Автор: Карелина Ирина Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 2
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Автоматизация звуков в речи
Раздел: дошкольное образование
«Автоматизация
звуков.
Взаимосвязь родителей
и логопеда»
Наконец,
наступил
долгожданный момент:
ваш
ребёнок
научился
произносить
трудный
для
него звук.
Н о родители часто
бывают
разочарованы
тем,
что,
повторяя звук изолированно
по
просьбе
взрослых
или
по
собственной
инициативе,
малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без
изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для
важного
этапа логопедической
работы
– автоматизации (закрепления) правильного
произношения.
Насколько
постановка звука
кропотливый
труд
логопеда,
требующий
специальных
знаний
и
навыков,
настолько автоматизация
звуков –
сотрудничество
ребёнка
и
его родителей.
Это
сотрудничество
может
решать
не
только
задачу
формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных
отношений
в
семье,
когда
ребёнок
стремится
к
общению
со
своими
близкими.
Параллельно
вы
сможете
развить
внимание,
память,
мышление,
воображение
–
психические
процессы,
тесно
связанные
с
речью,
достаточный
уровень
сформированности которых необходим для успешного обучения.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то
есть
в
свободной,
обычной.
Это
выработка
нового
навыка,
требующая
длительной
систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги,
слова, предложения и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить
только в том случае, если усвоен предыдущий. Должно пройти некоторое время и
множество тренировок, чтобы ребёнок мог безошибочно произнести поставленный звук.
Почему так происходит?
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные
связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное
движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием
сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это
движение
бе ссознательно,
не
зат рачивая
на
это
массу
энергии.
Э то
называется «динамический стереотип», «автоматизм».
Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в
пропуске звука («ука»,
вместо «рука»,
так
и
в
его
замене
другим,
часто
более
простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче
– т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их
нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные
связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый
динамический
стереотип
правильного
произношения.
Поэтому автоматизация
идет
дольше.
Здесь
перед
Вами
– родителями –
стоит
непростая задача:
ребёнку
надо
помочь
закрепить
новый
навык
в
речи
и
скорее «затормозить», «забыть» дефектное
произношение.
В логопедических группах
в
детском
саду,
фронтальные
занятия
с логопедом
проходят
ежедневно,
плюс
на
занятиях,
которые
проводят
воспитатели
закрепляется
пройденный
материал.
А
так
же
и логопед,
и
во спит атели
бесконечно «поправляют» речь
ребёнка, автоматизируя
поставленные
звуки.
И
очень
важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.
Скорость
введения звуков в
речи
у
всех
детей
индивидуальна,
некоторым
детям
достаточно всего нескольких занятий и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у
других
этот
процесс
затягивается
на
долгое
время
-
зависит
это,
прежде
всего
от
индивидуальных особенностей ребёнка:
1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–
дизартриков. Дизартрия - говорит о нарушении или недостаточной чувствительности
мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые
обеспечивают движения данной мышцы, ещё не достаточно созрели, вследствие чего
возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии
требует длительного периода, но результат будет. Сюда же относится слабость мышц
артикуляционного аппарата в целом.
Особенности строения органов артикуляционного аппарата, например, укороченная
подъязычная
уздечка–
пока звук
полностью
не
автоматизируется в
речи
ребёнка
необходимо продолжать артикуляционную гимнастику.
2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным
фонематическим
слухом
и
фонематическим
восприятием звук дольше
не
вводится
в
самостоятельную речь.
3)
От
состояния
психических
процессов
у
ребёнка
–
мышления,
памяти,
произвольного внимания, процессов произвольности - т. е. самоконтроля и сознательном
управлении своими действиями.
Скорость
прохождения
этого
этапа
зависит
от
частоты
занятий автоматизацией
поставленных
звуков.
В
идеале
необходимы
ежедневные
занятия
по автоматизации.
Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих
детей поставленные логопедом звуки.
На что обратить внимание при выполнении домашнего задания:
1.
Артикуляционная
и
дыхательная
гимнастика,
пальчиковую
гимнастику
следует
делать вместе с ребёнком. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме,
показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с
ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с
заданиями.
2. Звукопроизношение.
Задача логопеда
–
поставить
звук, автоматизировать
его
в
слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек
может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься,
тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть
ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом:
результат зависит от тренировок. Весь речевой материал должен быть отработан, т.
е. родители должны добиваться правильного и чёткого выполнения ребёнком задания,
даже путем заучивания. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за
правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка.
3.
Мелкая
моторика.
Графомоторные
навыки.
Ещё
раз
хочется
подчеркнуть,
что
ребёнок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой.
Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из
тетради
образцово-показательную,
главное,
чтобы
ребёнок
тренировал
свою
руку,
развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических
занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на
предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие
ребёнка, придает ему уверенности в себе. Какова же роль семьи, в преодолении речевых
нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со
временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная
работа,
в
которой родителям отводится
значительная
роль,
поскольку
большее
время
ребёнок
проводит
дома
с
близкими
ему
людьми,
а логопедическое занятие
общей
продолжительностью
1
час
в
неделю. Родители
должны
формировать
правильное
отношение к речевому нарушению у ребёнка:
• не ругать ребёнка за неправильную речь;
• исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия.
Сами родители должны
быть
готовы
к
достаточно
длительной
психологической
подготовке не только ребёнка, но и самих себя к занятиям с ним.