Напоминание

Самостоятельная работа с книгой (на примере книг о П.А. Ойунском)


Автор: Лобанова Дария Михайловна
Должность: заведующая библиотекой
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка библиотечного урока для 9–10 классов
Тема: Самостоятельная работа с книгой (на примере книг о П.А. Ойунском)
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Городское управление народного образования ГО «Город Якутск»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ: «

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КНИГОЙ

(НА ПРИМЕРЕ КНИГ О П.А. ОЙУНСКОМ)»

(Библиотечный урок для 9-10 кл.)

Лобанова Дария Михайловна,

заведующая библиотекой

МОБУ СОШ №3 г. Якутска,

педагогический стаж - 20 лет

стаж в данной должности – 5 лет.

Якутск, 2018 год

1

Методическая разработка библиотечного урока

на конкурс «Лучший библиотечный урок»

Тема урока: Самостоятельная работа с книгой (на примере книг о П.А. Ойунском)

(Библиотечный урок для 9-10 кл.)

«Книга- великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

А. Блок.

Цель:

Формирование у обучающихся умение самостоятельно работать с книгой и создать

свою информацию о книге.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные: - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения поставленных задач по работе с книгой (на примере книг о

жизни и творчестве П.А. Ойунского).

Регулятивные:

-

использовать

информационно-

коммуникационные

технологии

в

учебной деятельности; самостоятельно определять задачи брать на себя ответственность

за работу членов группы, за результат выполнения заданий

Коммуникативные:-

работать

в

коллективе

и

в

группе,

эффективно

общаться

с

собеседниками.

Личностные:

-

научиться

высказать

свое

личное

мнение

по

поводу

прочитанного,

увиденного и услышанного, по поводу личного участия на уроке; самооценка своей

деятельности по результатам работы.

По окончанию урока ученик:

Имеет представление:

- о возможностях библиотеки;

- о работе с книгой;

- о составлении информации о книге по алгоритму.

Знает:

- новые сведения о жизни и творчестве П.А. Ойунского;

- методы работы с книгой;

- цели чтения;

- рациональные приемы чтения.

Умеет:

- пользоваться справочно- библиографическим аппаратом библиотеки;

- усваивать и воспринимать прочитанное (создать информацию о книге);

- делать выводы;

- владеть рефлексией.

Задачи:

1. Образовательные:

- совершенствовать знания школьников о работе с алфавитным каталогом;

- формировать умения применять полученные знания в процессе обучения;

- научить составить информацию о книге.

2. Развивающие:

- развивать навыки поиска нужной информации в библиотечном фонде;

- развивать умения правильной постановки цели при чтении;

- развивать навыки групповой работы;

- развивать ИКТ- компетенции.

2

- развивать навыки публичного выступления.

3. Воспитательные:

-

формировать

чувство

патриотизма,

любви

к

родине

на

примере

личности

П.А.

Ойунского;

- воспитывать бережное отношение к библиотечному фонду;

- воспитывать навыки работы в коллективе, общения, сотрудничества;

- прививать любовь к якутской поэзии.

Место проведения: школьная библиотека МОБУ СОШ №3 г. Якутска

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков на практике.

Форма урока: Урок – практикум

Структура урока:

Этапы урока

Вре

мя

Деятельность

Форма и

метод

обучения

Результат

преподавателя

обучающегося

1

Организационный

момент

2

Приветствует

учащихся;

организует работу

в четырех малых

группах

Приветствие,

настрой на

учебную

деятельность

Словес-

ный

Положительная

мотивация

2.

Мотивация

познавательной

деятельности

обучающихся.

Целеполагание

3

-готовит учащихся

к мотивации и

целеполаганию;

- сообщает тему

урока;

- актуализирует

знания

школьников,

раскрывает

практическую

значимость

материала,

мотивируя к

активной

деятельности на

уроке.

- формулирует

цели и задачи

урока.

Осознание

целей и задач

предстоящей

деятельности;

знакомство с

планом работы;

осознание

значимости

урочной

деятельности.

Мотива-

ционный

Формирование

познавательных

мотивов к

учебной

деятельности

3.

Изучение нового

материала с

опорой на

пройденное.

- о целях чтения

15

- дает

информацию о

разных целях

чтения;

-приводит

примеры

- изучают

новый

материал в

соответствии с

указаниями

библиотекаря.

Использо

вание

речевых

средств и

средств

информац

ионных и

Формирование

коммуникативны

х,

познавательных,

регулятивных,

личностных

УУД

3

коммуник

ативных,

здоровьес

берегающ

их

технологи

й

- повторение о

структуре книг

(блиц-турнир)

-задает вопросы о

структуре книги

(вопросы - на

лепестках

ромашки)

-по одному

ученику из

групп берут

лепестки и

отвечают на

вопрос.

- о методах

работы с

литературой

- показывает

слайды об

определениях

методов работы с

литературой;

- по

определениям

выявляют

методы работы

с литературой;

- о составлении

информации о

книге

- объясняет, как

можно составить

информацию о

книге.

- показывает на

слайде алгоритм

составления

информации о

книге.

-получают

словесную

информацию;

-получают

информацию с

использование

м средств ИКТ.

- Презентация о

П.А. Ойунском

-показывает

слайдовую

презентацию;

-дает задание:

каждой группе

придумать вопрос

по увиденному

- получают

информацию,

анализируют,

обрабатывают

и ставят

проблемные

вопросы для

другой группы

4.

Применение

знаний, умений,

навыков на

практике.

Отработка УУД

(познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

):

20

- задает

наводящие

вопросы;

- корректирует

ответы;

- отвечает на

вопросы

- группами

выполняют

задания (по

каталогу

находят книги

о П.А.

Ойунском,

выбирают по

одной книге,

составляют

план краткой

информации о

книге)

коллектив

ный

метод

поисковы

й метод;

творчески

й метод.

Формирование

познавательных

УУД.

Формирование

регулятивных

УУД;

-творческое

представление

проектов-

информаций о

книге

проектно-

исследова

тельский

метод;

коллектив

ный

метод

Формирование

регулятивных

УУД.

4

- вопросы-

ответы с

обоснованием;

-обобщают и

закрепляют

изученный

материал.

словесны

й метод

Формирование

коммуникативны

х УУД.

6

Подведение

итогов:

5

-задает вопросы:

какие трудности

встретили при

выполнении

творческого

задания?

-понравилось ли

работать в

группе?

- кто может

высказать свое

мнение о работе, о

П.А. Ойунском и

др.

- оцените свою

работу.

- задает домашнее

задание: создать

мультимедийную

информацию о

любимой книге.

-высказывает

пожелания;

-благодарит за

урок.

- ответы на

вопросы;

-самоанализ

работы;

- оценивание

своей

деятельности и

однокласснико

в

рефлекси

вный

метод

словесны

й метод

Формирование

личностных

УУД.

Формирование

регулятивных

УУД.

Методы и приемы обучения:

- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы -

информационный рассказ, беседа)

- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие информации (прием-

наглядно-практический (показ компьютерной презентации);

- проектно-исследовательский метод (прием- самостоятельная, групповая работа);

- методика использования здоровьесберегающих технологий (игровой момент);

- творческий метод;

- поисковый метод;

- коллективный метод;

- рефлексивные методы.

Межпредметные связи: связь с якутской, русской литературой, с историей Якутии.

Учебно-

методическое

обеспечение

урока: компьютер, проектор, экран, алфавитный

каталог, алфавитный каталог, книги о П.А. Ойунском, мультимедийная презентация о П.А.

Ойунском,

слайды

о

методах

работы

с

книгой,

слайд

об

алгоритме

составления

информации о книге, Плакат- ромашка о структуре книги, плакаты о составлении плана,

тезисов, конспекта, списка использованной литературы.

5

Описание хода библиотечного урока по теме: «Самостоятельная работа с книгой

(на примере книги о жизни и творчестве П.А. Ойунского)»

I. Оргмомент урока: Приветствие. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами

урока. Разделение класса на четыре малые группы.

II. Изучение нового материала. Цели чтения.

Слово

библиотекаря: Каждая

книга

предназначена

для

чтения,

но

чтения

бывают

разными: и по виду, и по цели. Сегодня мы узнаем о целях чтения. Ученые группируют

цели чтения следующим образом. Внимание на экран:

(Показ слайдов о целях чтения) (Приложение№1).

1. Чтение для развлечения. Вопрос: какую литературу можем читать с этой целью?

2. Чтение для осведомления о чём-нибудь, пополнения сведений и т. п.

3. Чтение "воодушевляющее" (книги не дают новых знаний, но вливают новые силы в

грудь, поднимают настроение).

4. Чтение крупных произведений искусства как необходимое средство для расширения

своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства.

5. Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса.

6. Чтение для самообразования.

Какую из этих, или подобных целей мы поставим при чтении, часто зависит от книги,

вообще от материала чтения, - например, "Критику чистого разума" Канта или "Науку

логики" Гегеля вряд ли кто станет читать ради развлечения или увеселения, а газетный

фельетон - для изучения. "Приключения Шерлока Холмса" мало пригодны для целей

образования, а кто ищет настроений, побуждающих к подвигам, не возьмёт для этой цели

аналитическую химию. Но и одну и ту же книгу можно читать с разными целями.

Например,

"Илиаду"

Гомера

можно

читать

как

великое

поэтическое

произведение:

Александр Македонский, говорят, постоянно перечитывал её, потому что образ Ахиллеса

служил для него идеалом; учёный историк может читать её со своей точки зрения, как

источник сведений о быте Древней Греции и т. п. Надо только помнить, что от цели чтения

зависят его способы.

Мы с вами будем говорить о чтении для осведомления о ком или о чем- нибудь и

пополнения сведений; о способах отбора литературы по конкретной теме и чтении для

изучения какого-нибудь вопроса. Сегодня мы с вами будем пополнять свои знания о П.А.

Ойунском. Чтобы отобрать книги по данному вопросу, нужно их предварительно

просмотреть. Как это делается?

2. Структура книги.

Давайте

вспомним,

из

каких

элементов

вообще

состоит

книга,

и

какую

информацию несёт каждый элемент. То есть, повторим структуру книги. Проведем

блиц-турнир по группам.

Блиц-турнир:

По одному участнику из каждой группы берёт лепесток ромашки с записанным на нём

определением одного из элементов книги. Посоветовавшись в группе, один из них должен

назвать этот элемент и охарактеризовать его информативность.

1. Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплётной книжкой. (Форзац)

2. Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании.

(Титульный лист)

3. Обложка, надеваемая поверх переплёта книги. (Суперобложка)

4. Вводный текст, предваряющий изложение основного материала. (Предисловие)

6

5.

Иллюстрированная

или

шрифтовая

покрышка

книги,

защищающая

блок

от

повреждений. (Обложка)

6. Обложка из твёрдого картона. (Переплёт)

7. Перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они

помещены. (Содержание)

8. Текст, передающий краткое содержание книги. (Аннотация)

9. Порядковый номер страницы. (Колонцифра)

10. Отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием главы или раздела книги.

(Шмуцтитул).

Обобщение и вывод:

Итак, для того чтобы получить общее впечатление о книге, познакомиться с ней в

общем

виде,

необходим

предварительный

её

просмотр.

Опытному

читателю

беглый

просмотр

может

дать

очень

много.

Он

будет

знакомиться

с

книгой

в

следующей

последовательности:

1. Внимательно изучит титульную страницу, где указаны основные выходные данные на

книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства.

2. Познакомится с оглавлением книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в

какой последовательности излагается материал; обратит внимание на наличие в книге

чертежей, схем, рисунков, фотографий, дополняющих и поясняющих текст.

3.

Прочитает

аннотацию,

предисловие,

введение,

послесловие,

выводы,

что

поможет

лучше представить содержание, понять назначение книги, получить совет, как следует её

читать.

4. Ознакомится непосредственно с основным текстом книги, для чего прочитает некоторые

страницы,

абзацы,

отрывки

из

наиболее

ценных

и

интересных

разделов.

Это

даст

представление

о

стиле

и

языке

автора,

особенностях

изложения

материала,

степени

трудности или доступности книги.

3. Методы работы с литературой:

Библиотекарь: Из

уроков

литературы,

ранних

библиотечных

уроков

вы

знаете

как работать с текстом, как писать рефераты, сочинения, доклады и т.д. И теперь, давайте,

вспомним о методах работы с литературой: обратите внимание на слайды, где описаны

определения того или иного метода работы с книгой, и скажите, что за метод (ответы:

план, тезисы, конспект, цитаты) (Приложение №2).

Вывод: Таким образом, исходя из цели чтения можно провести разные виды

работ с

книгой для того, чтобы извлечь из нее необходимую для себя информацию.

4. Изложение нового материала о составлении информации о книге.

Библиотекарь: Зная

структуру

книги,

имея

навыки

составления

плана,

тезисов,

конспектов, каждый читатель может составить самостоятельно информацию о той или

иной

книге.

Когда

приходится

иметь

дело

с

множеством

книг,

независимо

имеется

аннотация или нет, при обзоре книг,

для осведомления о ком или о чем- нибудь и

пополнения имеющихся сведений возникает необходимость составлять информацию о той

или иной литературе.

Слово «информация» по толковому словарю С. И. Ожегова – «сообщения,

осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-л.».

Информация о книге – это сообщение о книге, об ее выходных данных, жанре, стиле

письма,

о кратком содержании, опираясь на аннотацию (если имеется), интересных

сведениях, таблицах, рисунках, фотографиях, эскизах; может быть с выписками из книги,

с объяснениями интересных слов и выражений и т.д.

7

А теперь, познакомьтесь с алгоритмом составления информации о книге (Алгоритм

на слайде) (Приложение №3).

Сегодня мы с вами с помощью данного алгоритма

постараемся составить

информации о книгах, посвященных жизни и творчеству П.А. Ойунского.

В 2018 году 11 ноября мы отмечали 125-летний юбилей со дня рождения великого

сына якутского народа, поэта, прозаика, драматурга, ученого, государственного деятеля,

основоположника якутской литературы П.А. Ойунского. Была представлена тематическая

книжная выставка книг, были проведены различные мероприятия, посвященные этой

знаменательной дате. Давайте посмотрим презентацию о жизни и творчестве Платона

Ойунского,

патриота

якутской

земли,

о

работе

по

увековечиванию

памяти

этого

выдающегося человека. Будьте внимательны, потому что после просмотра должны сказать,

какую новую информацию получили о П.А. Ойунском. Каждая группа готовит по одному

вопросу.

Самостоятельный просмотр презентации о П.А. Ойунском (Приложение №4).

Вывод: Таким образом, мы с вами знаем, что такое структура книги, методы работы с

книгой, кто такой П.А. Ойунский, как работать с алфавитным каталогом. Перейдем к

практической части урока. Постараемся все свои знания, умения и навыки применять на

практике.

IV. Практическая часть урока:

Задания по группам:

1.

Пока одни будут придумывать вопросы по презентации об Ойунском, двое из

каждой группы должны проработать с алфавитным каталогом и выбрать по одной

книге о П.А. Ойунском из книжного фонда нашей библиотеки для составления

информации о ней.

2.

Перед

чтением

сформулировать

цель

и

желаемый

результат

самостоятельной

работы с книгой.

3.

Подробно изучить, понять и обсудить изложенный в ней материал в группе.

4.

Письменно составить план информации о книге.

5.

Творческая защита проекта- информации о книге по группам.

V. Обобщение, подведение итогов урока.

Библиотекарь учащимся задает вопросы:

- что вы делали на уроке? (анализировали, сравнивали, выделяли, задавали вопросы,

обсуждали, составили и др.)

- какие трудности встретили при выполнении творческого задания?

- понравилось ли работать в группе?

- кто может высказать свое мнение о работе и др.

- оцените свою работу.

Домашнее задание: создать мультимедийную информацию о любимой книге.

Список использованной литературы:

1.

Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. - М.: Знание, 1989. – 144 с.

2.

Как

найти

нужную

книгу

//

Николаева

Л.

А.

Учись

быть

читателем:

Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой.- М.,

1982.- С.40-55.

3.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд.,

дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с..

4.

Татта – родина П.А. Ойунского: Фотоальбом / Сост. Д.К. Сивцев. – Якутск:Бичик,

1993. – 110 с.

5.

Ойунский П.А. Стихотворения и поэмы. – М.: Худ. литер., 1993.– 270 с.

8

6.

Семенов В.А.. Творчество П.А. Ойунского.- Новосибирск: Наука, 1980. – 220 с.

7.

Ойунский П.А. Мои заветные слова. – Якутск: Бичик, 2006. -205 с.

Приложение №1. Слайд о целях чтения.

Приложение №2. Слайды об определениях методов работы с книгой.

Приложение №3. Слайды. Алгоритм составления информации о книге:

Приложение №4. Компьютерная слайдовая презентация о П.А. Ойунском.

9



В раздел образования