Напоминание

Системный подход при формировании гражданской идентичности школьников


Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Средняя общеобразовательная школ №3
Населённый пункт: Краснокамск
Наименование материала: Статья
Тема: Системный подход при формировании гражданской идентичности школьников
Раздел: полное образование





Назад




Системный подход при формировании

гражданской идентичности школьников

Винецкий Р.В., учитель истории

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамска

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит

перед

современной

школой

ряд

задач.

Одной

из

наиболее

сложных

является,

в

рамках

достижения

учащимися

личностных

результатов,

задача формирования гражданской идентичности школьников.

Очевидно, что опираясь на интуицию педагогов, их личный опыт и

существующие в образовании традиции, решить эту задачу, по крайней

мере, невероятно сложно. Несомненно, что для ее решения необходим

системный подход. На наш взгляд, такой подход должен содержать в себе

три составляющих:

Во-первых, это определение содержания понятия « гражданская

идентичность»,

т.е.

выбор

конкретных

ценностей,

на

формировании

которых мы должны ориентировать воспитательный процесс и наполнять

их понятным смысловым содержанием.

Во-вторых,

необходимо

создавать

определенные

учебно-

воспитательные условия, при которых формирование данных ценностей

может быть возможным и успешным.

В-третьих, следующим шагом должна стать организация практической

деятельности, ориентированной на достижение поставленных целей.

Как ни странно, самой сложной является первая составляющая, а

самой

простой

-

третья.

Это

объясняется

тем,

что

само

понятие

«гражданская идентичность» является новым и противоречивым. Вроде

бы, ФГОС дает определение этому понятию. Патриотизм, уважение к

Отечеству,

прошлое

и

настоящее

многонационального

народа

России;

осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры

своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и

человечества,

усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Общие контуры понятия становятся более или менее понятными. На

этой

основе

и

должны

определяться

конкретные

ценности,

над

формированием которых должно работать педагогическое сообщество. И

ФГОС

эти

базовые

национальные

ценности

российского

общества

называет:

патриотизм,

социальная

солидарность,

гражданственность,

семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России,

искусство, природа, человечество.

Сразу возникают проблемы. Собственно, к ценностям здесь можно

отне сти

лишь

три:

патриотизм,

социальная

с ол и д а р н о с т ь ,

гражданственность.

Вопрос

о

традиционных

религиях

России,

как

о

ценности - вообще особый. Но если две из трех ценностей объяснимы, то

что такое социальная солидарность как базовая Российская ценность?

Итак, остаются две объяснимые ценности, с которыми мы можем

работать. Но опять же - какой конкретно патриотизм нам нужен и какая

нам

нужна

гражданственность?

Здесь

каждый

педагог

должен

четко

определить

для

себя

конкретное

содержание

этих

понятий

(либо

педагогические

сообщества

в

ходе

дискуссий).

И

только

после

этого

возможно

планировать

свою

деятельность

и

переходить

к

созданию

условий,

необходимых

для

формирования

этих

ценностей.

Должна

существовать

определенная

социальная

среда,

важнейшими

компонентами которой, на наш взгляд, должны быть следующие: личная

заинтере сованно сть

и

компетентно сть

педагога,

н а л и ч и е

демократического уклада в сообществе, сочетание урочной, внеурочной

(кружки,

факультативы)

и

внеклассной

деятельности

(социальное

проектирование

и

социальные

практики,

эффективно

выстроенное

социальное

партнерство,

волонтерская

работа).

При

этом,

при

формализации

подхода

вся

деятельность

становится

имитационной

и

бессмысленной.

Самой простой составляющей системы формирования гражданской

идентичности

школьников

является

организация

практической

деятельности.

Простым

это

является

потому,

что

как

отдельными

педагогами, так и всем педагогическим сообществом накоплен большой

методический и практический опыт работы. Педагоги, которые давно

осуществляют подобную деятельность, опираются на личный опыт и

наработанные

ресурсы.

Можно

ориентироваться

на

военно-

патриотическую

работу,

на

правовое

воспитание

или

правозащитную

деятельность,

на

деятельность

в

области

краеведения,

экологии,

на

волонтерство. При этом, во всех направлениях существуют определенные

структуры,

с

которыми

можно

успешно

осуществлять

социальное

партнерство. Главное - правильное сочетание всех трех составляющих. А

грамотный анализ деятельности поможет определять наши успешные и

неуспешные

действия,

развивать

первые

и

исправлять

последние.

Определяющим

здесь

является

правильная

организация

системного

подхода, баланс всех его составляющих с оказанием особого внимания

первому - то есть конкретному определению содержания необходимых

для нашего общества ценностей.



В раздел образования