Автор: Баловнева Кристина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д⁄с № 157"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Автор
:
Баловнева
Кристина
Юрьевна
г
.
Магнитогорск
.,
Челябинской
области
Методическая
разработка
для
воспитателей
дошкольных
учреждений
.
По
теме
:
Интеллектуальные
и
творческие
способности
детей
дошкольного
возраста
Программа
по
развитию
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
посредством
игровой
деятельности
с
развивающими
играми
В.
Воскобовича,
Б.
П.
Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:
Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и
творческих способностей детей дошкольного возраста посредством
игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П.
Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной
деятельности.
В
это
время
происходит
становление
первых
форм
абстракции,
обобщения
и
простых
умозаключений,
переход
от
практического
мышления
к
логическому,
развитие
произвольности
восприятия,
внимания,
памяти,
воображения.
Поэтому
одной
из
актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное
развитие
интеллектуальных
и
творческих
с п о с о б н о с те й
дошкольников.
Использование
развивающих
игр
в
педагогическом
процессе
позволяет
перестроить
образовательную
деятельность:
перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой
деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они
важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень
динамичны
и
включают
излюбленные
детьми
манипуляции
с
игровым
материалом,
который
способен
удовлетворить
ребенка
в
моторной активности, движении, помогает детям использовать счет,
контролирует
правильность
выполнения
действий.
Принципы,
заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество -
становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр
для
развития
дошкольников,
их
многообразие
и
возрастная
адекватность
позволяет
использовать
их
для
решения
указанной
проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей
детей
дошкольного
возраста.
С
учетом
актуальности
проблемы
организации
образовательного
процесса
таким
образом,
чтобы
ребенок
играл,
развивался
и
обучался
одновременно,
была
разработана программа интеллектуально-творческого развития детей
5-7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя,
старшая и подготовительная группы.
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста через систему
развивающих игр.
Задачи:
•
Создать
условия
для
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей.
•
Формировать
у
дошкольников
с
помощью
развивающих
игр
мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация,
абстрагирование.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять
решение
в
соответствии
с
заданными
правилами,
проверять результат своих действий.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения,
интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции,
согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
•
Формировать
представление
о
математических
понятиях:
углубление
представлений
о
множестве,
числе,
величине,
форме,
пространстве
и
времени;
закрепление
умений
и
навыков
в
счете,
вычислениях,
измерениях;
закрепление
детьми
математической
терминологии.
При составлении программы использовались следующие игровые
технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-
7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»,
которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых
через
реализацию
определенного
сюжета
с
использованием
развивающих игр Воскобовича.
2.
Технология
Б.
П.
Никитина
«Ступеньки
творчества»,
которая
предполагает развитие творческих способностей детей с помощью
развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю
логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению
математики.
Организация непосредственной образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во
в то р у ю
п ол о в и н у
д н я .
П р о в од и т ь с я
в
т е ч е н и е
3
л е т .
Продолжительность
каждого
занятия
с
учетом
возраста
детей
и
в
соответствии
с
требованиями
СанПиНа
составляет
20-25
минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий
характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным
содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и
последовательно
использовать
предложенный
материал
для
развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7
лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и
педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная
деятельность
организуется
в
группе
ДОУ,
оборудованной
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
нормами.
На
каждого
ребенка
необходим
комплект
всех,
используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к
ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в
конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов,
которая
проводится
педагогом-психологом
ДОУ.
По
результатам
диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в
каждый
возрастной
период.
Все
результаты
заносятся
в
сводную
таблицу.
Сравнение
первоначальных
и
итоговых
результатов
позволяет
оценить
уровень
усвоения
программного
материала
на
каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1.
Образовательная
область
«Познание»:
Развитие
психических
процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
2.
Образовательная
область
«Коммуникация»:
ра з в ит ие
коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога
с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и
социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания
и мнения.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в
ходе предварительной работы.
4. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие
продуктивной деятельности детей.
5.
Образовательная
область
«Социализация»:
приобщение
к
общепринятым
нормам
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми,
объективное
оценивание
своих
возможностей,
способность преодолевать трудности.
6.
Образовательная
область
«Музыка»:
приобщение
к
звукам
природы и музыки через аудиозаписи.
7.
Образовательная
область
«Труд»:
воспитание
уважительного,
ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной
осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о
своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1.
Дети
научатся
обдумывать
и
планировать
свои
действия,
осуществлять
решение
в
соответствии
с
заданными
правилами,
проверять
результат
своих
действий,
аргументировать
свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия:
анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции,
навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать
свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4.
Расширится
представление
о
математических
понятиях:
о
множестве,
числе,
величине,
форме,
пространстве
и
времени,
математической терминологии.