Автор: Попова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21
Населённый пункт: город Каменск - Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-
нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому, -
Родители пример ему…
С. Брант
Жизнь ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается
фундамент его духовно-нравственного развития. В семье с самого раннего
возраста дети получают первые образцы отношения взрослых к окружающим
людям и к самому себе. Семейные взаимоотношения становятся для
него «образцом», «примером», по которым формируется его характер,
отношение к себе, миру, другим людям. Ведь именно родители – являются
первыми воспитателями, они закладывают основу духовно-нравственного
развития маленького человека. В воспитании детей семья не может быть
заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит
исключительная роль в содействии становлению детской личности и
формировании нравственных ценностей. То, что дети приобретают в семье,
они сохраняют в течение всей своей последующей жизни. Почему нужно
говорить о причинах, подорвавших традиционные устои семейной жизни? В
настоящее время проблемы современных семьей относятся к числу наиболее
важных и актуальных. О причинах, подорвавших традиционные устои
семейной жизни, нужно говорить для того, чтобы:
- лучше понять, что же с нами произошло и происходит с семьями;
- почему мы разрушаем основу (семью) формирования личности;
- почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом духовно-
нравственного развития будущего поколения;
- как мы, работники дошкольных образовательных учреждений, можем
исправить ситуацию.
В современной России проблемы семьи относятся к числу ключевых.
Разрушены нравственные представления о семье: семейные отношения в
современном мире перестали быть выражением жертвенной любви
и духовного единства, гражданский брак считается нормой для молодёжи.
Забыт традиционный уклад семейной жизни: уважения и почитания старших
членов семьи, отношения послушания – это все вытеснено из жизни
современных семей.
Потеряно традиционное восприятие родительского долга и детства:
насаждение культа жизненного успеха, материального богатства и карьерного
роста привели к падению престижа материнства и отцовства, как результат -
снижение рождаемости.
Существенные изменения произошли и в сфере семейного воспитания:
семьей утрачены традиционные нравственные ориентиры и это привело к
тому, что современная семья стала не в силах удержать подрастающее
поколение от порока. Следствием варварского разрушения семейных
традиций является увеличивающаяся с каждым годом подростковая
преступность.
У подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности
перед семьей, обществом, нацией, государством. На лицо проблемы детей и
детства: у современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре
и зле, у наших детей наблюдается духовно-нравственная неразвитость. В
средствах массовой информации идёт пропаганда цинизма и насилия,
навязывается культ наслаждений и порока, и всё это обрушивается тяжёлым
грузом на неокрепшие души детей. В силу духовной пустоты семейных
отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском доме,
заменяют семью компанией веселых и шумных друзей. Всё это приводит к
вступлению в жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной
молодёжи.
Достаточно вспомнить слова классиков:
О. Бальзак говорил: «Семья всегда будет основой общества». Обязанность
родителей заботиться и защищать детей, вкладывать в них любовь, прививать
нравственные ценности.
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши
слезы, наша вина перед другими».
(А. С. Макаренко)
Из этой кризисной ситуации выход только один: содействовать
укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании
традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторических
православных традиций. Православная русская культура стала основанием и
источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих веков
рождала, воспитывала поколения сильных не только физически, но и сильных
духом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и
психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам.
Знать о православной культуре, православных традициях и следовать им не
одно и то же. Именно поэтому следует понимать, что воспитание ребенка в
православных традициях – это прежде всего следование нормам и канонами
тысячелетней христианской веры. Традиции православного воспитания
ребенка в семье произрастают из трех основных положений:
- любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
- ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но
прежде всего в духовном смысле;
- почитание родителей и вообще старших.
Православную семью объединяет не столько социальный и материальный
уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в
православной семье необычайно велика. На плечах главы семейства лежит
задача подготовить ребенка к испытаниям, которые ему готовит жизнь,
закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный
ориентир развития. Важно развить умение видеть границы дозволенного; не
столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои деяния. В связи
с этим важно пересмотреть формы взаимодействия педагогов современного
детского сада с семьями воспитанников. Актуальность данной проблемы
состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт,
первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители,
и где начинается их систематическое психолого - педагогическое
просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит
дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного
учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической
культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания
детей. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это
значит сохранить Родину и наше будущее - детей.
Цель педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников –
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать
родителей участниками полноценного образовательного процесса.
Педагогам следует соблюдать основные принципы партнерства с семьей:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный
настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится
вся совместная работа.
В работе с родителями также, как и с детьми необходим индивидуальный
подход. Здесь важно учитывать социальный статус семьи, семейные условия,
конкретную ситуацию, уровень психолого-педагогической культуры,
настроение родителей.
Сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных ситуациях (семейных, педагогических).
Динамичность. ДОУ в современное время находится в режиме развития, а не
функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро
реагирующую на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и запросы. В зависимости от этого меняются и
корректируются формы и направления работы ДОУ с семьей,
дополнительные развивающие услуги в ДОУ.
Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность наблюдать, как
живет и развивается его ребенок; принимать участие в мероприятиях ДОУ.
Обращение к родителям по имени и отчеству способствует установлению
доверительных отношений, созданию хорошего настроения, осознанию своей
причастности и значимости к образовательному процессу.
Задачи в работе с родителями воспитанников:
Создание в ДОУ системы работы по духовно-нравственному воспитанию с
родителями; атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки
и взаимопомощи.
Содействие целостному духовно- нравственному развитию дошкольников и
их родителей; приобщение к нравственным и духовным ценностям
православной культуры (семья, ответственность, честь, добро, любовь,
совесть, верность и др.).
Использование эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников
по формированию их сознательного отношения к духовно-нравственному
воспитанию детей, становлению добрых семейных традиций.
Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических
возможностях, помощь в осознании своей воспитательной роли в семье,
своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Эффективные формы работы:
- организация родительских собраний, консультаций, круглых столов с
участием родителей, обменом опытом.
Анкетирование по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье и
ДОУ.
Наглядная информация (официальный сайт, информационный стенд,
буклеты, памятки).
Совместная деятельность и совместное творчество детей и родителей создает
массу положительных эмоций и теплую атмосферу и в детском саду, и в доме.
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь
родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление
авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою
значимость.
Выставки:
- творческих работ по изобразительной деятельности и ручному труду;
- буклетов, фотогазет, консультаций.
Совместные мероприятия с родителями («День семьи», «День
Матери», «День Защитника Отечества»).
Конкурсы на лучшее оформление
- презентаций, видеороликов;
- выставок семейных стенгазет;
Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать
ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Нужно
пытаться откровенно говорить с родителями о том, что является правильным,
светлым, чистым, проверенным веками. Хотя у многих совершенно другие
ценности и ориентиры в жизни. Нужно стараться объяснить, что у детей, в
силу возраста, маленький жизненный опыт, они не могут выбрать, что
хорошо и что плохо. Родители – им пример и образец. И от их
поведения, взаимоотношений в семье во многом будет зависеть жизнь
сегодняшнего ребенка.
Совместные мероприятия с участием родителей вызывают
у детей наибольший эмоциональный отклик, гордость за достижения друг
друга. Совместные мероприятия сближают детей и родителей, все
испытывают радость от совместного взаимодействия.
В ДОУ недостаточно внимания уделяется работе с папами. Однако
для воспитания ребёнка в наше время необходимо участие отца в
его воспитании. Не все папы понимают, насколько это важно! Не
все воспитатели могут вести системную содержательную работу с папами! В
работе с родителями многие сталкиваются с такими проблемами:
- нет налаженной системы работы с отцами в условиях детского сада;
- недостаточная освещенность практического материала по работе с
отцами воспитанников детского сада;
- невысокая активность и заинтересованность самих отцов.
Роль отца особенно важна в воспитании детей. Воспоминания детства —
самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь. Для
сына отец является примером. Без отца мальчик не сможет получить
представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи –
защитника и кормильца.
В связи с чем стремление включить пап воспитанников в совместный
образовательный процесс – является первостепенной задачей всех педагогов.
Воспитатели включают отцов в совместные спортивные мероприятия,
которые не только сближают всю семью, но и помогают детям воздействовать
в условиях быстрого реагирования. Детям важна моральная поддержка, а
родители – главные вдохновители побед своих детей.
В спортивных мероприятиях наиболее активно участвуют папы.
Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей
литературе. Делать это нужно как можно раньше и не только в детском саду.
Если ребенок привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет
желания читать плохие. Сейчас время современных гаджетов. Но научиться
пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать
книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать
и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус
ребенка в этой области, мы убережем его от пагубного влияния средств
массовой информации. В связи с чем в работе с родителями много внимания
уделяется детской литературе.
Многие молодые родители недооценивают значение трудового воспитания.
Воспитатели предлагают принять участие в совместном оформлении зимних
участков, строительстве снежной горки; весной – принять участие в
озеленении и благоустройстве территории вокруг детского сада.
Приобщение родителей к образовательному процессу способствует
осознанию ими своей роли в воспитании и обучении ребенка, адекватной
оценке своих возможностей; способствует постепенному установлению
гармоничных взаимоотношений взрослого и ребенка. Дети, окруженные
вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют большой потенциал
успешной социализации, формирования духовных ценностей.
Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые
из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской
работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить. Таким образом, в
основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и
семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются
педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально
подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее
успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании
детей.