Автор: Гетманская Ирина Валентиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: ст–ца Михайловская Курганинского района Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме «Герой нашего времени» – роман о незаурядной личности. Анализ повестей, входящих в произведение»
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока литературы в 9 классе по теме
«Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Анализ повестей,
входящих в произведение»
Гетманская Ирина Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 12 ст-цы Михайловской
Курганинского района Краснодарского края
Цели:
Образовательные:
Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и
наблюдения над поведением героя, показать оценку образа героя
рассказчиком;
добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых
писателем в произведении;
развивать умение учащихся работать с текстом;
развивать умение учащихся находить изобразительно-выразительные
средства языка в произведении.
Развивающие:
развитие логического мышления;
развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных
высказываний в устной форме;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение,
опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое
восприятие.
воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса
к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры
общения.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к повести «Бэла».
Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя,
комментированное чтение.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Сообщение темы и целей урока
-
Здравствуйте,
ребята!
Я
-
учитель
школы
№12
Гетманская
Ирина
Валентиновна. Судьба распорядилась так, что я с вами должна провести урок.
Вначале
растерялась,
а,
может
быть,
и
испугалась,
но
заставила
себя
успокоиться,
всё
обдумать,
«взять
в
себя
в
руки»
(вот
где
пригодился
фразеологизм) и за один урок донести до вас материал, который вам поможет
на
экзамене.
Если
уж
мне
выпало
такое
испытание,
значит
я
должна
справиться. Скажите, герой я или нет? Хотя бы чуть-чуть, но герой!
- Кого называют героем? (Слайд 1)
(Того, кто смог преодолеть страх и своими действиями сделать лучше,
счастливее жизнь других).
-
обратите
внимание
на
слайд,
в
словаре
Ефремовой
даны
следующие
значения данного слова. Какое из них нам подходит? (Слайд 2)
Значение слова герой
Ударение: геро́
й – м.
1.
Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость,
готовность к самопожертвованию.
2.
Полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.).
3.
перен. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает
всеобщий интерес.
4.
Тот, кто является для кого-л. предметом восхищения, поклонения.
2.
перен. Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-л.
времени.
3.
перен. Главное действующее лицо литературного произведения,
спектакля, кинофильма и т.п.
1.
перен. Амплуа главного действующего лица в трагедии или драме.
2.
Актер такого амплуа.
Исходя
из
выше
сказанного,
можно
сформулировать
тему
нашего
урока
(«Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Анализ повестей,
входящих
в
произведение»
«Печорин-герой
своего
времени
или
нет»
по
роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). (Слайд 3)
(Учащиеся формулируют тему урока)
- Давайте запишем тему в тетрадь. (Тема урока написана заранее на доске.)
(Учащиеся записывают тему в тетрадь «Герой нашего времени» - роман о
незаурядной личности. Анализ повестей, входящих в произведение»)
III.
Работа по теме урока
(Слайд 4 – назвать цели урока)
- А теперь обратимся к понятию «наше время»? Что для вас, современного
поколения, это значит? (Слайд 5)
(Дети
высказывают
свои
мысли,
на
слайде
появляется
общее
понятие
времени, учащиеся читают, комментируют) (Слайд 6)
Вывод: Итак, ребята, теперь мы поняли, что автор имел в виду, называя так
свой роман. Человек, воплощающий в себе характерные черты того времени,
в котором он живёт, это главный герой нашего романа).
IV.
Анализ произведения по главам
- Итак, ребята, с какой повести начинается роман?
(Учащиеся отвечают, что роман начинается с повести «Бэла»)
(Слайд 7)
- Правильно, молодцы. Именно эта повесть является началом знакомства
читателя с главным героем. Каким предстаёт перед нами Печорин в этой
повести? (Слайд 7)
(Учащиеся
отвечают,
что
эту
повесть
рассказана
Максим
Максимычем,
который
вполне
объективно
излагает
происходящее,
высказывая
своё
сострадание к Бэле, которую он полюбил как родную дочь, в то время, когда
Печорин перестал обращать на нее внимание. Здесь мы впервые знакомимся
с главным героем, узнаем о его социальном статусе.)
- Обратите внимание на слайд. Найдите средства выразительности, которые
использовал автор в данном отрывке! (Слайд 8)
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет(метафора), когда я
въехал
в
Койшаурскую
долину.
Осетин-извозчик
неутомимо
погонял
лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все
горло
распевал
песни.
Славное
место
эта
долина! (риторическое
восклицание)
Со
всех
сторон
горы
неприступные,
красноватые
скалы,
обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы,
исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов
(метафора), а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно
вырывающейся
из
черного,
полного
мглою
ущелья,
тянется
серебряною
нитью (метафора) и сверкает, как змея своею чешуею (сравнение).
- Молодцы! Следующая повесть, которую мы проанализируем, это «Максим
Максимыч». Как мы можем охарактеризовать этого героя? И какую роль этот
герой играет в романе? (Слайд 9)
(Учащиеся
отвечают,
что
Максим
Максимыч
-
один
из
интереснейших
героев
романа
М.
Ю.
Лермонтова
"Герой
нашего
времени".
Он
многое
поведал
на
своем
веку
и
имеет
большой
жизненный
опыт.
Максим
Ма кс и мы ч
оч е н ь
п р ед а н
с л уже б н ому
д ол гу.
Гума н н о с т ь
и
самоотверженность - вот главные черты, которые утвердились в нем как в
офицере.
Многие
годы
основным
его
кругом
общения
были
солдаты
и
черкесы. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и
не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он
излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Даже будучи очень
преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки. В образе
Максима
Максимыча
Лермонтов
выразил
человека
простого,
близкого
народу, очень преданного службе, обязанностям. И даже с таким человеком с
русской доброй душой Печорин не смог до конца открыться)
-
Очень
хорошо!
Теперь
обратимся
к
следующему
отрывку.
Выполните
задание на слайде. (Слайд 11)
Какие средства выразительности использует автор в данном отрывке?
Так
сидели
мы
долго.
Солнце пряталось
з а холодные
вершины
(олицетворение,
эпитет),
и
беловатый
туман
начинал
расходиться
(олицетворение)
в
долинах,
когда
на
улице
раздался
звон
дорожного
колокольчика и крик извозчиков. Несколько повозок с грязными армянами
въехало на двор гостиницы и за ними пустая дорожная коляска; ее легкий
ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный
отпечаток. За нею шел человек с большими усами, в венгерке, довольно
хорошо одетый для лакея…
- Следующая повесть – «Тамань». Как вы думаете, почему она считается
самой лирической повестью романа?
(Учащиеся отвечают, что красивая природа Тамани очаровывает таинством
романтики автора)
-В ней отмечено стремление героя понять, что движет людьми, определить
мотивы их поступков и постичь их психологию.
Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового
жилища;
на
дворе,
обведенном
оградой
из
булыжника,
стояла
избочась
другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю
почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-
синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию,
и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых
черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте
небосклона.
-
Предпоследней
в
романе
является
повесть
«Княжна
Мери».
Кого
напоминает вам Мери? (Ольга Ларина – бабочка)
Укажите, какой словесный портрет автора принадлежит княжне Мери?
(Ответы детей, 3)
- Какие средства выразительности использует автор в данном отрывке?
…когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в
скромном
палисаднике.
Ветки
цветущих
черешен
смотрят
мне
в
окна
(олицетворение),
и
ветер
иногда
усыпает
мой
письменный
стол
(олицетворение) их белыми лепестками (эпитет). Вид с трех сторон у меня
чудесный (эпитет). На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча
рассеянной бури" (сравнение); на север поднимается Машук, как мохнатая
персидская
шапка (сравнение), и закрывает всю эту часть небосклона…
(олицетворение)
- Последней повестью в романе является повесть «Фаталист». Как вы
понимаете значение слова «фатальный, фаталист»? (слайд 15)
(Ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Ожегова С.И. (слайд 16)
(Учащиеся читают понятия)
Итог урока. Обвиняя мир, людей и время в своем духовном рабстве, Печорин
разочаровывается во всем, что когда-то радовало и вдохновляло его.
Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие
из которых оказались лишними людьми в своей стране. Автор призывает не
плыть по течению жизни, а сопротивляться, совершая нравственный подвиг.
Известный русский врач Николай Иванович Пирогов сказал замечательные
слова о том, что он будет счастливым тогда, когда сделает счастливыми других.
И эти слова всегда были в действии: он так и жил, делая счастливыми тех, кто
был рядом с ним.
V.
Рефлексия
- Так можно ли считать Печорина героем того времени, в котором он был не
понят из-за своих прогрессивных взглядов и властной натуры?
(Ответы детей)
У каждого из нас своё время жизни, поэтому и определение героизма зависит
именно от времени.
Жизнь не простая штука: взлеты и падения, находки и потери. Но очень важно,
чтобы тем, кто рядом с нами, было тепло. Поэтому предлагаю посылать друг
другу «солнечные лучики»-добрые улыбки.
Я думаю, что с вами мы найдем ответы на вопросы, и все экзамены сдадим
успешно, радостно, легко. Нам в жизни многое дано, а выбрать надо лишь свое.