Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Средняя общеобразовательная школ №3
Населённый пункт: Краснокамск
Наименование материала: Статья
Тема: Системный подход при формировании гражданской идентичности школьников
Раздел: полное образование
Системный подход при формировании
гражданской идентичности школьников
Винецкий Р.В., учитель истории
МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамска
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит
перед
современной
школой
ряд
задач.
Одной
из
наиболее
сложных
является,
в
рамках
достижения
учащимися
личностных
результатов,
задача формирования гражданской идентичности школьников.
Очевидно, что опираясь на интуицию педагогов, их личный опыт и
существующие в образовании традиции, решить эту задачу, по крайней
мере, невероятно сложно. Несомненно, что для ее решения необходим
системный подход. На наш взгляд, такой подход должен содержать в себе
три составляющих:
Во-первых, это определение содержания понятия « гражданская
идентичность»,
т.е.
выбор
конкретных
ценностей,
на
формировании
которых мы должны ориентировать воспитательный процесс и наполнять
их понятным смысловым содержанием.
Во-вторых,
необходимо
создавать
определенные
учебно-
воспитательные условия, при которых формирование данных ценностей
может быть возможным и успешным.
В-третьих, следующим шагом должна стать организация практической
деятельности, ориентированной на достижение поставленных целей.
Как ни странно, самой сложной является первая составляющая, а
самой
простой
-
третья.
Это
объясняется
тем,
что
само
понятие
«гражданская идентичность» является новым и противоречивым. Вроде
бы, ФГОС дает определение этому понятию. Патриотизм, уважение к
Отечеству,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа
России;
осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества,
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Общие контуры понятия становятся более или менее понятными. На
этой
основе
и
должны
определяться
конкретные
ценности,
над
формированием которых должно работать педагогическое сообщество. И
ФГОС
эти
базовые
национальные
ценности
российского
общества
называет:
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России,
искусство, природа, человечество.
Сразу возникают проблемы. Собственно, к ценностям здесь можно
отне сти
лишь
три:
патриотизм,
социальная
с ол и д а р н о с т ь ,
гражданственность.
Вопрос
о
традиционных
религиях
России,
как
о
ценности - вообще особый. Но если две из трех ценностей объяснимы, то
что такое социальная солидарность как базовая Российская ценность?
Итак, остаются две объяснимые ценности, с которыми мы можем
работать. Но опять же - какой конкретно патриотизм нам нужен и какая
нам
нужна
гражданственность?
Здесь
каждый
педагог
должен
четко
определить
для
себя
конкретное
содержание
этих
понятий
(либо
педагогические
сообщества
в
ходе
дискуссий).
И
только
после
этого
возможно
планировать
свою
деятельность
и
переходить
к
созданию
условий,
необходимых
для
формирования
этих
ценностей.
Должна
существовать
определенная
социальная
среда,
важнейшими
компонентами которой, на наш взгляд, должны быть следующие: личная
заинтере сованно сть
и
компетентно сть
педагога,
н а л и ч и е
демократического уклада в сообществе, сочетание урочной, внеурочной
(кружки,
факультативы)
и
внеклассной
деятельности
(социальное
проектирование
и
социальные
практики,
эффективно
выстроенное
социальное
партнерство,
волонтерская
работа).
При
этом,
при
формализации
подхода
вся
деятельность
становится
имитационной
и
бессмысленной.
Самой простой составляющей системы формирования гражданской
идентичности
школьников
является
организация
практической
деятельности.
Простым
это
является
потому,
что
как
отдельными
педагогами, так и всем педагогическим сообществом накоплен большой
методический и практический опыт работы. Педагоги, которые давно
осуществляют подобную деятельность, опираются на личный опыт и
наработанные
ресурсы.
Можно
ориентироваться
на
военно-
патриотическую
работу,
на
правовое
воспитание
или
правозащитную
деятельность,
на
деятельность
в
области
краеведения,
экологии,
на
волонтерство. При этом, во всех направлениях существуют определенные
структуры,
с
которыми
можно
успешно
осуществлять
социальное
партнерство. Главное - правильное сочетание всех трех составляющих. А
грамотный анализ деятельности поможет определять наши успешные и
неуспешные
действия,
развивать
первые
и
исправлять
последние.
Определяющим
здесь
является
правильная
организация
системного
подхода, баланс всех его составляющих с оказанием особого внимания
первому - то есть конкретному определению содержания необходимых
для нашего общества ценностей.