Автор: Резаева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: Томская область город Асино
Наименование материала: Статья
Тема: "Главные моменты ментальной арифметики"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Статья
«Главные моменты
ментальной арифметики»
Подготовила воспитатель:
Резаева И.А.
Главные моменты ментальной арифметики.
В последние годы ментальная арифметика стала одной из
самых обсуждаемых тем среди родителей, которые обеспокоены
будущим своих детей. Одни называют ее ноу-хау современного
образования, другие - злом, которое калечит психику ребенка.
Безусловно, в интернете можно найти массу как положительных,
так и отрицательных отзывов об этом методе обучения. Давайте
отделим зерна от плевел и сосредоточимся на ключевых моментах.
Для начала стоит отметить, что обучение ментальной арифметике
будет успешным только тогда, когда в этом заинтересован не только
взрослый, но и ребенок. Доказано, что еще ни одно дело, которым
бы занимался человек "из-под палки" не давало никаких
результатов. Также необходимо понимать, что для ментальной
арифметики есть рекомендуемые возрастные рамки. Специалисты
утверждают, что в промежутке от 5 до 12 лет детский мозг наиболее
гибок и восприимчив к новой информации.
Основная задача ментальной арифметики - научить ребенка не
просто функционировать как калькулятор.
Главная цель - развитие различных видов памяти, лидерских
качеств и логического мышления.
В составе - три методики: абак, который учит детей считать, далее
подключается счет на пальцах для развития мелкой моторики, а
также постоянные занятия, которые регулярно тренируют мозг,
подобно мышцам спортсменов.
Подводя итог, стоит отметить, что успех зависит от многих
факторов. В первую очередь нужно подумать именно о самом
ребенке. Только тогда станет понятно, как та или иная методика
поможет ему стать успешным.
5 причин, почему дошкольнику и младшему школьнику нужна
ментальная арифметика (МА):
1. При занятиях МА взаимодействуют оба полушария мозга,
образуются новые нейронные связи. Ребёнок становится более
сообразительным и легче ориентируется в незнакомой обстановке,
быстрее решает новые задачи.
�
Решая примеры по МА, ребёнок
не использует шаблоны, как в школе (отработали однотипные
задачи на уроке, подобные задачи повторяются дома, где нужно
просто воспроизвести алгоритм), а каждый пример решает,
продумывая стратегию решения. Мозг не костенеет в рамках
выученного алгоритма, развивается МЫШЛЕНИЕ, ребёнок
каждый раз придумывает алгоритм сам
2. Развивается ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
,
т.к. при ментальном счёте необходимо представлять абакус и
мысленно передвигать на нём косточки. В школе первые 5-6 лет
отсутствуют задачи на пространственное мышление, оно сильно
"проседает", поэтому у 90% школьников возникают сложности в
изучении геометрии, когда она появляется в программе.
3. Математика перестаёт быть слишком АБСТРАКТНОЙ, т.к.
косточки на счетах осязаемы. Ребёнок может легко представить,
что такое 1, 2 и т.д., у него уже есть ОБРАЗ, а не просто абстрактные
цифры.
4. В школе любят сравнивать детей друг с другом. Мы
предлагаем ребенку сравнивать СВОЙ прошлый результат с
настоящим и отслеживать, как изменились его способности.
5. Ещё один плюс - на занятиях МА нет кучи правил по
оформлению решения, в отличии от школьных занятий. Время
тратится на развитие, а не на отсчитывание клеточек,
ЭФФЕКТИВНОСТЬ растёт.
ТРЕНИРОВКА МОЗГА – ПРАВДА ИЛИ МИФ?
⠀
В ходе многочисленных исследований нейрофизиологам удалось
установить, что определенные движения тела влияют на состояние
мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные
упражнения (нейрогимнастика), мозг можно развивать. И в этом
нет ничего удивительного, ведь организм человека – это целостная
система, в которой тело и ум тесно взаимосвязаны.
⠀
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ НЕЙРОГИМНАСТИКИ:
⠀
лучшее восприятие и запоминание новой информации; улучшение
состояния нервной системы; развитие мелкой моторики, памяти,
внимания, речи; раскрытие скрытых способностей мозга;
синхронизация работы правого и левого полушарий головного
мозга. Максимального умственного развития можно достичь
только при скоординированной работе сразу 2 полушарий. Если вы
хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным,
приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.
⠀
КАК РАЗВИТЬ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ: Левое полушарие отвечает
за логическое и рациональное мышление, и в силу нашего стиля
жизни доминирует практически у всех людей, за исключением
левшей. Система образования построена на развитии именно
левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает
уже в школе. Но есть несколько способов, как ускорить этот
процесс: ежедневно решать математические задачи разной
сложности; тренироваться в задачках на логику и смекалку;
разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.
⠀
КАК РАЗВИТЬ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ: посещать творческие
мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.); сочинять
стихотворения или рассказы; задействовать левую руку при
выполнении привычных действий; визуализировать различные
образы; воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.
Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и
налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны
нейрогимнастические упражнения., которые мы даем на своих
занятиях. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у
детей от 5 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и
любознательны.