Авторы: Кушнарева Татьяна Владимировна, Татаурова Елена Леонидовна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: "Организация работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО".
Тема: "Организация образовательного процесса в группе для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
"Организация образовательного процесса в группе
для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Развитие
ребёнка
в
образовательном
процессе
дошкольной
образовательной организации (далее - ДОО) в соответствии с ФГОС ДО
осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже
время,
освоение
любого
вида
деятельности
требует
обучения
общим
и
специальным
умениям,
необходимым
для
её
осуществления.
Основной
единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т.
е.
такая
форма
совместной
деятельности
педагога
и
детей,
которая
планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения
определенных
задач
развития,
воспитания
и
обучения.
Образовательная
ситуация
протекает
в
конкретный
временной
период
образовательной
деятельности.
Образовательные
ситуации
используются
в
процессе
непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными
задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей
новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение
знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации,
побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые
пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную
отзывчивость и творчество.
Организация образовательного процесса в ДОО осуществляется через:
- непрерывную непосредственно образовательную деятельность;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в
ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность самих детей.
Режим
дня в
детском
саду
строится
в
соответствии
с
возрастными
психофизиологическими
особенностями
детей
и
способствует
их
гармоничному развитию, а также социальному заказу родителей (законных
представителей). Основу
режима
дня
составляет
точно
установленный
распорядок
сна
и
бодрствования,
приемов
пищи,
гигиенических
и
оздоровительных процедур, организованной образовательной деятельности,
прогулок и самостоятельной деятельности детей. Режим дня скорректирован
с
учетом
особенностей
работы
детского
сада
(контингент
детей,
климат,
длительность
светового
дня),
холодного
и
теплого
периодов. При
осуществлении
режимных
моментов
учитываются
индивидуальные
особенности ребенка (длительность сна, темп деятельности и т.д.).
Организация образовательного процесса в течение дня делится на три блока:
-утренний образовательный блок – продолжительность с 7.00-9.00 часов –
включает в себя совместную деятельность с воспитателем, самостоятельную
деятельность;
-развивающий блок – продолжительность с 9.00-10.50 часов – представляет
собой
организованную
непрерывную
непосредственно
образовательную
деятельность;
-вечерний блок – продолжительность с 15.20-19.00 часов – включает в
себя совместную деятельность воспитателя с ребёнком, самостоятельную
деятельность детей, занятия по дополнительным образовательным услугам
художественно-эстетического
и
физкультурно-оздоровительного
направления.
Организация
образовательного
процесса
в
группах
для
детей
среднего дошкольного возраста построена на основе
- Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программа – образовательным программа
дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от
30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных
организаций»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении
САНПИН»
2.4.3049-13)
также
с
учетом
примерной
основной
образовательной
программы
дошколього
образования
«Радуга» (С.
Г.
Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук.Е. В.
Соловьёва).
По СанПиНу в средней группе планируется 10 занятий не более 20
минут.
Из
них
3
занятия
по
физическому
развитию,
2
занятия
по
музыкальному развити, 1 – по формированию элементарных математических
представлений, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1- по развитию речи,
1- рисование, 1 – лепка или аппликация (чередуются через неделю).
На занятиях по ФЭМП в течение учебного года дети будут учиться
считать до 5; закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат,
треугольник, о формах: шар, куб; определять направление движения от себя:
направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз; познакомятся с частями суток.
П о ознакомлению
с
окружающим
миром
–
расскажем
детям
о
предметах, их признаках и материалах, из которых они изготовлены; об
общественном транспорте; о правилах дорожного движения; о родном городе
(название города, домашний адрес); познакомим с комнатными растениями,
деревьями, фруктами, ягодами, птицами, насекомыми, дикими и домашними
животными; последовательностью времен года.
На
занятиях по
развитию
речи
будем
учиться
называть
слова,
начинающиеся на определенный звук; согласовывать слова в предложении;
описывать предметы и игрушки; рассказывать по картине.
На
занятиях по
лепке
освоят
прием
прищипывания
с
легким
оттягиванием, прием сглаживания поверхности фигурки, прием вдавливания
середины шара для получения полой формы. Уже со среднего дошкольного
возраста детям будут давать ножницы для уже самостоятельного пользования
на занятии по аппликации. Это будут проходить под присмотром педагога,
сначала
проведется
инструктаж
и
наглядный
показ,
как
правильно
и
безопасно пользоваться ножницами, и будут предлагаться простые приемы
вырезания: например сначала будем резать по прямой, а затем вырезать круг
из квадрата и постепенно с возрастом будут усложняться.
Во
второй
половине
дня
организуются
разнообразные
культурные
практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и
творчества
в
разных
видах
деятельности.
В
культурных
практиках
воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения,
сотрудничества
взрослого
и
детей.
Организация
культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная
игра
воспитателя
и
детей
(сюжетно-ролевая,
режиссерская,
игра-драматизация,
строительно-конструктивные
игры)
направлена
на
обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений,
необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и
накопления
положительного
социально-эмоционального
опыта
носят
проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую
детям
дошкольного
возраста,
в
разрешении
которой
они
принимают
непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и
применения
знаний и умений.
Начало
мастерской
-
это
обычно
задание
вокруг
слова,
мелодии,
рисунка,
предмета,
воспоминания.
Далее
следует
работа
с
самым
разнообразным
материалом:
словом,
звуком,
цветом,
природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение
детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов
(чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в
творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов,
составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции,
создание продуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма
организации
художе ственно-творче ской
деятельно сти
д е т е й ,
предполагающая
организацию
восприятия
музыкальных
и
литературных
произведений,
творческую
деятельность
детей
и
свободное
общение
воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный
и
интеллектуальный
тренинг
-
система
заданий,
преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы
сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.),
способов
интеллектуальной
деятельности
(умение
с р а в н и ват ь ,
классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда
относятся
развивающие
игры,
логические
упражнения,
занимательные
задачи.
Детский
досуг
-
вид
деятельности,
целенаправленно
организуемый
взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно
полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в
природе.