Автор: Карпова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Публикация
Тема: «Место подвижной игры в режиме дня детей» «Место подвижной игры в режиме дня детей»
Раздел: дошкольное образование
«
Место подвижной игры в режиме дня детей»
В
процессе
воспитательно-оздоровительной
работы
в
ДОУ
реализация
потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр,
обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем.
Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к
обеднению содержания игровой деятельности ребенка и наряду с другими
причинами
ограничивают
его
возможности
реализовать
себя
в
игре
со
сверстниками. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка,
его потребность в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках,
мимике.
Доказано,
что
позитивно-эмоциональные
физические
нагрузки,
оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить
восстановление и укрепление здоровья. Игра - целостно воздействует на
организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем,
что
повышает
функциональный
уровень
всей
психической
деятельности.
Благодаря этим свойствам подвижные игры доступны и здоровым детям, и
детям с отклонениями в развитии.
Подвижная игра – это одно из важных средств всестороннего воспитания
детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность
воздействия
на
организм
и
на
все
стороны
личности
ребёнка.
В
игре
одновременно
осуществляется
физическое,
умственное,
нравственное,
эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность
игрового характера и вызываемые эмоции усиливают все физиологические
процессы
в
организме,
улучшают
работу
всех
органов
и
систем.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно
использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития
физических
качеств.
Например,
бежать
как
можно
быстрее
спасаясь
от
догоняющего
или
проявлять
ловкость.
Увлеченные
игрой,
дети
могут
выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не
замечая усталости. А это, приводит к развитию выносливости. Существуют
различные
варианты
подвижных
игр: «Совушка»,
«Кто
быстрее?»,
«Хлопушки», «Быстрее
ветра»,
«Море
волнуется»,
«Кто
дальше»,
«Снежная баба», «Раз, два, три – беги!», «Ловишки», «Пустое место» и др.
Многообразие вариантов позволяет использовать их более целесообразно, с
учетом подготовленности детей. Игры отбираются в соответствии с задачами
воспитания,
возрастными
особенностями
детей,
их
состоянием
здоровья,
подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме
дня,
время
года,
метеоролого-климатические
и
другие
условия.
Нужно
учитывать
и
степень
организованности
детей,
их
дисциплинированность:
если
они
недостаточно
организованы,
то
сначала
надо
подобрать
игру
небольшой подвижности и проводить её в кругу.
Необходимо заметить, что существенное значение в воспитании начальных
волевых
проявлений
и
навыков
произвольного
поведения
приобретают
подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей
в
течении
дня
и
включаются
как
в
регламентированную
(специально
организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки,
развлечения и праздники, досуг). Общей целью подвижных игр является не
только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и
развитие
положительных
эмоций,
получаемых
от
выполнения
различных
движений, совместной игры со сверстниками.
Наиболее
эффективны
между
занятиями
игры
малой
и
средней
интенсивности. Игры большой интенсивности снижают работоспособность
детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и
переключиться на учебную деятельность.
Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой
малой
интенсивности.
Рекомендуется
использовать
между
занятиями
знакомые
детям
игры,
чтобы
не
терять
времени
на
объяснение.
К
организации
игр
между
занятиями
следует
относиться
разумно.
Если,
например, после рисования будет проводиться физкультурное занятие, то
проводить
игры
и
упражнения
не
нужно.
Следует
поощрять
и
самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей. Если при
этой
игре
не
потребуется
прямое
руководство
ею,
то
педагог
должен
наблюдать за игрой, иначе интерес у дошкольников пропадет, и игра быстро
прекратится.
В
связи
с
накоплением
двигательного
опыта
и
увеличивающейся
самостоятельностью
у
ребенка
растёт
умение
ориентироваться в пространстве, улучшаются согласованность действий в
коллективе, сноровка.
Помимо прогулки, подвижные игры проводят и в другое время. Утром до
завтрака,
когда
желательно
создать
у
всех
детей
спокойное
и
радостное
настроение на весь день, целесообразно проводить индивидуальные или мало
групповые
игры
спокойного
характера.
Нецелесообразна
активная
двигательная
деятельность
сразу
же
после
завтрака.
Перед
занятиями,
требующими от детей усидчивости и концентрации внимания, воспитатель
поощряет подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед
физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры.
После
занятий,
во
время
прогулки
педагог
побуждает
разнообразную
двигательную деятельность, организует сюжетные подвижные игры (с бегом,
прыжками,
ловлей
и
бросанием
мяча
и
т.д.).
Непосредственное
участие
воспитателя
в
подвижных
играх
и
упражнениях
усиливает
их
эмоциональность, способствует установлению дружеских контактов между
педагогом
и
детьми,
развитию
положительных
взаимоотношений
в
коллективе.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во
время прогулки. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи
воспитания
интереса
и
потребности
детей
в
самостоятельных
занятиях
физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных
игр
и
эстафет
и
формирование
у
них
умения
организованно
играть
в
коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может
быть
очень
разнообразной,
но
обязательно
доступной
возрастным
особенностям, физической подготовленности и возможностям дошкольников.
Двигательная
деятельность
на
прогулке
проводится
в
непринуждённой
форме.
При
подборе
движений
следует
учитывать
интересы
детей.
Для
вечерней
прогулки
подходят
любые
подвижные
игры.
Хороши
в
послеобеденные
часы
хороводы,
игры
с
музыкальным
сопровождением,
песнями, рифмованными текстами. Они организуют досуг детей, повышают
эмоциональное состояние ребенка.
Наиболее
благоприятными
сезонами
для
проведения
подвижных
игр
на
воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть
использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями.
Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны
быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так
как дети быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает
желание участвовать в этих играх.
Проведение
прогулки
зимой
на
воздухе
имеет
свою
специфику.
Педагог
обязан следить за тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали
активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще
менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго
выбывают
из
игры.
В
холодную
погоду
игры
с
речитативом
и
пением
применять не нужно, в осенний период времени рекомендуется подбирать
игры, которые проводятся на ограниченной площадке («Пустое место») или
без смены мест играющих.
Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке
с
достаточной
эффективностью,
необходимо
во
второй
половине
дня,
в
свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении
– в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности
нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются
разные пособия, которые можно использовать в игре.
Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой.
Они
проводятся
после
упражнений
в
основных
движениях
с
целью
повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой
цели
подбираются
игры,
требующие
активных
действий
всех
детей
одновременно.
В
связи
с
тем,
что
время
проведения
подвижных
игр
несколько
ограничивается
рамками
занятия,
лучше
подбирать
игры,
не
требующего длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не
тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра
может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через
несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.
Физическая активность дошкольника имеет первостепенное значение для
протекания психических процессов. А методически грамотное распределение
и проведение подвижных игр в режиме дня, в течение недели, на протяжении
всего года поможет дошкольнику раскрыть свои двигательные способности и
мобилизовать физические и психические силы.
Таким
образом,
игра
-
одно
из
комплексных
средств
воспитания:
она
направлена
на
всестороннюю
физическую
подготовленность
(через
непосредственное
овладение
основами
движения
и
сложных
действий
в
изменяющихся
условиях коллективной деятельности),
совершенствование
функций организма.
«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,
а это одно из самых полезных занятий на свете».
Американский психолог
Эрих Фромм