Напоминание

Современных образовательных технологий на уроках биологии


Автор: Михайлова Татьяна Виссарионовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова"
Населённый пункт: с. Булгунняхтах, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: технологии
Тема: Современных образовательных технологий на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Михайлова Татьяна Виссарионовна, учитель биологии

МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова»

МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)

Современных образовательных технологий на уроках биологии.

Инновационный поиск новых средств обучения меня приводит к пониманию того,

что

на

уроках

нужны

групповые,

игровые,

проблемные,

ролевые,

практико-

ориентированные, рефлексивные и другие методы обучения.

Проблема выбора метода возникает перед учителем всегда. Хочется использовать

новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать

процесс обучения, взаимоотношений между учеником и учителем.

В

своей

педагогической

практике

я

использую

множество

педагогических

технологий, в том числе, и современные. Любой урок включает в себя объединение

нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией.

Работая

над

проблемой

интеграции

образовательной

области

«биология»

с

другими

образовательными

областями,

я

пришла

к

выводу,

что

основные

из

них

это

информационные, проектные, интеграционные, моделирующие.

Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные

области. Сразу отмечу, что в своей работе я использую не только интеграцию предметных

областей, но и методических приёмов.

Особое

значение

имеет

предметное

содержание

деятельности

и

подбор

соответствующих ему способов и средств деятельности ученика и учителя. В классах

учатся

дети

с

разными

интеллектуальными,

психофизическими

и

социальными

возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика.

Как повысить интерес к предмету, уроку, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я

предположила,

что

деятельностный

компонент

строить

следует,

прежде

всего,

на

интегративной основе.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми

знаниями, умениями и навыками. Но, используя интегрированный подход в обучении,

полагаю,

мне

удалось

показать

интеграцию

образовательной

области

«биология»

с

предметными

областями,

такими

как

химия,

физика,

биология,

психология,

история,

экономика и др.

Исследовательская

работа

является

первым

этапом

настоящего

исследования,

объектом которого является образовательный процесс. Поэтому такая работа учащимися

проводится ежегодно. Я считаю, что исследования прошли успешно, так как учащиеся с

удовольствием слушают на НПК школы доклады и делают необходимые выводы.

Позволю

себе

остановиться

на

интеграции

урока

«биологии»

с

литературой.

Убедилась на своих уроках, что это позволяет раскрыть огромный творческий потенциал

учащихся. Кроме того, культура и творчество всегда благоприятно влияют на духовно-

нравственное формирование и развитие личности. Воспитание патриотических чувств и

любви к Родине является одной из главнейших воспитательных педагогических задач.

Не секрет, что, готовясь к уроку, надо перелистать не одну страницу дополнительной

литературы. Я думаю, что мне удаётся решать эту задачу ради того, чтобы повысить

мотивацию учащихся на уроках. А ещё считаю, что проблема интеграции предметных

областей очень важна. Дети получают развивающее обучение, когда начинают получать

или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, химии, физики

т.д.

Самостоятельная

работа

учащихся

над

разрешением

поставленной

проблемы,

получение конкретного результата даже публичное представление – это уже характер

проектной деятельности.

1 этап – организационный. Подготовка к работе: учащимся старших классов на

уроках

информационных

технологий

предлагается

разработать

и

представить

презентацию на заданную тему.

2

этап

планирование.

Определив

задачи,

учащиеся

делятся

на

группы

(дифференцированный

подход

в

обучении),

которые

работают

над

своим

проектом.

Название

проекта

дети

определяют

самостоятельно.

В

ходе

обсуждения

проекта

разрабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность, создаётся банк

предложений.

На

протяжении

всей

работы

учитель

помогает

в

постановке

целей,

корректирует работу, следит за действиями учащихся.

3 этап – исследование. Урок начинается с повторения изученного материала, после

чего дети начинают работать с компьютером. Учитель корректирует.

4 этап – практическая деятельность. Учитель сообщает о задачах каждой группе,

после чего дети начинают работать, соблюдая технологический процесс.

5

этап

презентация.

Результаты

работы

представляются

в

виде

письменной

творческой работы.

6 этап – оценка результатов. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают

на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность работы

учащихся,

креативность,

качество

и

объём

использования

источников,

потенциал

продолжения работы, качество отчёта.

Считаю, что разработка подобных проектов – это путь к саморазвитию творческой

личности

через

осознание

собственных

потребностей

и

реализацию

в

практической

деятельности.

А

именно

на

этом

акцентирует

внимание

компетентностный

подход

в

обучении. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое

удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена

последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что

при

таком

подходе

определяется

социальная

позиция

ребёнка,

выясняется

его

эстетический

вкус,

развивается

творческая

активность.

Испытываю

гордость,

когда

учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их

возрастной категории темам. Многие творческие проекты ребята защищают на НПК.

В

поле

моей

педагогической

деятельности

и

профессиональных

интересов

инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на

уроках биологии. В нашей школе уделяется огромное внимание процессу информатизации

образования. Поэтому, компьютер – один из моих помощников на уроке. Компьютер –

просто

находка

для

подготовки

к

урокам.

А

потом

такие

занятия

уже

становятся

привычными,

а,

самое

главное,

желанными

и

одними,

из

наиболее

эффективных.

Применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых

образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки

деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете “биология”.

При помощи реализации объектов и информационных технологий формируются

умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,

организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Кроме того, я убедилась, что

намного

облегчается

работа,

экономия

времени.

Кроме

того,

прослеживается

заинтересованность

учащихся

при

работе

с

компьютером.

А

также

дети

получают

тестовые задания для подготовки, к олимпиадам, к ЕГЭ.

Стараюсь

широко

использовать

построение

уроков

на

основе

моделирующего

обучения (игровые: квест-технологии (соревновательные элементы), а также технологии

дифференцированного

подхода

в

обучении

(групповые

формы

учебной

работы)

и

построение

уроков

на

основе

коммуникационных

технологий

(диалоговая

и

дискуссионная

форма

работы).

Замечу,

что

очень

важны

уроки-конференции,

когда

предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей.

При такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно –

самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного

второстепенного,

ответственность

за

свою

работу.

А

это

отражает

коммуникативная

образовательная компетенция.

Могу

сказать,

что

в

своей

педагогической

практике

стараюсь

чаще

проводить

элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся

выбирать

суть,

анализируют,

делают

выводы.

Все

выше

перечисленные

технологии

являются самыми актуальными на уроках биологии.

К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение

здоровья

детей.

Здоровье

это

состояние

полного

физического,

духовного

и

нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в

образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован

неправильно

или

недостаточно

органично.

Большое

внимание

следует

уделять

здоровьесберегающим технологиям.

За истекшие пять лет мною были отработаны игровая деятельность, групповое (в том

числе

групповое

самостоятельное)

обучение,

квест-технология,

коллективное

самостоятельное, обучение, уровневая дифференциация.

В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной

деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках биологии, не утратил своей

актуальности, а приобрёл современный вид.

Я считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и

сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности,

здравоохранения,

продовольственные

проблемы.

Наличие

в

интеллектуальном

багаже

данных проектов, также как и исполнение технологических знаний, и, особенно, умений и

навыков,

просто

необходимо.

Именно

такие

знания

расширяют

наши

представления,

способствуют

применению

полученных

знаний

в

практической

деятельности

для

преобразования

и

усовершенствования

известного.

Творческая

личность

двигает

прогрессом,

изобретая

всё

новые

и

новые

технологии.

А

значит,

есть

возможность

создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.



В раздел образования