Напоминание

Автоматизация звуков в речи


Автор: Карелина Ирина Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 2
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Автоматизация звуков в речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Автоматизация

звуков.

Взаимосвязь родителей

и логопеда»

Наконец,

наступил

долгожданный момент:

ваш

ребёнок

научился

произносить

трудный

для

него звук.

Н о родители часто

бывают

разочарованы

тем,

что,

повторяя звук изолированно

по

просьбе

взрослых

или

по

собственной

инициативе,

малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без

изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для

важного

этапа логопедической

работы

автоматизации (закрепления) правильного

произношения.

Насколько

постановка звука

кропотливый

труд

логопеда,

требующий

специальных

знаний

и

навыков,

настолько автоматизация

звуков –

сотрудничество

ребёнка

и

его родителей.

Это

сотрудничество

может

решать

не

только

задачу

формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных

отношений

в

семье,

когда

ребёнок

стремится

к

общению

со

своими

близкими.

Параллельно

вы

сможете

развить

внимание,

память,

мышление,

воображение

психические

процессы,

тесно

связанные

с

речью,

достаточный

уровень

сформированности которых необходим для успешного обучения.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то

есть

в

свободной,

обычной.

Это

выработка

нового

навыка,

требующая

длительной

систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги,

слова, предложения и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить

только в том случае, если усвоен предыдущий. Должно пройти некоторое время и

множество тренировок, чтобы ребёнок мог безошибочно произнести поставленный звук.

Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные

связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное

движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием

сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это

движение

бе ссознательно,

не

зат рачивая

на

это

массу

энергии.

Э то

называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в

пропуске звука («ука»,

вместо «рука»,

так

и

в

его

замене

другим,

часто

более

простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче

– т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их

нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные

связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый

динамический

стереотип

правильного

произношения.

Поэтому автоматизация

идет

дольше.

Здесь

перед

Вами

– родителями –

стоит

непростая задача:

ребёнку

надо

помочь

закрепить

новый

навык

в

речи

и

скорее «затормозить», «забыть» дефектное

произношение.

В логопедических группах

в

детском

саду,

фронтальные

занятия

с логопедом

проходят

ежедневно,

плюс

на

занятиях,

которые

проводят

воспитатели

закрепляется

пройденный

материал.

А

так

же

и логопед,

и

во спит атели

бесконечно «поправляют» речь

ребёнка, автоматизируя

поставленные

звуки.

И

очень

важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

Скорость

введения звуков в

речи

у

всех

детей

индивидуальна,

некоторым

детям

достаточно всего нескольких занятий и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у

других

этот

процесс

затягивается

на

долгое

время

-

зависит

это,

прежде

всего

от

индивидуальных особенностей ребёнка:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–

дизартриков. Дизартрия - говорит о нарушении или недостаточной чувствительности

мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые

обеспечивают движения данной мышцы, ещё не достаточно созрели, вследствие чего

возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии

требует длительного периода, но результат будет. Сюда же относится слабость мышц

артикуляционного аппарата в целом.

Особенности строения органов артикуляционного аппарата, например, укороченная

подъязычная

уздечка–

пока звук

полностью

не

автоматизируется в

речи

ребёнка

необходимо продолжать артикуляционную гимнастику.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным

фонематическим

слухом

и

фонематическим

восприятием звук дольше

не

вводится

в

самостоятельную речь.

3)

От

состояния

психических

процессов

у

ребёнка

мышления,

памяти,

произвольного внимания, процессов произвольности - т. е. самоконтроля и сознательном

управлении своими действиями.

Скорость

прохождения

этого

этапа

зависит

от

частоты

занятий автоматизацией

поставленных

звуков.

В

идеале

необходимы

ежедневные

занятия

по автоматизации.

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих

детей поставленные логопедом звуки.

На что обратить внимание при выполнении домашнего задания:

1.

Артикуляционная

и

дыхательная

гимнастика,

пальчиковую

гимнастику

следует

делать вместе с ребёнком. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме,

показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с

ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с

заданиями.

2. Звукопроизношение.

Задача логопеда

поставить

звук, автоматизировать

его

в

слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек

может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься,

тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть

ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом:

результат зависит от тренировок. Весь речевой материал должен быть отработан, т.

е. родители должны добиваться правильного и чёткого выполнения ребёнком задания,

даже путем заучивания. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за

правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка.

3.

Мелкая

моторика.

Графомоторные

навыки.

Ещё

раз

хочется

подчеркнуть,

что

ребёнок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой.

Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из

тетради

образцово-показательную,

главное,

чтобы

ребёнок

тренировал

свою

руку,

развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических

занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на

предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие

ребёнка, придает ему уверенности в себе. Какова же роль семьи, в преодолении речевых

нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со

временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная

работа,

в

которой родителям отводится

значительная

роль,

поскольку

большее

время

ребёнок

проводит

дома

с

близкими

ему

людьми,

а логопедическое занятие

общей

продолжительностью

1

час

в

неделю. Родители

должны

формировать

правильное

отношение к речевому нарушению у ребёнка:

• не ругать ребёнка за неправильную речь;

• исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия.

Сами родители должны

быть

готовы

к

достаточно

длительной

психологической

подготовке не только ребёнка, но и самих себя к занятиям с ним.



В раздел образования