Автор: Лыкова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дельфин" № 19
Населённый пункт: г.–к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Опыт работы
воспитателя Лыковой Светланы Геннадьевны
по теме
«Формирование начал экологической культуры
у детей дошкольного возраста»
Природа будет действовать на нас
со всей своей силой только тогда,
когда мы внесем в ощущение ее
свое человеческое начало,
когда наше душевное состояние,
наша любовь, наша радость или печаль
придут в полное соответствие с природой
и нельзя уже будет отделить
свежесть утра от света любимых глаз
и мерный шум леса от размышлений
о прожитой жизни.
Паустовский К. Г.
Введение
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.
Слишком уж велик урон, нанесенный живой природе. В настоящее время,
экологическая
проблема
взаимодействия
человека
и
природы,
а
также
взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень
острой и приняла огромные масштабы.
В
системе
непрерывного
экологического
образования
населения
начальным
звеном
является
дошкольное
учреждение.
Современное
содержание
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического
процесса.
Огромная
роль
в
реализации
этой
проблемы
отводится
экологическому образованию детей.
На
сегодняшний
день
экологическая
грамотность,
бережное
и
любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на
нашей
планете.
Кроме
того,
экологическое
образование
детей
—
это
огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное
знакомство
ребенка
с
миром
природы
позволяет
развить
у
него
важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы,
дети
рассматривают
и
изучают
строение
живых
объектов),
сравнение
(дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение
устанавливать
взаимосвязи
(дети
выделяют
способы
приспособлений
растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети
учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
существенных признаков).
Анализируя
научные
исследования
многих
теоретиков
и
практиков
дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, О.А.
Соломенниковой,
Н.Н.
Поддьякова,
В.Г.
Фокиной,
Л.Г.
Нисканен,
С.Н.
Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Е.И. Козаковой, Е.Ф. Терентьевой и др., я
определила цель моего опыта педагогической деятельности: формирование
экологической воспитанности дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у детей
дошкольного
возраста
осознанного
отношения
к
природе,
формирование
основ экологической культуры, всестороннее развития личности ребенка.
Формирование
экологической
воспитанности
дошкольников
представляет решение следующих задач:
‒
развитие
у
детей
дошкольного
возраста
экологических
представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
‒
формирование умений разнообразной деятельности в природе и
становление
экологически
-
ориентированного
взаимодействия
с
ее
объектами;
‒
накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с
природой;
‒
воспитание
заботливого
отношения
к
природе
путем
систематического целенаправленного общения с окружающим миром.
Успех
реализации
данных
задач
обеспечивается
несколькими
обязательными условиями:
‒
готовностью
педагога
к
осуществлению
экологического
образования детей;
‒
личностно
-
ориентированным
взаимодействием
взрослого
и
ребенка в процессе освоения программы;
‒
постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
‒
построением экологически развивающей среды в группе и на
участке;
‒
активным участием родителей в воспитательном процессе.
А так же соблюдением принципов:
Научность.
Совокупность
элементарных
экологических
знаний,
которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка,
развитие познавательного интереса.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом
научности
является
принцип
доступности
материала
для
ребёнка
определённого
возраста.
Принцип
доступности
подразумевает
учет
возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольников.
На каждом
этапе
работы
с
детьми
первоначальные
представления
углубляются,
насыщаются
содержанием,
постепенно
переходя
в
понятия,
которые
формируют элементарные экологические знания.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Деятельность.
Осознание
ребёнком
необходимости
сохранения
окружающей среды.
Интеграция.
Рассмотрением
экологического
образования
с
точки
зрения всестороннего развития личности ребёнка.
Целостность.
Отражение
целостного
восприятия
ребёнком
окружающего мира и его единство с миром природы.
Конструктивизм.
В качестве
примеров
для
дошкольников
должна
использоваться
только
нейтральная,
положительная
или
отрицательно-
положительная информация.
Региональность. Проявляется в отборе для изучения объектов живой
и
неживой
природы,
прежде
всего
своего
края.
Принцип
регионального
компонента (изучение природы родного края), который позволяет:
‒
формировать
у
детей
понятия
на
основе
непосредственных
наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;
‒
использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы
они
применяли
свои
знания
в
разнообразных
видах
практической
деятельности.
Системность.
Последовательность
усвоение
знаний
детьми,
в
различных видах деятельности.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к
тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей,
углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста
характерны
кратковременность
интересов,
неустойчивое
внимание
и
утомляемость.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Ведущая цель
обучения опирается на познавательную, развивающую и
воспитательную
задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений,
значительно повысить уровень экологической культуры детей дошкольного
возраста,
воспитать
с
первых
лет
жизни
гуманной,
социально
активной,
творческой
личности,
способной
понимать
и
любить
окружающий
мир,
природу и бережно относиться к ним.
Таким
образом,
определена
новизна
опыта
педагогической
деятельности.
Работа
по
развитию
познавательной
активности
детей
через
экологическое
воспитание
строится
с
учетом
интересов
и
потребностей
детей,
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей,
на
принципе
комплексно-тематического
построения
образовательного
процесса,
в
проектном
методе,
позволяющем
решать
задачи
совместной
деятельности
взрослого
и
детей,
а
также
самостоятельной деятельности детей не только в образовательной работе,
но и в режимных моментах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Описание опыта педагогической деятельности
Собирая информацию по проблеме, изучая педагогическую литературу,
я столкнулась с необходимостью разработки перспективного плана работы
по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Для чего была
проведена диагностика детей на знание основ экологической культуры.
В
соответствии
с
рекомендациями
к
обновлению
дошкольного
образования содержание плана построено в трех блоках педагогического
процесса:
‒
специально организованное обучение в форме организованной
образовательной деятельности;
‒
совместная деятельность взрослого с детьми;
‒
свободная самостоятельная деятельность детей.
Такое
построение
плана
обеспечивает
системный
подход
к
экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к
природе.
Блок
обучения
в
форме
организованной
образовательной
деятельности
экологического
содержания:
комплексные,
игровые,
беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку
в
старшем
дошкольном
возрасте
основная
функция
ООД
—
это
обобщение
знаний,
полученных
детьми
в
совместной
со
взрослым
самостоятельной деятельности, то преобладают
занятия в виде бесед
и
игровые занятия.
Особенность игровых занятий заключается в том, что они построены
на
совместном
творчестве
педагога
и
ребенка.
Они
стимулируют
познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают
требованиям педагогики сотрудничества.
Блок
совместной
деятельности
взрослого
с
детьми
является
основным в формировании экологической культуры у детей. Только при
полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических
игр
разного
вида,
чтения
художественной
литературы
экологического
содержания, включении фольклора и труда в природе в повседневную
жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры
у детей.
Мною также был обобщен и разработан ряд наблюдений в природе,
варианты опытов, темы бесед, экологических игр и упражнений, проектов,
собран фольклорный материал.
Блок
свободной
самостоятельной
деятельности
детей.
Планирование
работы
в
этом
блоке
предполагает
в
первую
очередь
создание
педагогом
условий
для
возникновения
самостоятельной
деятельности
детей.
Окружающая
детей
предметно-развивающая
среда
оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.
Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т. д.
;
которые
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
использовались
на
занятии
и
в
совместной
деятельности
педагога
с
детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
В
группе
создан
уголок
природы,
который
знакомит
детей
с
комнатными
растениями,
условиями
необходимыми
для
их
роста
и
развития,
для
наблюдений
и
труда
в
природе.
Создана
мини
–
лаборатория,
где
дети
проводят
поисково
-
исследовательскую
деятельность
с
объектами
живой
и
неживой
природы.
С
помощью
родителей создан мини – музей, где представлены поделки (совместный
труд родителей, детей и педагогов) из природного материала.
Благодаря
городскому
проекту
по
благоустройству
и
оформлению
территории, в ДОУ появилась экологическая тропа. Она включает в себя
аллеи вечнозеленых деревьев, цветущие клумбы, альпийскую горку, рокарий,
дендрологический отдел, метеорологическую площадку, огород, «Зеленую
аптеку»,
«Птичью
столовую».
Экологическая
тропа
позволяет
более
продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических
занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На
тропе
мы
проводили
наблюдения,
игры,
театрализованные
занятия,
экскурсии.
Очень
радует
глаз
цветущие
растения
на
клумбе.
И
они
подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.
В игровом комплекс «Лукоморье» я с детьми проводила тематическую
ООД, различные экологические игры.
ООД по экологическому воспитанию проводилась 1 раз в неделю, но
она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена,
систематизирована. Дети росли и объем знаний и умений, которыми должны
овладеть
дети
возрастал.
Со
второго
полугодия
я
начала
применять
проектный
метод,
так
как
предполагалось,
что
совместная
деятельность
должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся
знания и дать новые. В основе этого метода лежит поисковое поведение
дошкольника.
В
ходе
работы
по
проекту
дети
вели
наблюдения,
экспериментировали,
рисовали,
лепили,
играли,
слушали
музыку,
знакомились с литературными произведениями.
Были реализованы следующие краткосрочные проекты:
«Огород на
подоконнике» - где дети закрепили знания об овощах; «Снежное царство» - о
свойствах снега и льда; «Волшебница вода» - о свойствах воды.
На протяжении всей работы проводились циклы наблюдений, где я
знакомила детей с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в
жизни
растений
и
животных,
труд
людей);
организовывала
игры
с
природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на
участке использовала следующие оборудование: ящик с песком, совочки,
формочки,
печатки.
Использовала
разнообразные
игровые
упражнения
«Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Чудесный
мешочек», «Угадай животное», «Когда это бывает?», «Загадки о животных».
Детям
очень
понравилось
играть
в
игры
с
игрушками,
приводимыми
в
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они
научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для
установления
причин
явлений,
связей
и
отношений
между
предметами
и
явлениями
использовала
опыты.
Опыты
способствовали
формированию
у
детей
познавательного
интереса
к
природе,
развивали
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто на занятиях использовали художественную литературу.
Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В
работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались
как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы),
так
и
нетрадиционные
(деловые
игры,
прямой
телефон,
круглый
стол,
дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему
«Задачи
экологического
воспитания».
Я
провела
предварительное
анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с
экологическим воспитанием проблем. Ещё одна форма работы с семьёй –
педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные,
практические
советы
по
узкой
теме.
Через
ширмы
знакомим
детей
и
родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: «Почему так
говорят? Почему так происходит? Когда это бывает?»
Проводила
такую
форму
работы,
как
консультации,
например
«Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»
Организовывала
совместно
с
родителями
экологические
акции:
«Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище».
Заключение
Важное значение в экологическом воспитании дошкольников имеет
конечное
звено
-
результат
эколого-педагогической
работы.
Результат
показывает,
достигнута
цель
или
нет.
Именно
поэтому
так
важно
определение
понятий
«начала
экологической
культуры»,
«экологическая
воспитанность»
детей,
по
каким
проявлениям
их
можно
обнаружить
у
дошкольников.
Понятие «начала экологической культуры» включает две категории -
знания
и
отношение.
Обе
они
являются
показателем
экологической
воспитанности дошкольников. Но особенно значима категория отношение
как
конечный
результат
эколого-педагогического
процесса,
результат,
который
имеет
яркие
внешние
(поведенческие)
проявления.
Передача
экологических
знаний
-
это
начальный
этап
в
процедуре
выработки
осознанного отношения к окружающему миру.
Считаю,
что
в
результате
проделанной
мною
работы
есть
положительные результаты:
‒
сформированы начала экологической культуры у детей;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
‒
сформированы
начала
осознанного
правильного
отношения
к
объектам и явлениям природы;
‒
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною
экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию
экологических представлений через познавательную и игровую деятельность,
перспективное.
Планирую
продолжать
работу
по
экологическому
воспитанию
дошкольников,
потому
что
понимаю,
что
смогу
воспитать
экологически
грамотного
человека,
способного
любить,
ценить
и
рационально использовать природное богатство.
Библиографический список
1.
Артёмова
Л.А.
Окружающий
мир
в
практических
играх
дошкольников [текст] / Л.А. Артёмова. - М.: Просвещение 1992 – 126 с.
2.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию [текст] / О.А.
Воронкевич. – Спб.: «Детство – пресс», 2007. – 496 с.
3.
Кондратьева
Н.Н.
Экологическое
воспитание
дошкольников:
проблема и некоторые подходы к её решению [текст] / Н.Н. Кондратьева. -
СПб: Мозайка-Синтез, 1992 – 265 с.
4.
Крашенников
Е.Е.
Развитие
познавательных
способностей
дошкольников. [текст] / Е.Е. Крашенников, О.Л. Холодова – М.: Москва –
синтез, 2014. – 80с.
5.
Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры
[текст] // Дошкольное воспитание - 1997 №7 - с.58-60.
6.
Николаева
С.Н.
Экологическое
воспитание
детей
при
подготовке
к
школе
[текст]
:
учебное
пособие
/
С.Н.
Николаева
-
М.:
Книголюб, 2007 -152с.
7.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающем миром [текст] / Л.Ю. Павлова – М.: Москва – синтез, 2014. –
80с.
8.
Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П. Тугушева,
А.Е.Чистякова – Спб.: «Детство – пресс», 2008. – 128 с.
9.
Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. выпуск
1 / Сост. Н.В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.
– 240 с.
10.
Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. выпуск
2 / Сост. Н.В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.
– 240 с.