготовили книжки – малышки

по теме «Мое любимое дерево»; создали коллаж «Такие разные деревья»; изготовили

макеты «Деревья родного края».

В детском саду была проведена акция «Берегите лес!» Родители вместе с детьми

выпускали листовки, плакаты. Материалы были помещены на выставке в холле детского

сада и все желающие могли посмотреть и получить интересную информацию о деревьях

родного края. Родители вместе с детьми и педагогами посадили на территории детского

сада деревья в рамках акции «Посади дерево»

На заключительном этапе, как итог работы провели развлечение «Березкины именины»,

где закрепили знания детей о деревьях родного края, их использовании и назначении.

Теперь мы можем сказать, что у детей расширились знания о растительном мире Томской

области, их особенностях строения и значении в жизни человека и живой природы. Дети

охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в

познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения,

рассказывают об увиденном. Научились прогнозировать свои действия по отношению к

окружающей среде; появилось желание предпринимать определенные действия по ее

сохранению и улучшению. Дети приобрели навыки работы в коллективе, увидели пользу

общественно – полезного труда.

Ну а мы сплотили коллектив педагогов, родителей, детей посредством совместной

работы. Повысили экологическую грамотность.

Используемая литература

1.

Бондаренко Т.М., «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет» - Воронеж: ТЦ «Учитель»,

2004.

2.

Машкова С.В., Суздалева Г.Н., Егорова Л.А., Березняк Я.К., Макаренко Т.А., Магомедова

Л.п. «Познавательно исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе»

- Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.

3.

Николаева С.Н., «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду. –

М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4.

Прохорова Л.Н., «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:

Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.

5.

Шишкина В.А., «Прогулки в природу» - М.: Просвещение, 2002.

6.

Шорыгина Т.А., «Деревья. Какие они? – М.: Гном и Д, 1999.



В раздел образования