Напоминание

«Место подвижной игры в режиме дня детей» «Место подвижной игры в режиме дня детей»


Автор: Карпова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Публикация
Тема: «Место подвижной игры в режиме дня детей» «Место подвижной игры в режиме дня детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Место подвижной игры в режиме дня детей»

В

процессе

воспитательно-оздоровительной

работы

в

ДОУ

реализация

потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр,

обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем.

Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к

обеднению содержания игровой деятельности ребенка и наряду с другими

причинами

ограничивают

его

возможности

реализовать

себя

в

игре

со

сверстниками. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка,

его потребность в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках,

мимике.

Доказано,

что

позитивно-эмоциональные

физические

нагрузки,

оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить

восстановление и укрепление здоровья. Игра - целостно воздействует на

организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем,

что

повышает

функциональный

уровень

всей

психической

деятельности.

Благодаря этим свойствам подвижные игры доступны и здоровым детям, и

детям с отклонениями в развитии.

Подвижная игра – это одно из важных средств всестороннего воспитания

детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность

воздействия

на

организм

и

на

все

стороны

личности

ребёнка.

В

игре

одновременно

осуществляется

физическое,

умственное,

нравственное,

эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность

игрового характера и вызываемые эмоции усиливают все физиологические

процессы

в

организме,

улучшают

работу

всех

органов

и

систем.

Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно

использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития

физических

качеств.

Например,

бежать

как

можно

быстрее

спасаясь

от

догоняющего

или

проявлять

ловкость.

Увлеченные

игрой,

дети

могут

выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не

замечая усталости. А это, приводит к развитию выносливости. Существуют

различные

варианты

подвижных

игр: «Совушка»,

«Кто

быстрее?»,

«Хлопушки», «Быстрее

ветра»,

«Море

волнуется»,

«Кто

дальше»,

«Снежная баба», «Раз, два, три – беги!», «Ловишки», «Пустое место» и др.

Многообразие вариантов позволяет использовать их более целесообразно, с

учетом подготовленности детей. Игры отбираются в соответствии с задачами

воспитания,

возрастными

особенностями

детей,

их

состоянием

здоровья,

подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме

дня,

время

года,

метеоролого-климатические

и

другие

условия.

Нужно

учитывать

и

степень

организованности

детей,

их

дисциплинированность:

если

они

недостаточно

организованы,

то

сначала

надо

подобрать

игру

небольшой подвижности и проводить её в кругу.

Необходимо заметить, что существенное значение в воспитании начальных

волевых

проявлений

и

навыков

произвольного

поведения

приобретают

подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей

в

течении

дня

и

включаются

как

в

регламентированную

(специально

организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки,

развлечения и праздники, досуг). Общей целью подвижных игр является не

только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и

развитие

положительных

эмоций,

получаемых

от

выполнения

различных

движений, совместной игры со сверстниками.

Наиболее

эффективны

между

занятиями

игры

малой

и

средней

интенсивности. Игры большой интенсивности снижают работоспособность

детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и

переключиться на учебную деятельность.

Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой

малой

интенсивности.

Рекомендуется

использовать

между

занятиями

знакомые

детям

игры,

чтобы

не

терять

времени

на

объяснение.

К

организации

игр

между

занятиями

следует

относиться

разумно.

Если,

например, после рисования будет проводиться физкультурное занятие, то

проводить

игры

и

упражнения

не

нужно.

Следует

поощрять

и

самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей. Если при

этой

игре

не

потребуется

прямое

руководство

ею,

то

педагог

должен

наблюдать за игрой, иначе интерес у дошкольников пропадет, и игра быстро

прекратится.

В

связи

с

накоплением

двигательного

опыта

и

увеличивающейся

самостоятельностью

у

ребенка

растёт

умение

ориентироваться в пространстве, улучшаются согласованность действий в

коллективе, сноровка.

Помимо прогулки, подвижные игры проводят и в другое время. Утром до

завтрака,

когда

желательно

создать

у

всех

детей

спокойное

и

радостное

настроение на весь день, целесообразно проводить индивидуальные или мало

групповые

игры

спокойного

характера.

Нецелесообразна

активная

двигательная

деятельность

сразу

же

после

завтрака.

Перед

занятиями,

требующими от детей усидчивости и концентрации внимания, воспитатель

поощряет подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед

физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры.

После

занятий,

во

время

прогулки

педагог

побуждает

разнообразную

двигательную деятельность, организует сюжетные подвижные игры (с бегом,

прыжками,

ловлей

и

бросанием

мяча

и

т.д.).

Непосредственное

участие

воспитателя

в

подвижных

играх

и

упражнениях

усиливает

их

эмоциональность, способствует установлению дружеских контактов между

педагогом

и

детьми,

развитию

положительных

взаимоотношений

в

коллективе.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во

время прогулки. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи

воспитания

интереса

и

потребности

детей

в

самостоятельных

занятиях

физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных

игр

и

эстафет

и

формирование

у

них

умения

организованно

играть

в

коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может

быть

очень

разнообразной,

но

обязательно

доступной

возрастным

особенностям, физической подготовленности и возможностям дошкольников.

Двигательная

деятельность

на

прогулке

проводится

в

непринуждённой

форме.

При

подборе

движений

следует

учитывать

интересы

детей.

Для

вечерней

прогулки

подходят

любые

подвижные

игры.

Хороши

в

послеобеденные

часы

хороводы,

игры

с

музыкальным

сопровождением,

песнями, рифмованными текстами. Они организуют досуг детей, повышают

эмоциональное состояние ребенка.

Наиболее

благоприятными

сезонами

для

проведения

подвижных

игр

на

воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть

использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями.

Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны

быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так

как дети быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает

желание участвовать в этих играх.

Проведение

прогулки

зимой

на

воздухе

имеет

свою

специфику.

Педагог

обязан следить за тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали

активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще

менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго

выбывают

из

игры.

В

холодную

погоду

игры

с

речитативом

и

пением

применять не нужно, в осенний период времени рекомендуется подбирать

игры, которые проводятся на ограниченной площадке («Пустое место») или

без смены мест играющих.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке

с

достаточной

эффективностью,

необходимо

во

второй

половине

дня,

в

свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении

– в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности

нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются

разные пособия, которые можно использовать в игре.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой.

Они

проводятся

после

упражнений

в

основных

движениях

с

целью

повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой

цели

подбираются

игры,

требующие

активных

действий

всех

детей

одновременно.

В

связи

с

тем,

что

время

проведения

подвижных

игр

несколько

ограничивается

рамками

занятия,

лучше

подбирать

игры,

не

требующего длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не

тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра

может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через

несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

Физическая активность дошкольника имеет первостепенное значение для

протекания психических процессов. А методически грамотное распределение

и проведение подвижных игр в режиме дня, в течение недели, на протяжении

всего года поможет дошкольнику раскрыть свои двигательные способности и

мобилизовать физические и психические силы.

Таким

образом,

игра

-

одно

из

комплексных

средств

воспитания:

она

направлена

на

всестороннюю

физическую

подготовленность

(через

непосредственное

овладение

основами

движения

и

сложных

действий

в

изменяющихся

условиях коллективной деятельности),

совершенствование

функций организма.

«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,

а это одно из самых полезных занятий на свете».

Американский психолог

Эрих Фромм



В раздел образования