Напоминание

"Значение музыки в развитии ребёнка"


Автор: Солдатова Татьяна Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Значение музыки в развитии ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Значение музыки в развитии ребёнка»

Музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического

воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая

определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой

детского возраста - с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к

добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет

душу человека», - писал о музыке В. А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств,

способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без

постижения гармонии звуков и ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных

эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и

грустить, думать, учить разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях.

Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное

воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных

способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с

воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому

человеку.

Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает

детям войти в нужное эмоциональное состояние. Когда музыка служит фоном, на котором

развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные

представления детей.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует

интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения,

ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании

музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть.

Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования эмоциональной и

интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оно оказывает огромное влияние не

только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в

себе не только эмоции, но и огромный мир идеи, мыслей, образов. Формирование

музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая,

грустная, медленная, быстрая и т.д.) и не просто познают; обогащаются их представления

о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит

к определенному жанру.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свои варианты

мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают,

комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

Основа формирования музыкальной культуры детей - это сама музыка, как вид искусства.

Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы,

которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций,

как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из

главных достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в

процессе его осуществления творческого потенциала личности.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному

становлению человека, формированию его, как личности. Содержание песен и авторских,

и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как

заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с

взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания

заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это

соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. В условиях

совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети.

Этим создаются оптимальные условия для развития каждого ребенка.

В процессе занятий музыкальной деятельности у детей воспитываются нравственно-

волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое

до конца, преодолевать трудности. Музыка оказывает влияние на процесс физического

совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека,

вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Слишком громкая, высокочастотная

музыка вызывает негативные реакции. Музыка «заводит», возбуждает людей до такой

степени, что они становятся невменяемыми. Музыкой можно регулировать процессы

возбуждения и торможения. Недаром испокон веков, укладывая ребенка спать, ему

напевают колыбельную песню, тихую, спокойную, ласковую. Научные данные о

физиологических особенностях музыкального восприятия дают основание роли музыки в

воспитании ребенка. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности.



В раздел образования