Напоминание

"Развитие речевых навыков и умений на уроках истории и обществознания в классах с задержкой психического развития"


Автор: Пименова Татьяна Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат №18
Населённый пункт: СанктПетербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речевых навыков и умений на уроках истории и обществознания в классах с задержкой психического развития"
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ.

Школа играет огромную роль в воспитании нового человека: она осуществляет

передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для

жизнедеятельности

общества

знаний,

привитие

умений

и

навыков,

формирование

ценностных ориентаций.

Еще

несколько

лет

назад

в

образовательные

цели

по

предмету

"история"

входило

вооружение

обучающихся

системой

знаний

о

поступательном

развитии

общества

с

древнейших времен до наших дней, а также формирование уважения к национальной

культуре,

развитие

творческого

мышления,

познавательной

а кт и в н о с т и ,

самостоятельности суждений, способности к самообразованию.

В наши дни, в соответствии с государственным образовательным стандартом по

истории, на ступени основного общего образования изучение истории направлено на

достижение следующих целей:

1.Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и

свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

2.

Освоение

знаний

о

важнейших

событиях,

процессах

отечественной

и

всемирной

истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

3.

Овладение

элементарными

методами

исторического

познания,

умения

работать

с

различными источниками исторической информации;

4.

Формирование

ценностных

ориентаций

в

ходе

ознакомления

с

исторически

сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

5.

Применение

знаний

и

представлений

об

исторически

сложившихся

системах

социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и много

конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного

отношения к представителям других народов и стран.

В

настоящее время современный учитель помнит о достижении поставленных

целей

исторического

образования,

а

также

помним

о

формировании

системы

универсальных учебных действий. УУД в настоящее время в учебно-воспитательном

процессе

придается

большое

значение.

Это

совокупность

способов

действии

обучающегося,

которая

обеспечивает

его

способность

к

самостоятельному

усвоению

новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД - это навыки,

которые надо закладывать в школе на всех уроках, включая уроки истории. Современный

учитель вынужден использовать различные образовательные технологии для достижения

поставленных целей образования. Работа по формированию и развитию универсальных

учебных

действий

на

уроках

истории

способствует

развитию

познавательной

деятельности школьника как в исторической области, так и в области других наук, а так же

его адаптации в обществе.

При работе с детьми с ОВЗ стандарт не меняет цели и требования в достижении

конечных результатов. Курсы истории Древнего мира, истории Средних веков, Истории

Нового Времени, Истории Новейшего времени, а также длительный курс отечественной

истории

изучаются

в

полном

объеме,

с

достижением

конечный

результатов

и

формирования УУД.

Система

работы

с

детьми

с

ОВЗ

строится

во

особенному.

В

разработке

программ,

построении урока, выборе методов и форм взаимодействия существует определенная

специфика. Для того чтобы понять эту специфику работы с детьми с ОВЗ необходимо

обратиться

к

характеристики

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

задержкой психического развития.

Свою

работу

по

предмету

необходимо

начать

с

изучения

психофизических

особенностей

учащихся

класса,

с

анализа

индивидуальных

возможностей

и

прогнозирования трудностей в усвоении преподаваемого предмета.

Познавательные,

эмоционально-волевые,

поведенческие

и

личностные

особенности

обучающихся с ЗПР приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и

требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и

истощаемостью;

незрелость

эмоций,

воли,

поведения;

ограниченный

запас

общих

сведений

и

представлений;

бедный

словарный

запас,

несформированность

навыков

интеллектуальной деятельности; трудности словесно-логических операций; недостаточная

форсированность

слухового,

зрительного

восприятия,

пространственного

синтеза,

моторной

и

сенсорной

стороны

речи,

долговременной

и

кратковременной

памяти;

отсутствие

умения

использовать

вспомогательные

средства

для

запоминания;

более

длительный период для приема и переработки информации – всё это может серьезно

тормозить обучение и развитие детей с ЗПР.

Период работоспособности обучающихся с ЗПР, во время которого они способны

усвоить

учебный

материал

и

правильно

решить

те

или

иные

задачи,

краток.

Дети

способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение,

интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко

снижается

внимание,

возникают

импульсивные,

необдуманные

действия,

в

работах

появляется множество ошибок и исправлений. Объем знаний, который обучающимся

удается

приобрести

в

период

нормальной

работоспособности,

не

связывается

с

последующим

материалом,

недостаточно

закрепляется.

Знания

во

многих

случаях

остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются.

В целом обучающиеся с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей

умственных

усилий:

заполнение

готовых

форм,

составление

задач

по

образцу

с

изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного

вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же

операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение: они не удерживают в памяти

условия задачи, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах;

нередко

вместо

решения

задачи

просто

механически

манипулируют

цифрами;

оказываются неспособными оценить результаты своих действий.

Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по истории для детей

с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются

в:

в отборе содержания на каждый урок

методических приёмах, используемых на занятиях:

использовании

классной

доски

все

записи

учителем

и

обучающимися

сопровождаются словесными комментариями;

при рассматривании рисунков и графиков учителем используется специальный

алгоритм

подетального

рассматривания,

который

постепенно

усваивается

обучающимися и для самостоятельной работы с графическими объектами

Это предполагает создание необходимых условий для реализации предметных адаптивных

образовательных программ. При этом педагог должен овладеть арсеналом педагогических

технологий,

методов,

приемов,

которые

бы

способствовали

успешному

освоению

содержания учебных программ и социализации детей.

Главная проблема освоения содержания предмета история на уровне ООО детьми

данной

категории

заключается

в

том,

что

для

понимания,

освоения,

запоминания

исторического

материала

необходим

определенный

уровень

развития

как

понятийно-

логического, так и образного, знакового типов мышления. По мнению психологов, у детей

с задержкой развития преобладают образный и знаковый типы.

Для решения указанной проблемы считаю целесообразным использовать такую

комбинацию форм, технологий, методов и приемов обучения, которые бы позволили

ребенку данной группы выполнить задания, используя типы мышления преобладающие у

него, но в то же время создали условия для развития того типа, который менее развит.

Работая в школе с детьми с задержкой психического развития, обращаешь внимание на

трудности, которые не позволяют учащимся усвоить и показать свои знания на хорошем

уровне.

Для успешного усвоения учебного материала и достижения целей, поставленных

федеральным

образовательным

стандартом

детьми

с

ЗПР

необходима

коррекционная

работа по

формированию

следующих

умений,

которые

формируются

в

процессе

коррекционно-развивающего сопровождения на уроках истории:

1.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Формирование обобщенных представлений о свойствах предмета

Развитие пространственных представлений и ориентация.

Развитие представлений о времени.

Развитие слухового внимания и памяти.

2.

Коррекция развития основных мыслительных операций:

Навыков соотносительного анализа.

Навыков группировки и классификации.

Умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму.

Умение планировать деятельность.

3.

Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие словесно – логического мышления.

4.

Развитие речи, овладение техникой монологической речи

5.

Расширение

представлений

об

окружающем

мире,

обогащение

пассивного

и

активного словаря.

Одно из умений мне хочется осветить чуть глубже. Прежде всего это развитие речи,

овладение техникой монологической речи. Дети с задержкой психического развития часто

страдают от несформированности навыка чтения, а также с традает темп и внятность речи,

затруднено

понимание

научного

текста.

Поэтому

проверить

знания

традиционным

способом трудоёмко для учителя и учащимся непросто удержать внимание при ответе

одноклассника.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники

на уроках истории и обществознания?

Речь

идет

о

формировании

у

обучающихся

следующих

общепредметных

коммуникативных компетенций:

Вдумчивого чтения.

Необходимо

уделять

внимание

развитию

читательских

интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной,

научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных

вопросов к нему, а также работе с текстом: поиск главной мысли в нужном отрывке,

умение составлять краткий конспект, сначала по вопросам, затем самостоятельно;

Устного диалога: задавать вопросы собеседнику, умения задавать вопросы по

тексту, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию

диалогической речи способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или

деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен;

групповая работа на уроках требует умения участвовать в дискуссии: спорить,

отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;

монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное

описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме,

выступление с устным сообщением, докладом;

грамотного письма.

Развитию

письменной

речи

способствуют

такие

формы

деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа, эссе,

составление схем, заполнение таблиц.

На

каждом

уроке

истории

учитель

обязательно

проводит

словарную

работу.

Каждому ученику на уроке дается возможность высказаться и быть услышанным; детям

которым

трудно

сформулировать

свой

ответ,

дается

возможность

пользоваться

вспомогательными карточками с опорными словами, а также пользоваться схемами и

картами,

словами-подсказками.

На

уроках

истории

и

обществознания

обучающиеся

должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица,

события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им

могут помочь различные памятки – алгоритмы, схемы, таблицы.

Значительную

роль

в

формировании

исторических

знаний

играют

исторические

источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет

сделать

изложение

материала

наглядным,

учит

мыслить,

рассуждать,

анализировать

информацию.

В

ходе

беседы

по

этим

документам

можно

добиваться

от

них

аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.

Работа

по

анализу

текста

на

уроке

способствует

формированию

важнейших

коммуникативных умений: учить выделять главную мысль в небольшом отрывке текста,

уметь формировать сжатый текст, самостоятельно создавать устный и письменный текст,

отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой

культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.

Среди видов работ, которые помогают формировать грамотную, аргументированную речь,

можно выделить учебный диалог Смысл данного вида работы состоит в обмене взглядами

по конкретной проблеме. В процессе диалога обучающиеся приобретают новые знания,

учатся

отстаивать

собственное

мнение.

Главная

функция

учебной

дискуссии

стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и

монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков

общения

в

коллективе,

воспитание

положительных

качеств

личности,

толерантного

отношения к людям.

В своей педагогической деятельности учитель может и должен использовать систему

коррекционно-развивающих

заданий

разных

уровней

сложности,

которые

помогают

формировать

некоторые

мыслительные

умения

учащихся,

кроме

того,

одним

из

эффективных средств коррекции недостатков психического развития учеников являются

дидактические

игры.

Дидактическая

игра

имеет

две

цели:

обучающую,

которую

преследует учитель, и игровую, ради которой действует ребёнок. В процессе игры у

школьников

вырабатывается

привычка

мыслить

самостоятельно,

сосредотачиваться,

проявлять инициативу.

Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают

использованием

красочного

дидактического

материала,

введением

в

занятия

игровых

моментов.

Исключительно

важное

значение

имеют

мягкий

доброжелательный

тон

учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен

соответствовать возможностям ученика.

Эффективность проделанной работы по развитию коммуникативных навыков на

уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:

развитии речи обучающихся

расширение представлений об окружающем мире

в росте качества знаний по истории и обществознанию;

в развитии коммуникативной компетенции учащихся;



В раздел образования