Напоминание

Проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста


Автор: Попова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21
Населённый пункт: город Каменск - Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-

нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому, -

Родители пример ему…

С. Брант

Жизнь ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается

фундамент его духовно-нравственного развития. В семье с самого раннего

возраста дети получают первые образцы отношения взрослых к окружающим

людям и к самому себе. Семейные взаимоотношения становятся для

него «образцом», «примером», по которым формируется его характер,

отношение к себе, миру, другим людям. Ведь именно родители – являются

первыми воспитателями, они закладывают основу духовно-нравственного

развития маленького человека. В воспитании детей семья не может быть

заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит

исключительная роль в содействии становлению детской личности и

формировании нравственных ценностей. То, что дети приобретают в семье,

они сохраняют в течение всей своей последующей жизни. Почему нужно

говорить о причинах, подорвавших традиционные устои семейной жизни? В

настоящее время проблемы современных семьей относятся к числу наиболее

важных и актуальных. О причинах, подорвавших традиционные устои

семейной жизни, нужно говорить для того, чтобы:

- лучше понять, что же с нами произошло и происходит с семьями;

- почему мы разрушаем основу (семью) формирования личности;

- почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом духовно-

нравственного развития будущего поколения;

- как мы, работники дошкольных образовательных учреждений, можем

исправить ситуацию.

В современной России проблемы семьи относятся к числу ключевых.

Разрушены нравственные представления о семье: семейные отношения в

современном мире перестали быть выражением жертвенной любви

и духовного единства, гражданский брак считается нормой для молодёжи.

Забыт традиционный уклад семейной жизни: уважения и почитания старших

членов семьи, отношения послушания – это все вытеснено из жизни

современных семей.

Потеряно традиционное восприятие родительского долга и детства:

насаждение культа жизненного успеха, материального богатства и карьерного

роста привели к падению престижа материнства и отцовства, как результат -

снижение рождаемости.

Существенные изменения произошли и в сфере семейного воспитания:

семьей утрачены традиционные нравственные ориентиры и это привело к

тому, что современная семья стала не в силах удержать подрастающее

поколение от порока. Следствием варварского разрушения семейных

традиций является увеличивающаяся с каждым годом подростковая

преступность.

У подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности

перед семьей, обществом, нацией, государством. На лицо проблемы детей и

детства: у современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре

и зле, у наших детей наблюдается духовно-нравственная неразвитость. В

средствах массовой информации идёт пропаганда цинизма и насилия,

навязывается культ наслаждений и порока, и всё это обрушивается тяжёлым

грузом на неокрепшие души детей. В силу духовной пустоты семейных

отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском доме,

заменяют семью компанией веселых и шумных друзей. Всё это приводит к

вступлению в жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной

молодёжи.

Достаточно вспомнить слова классиков:

О. Бальзак говорил: «Семья всегда будет основой общества». Обязанность

родителей заботиться и защищать детей, вкладывать в них любовь, прививать

нравственные ценности.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша

счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши

слезы, наша вина перед другими».

(А. С. Макаренко)

Из этой кризисной ситуации выход только один: содействовать

укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании

традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторических

православных традиций. Православная русская культура стала основанием и

источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих веков

рождала, воспитывала поколения сильных не только физически, но и сильных

духом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и

психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам.

Знать о православной культуре, православных традициях и следовать им не

одно и то же. Именно поэтому следует понимать, что воспитание ребенка в

православных традициях – это прежде всего следование нормам и канонами

тысячелетней христианской веры. Традиции православного воспитания

ребенка в семье произрастают из трех основных положений:

- любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;

- ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но

прежде всего в духовном смысле;

- почитание родителей и вообще старших.

Православную семью объединяет не столько социальный и материальный

уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в

православной семье необычайно велика. На плечах главы семейства лежит

задача подготовить ребенка к испытаниям, которые ему готовит жизнь,

закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный

ориентир развития. Важно развить умение видеть границы дозволенного; не

столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои деяния. В связи

с этим важно пересмотреть формы взаимодействия педагогов современного

детского сада с семьями воспитанников. Актуальность данной проблемы

состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт,

первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители,

и где начинается их систематическое психолого - педагогическое

просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит

дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного

учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической

культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания

детей. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это

значит сохранить Родину и наше будущее - детей.

Цель педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников –

создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать

родителей участниками полноценного образовательного процесса.

Педагогам следует соблюдать основные принципы партнерства с семьей:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный

настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится

вся совместная работа.

В работе с родителями также, как и с детьми необходим индивидуальный

подход. Здесь важно учитывать социальный статус семьи, семейные условия,

конкретную ситуацию, уровень психолого-педагогической культуры,

настроение родителей.

Сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в

сложных ситуациях (семейных, педагогических).

Динамичность. ДОУ в современное время находится в режиме развития, а не

функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро

реагирующую на изменения социального состава родителей, их

образовательные потребности и запросы. В зависимости от этого меняются и

корректируются формы и направления работы ДОУ с семьей,

дополнительные развивающие услуги в ДОУ.

Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность наблюдать, как

живет и развивается его ребенок; принимать участие в мероприятиях ДОУ.

Обращение к родителям по имени и отчеству способствует установлению

доверительных отношений, созданию хорошего настроения, осознанию своей

причастности и значимости к образовательному процессу.

Задачи в работе с родителями воспитанников:

Создание в ДОУ системы работы по духовно-нравственному воспитанию с

родителями; атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки

и взаимопомощи.

Содействие целостному духовно- нравственному развитию дошкольников и

их родителей; приобщение к нравственным и духовным ценностям

православной культуры (семья, ответственность, честь, добро, любовь,

совесть, верность и др.).

Использование эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников

по формированию их сознательного отношения к духовно-нравственному

воспитанию детей, становлению добрых семейных традиций.

Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических

возможностях, помощь в осознании своей воспитательной роли в семье,

своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Эффективные формы работы:

- организация родительских собраний, консультаций, круглых столов с

участием родителей, обменом опытом.

Анкетирование по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье и

ДОУ.

Наглядная информация (официальный сайт, информационный стенд,

буклеты, памятки).

Совместная деятельность и совместное творчество детей и родителей создает

массу положительных эмоций и теплую атмосферу и в детском саду, и в доме.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь

родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление

авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою

значимость.

Выставки:

- творческих работ по изобразительной деятельности и ручному труду;

- буклетов, фотогазет, консультаций.

Совместные мероприятия с родителями («День семьи», «День

Матери», «День Защитника Отечества»).

Конкурсы на лучшее оформление

- презентаций, видеороликов;

- выставок семейных стенгазет;

Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать

ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Нужно

пытаться откровенно говорить с родителями о том, что является правильным,

светлым, чистым, проверенным веками. Хотя у многих совершенно другие

ценности и ориентиры в жизни. Нужно стараться объяснить, что у детей, в

силу возраста, маленький жизненный опыт, они не могут выбрать, что

хорошо и что плохо. Родители – им пример и образец. И от их

поведения, взаимоотношений в семье во многом будет зависеть жизнь

сегодняшнего ребенка.

Совместные мероприятия с участием родителей вызывают

у детей наибольший эмоциональный отклик, гордость за достижения друг

друга. Совместные мероприятия сближают детей и родителей, все

испытывают радость от совместного взаимодействия.

В ДОУ недостаточно внимания уделяется работе с папами. Однако

для воспитания ребёнка в наше время необходимо участие отца в

его воспитании. Не все папы понимают, насколько это важно! Не

все воспитатели могут вести системную содержательную работу с папами! В

работе с родителями многие сталкиваются с такими проблемами:

- нет налаженной системы работы с отцами в условиях детского сада;

- недостаточная освещенность практического материала по работе с

отцами воспитанников детского сада;

- невысокая активность и заинтересованность самих отцов.

Роль отца особенно важна в воспитании детей. Воспоминания детства —

самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь. Для

сына отец является примером. Без отца мальчик не сможет получить

представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи –

защитника и кормильца.

В связи с чем стремление включить пап воспитанников в совместный

образовательный процесс – является первостепенной задачей всех педагогов.

Воспитатели включают отцов в совместные спортивные мероприятия,

которые не только сближают всю семью, но и помогают детям воздействовать

в условиях быстрого реагирования. Детям важна моральная поддержка, а

родители – главные вдохновители побед своих детей.

В спортивных мероприятиях наиболее активно участвуют папы.

Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей

литературе. Делать это нужно как можно раньше и не только в детском саду.

Если ребенок привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет

желания читать плохие. Сейчас время современных гаджетов. Но научиться

пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать

книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать

и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус

ребенка в этой области, мы убережем его от пагубного влияния средств

массовой информации. В связи с чем в работе с родителями много внимания

уделяется детской литературе.

Многие молодые родители недооценивают значение трудового воспитания.

Воспитатели предлагают принять участие в совместном оформлении зимних

участков, строительстве снежной горки; весной – принять участие в

озеленении и благоустройстве территории вокруг детского сада.

Приобщение родителей к образовательному процессу способствует

осознанию ими своей роли в воспитании и обучении ребенка, адекватной

оценке своих возможностей; способствует постепенному установлению

гармоничных взаимоотношений взрослого и ребенка. Дети, окруженные

вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют большой потенциал

успешной социализации, формирования духовных ценностей.

Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые

из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской

работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить. Таким образом, в

основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и

семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются

педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально

подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее

успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании

детей.



В раздел образования