Напоминание

"Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста"


Автор: Лыкова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дельфин" № 19
Населённый пункт: г.–к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Опыт работы

воспитателя Лыковой Светланы Геннадьевны

по теме

«Формирование начал экологической культуры

у детей дошкольного возраста»

Природа будет действовать на нас

со всей своей силой только тогда,

когда мы внесем в ощущение ее

свое человеческое начало,

когда наше душевное состояние,

наша любовь, наша радость или печаль

придут в полное соответствие с природой

и нельзя уже будет отделить

свежесть утра от света любимых глаз

и мерный шум леса от размышлений

о прожитой жизни.

Паустовский К. Г.

Введение

Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.

Слишком уж велик урон, нанесенный живой природе. В настоящее время,

экологическая

проблема

взаимодействия

человека

и

природы,

а

также

взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень

острой и приняла огромные масштабы.

В

системе

непрерывного

экологического

образования

населения

начальным

звеном

является

дошкольное

учреждение.

Современное

содержание

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического

процесса.

Огромная

роль

в

реализации

этой

проблемы

отводится

экологическому образованию детей.

На

сегодняшний

день

экологическая

грамотность,

бережное

и

любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на

нашей

планете.

Кроме

того,

экологическое

образование

детей

это

огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное

знакомство

ребенка

с

миром

природы

позволяет

развить

у

него

важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы,

дети

рассматривают

и

изучают

строение

живых

объектов),

сравнение

(дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение

устанавливать

взаимосвязи

(дети

выделяют

способы

приспособлений

растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети

учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

существенных признаков).

Анализируя

научные

исследования

многих

теоретиков

и

практиков

дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, О.А.

Соломенниковой,

Н.Н.

Поддьякова,

В.Г.

Фокиной,

Л.Г.

Нисканен,

С.Н.

Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Е.И. Козаковой, Е.Ф. Терентьевой и др., я

определила цель моего опыта педагогической деятельности: формирование

экологической воспитанности дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у детей

дошкольного

возраста

осознанного

отношения

к

природе,

формирование

основ экологической культуры, всестороннее развития личности ребенка.

Формирование

экологической

воспитанности

дошкольников

представляет решение следующих задач:

развитие

у

детей

дошкольного

возраста

экологических

представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

формирование умений разнообразной деятельности в природе и

становление

экологически

-

ориентированного

взаимодействия

с

ее

объектами;

накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с

природой;

воспитание

заботливого

отношения

к

природе

путем

систематического целенаправленного общения с окружающим миром.

Успех

реализации

данных

задач

обеспечивается

несколькими

обязательными условиями:

готовностью

педагога

к

осуществлению

экологического

образования детей;

личностно

-

ориентированным

взаимодействием

взрослого

и

ребенка в процессе освоения программы;

постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

построением экологически развивающей среды в группе и на

участке;

активным участием родителей в воспитательном процессе.

А так же соблюдением принципов:

Научность.

Совокупность

элементарных

экологических

знаний,

которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка,

развитие познавательного интереса.

Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом

научности

является

принцип

доступности

материала

для

ребёнка

определённого

возраста.

Принцип

доступности

подразумевает

учет

возрастных и

индивидуальных особенностей дошкольников.

На каждом

этапе

работы

с

детьми

первоначальные

представления

углубляются,

насыщаются

содержанием,

постепенно

переходя

в

понятия,

которые

формируют элементарные экологические знания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Деятельность.

Осознание

ребёнком

необходимости

сохранения

окружающей среды.

Интеграция.

Рассмотрением

экологического

образования

с

точки

зрения всестороннего развития личности ребёнка.

Целостность.

Отражение

целостного

восприятия

ребёнком

окружающего мира и его единство с миром природы.

Конструктивизм.

В качестве

примеров

для

дошкольников

должна

использоваться

только

нейтральная,

положительная

или

отрицательно-

положительная информация.

Региональность. Проявляется в отборе для изучения объектов живой

и

неживой

природы,

прежде

всего

своего

края.

Принцип

регионального

компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

формировать

у

детей

понятия

на

основе

непосредственных

наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы

они

применяли

свои

знания

в

разнообразных

видах

практической

деятельности.

Системность.

Последовательность

усвоение

знаний

детьми,

в

различных видах деятельности.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к

тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей,

углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста

характерны

кратковременность

интересов,

неустойчивое

внимание

и

утомляемость.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Ведущая цель

обучения опирается на познавательную, развивающую и

воспитательную

задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений,

значительно повысить уровень экологической культуры детей дошкольного

возраста,

воспитать

с

первых

лет

жизни

гуманной,

социально

активной,

творческой

личности,

способной

понимать

и

любить

окружающий

мир,

природу и бережно относиться к ним.

Таким

образом,

определена

новизна

опыта

педагогической

деятельности.

Работа

по

развитию

познавательной

активности

детей

через

экологическое

воспитание

строится

с

учетом

интересов

и

потребностей

детей,

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей,

на

принципе

комплексно-тематического

построения

образовательного

процесса,

в

проектном

методе,

позволяющем

решать

задачи

совместной

деятельности

взрослого

и

детей,

а

также

самостоятельной деятельности детей не только в образовательной работе,

но и в режимных моментах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Описание опыта педагогической деятельности

Собирая информацию по проблеме, изучая педагогическую литературу,

я столкнулась с необходимостью разработки перспективного плана работы

по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Для чего была

проведена диагностика детей на знание основ экологической культуры.

В

соответствии

с

рекомендациями

к

обновлению

дошкольного

образования содержание плана построено в трех блоках педагогического

процесса:

специально организованное обучение в форме организованной

образовательной деятельности;

совместная деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Такое

построение

плана

обеспечивает

системный

подход

к

экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к

природе.

Блок

обучения

в

форме

организованной

образовательной

деятельности

экологического

содержания:

комплексные,

игровые,

беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку

в

старшем

дошкольном

возрасте

основная

функция

ООД

это

обобщение

знаний,

полученных

детьми

в

совместной

со

взрослым

самостоятельной деятельности, то преобладают

занятия в виде бесед

и

игровые занятия.

Особенность игровых занятий заключается в том, что они построены

на

совместном

творчестве

педагога

и

ребенка.

Они

стимулируют

познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают

требованиям педагогики сотрудничества.

Блок

совместной

деятельности

взрослого

с

детьми

является

основным в формировании экологической культуры у детей. Только при

полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических

игр

разного

вида,

чтения

художественной

литературы

экологического

содержания, включении фольклора и труда в природе в повседневную

жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры

у детей.

Мною также был обобщен и разработан ряд наблюдений в природе,

варианты опытов, темы бесед, экологических игр и упражнений, проектов,

собран фольклорный материал.

Блок

свободной

самостоятельной

деятельности

детей.

Планирование

работы

в

этом

блоке

предполагает

в

первую

очередь

создание

педагогом

условий

для

возникновения

самостоятельной

деятельности

детей.

Окружающая

детей

предметно-развивающая

среда

оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т. д.

;

которые

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

использовались

на

занятии

и

в

совместной

деятельности

педагога

с

детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

В

группе

создан

уголок

природы,

который

знакомит

детей

с

комнатными

растениями,

условиями

необходимыми

для

их

роста

и

развития,

для

наблюдений

и

труда

в

природе.

Создана

мини

лаборатория,

где

дети

проводят

поисково

-

исследовательскую

деятельность

с

объектами

живой

и

неживой

природы.

С

помощью

родителей создан мини – музей, где представлены поделки (совместный

труд родителей, детей и педагогов) из природного материала.

Благодаря

городскому

проекту

по

благоустройству

и

оформлению

территории, в ДОУ появилась экологическая тропа. Она включает в себя

аллеи вечнозеленых деревьев, цветущие клумбы, альпийскую горку, рокарий,

дендрологический отдел, метеорологическую площадку, огород, «Зеленую

аптеку»,

«Птичью

столовую».

Экологическая

тропа

позволяет

более

продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических

занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На

тропе

мы

проводили

наблюдения,

игры,

театрализованные

занятия,

экскурсии.

Очень

радует

глаз

цветущие

растения

на

клумбе.

И

они

подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.

В игровом комплекс «Лукоморье» я с детьми проводила тематическую

ООД, различные экологические игры.

ООД по экологическому воспитанию проводилась 1 раз в неделю, но

она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена,

систематизирована. Дети росли и объем знаний и умений, которыми должны

овладеть

дети

возрастал.

Со

второго

полугодия

я

начала

применять

проектный

метод,

так

как

предполагалось,

что

совместная

деятельность

должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся

знания и дать новые. В основе этого метода лежит поисковое поведение

дошкольника.

В

ходе

работы

по

проекту

дети

вели

наблюдения,

экспериментировали,

рисовали,

лепили,

играли,

слушали

музыку,

знакомились с литературными произведениями.

Были реализованы следующие краткосрочные проекты:

«Огород на

подоконнике» - где дети закрепили знания об овощах; «Снежное царство» - о

свойствах снега и льда; «Волшебница вода» - о свойствах воды.

На протяжении всей работы проводились циклы наблюдений, где я

знакомила детей с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в

жизни

растений

и

животных,

труд

людей);

организовывала

игры

с

природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на

участке использовала следующие оборудование: ящик с песком, совочки,

формочки,

печатки.

Использовала

разнообразные

игровые

упражнения

«Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Чудесный

мешочек», «Угадай животное», «Когда это бывает?», «Загадки о животных».

Детям

очень

понравилось

играть

в

игры

с

игрушками,

приводимыми

в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они

научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для

установления

причин

явлений,

связей

и

отношений

между

предметами

и

явлениями

использовала

опыты.

Опыты

способствовали

формированию

у

детей

познавательного

интереса

к

природе,

развивали

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях использовали художественную литературу.

Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В

работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались

как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы),

так

и

нетрадиционные

(деловые

игры,

прямой

телефон,

круглый

стол,

дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему

«Задачи

экологического

воспитания».

Я

провела

предварительное

анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с

экологическим воспитанием проблем. Ещё одна форма работы с семьёй –

педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные,

практические

советы

по

узкой

теме.

Через

ширмы

знакомим

детей

и

родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: «Почему так

говорят? Почему так происходит? Когда это бывает?»

Проводила

такую

форму

работы,

как

консультации,

например

«Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»

Организовывала

совместно

с

родителями

экологические

акции:

«Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище».

Заключение

Важное значение в экологическом воспитании дошкольников имеет

конечное

звено

-

результат

эколого-педагогической

работы.

Результат

показывает,

достигнута

цель

или

нет.

Именно

поэтому

так

важно

определение

понятий

«начала

экологической

культуры»,

«экологическая

воспитанность»

детей,

по

каким

проявлениям

их

можно

обнаружить

у

дошкольников.

Понятие «начала экологической культуры» включает две категории -

знания

и

отношение.

Обе

они

являются

показателем

экологической

воспитанности дошкольников. Но особенно значима категория отношение

как

конечный

результат

эколого-педагогического

процесса,

результат,

который

имеет

яркие

внешние

(поведенческие)

проявления.

Передача

экологических

знаний

-

это

начальный

этап

в

процедуре

выработки

осознанного отношения к окружающему миру.

Считаю,

что

в

результате

проделанной

мною

работы

есть

положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

сформированы

начала

осознанного

правильного

отношения

к

объектам и явлениям природы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною

экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию

экологических представлений через познавательную и игровую деятельность,

перспективное.

Планирую

продолжать

работу

по

экологическому

воспитанию

дошкольников,

потому

что

понимаю,

что

смогу

воспитать

экологически

грамотного

человека,

способного

любить,

ценить

и

рационально использовать природное богатство.

Библиографический список

1.

Артёмова

Л.А.

Окружающий

мир

в

практических

играх

дошкольников [текст] / Л.А. Артёмова. - М.: Просвещение 1992 – 126 с.

2.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию [текст] / О.А.

Воронкевич. – Спб.: «Детство – пресс», 2007. – 496 с.

3.

Кондратьева

Н.Н.

Экологическое

воспитание

дошкольников:

проблема и некоторые подходы к её решению [текст] / Н.Н. Кондратьева. -

СПб: Мозайка-Синтез, 1992 – 265 с.

4.

Крашенников

Е.Е.

Развитие

познавательных

способностей

дошкольников. [текст] / Е.Е. Крашенников, О.Л. Холодова – М.: Москва –

синтез, 2014. – 80с.

5.

Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры

[текст] // Дошкольное воспитание - 1997 №7 - с.58-60.

6.

Николаева

С.Н.

Экологическое

воспитание

детей

при

подготовке

к

школе

[текст]

:

учебное

пособие

/

С.Н.

Николаева

-

М.:

Книголюб, 2007 -152с.

7.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с

окружающем миром [текст] / Л.Ю. Павлова – М.: Москва – синтез, 2014. –

80с.

8.

Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П. Тугушева,

А.Е.Чистякова – Спб.: «Детство – пресс», 2008. – 128 с.

9.

Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. выпуск

1 / Сост. Н.В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.

– 240 с.

10.

Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. выпуск

2 / Сост. Н.В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.

– 240 с.



В раздел образования