Автор: Авдеенко Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Новоорловский центр развития ребёнка – д⁄с "Алёнушка"
Населённый пункт: Забайкальский край, Агинский район,пгт. Новоорловск
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование речевых умений детей 2–3х летнего возраста, посредством работы над мелкой моторикой руки»
Раздел: дошкольное образование
Работа выполнена воспитателем Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Новоорловский центр развития ребенка -
детский сад «Аленушка» Авдеенко Ольгой Борисовной.
Тема: «Формирование речевых умений
детей
2-3х летнего возраста,
посредством работы над мелкой моторикой руки».
Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и
педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического
развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим
средством человеческого общения, познания действительности, язык служит
основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а
также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной
монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного
обучения в школе. Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста,
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. Чем раньше
будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет
пользоваться им в дальнейшем. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский
писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От
них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,
карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,
тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее». Специалисты утверждают, что игры с участием рук и
пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают
мозговые системы в превосходном состоянии.
Основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольной
педагогике: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация
словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи -
решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако, на каждом
возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется,
меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый
круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично
строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания
детей. Проведя ряд наблюдений и исследований, можно сделать вывод, что если
развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в
пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи,
хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше,
значит, развитие мелкой моторики движений руки, благотворно влияет на
формирование речевых умений ребенка. Так, на основе проведённой
диагностики обследования большого количества детей, так же была выявлена
закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и
формирование речевых умений, если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы. Доказано, что
формирование речевых областей ,совершается под влиянием кинестетических
импульсов от рук пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми:
и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где
имеется отставание и задержка развития моторной стороны речи. Речевое
развитие детей, находится в прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего
детства. Хотелось бы, посоветовать педагогам, родителям, использовать
естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры,
прогулки, кормления, укладывания спать, применять как можно чаще
пальчиковые игры, песенки, потешки.
Актуальность темы в том, что вся история человечества доказывает, что
движения руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние
функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и
психику детей.
При проведении занятий по развитию речи возникла проблема:
недостаточность развития речи у детей раннего возраста. О том, что движения
пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из
народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими
детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда
появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и др.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на
уровне
соприкосновения,
эмоционального
переживания,
контакта
«глаза
в
глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность
«прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не
только мелкой моторики рук, но и речи.
Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и
мелодичности развивают у малыша чувство языка. На 2-3 году жизни у детей
уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках.
Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является
обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово,
обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать
предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность
пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как
мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый), температура (холодный
-горячий -теплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый). Узнавание
ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно
держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что
делает движения руки более точными. При систематической работе по
развитию тактильного восприятия, значительно активизируются
познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный
словарь. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо
процесс воспитания и обучения, требует постоянного совершенствования
методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою
очередь способствуют общему развитию ребенка.
Изучая эту проблему, я увидела, что уровень речевого развития находится
в прямой зависимости от особенностей развития мелкой моторики, которая
станет значительно эффективнее, если каждый педагог:
-будет выявлять и раскрывать психолого - педагогические особенности детей
2-3 летнего возраста;
-
будет изучать и анализировать проблему формирования речевых умений
детей 2 - 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики;
- будет осуществлять подбор целесообразных методов, форм и средств по
развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста;
- будет осуществлять отбор технологий и методик развитии речи;
-будет проводить диагностику нарушения речи;
-
и
разрабатывать
комплекс
занятий
и
рекомендаций
для
родителей,
способствующих развитию движений рук и ручной умелости.
Если педагог будет действовать в своей исследовательской и практической
работе системно, то результаты будут положительные.
Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов,
психологов, таких как В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Ж. Пиаже и др.
Анализируя результаты работы, по развитию мелкой моторики я увидела,
что
её
развитие,
является
одним
из
важнейших
условий
полноценного
формирования речи ребенка.
Список использованной литературы
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2008. - 221 с
2.Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2009. -
93с.
3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н.Б. Венгер Э.Г.
Пилюгина -М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
4. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб.: Питер,
2013. - с. 144.Т.Н. Ушакова и др., 2007. - с. 48.
5. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет:
методич.
пособие
для
педагогов
дошк.
образоват.
учреждений
/ Л.Н.
Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
6.Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т.В. Галанова -
Ярославль: Академия развития, 2008.- с. 103.
13.Кольцова
М.М.
Движение
и
развитие
сенсорной
речи
/
М.М.
Кольцова.-М., 2015. - 210 с.
7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка (Текст) / С.Н.
Карпова, Э.И. Труве. -Ростов - на - Дону,2008. - 158 с.
8.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику (Текст) /Н.
Кирпичникова // Дошкольное воспитание. -2009. -№ 2. - с. 76 - 78.
9.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -М., 2008. - 400 с.
Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.
Эльконина. - М.,2008. - 468с.
10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии
дошкольников
(Текст)
/ С.
Прищепа,
Н.
Попкова,
Т.
Коняхина
//
Дошкольное воспитание - 2010. - № 1. -с. 60 - 64.