Автор: Удалова Марина Устиновна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: Филиал МАОУ "СШ №1 им. М.Аверина ДО "Светлячок"
Населённый пункт: г.Валдай, Новгородская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: Методы обучения детей дошкольного возраста сезонным изменениям в природе
Раздел: дошкольное образование
Методы
обучения
детей
дошкольного
возраста
сезонным
изменениям в природе.
В
педагогическом
процессе
детского
сада
используются
различные
формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или
экскурсии
чаще
всего
проводятся
со
всеми
детьми
(фронтальная
форма
организации).
Труд
и
наблюдения
за
природой
лучше
организовать
с
небольшой
подгруппой
или
индивидуально.
Используются
и
различные
методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения –
это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых
осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение
к
окружающему
миру.
При
ознакомлении
детей
с
природой
широко
используются
все
указанные
методы.
К
наглядным
методам
относятся
наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов,
диафильмов,
диапозитивов.
Наглядные
методы
с
наибольшей
полнотой
соответствуют
возможностям
познавательной
деятельности
детей
дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные
представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные
опыты
и
моделирование.
Использование
этих
методов
в
процессе
ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления
детей,
углублять
их
путем
установления
связей
и
отношений
между
отдельными
предметами
и
явлениями
природы,
приводить
в
систему
полученные
знания,
упражнять
дошкольников
в
применении
знаний.
Словесные
методы
–
это
рассказы
воспитателя
и
детей,
чтение
художественных
произведений
о
природе,
беседы.
Словесные
методы
используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и
обобщения
их.
Словесные
методы
помогают
формировать
у
детей
эмоционально
положительное
отношение
к
природе.
В
работе
по
ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в
комплексе, правильно сочетать их между собой.
Выбор
методов
и
необходимость
комплексного
их
использования
определяются
возрастными
возможностями
детей,
ха р а кт е р ом
воспитательно-образовательных
задач,
которые
решает
воспитатель.
Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать
ребенок, также требует использования разнообразных методов.
Календарь природы как средство закрепления знаний.
Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарь
природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному
материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти
детей
интересные
впечатления
от
наблюдений
на
участке,
прогулки,
экскурсии.
Рисунки
детей,
отражающие
увиденное,
помещаются
воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее
точно или образно представлено увиденное Работа с календарем природы. В
старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько
усложнен,
так
как
у
детей
шестого
года
жизни
возросли
возможности
воспринимать
л
осмысливать
природные
явления,
отражать
увиденное
в
рисунках,
а
также
простейших
схематических
изображениях.
Сезонные
явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре
более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует
использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей,
но и для развития у них умения «читать» календарь.
Возросшая
к
старшему
дошкольному
возрасту
наблюдательность,
а
также
накопленные
детьми
знания
об
изменчивости
погоды
позволяют
использовать
в
календаре
значительное
количество
(6–7)
условных
изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут
быть представлены условными изображениями.
Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми
первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель
может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками
по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние
погоды.
Такие
фиксированные
наблюдения
позволяют
показать
детям
изменчивость
погоды,
динамичность
явлений
природы
в
относительно
небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.
В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует
помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения
за
погодой,
жизнью
растений
и
животных,
людей.
Воспитателю
следует
побуждать
детей
к
самостоятельным
наблюдениям,
выражать
заинтересованность
этой
деятельностью,
положительно
ее
оценивать,
формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь
своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое
для рисования – бумагу, карандаши или краски.
Оформляют
календари
природы
в
старшей
группе
по-разному.
Например,
в
начале
года
может
быть
использован
календарь
с
незначительным усложнением по сравнению со средней группой. В нем
сюжетные
картинки
с
изображением
различных
сезонных
явлений
заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых
состояний погоды
Наблюдение.
Наблюдение
–
это
специально
организованное
воспитателем,
целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное
восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может
быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и
внешнего
строения
предметов,
причин
изменения
и
развития
объектов
(растений, животных) сезонных явлений.
Для
успешного
достижения
поставленной
цели
воспитатель
продумывает и использует специальные приемы, организующие активное
восприятие
детей:
задает
вопросы,
предлагает
обследовать,
сравнивать
объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и
явлениями природы.
Наблюдение
позволяет
показать
детям
природу
в
естественных
условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных
взаимосвязях.
Многие
связи
и
отношения
природных
явлений
доступны
непосредственному
наблюдению,
зримы.
Познание
связей
и
отношений
формирует
элементы
материалистического
миропонимания
природы.
Систематическое
использование
наблюдения
в
ознакомлении
с
природой
приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к
развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач
умственного воспитания.
Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у
детей
представлений
о
разнообразии
растений
и
животных,
объектов
неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их
свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно
обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими
группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.
Длительное
наблюдение.
Содержание
длительных
наблюдений
многообразно:
рост
и
развитие
растений,
установление
их
основных
изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик,
кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя
длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии)
роста
и
развития
растения
или
животного.
В
соответствии
с
ними
наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое
наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно
ярко.
Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием
погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру
воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо
советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель
обращает
внимание
на
то,
как
одеты
сами
дети.
Предлагает
потрогать
остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда
солнце
то
ярко
светит,
то
прячется
за
тучи,
необходимо «поискать»
солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует
обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку
вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик.
Осенью
организуют
наблюдение
за
дождем:
слушают,
как
он
стучит
по
крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.
Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать
изменения
температуры
воздуха:
воспитатель
вместе
с
ребенком
одевает
куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно,
сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает
детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание
на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада
рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как
много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на
заборе, на крышах домов.
Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что
солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом
(солнечным
зайчиком).
Весной
организуются
игры
с
водой.
Воспитатель
обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы),
пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки и дети
наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь
«Какая
сегодня
погода?» . Каждый
день,
вращаясь
с
прогулки,
ребята
переводят
стрелку
так,
чтобы
указывала
на
картинку,
соответствующую
данной погоде.
Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым
признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня.
Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты
сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)?
Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за
ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки.
Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру
листья.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может
быть
индивидуальным,
групповым
и
фронтальным.
В
зависимости
от
поставленных
воспитателем
целей
наблюдение
бывает
эпизодическим,
длительным и итоговым (обобщающим).
Вывод. Каждое
последующее
наблюдение
должно
быть
связано
с
предыдущим.
Таким
образом,
формируется
система
знаний,
умений
и
навыков детей.
Моделирование
-
наглядно-практический
метод
обучения.
Модель
представляет
собой
материальный
заместитель
реально
существующих
предметов,
явлений
природы,
отражающий
их
признаки,
структуру,
взаимосвязи между структурными частями или компонентами.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный
предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо
условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у
детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он
сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также
при освоении речи, в изобразительной деятельности.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде
всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности,
пропорции,
взаимосвязь
частей
каких-либо
объектов.
Это
могут
быть
технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;
модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий
для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами
чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь
зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Например, на экскурсии в
лесу
(роще,
на
лугу)
ребята
рассматривали
бабочку,
стрекозу,
жука,
сравнивали
их
по
внешнему
виду,
по
способу
передвижения,
находили
сходство
и
различие.
Воспитатель
изготавливает
из
бумаги
или
другого
материала изображения насекомых, которыми ребенок может оперировать
вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его
условия
проживания.
Предметной
моделью
может
быть
коллективно
заполненная детьми фланелеграмма, изображающая луг, лес, поле и т.д.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в
которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-
заместителей, графических знаков. Пример такой модели - модель-макет,
рекомендуемый С.Н.Николаевым для усвоения детьми понятия «мимикрия»
как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона,
окрашенный
в
два
цвета.
Накладывая
на
него
цветные
изображения
различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при
совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой.
Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски
животных. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей,
доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы.
Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о
некоторых
закономерностях
происходящих
явлений.
В
отличие
от
более
младших
детей,
которые
в
календаре
отмечают
только
погоду,
старшие
дошкольники
отмечают
и
появление
первых
цветов,
первых
листьев
на
деревьях,
первую
грозу,
побелку
деревьев
весной,
а
осенью
отмечают
появление
первых
желтых
листьев,
окончание
сбора
урожая
на
огороде,
пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские
рисунки-символы:
желтые
шапочки
мать-и-мачехи,
веточка
с
желтыми
листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.
Вообще,
изобразительная
деятельность
детей
может
широко
использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний
в процессе ознакомления их с природой. Например, можно предложить им
нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в
саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей
схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д. Задания на сравнение
положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение
их
лексики
за
счет
введения
сравнительных
степеней
прилагательных:
“Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой
подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой
наоборот”.
Систематические
наблюдения,
чтение
художественных
произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость
жизни
животных
от
с е зонных
изменений
природы,
у с в о и т ь
последовательность развития живых организмов.
Следующий
тип
моделей
-
графические,
передают
обобщенно
признаки, связи и отношения природных явлений. Пример такой модели -
календарь
погоды,
который
ведут
дети,
используя
специальные
значки-
символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица
фиксации
продолжительности
дня
и
т.п.
Необходимо
учитывать,
что
использование
моделей
возможно
при
условии
сформированности
у
дошкольников
умений
анализировать,
сравнивать,
о б о б щ ат ь ,
абстрагироваться
от
несущественных
признаков
при
познании
предмета.
Осво ение
модели
сопряжено
с
активными
п о з н а в ат е л ь н ы м и
обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов
посредством условных знаков, символов.
Распространенными
предметно-схематическими
моделями
являются
так же чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы
для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о
моделировании одежды.
Применение
предметно-схематических
моделей,
их
возможности
в
ознакомлении с природой
Работа
воспитателя
по
ознакомлению
с
природой
детей
старшего
дошкольного возраста направлена в основном на углубление полученных ими
ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о
сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных
детям связей и закономерностей.
Педагог при работе с детьми старшего дошкольного возраста должен
активизировать
мыслительную
деятельность
детей,
больше
развивать
их
инициативность
и
самостоятельность
при
выявлении
связей
некоторых
предметов и явлений природы; сообщая что-то новое, он должен обязательно
использовать и систематизировать уже имеющийся у детей опыт и знания;
обучая детей более точно и образно выражать в своей речи то, что они
узнали, педагог помогает им выбрать соответствующие языковые средства.
Во
время
наблюдений,
экскурсий,
прогулок,
проводимых
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста,
педагог
не
только
расширяет
круг
представлений
детей,
но,
главное,
помогает
им
осознать
определенные
закономерности в сезонной жизни природы.
Целенаправленно
проведенные
наблюдения,
экскурсии
в
природу,
закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании
подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой
природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном
мире от изменений в неживой природе.
Еще большее значение имеет закрепление и систематизация знаний при
использовании
предметно-схематических
моделей.
Наиболее
приемлемым
типом
предметно-схематических
моделей,
доступных
старшим
дошкольникам,
является
ведение
календаря
природы.
Дети
учатся
фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых
закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей,
которые
в
календаре
отмечают
только
погоду,
старшие
дошкольники
отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую
грозу,
побелку
деревьев
весной,
а
осенью
отмечают
появление
первых
желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей
и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые
шапочки
мать-и-мачехи,
веточка
с
желтыми
листочками,
журавлиный
треугольник, красногрудый снегирь и т.д.
Старшие
дошкольники
уже
знают
части
растений:
лист,
стебель,
корень; знают, какое значение имеет корень для любого растения. Чтобы
уточнить
эти
знания,
интересно
использовать
такой
прием
–
рисование
предметной схемы-модели на тему "Что мы увидели бы, если бы заглянули
под землю”. Дети с удовольствием рисуют лес, сад, огород и при этом
стараются правильно изобразить наземные и подземные части растений. Так
же интересно проходят занятия рисованием на темы "Подо льдом”, "Под
снегом”.
Вообще,
изобразительная
деятельность
детей
может
широко
использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний
в процессе ознакомления их с природой. Например, можно предложить им
нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в
саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей
схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д.
Постоянные
наблюдения
за
явлениями
неживой
природы,
за
изменениями в растительном и животном мире дают возможность выделить
наиболее существенные признаки каждого сезона и признаки, общие для
нескольких сезонов, но по-разному проявляющиеся. Так, дети усваивают, что
мелкий моросящий дождь – примета осени, а крупный, теплый проливной
дождь идет только летом, что снег бывает осенью и весной, но для зимы это –
наиболее характерный признак.
Понимание детьми вариативности признаков одного и того же явления,
зависимости их от конкретных условий и сезона становится новой ступенью
в познании ими природы.
Как и в предыдущие периоды, дети получают задания на сравнение
сезонов. При сравнении зимы и лета, весны и осени, т.е. сезонов, резко
отличающихся
друг
от
друга,
ребятам
легче
выделить
основные,
характеризующие
их
признаки:
долготу
дня,
состояние
неба,
характер
осадков и т.д. сравнение "смежных”, переходных сезонов (осень – зима, весна
– лето) обеспечивает усвоение менее контрастных, похожих признаков, тем
самым способствует пониманию постепенности развития природы.
Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и
прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных
степеней прилагательных: "Летом день длинный, а осенью короче”; "Весной
ночь поменьше, а зимой подлиннее”; "Летом день самый длинный, а ночь
самая короткая, а зимой наоборот”.
Если раньше педагог в основном обращает внимание детей на начало и
конец
сезона,
то
в
старшем
дошкольном
возрасте
он
знакомит
их
с
признаками,
характеризующими
наступление,
разгар
и
конец
сезона.
В
процессе
наблюдений,
бесед
дети
учатся
находить
и
формулировать
эти
признаки,
сравнивать
различные
периоды
одного
сезона.
Целесообразно
ознакомить детей с некоторыми названиями, определяющими период сезона,
например: "Золотая осень”, "Поздняя осень”, "Предзимье”. Все эти названия
очень образны, а потому понятны и легко запоминаются.
В
каждом
периоде
сезона
воспитатель
выделяет
характерные
особенности, составляющие цепочку взаимосвязанных событий, и организует
изготовление детьми соответствующих предметно-схематических моделей,
например:
Ранняя
весна
–
появляются
проталины,
начинают
набухать
почки
деревьев.
Прилетают
перелетные
и
оживляются
оседлые
птицы.
Пробуждаются
первые
насекомые.
Покидают
зимние
жилища
медведи,
барсуки. У зайчих, бельчих появляется потомство.
Средний
период
весны
–
полностью
тает
снег,
на
реках
ледоход,
набухают
почки
большинства
деревьев,
появляется
трава,
распускаются
раноцветущие
растения.
Заканчивается
прилет
перелетных
птиц,
они
устраивают
гнездовья
и
откладывают
яйца.
Начинается
икрометание
у
лягушек и рыб.
Поздняя
весна
–
все
деревья
покрываются
листвой,
зацветают
черемуха,
вишня,
смородина
и
др.,
птицы
насиживают
яйца,
начинают
выводиться птенцы. Рождаются детеныши у лисиц, оленей.
Труднее
всего
ребята
усваивают
переход
одного
сезона
в
другой,
постепенность
наступления
нового.
Этому
должно
быть
уделено
особое
внимание: воспитатель предлагает ребятам охарактеризовать наблюдаемые
ими типичные явления, свидетельствующие о наступлении нового времени
года; подводит к тому, чтобы они сами определили данную степень сезона;
предлагает сравнить признаки начала и конца сезона.
Много внимания уделяет воспитатель подведению детей к пониманию
соотношения развития живой природы с общим ходом развития сезона. Это
не только дополняет их знания о характерных особенностях данного времени
года, но и помогает устанавливать и объяснять новые, неизвестные им связи.
Так,
они
усваивают
и
передают
в
своих
рассказах,
что
в
конце
весны
фруктовые деревья в цвету, в начале лета заканчивают цветение, а в середине
– на деревьях уже плоды, которые поспевают осенью.
Систематические наблюдения, чтение художественных произведений,
рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных
от
сезонных
изменений
природы,
усвоить
последовательность
развития
живых организмов. Так дети узнают о причинах весеннего оживления и
осеннего отлета птиц, зимней спячки некоторых животных, изменения их
окраски в связи с сезоном, понимают зависимость цвета покрова животного
от среды обитания. На протяжении года ребята следят за жизнью птиц, они
видят, что, прилетев весной, птицы сначала вьют гнезда, потом кладут яйца и
выводят птенцов, выкармливают их, учат летать. Наблюдая длительное время
за
лягушачьей
икрой,
дети
замечают,
как
постепенно
появляется
и
развивается лягушонок.
В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные
картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-
модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины,
написанные
специально
для
облегчения
процесса
обучения,
помогают
расширить
знания
детей
о
мире
природы,
уточнить
их
представления
о
внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.
Но
воспитатель
должен
знать,
что
не
рекомендуется
одновременно
использовать
картины,
разные
по
своим
художественным
достоинствам:
картины,
предназначенные
для
учебных
целей,
и
картины
классиков
живописи.
Дидактические
картины
целесообразно
использовать
на
первоначальных этапах обучения, когда знания детей недостаточны и умение
рассмотреть картину, выделить главное в ней – несовершенно. Если же дети
имеют уже определенные знания, могут в достаточной мере разобраться в
замысле художника, лучше рассматривать с ними картины мастеров. Беседа
тогда приобретает творческий характер, обогащает представления и речь
детей.
В последние годы методистами, учеными уточнена последовательность
и
методика
использования
предметных
и
сюжетных
картин
о
природе.
Например,
установлено,
что
рассматривание
картин
от
предметной
к
сюжетной
не
всегда
целесообразно.
Несложные
сюжетные
картины,
написанные без излишней детализации и стилизации, с яркой, динамичной
сюжетной
ситуацией
стимулируют
развитие
речи
детей.
Предметная
же
картинка может отвлечь ребенка от живого образа.
Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И
если
сначала
они
преимущественно
копируют
образец
речи
педагога,
поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или
четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления
знаний
и
установления
для
себя
некоторых
связей,
зависимостей
и
закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом
и
самостоятельно
достаточно
грамотно,
точно
и
образно
выражать
свои
мысли.
Толчком к составлению сюжетного рассказа о природе служат обычно
разнообразные впечатления детей, полученные в ходе прогулок, экскурсий,
труда. Большую помощь в обучении детей рассказыванию о природе может
оказать апперцептивная схема-модель рассказа.
Подготовка к составлению рассказа о природе начинается в процессе
наблюдения.
Вопросы,
которые
задает
воспитатель
во
время
экскурсии,
труда, являются и планом для будущего рассказа. Беседа, предваряющая
составление
рассказа,
должна
напомнить
детям
цель,
содержание,
последовательность
наблюдения
и
труда,
подвести
к
словесному
их
выражению. Далее дети составляют схему-модель рассказа, рисуя картинки-
пиктограммы или несложные символы его отдельных этапов.
Благодатной
темой
для
детского
рассказывания
является
труд
в
природе:
наблюдения
за
трудом
взрослых
и
собственно
детский
труд.
Например, программа воспитания предусматривает обязательный труд детей
по выращиванию растений. Дети наблюдают последовательность развития
растения, видят зависимость его роста и развития от ухода за ним человека и
стараются объяснить это в своем рассказе. Такие рассказы детей имеют
особое значение для развития у них логического мышления и связной речи.
Проводя
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
программные
занятия
(посев
крупных
семян,
посадка
лука,
прополка
и
т.д.),
педагог
обсуждает с ними вопросы: "Как нужно посеять семена, посадить растение,
ухаживать за ним?” Знание строгой последовательности трудовых процессов
положительно
влияет
на
развитие
четкости
и
последовательности
речи.
Однако
воспитатель
должен
помнить
об
одной
особенности
детских
рассказов на тему собственного труда. Они мало отличаются друг от друга,
развитие сюжета сводится в них к перечислению приемов. Несмотря на
лаконичность
и
четкость
речевого
выражения,
рассказы
эти
бедны
и
однообразны по содержанию и форме. Такое качество рассказов объясняется
тем, что на начальных этапах овладения трудовым процессом все внимание
детей
сосредотачивается
на
характере
и
последовательности
трудовых
действий, ребятам просто некогда осмыслить свое отношение к ним. Поэтому
уместнее
проводить
занятия
по
составлению
рассказа,
когда
дети
уже
усвоили трудовой процесс.
В
этом
случае
передача
последовательности
трудовых
действий
не
заслоняет выражения отношения детей к труду, и в рассказах, ставших более
богатыми
в
языковом
отношении,
уже
проявляется
индивидуальное
эмоциональное отношение ребенка к рассматриваемому явлению.
В
самом
начале
обучения
детей
рассказыванию
о
природе
целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. Из небольшого,
простого
по
содержанию
и
форме
рассказа
воспитателя
на
тему,
предложенную детям, они могут заимствовать для собственного рассказа
сюжет, последовательность, отдельные слова и выражения.
Сначала
дети
точно
следуют
образцу,
почти
копируют
его,
да
и
указания воспитателя нацеливают на это: "Расскажи, как я”. Но очень важно
вовремя отвести детей от прямого копирования, больше акцентировать их
внимание на самостоятельности выполнения задания. Поэтому в старшем
дошкольном
возрасте
нецелесообразно
давать
образец
в
начале
каждого
занятия. Образец может быть дан в середине (если дети затрудняются в
составлении рассказа) или в конце занятия, чтобы эмоционально завершить
его.
Для
развития
умения
детей
самостоятельно
составить
четкий
и
последовательный
рассказ
можно
использовать
такой
прием,
как
анализ
образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-
образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: "О чем я
сначала рассказала?”, "Чем закончила рассказ?”, "О чем рассказала больше?”.
Эти
вопросы
и
данные
на
них
ответы
служат
опорными
частями
апперцептивной схемы рассказа.
Углубление
и
систематизация
знаний
детей
о
временах
года
проявляется в содержании их творческих рассказов на эту тему. Дети отходят
от прямого копирования образца воспитателя. Под влиянием впечатлений,
полученных
на
различных
занятиях,
они
составляют
рассказы,
разнообразные по содержанию, непохожие друг на друга; используя свои
знания,
они
выделяют
яркие,
красочные
события
сезона,
объясняют
некоторые причины и закономерности природных явлений.
Усложнение
содержания
высказывания
становится
предпосылкой
усложнения его формы. Отражение в речи разных групп связей требует от
говорящего
использования
всевозможных
сложных
предложений.
Знания,
полученные
детьми
в
результате
наблюдений,
рассмат ривания
иллюстративного материала и из литературных источников, обеспечивают
обилие ассоциаций, а использование моделей приводит к систематичности и
связности изложения.
Развитию
четкости
изложения
способствуют
план
и
указания
к
самостоятельной
работе.
Представляя
себе
перспективу
развития
повествования, ребенок легче составляет рассказ. Поэтому на первых этапах
обучения
детей
сюжетному
рассказу
о
природе,
полезно
определять
последовательность сюжетной линии. Но постепенно нужно отступать от
подробных
указаний,
предоставляя
ребятам
возможность
самим
решать
вопрос о плане и последовательности изложения.
Одним
из
способов
развития
у
детей
умения
строить
рассказ
последовательно,
четко,
выбирать
наиболее
точные
слова
является
коллективный рассказ. Коллективный рассказ может быть составлен по теме,
близкой
детскому
опыту.
Самой
простой
формой
коллективного
рассказывания является та, когда воспитатель дает готовую фабулу рассказа, а
дети добавляют отдельные слова и выражения. Как усложнение задания
может быть использован прием "докончи рассказ”. Воспитатель дает детям
начало рассказа, они заканчивают его.
Таким образом, результаты исследования показывают, что применение
метода
моделирования
при
систематизации
знаний
дошкольников
об
окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:
-
позволяет
выявить
скрытые
связи
между
явлениями
и
сделать
их
доступными пониманию ребенка;
- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей
объекта или явления;
-
повышает
наблюдательность
ребенка,
дает
ему
возможность
заметить
особенности окружающего мира;
- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.
Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому,
что
метод
моделирования
как
нельзя
лучше
соответствует
особенностям
умственного
развития
старшего
дошкольника,
и
прежде
всего,
наглядно-
образному характеру его мышления.
Исследования
по
ознакомлению
дошкольников
с
закономерными
изменениями
в
природе
(сезонными,
ростом
и
развитием
растений
и
животных) показывают, что это содержание знаний доступно детям. При
правильной
педагогической
организации
формирование
динамических
представлений
о
природе
становится
важным
фактором
их
умственного
воспитания:
формируются
отчетливые
представления
о
закономерности
изменений
природных
объектов,
о
протяженности
этих
изменений
во
времени; формируется понимание специфической взаимосвязи растущего,
развивающегося
живого
существа
и
факторов
внешней
среды,
обеспечивающих его выживание; способность прогнозировать дальнейшие
изменения и т.д.
Анализ
задач
ознакомления
детей
с
сезонными
изменениями
программ
экологического воспитания показал, что они включают задачи ознакомления
сезонными изменениями в живой и неживой природе с помощью различных
форм (занятия, экскурсии, наблюдения), методов (моделирование, игра) и
средств (труд, художественное творчество) обучения.
Исследование литературы показал, что использование моделирования
оказывает
интенсивное
воздействие
на
развитие
наглядно-образного
мышления и речи. Работа с моделями на всех этапах обогащает конкретные
представления детей. Действующие модели дают не только представление о
внешних особенностях объекта, но и вскрывают его характер, его связь с
внешним миром. Наглядная демонстрация моделей позволяет формировать у
детей
правильное,
доброжелательное
отношение
к
живым
существам,
закладывает элементы экологической культуры.