Напоминание

«Формирование речевых умений детей 2–3х летнего возраста, посредством работы над мелкой моторикой руки»


Автор: Авдеенко Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Новоорловский центр развития ребёнка – д⁄с "Алёнушка"
Населённый пункт: Забайкальский край, Агинский район,пгт. Новоорловск
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование речевых умений детей 2–3х летнего возраста, посредством работы над мелкой моторикой руки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа выполнена воспитателем Муниципального дошкольного

образовательного учреждения «Новоорловский центр развития ребенка -

детский сад «Аленушка» Авдеенко Ольгой Борисовной.

Тема: «Формирование речевых умений

детей

2-3х летнего возраста,

посредством работы над мелкой моторикой руки».

Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и

педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического

развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим

средством человеческого общения, познания действительности, язык служит

основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а

также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной

монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного

обучения в школе. Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста,

является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. Чем раньше

будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет

пользоваться им в дальнейшем. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский

писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От

них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,

карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской

руке, тем ребенок умнее». Специалисты утверждают, что игры с участием рук и

пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают

мозговые системы в превосходном состоянии.

Основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольной

педагогике: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация

словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи -

решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако, на каждом

возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется,

меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый

круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично

строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания

детей. Проведя ряд наблюдений и исследований, можно сделать вывод, что если

развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в

пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи,

хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше,

значит, развитие мелкой моторики движений руки, благотворно влияет на

формирование речевых умений ребенка. Так, на основе проведённой

диагностики обследования большого количества детей, так же была выявлена

закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и

формирование речевых умений, если развитие движений пальцев соответствует

возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы. Доказано, что

формирование речевых областей ,совершается под влиянием кинестетических

импульсов от рук пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми:

и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где

имеется отставание и задержка развития моторной стороны речи. Речевое

развитие детей, находится в прямой зависимости от степени тренировки

движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего

детства. Хотелось бы, посоветовать педагогам, родителям, использовать

естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры,

прогулки, кормления, укладывания спать, применять как можно чаще

пальчиковые игры, песенки, потешки.

Актуальность темы в том, что вся история человечества доказывает, что

движения руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние

функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и

психику детей.

При проведении занятий по развитию речи возникла проблема:

недостаточность развития речи у детей раннего возраста. О том, что движения

пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из

народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими

детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда

появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и др.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на

уровне

соприкосновения,

эмоционального

переживания,

контакта

«глаза

в

глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность

«прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не

только мелкой моторики рук, но и речи.

Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и

мелодичности развивают у малыша чувство языка. На 2-3 году жизни у детей

уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках.

Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является

обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово,

обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать

предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность

пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как

мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый), температура (холодный

-горячий -теплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый). Узнавание

ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно

держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что

делает движения руки более точными. При систематической работе по

развитию тактильного восприятия, значительно активизируются

познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный

словарь. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо

процесс воспитания и обучения, требует постоянного совершенствования

методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою

очередь способствуют общему развитию ребенка.

Изучая эту проблему, я увидела, что уровень речевого развития находится

в прямой зависимости от особенностей развития мелкой моторики, которая

станет значительно эффективнее, если каждый педагог:

-будет выявлять и раскрывать психолого - педагогические особенности детей

2-3 летнего возраста;

-

будет изучать и анализировать проблему формирования речевых умений

детей 2 - 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики;

- будет осуществлять подбор целесообразных методов, форм и средств по

развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста;

- будет осуществлять отбор технологий и методик развитии речи;

-будет проводить диагностику нарушения речи;

-

и

разрабатывать

комплекс

занятий

и

рекомендаций

для

родителей,

способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

Если педагог будет действовать в своей исследовательской и практической

работе системно, то результаты будут положительные.

Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов,

психологов, таких как В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Ж. Пиаже и др.

Анализируя результаты работы, по развитию мелкой моторики я увидела,

что

её

развитие,

является

одним

из

важнейших

условий

полноценного

формирования речи ребенка.

Список использованной литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2008. - 221 с

2.Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2009. -

93с.

3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н.Б. Венгер Э.Г.

Пилюгина -М.: Просвещение, 2009. - 144 с.

4. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб.: Питер,

2013. - с. 144.Т.Н. Ушакова и др., 2007. - с. 48.

5. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет:

методич.

пособие

для

педагогов

дошк.

образоват.

учреждений

/ Л.Н.

Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.

6.Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т.В. Галанова -

Ярославль: Академия развития, 2008.- с. 103.

13.Кольцова

М.М.

Движение

и

развитие

сенсорной

речи

/

М.М.

Кольцова.-М., 2015. - 210 с.

7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка (Текст) / С.Н.

Карпова, Э.И. Труве. -Ростов - на - Дону,2008. - 158 с.

8.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику (Текст) /Н.

Кирпичникова // Дошкольное воспитание. -2009. -№ 2. - с. 76 - 78.

9.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -М., 2008. - 400 с.

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.

Эльконина. - М.,2008. - 468с.

10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии

дошкольников

(Текст)

/ С.

Прищепа,

Н.

Попкова,

Т.

Коняхина

//

Дошкольное воспитание - 2010. - № 1. -с. 60 - 64.



В раздел образования