Напоминание

Интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста


Автор: Баловнева Кристина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д⁄с № 157"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор

:

Баловнева

Кристина

Юрьевна

г

.

Магнитогорск

.,

Челябинской

области

Методическая

разработка

для

воспитателей

дошкольных

учреждений

.

По

теме

:

Интеллектуальные

и

творческие

способности

детей

дошкольного

возраста

Программа

по

развитию

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

посредством

игровой

деятельности

с

развивающими

играми

В.

Воскобовича,

Б.

П.

Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и

творческих способностей детей дошкольного возраста посредством

игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П.

Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной

деятельности.

В

это

время

происходит

становление

первых

форм

абстракции,

обобщения

и

простых

умозаключений,

переход

от

практического

мышления

к

логическому,

развитие

произвольности

восприятия,

внимания,

памяти,

воображения.

Поэтому

одной

из

актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное

развитие

интеллектуальных

и

творческих

с п о с о б н о с те й

дошкольников.

Использование

развивающих

игр

в

педагогическом

процессе

позволяет

перестроить

образовательную

деятельность:

перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой

деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они

важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень

динамичны

и

включают

излюбленные

детьми

манипуляции

с

игровым

материалом,

который

способен

удовлетворить

ребенка

в

моторной активности, движении, помогает детям использовать счет,

контролирует

правильность

выполнения

действий.

Принципы,

заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество -

становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр

для

развития

дошкольников,

их

многообразие

и

возрастная

адекватность

позволяет

использовать

их

для

решения

указанной

проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей

детей

дошкольного

возраста.

С

учетом

актуальности

проблемы

организации

образовательного

процесса

таким

образом,

чтобы

ребенок

играл,

развивался

и

обучался

одновременно,

была

разработана программа интеллектуально-творческого развития детей

5-7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя,

старшая и подготовительная группы.

Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста через систему

развивающих игр.

Задачи:

Создать

условия

для

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

с

учетом

их

возрастных

и

индивидуальных

особенностей.

Формировать

у

дошкольников

с

помощью

развивающих

игр

мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация,

абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,

осуществлять

решение

в

соответствии

с

заданными

правилами,

проверять результат своих действий.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения.

• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения,

интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции,

согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Формировать

представление

о

математических

понятиях:

углубление

представлений

о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве

и

времени;

закрепление

умений

и

навыков

в

счете,

вычислениях,

измерениях;

закрепление

детьми

математической

терминологии.

При составлении программы использовались следующие игровые

технологии:

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-

7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»,

которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых

через

реализацию

определенного

сюжета

с

использованием

развивающих игр Воскобовича.

2.

Технология

Б.

П.

Никитина

«Ступеньки

творчества»,

которая

предполагает развитие творческих способностей детей с помощью

развивающих игр Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю

логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению

математики.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во

в то р у ю

п ол о в и н у

д н я .

П р о в од и т ь с я

в

т е ч е н и е

3

л е т .

Продолжительность

каждого

занятия

с

учетом

возраста

детей

и

в

соответствии

с

требованиями

СанПиНа

составляет

20-25

минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий

характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным

содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и

последовательно

использовать

предложенный

материал

для

развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7

лет.

Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и

педагогам дополнительного образования.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная

деятельность

организуется

в

группе

ДОУ,

оборудованной

в

соответствии

с

санитарно-эпидемиологическими

нормами.

На

каждого

ребенка

необходим

комплект

всех,

используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к

ним.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в

конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов,

которая

проводится

педагогом-психологом

ДОУ.

По

результатам

диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в

каждый

возрастной

период.

Все

результаты

заносятся

в

сводную

таблицу.

Сравнение

первоначальных

и

итоговых

результатов

позволяет

оценить

уровень

усвоения

программного

материала

на

каждом этапе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

1.

Образовательная

область

«Познание»:

Развитие

психических

процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2.

Образовательная

область

«Коммуникация»:

ра з в ит ие

коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога

с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и

социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания

и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в

ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие

продуктивной деятельности детей.

5.

Образовательная

область

«Социализация»:

приобщение

к

общепринятым

нормам

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми,

объективное

оценивание

своих

возможностей,

способность преодолевать трудности.

6.

Образовательная

область

«Музыка»:

приобщение

к

звукам

природы и музыки через аудиозаписи.

7.

Образовательная

область

«Труд»:

воспитание

уважительного,

ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной

осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о

своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1.

Дети

научатся

обдумывать

и

планировать

свои

действия,

осуществлять

решение

в

соответствии

с

заданными

правилами,

проверять

результат

своих

действий,

аргументировать

свои

высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия:

анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции,

навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать

свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4.

Расширится

представление

о

математических

понятиях:

о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве

и

времени,

математической терминологии.



В раздел образования