Напоминание

Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС


Автор: Савельева Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Выкса
Наименование материала: Современные педагогические технологии в ДОУ
Тема: Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные образовательные технологии в ДОУ

Составитель: ст. воспитатель МБДОУ № 39 Данилова Т.И.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В

настоящее

время

педагогические

коллективы

ДОУ

интенсивно

внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача

педагогов

дошкольного

учреждения –

выбрать

методы

и

формы

организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной

цели

развития

личности.

Современные

педагогические

технологии

в

дошкольном

образовании

направлены

на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования.

Принципиально

важной

стороной

в

педагогической

технологии

является

позиция

ребенка

в

воспитательно-образовательном

процессе,

отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми

придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-

содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня

мы

поговорим

о

педагогических

технологиях

и

их

эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте

вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология

– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств;

она

е сть

организационно - методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность -

опора

на

определенную

научную

концепцию,

включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-

педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность

современные

педагогические

технологии,

существующие

в

конкретных

условиях,

должны

быть

эффективными

по

результатам

и

оптимальными

по

затратам,

гарантировать

достижение

определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость

возможность

применения

(повторения,

воспроизведения)

образовательной

технологии

в

образовательных

учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть

гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,

независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание

учебного материала.

Процессуальная

часть –

совокупность

форм

и

методов

учебной

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности

педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика

обучающего процесса.

Таким

образом,

очевидно: если

некая

система

претендует

на

роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше

требованиям.

Взаимодействие

всех

субъектов

открытого

образовательного

пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе

современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести

:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

1.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих

технологий

является

обеспечение

ребенку

возможности

сохранения

здоровья,

формирование

у

него

необходимых

знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

включают

все

аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —

информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В

современных

условиях

развитие

человека

невозможно

без

п о с т р о е н и я

с и с т е м ы

ф о р м и р о в а н и я

е г о

з д о р о в ь я .

В ы б о р

здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют

(применительно

к

ДОУ)

следующую

классификацию

здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические (о б е с п е ч и в а ю щ и е

с о х р а н е н и е

и

приумножение

здоровья

детей

под

руководством

медицинского

персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с

использованием

медицинских

средств

-

технологии

организации

мониторинга

здоровья

дошкольников, контроля за питанием детей,

профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.

физкультурно-оздоровительные (направленные

на

физическое

развитие

и

укрепление

здоровья

ребенка

технологии

развития

физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.

о б е с п е ч е н и я

с о ц и а л ь н о - п с и хол о г и ч е с ко г о

б л а г о п о л у ч и я

ребенка (обеспечивающие

психическое

и

социальное

здоровье

ребенка

и

направленные

на

обеспечение

эмоциональной

комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в

процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и

семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития

ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные

на

развитие

культуры

здоровья

педагогов,

в

том

числе

культуры

профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому

образу

жизни;

сохранения

и

стимулирования

здоровья

(технология

использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,

дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.

образовательные (воспитания

культуры

здоровья

дошкольников,

личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.

обучения

здоровому

образу

жизни (технологии

использования

физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из

серии

«Уроки

футбола»,

проблемно-игровые

(игротренинги,

игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология

музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7.

К

числу

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

следует

отн е с ти

и педагогическую

технологию

активной

сенсорно-

развивающей среды, под которой понимается системная совокупность

и порядок функционирования всех личностных инструментальных и

методологических

средств,

используемых

для

достижения

педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие

и

обогащение

социально-личностного

опыта

посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и

обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней

жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,

проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые»

детские

занятия,

участие

в

групповой

деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные

на

изучение

проблем,

связанных

с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные»,

при

разработке

которых

дети

учатся

передавать

свои

впечатления

и

чувства

в

устной,

письменной,

вокальной

художественной

(картина),

музыкальной

(игра

на

рояле)

формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного

продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

2.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

3.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

эксперт,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

4.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

5.

по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

6.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель

исследовательской

деятельности

в

детском

саду -

сформировать

у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Надо

отметить,

что

применение

проектных

технологий

не

может

существовать

без

использования

ТРИЗ-технологии

(технологии

решения

изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим

проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно

решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-

фиксация

результатов:

наблюдений,

опытов,

экспериментов,

трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3.

Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»

материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом

отличается

от

мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет

качественно

новые

требования

к

дошкольному

воспитанию

как

первому

звену

непрерывного

образования:

образования

с

использованием

современных

информационных

технологий

(компьютер,

интерактивная

доска, планшет и др.).

Информатизация

общества

ставит

перед

педагогами-дошкольниками

задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить

профе ссиона льный

уровень

педагогов

и

компетентность родителей.

Решение

этих

задач не

возможно

без

актуализации

и

пересмотра

всехнаправлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

предъявление

информации

на

экране

компьютера

в

игровой

форме

вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекает

внимание

ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в

процессе

своей

деятельности

за

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть

в повседневной жизни.

Ошибки

при

использовании

информационно-коммуникационных

технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное

определение

дидактической

роли

и

места

ИКТ

на

занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,

группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не

писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и

в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.

Создание

презентаций

в

программе

Рower

Рoint

для

повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы

дошкольного

образования

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных

условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная

технология

реализуется

в

развивающей

среде,

отвечающей

требованиям

содержания

новых

образовательных

программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных

взаимодействий

с

детьми

в

развивающем

пространстве,

позволяющей

ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда

позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации

идей

личностно-ориентированных

технологий,

именно

предоставление

возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями выделяются:

гуманно-личностные

технологии,

о т л и ч а ю щ и е с я

с в о е й

гуманистиче ской

сущно стью

п с и хо л о го - т е р а п е вт и ч е с ко й

направленностью

на

оказание

помощи

ребенку

с

ослабленным

здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную

технологию

хорошо

реализовать

в

новых

дошкольных

учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической

разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение,

игрушки,

способствующие

индивидуальным

играм,

оборудование

для

индивидуальных

занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты

долечивания

(после

болезни),

помещение

по

экологическому

развитию

дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе

занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви

к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в

подобных

дошкольных

учреждениях

дети

спокойны,

уступчивы,

не

конфликтны.

Технология

сотрудничества реализует

принцип

демократизации

дошкольного

образования,

равенство

в

отношениях

педагога

с

ребенком,

партнерство

в

системе

взаимоотношений

«Взрослый

-

ребенок».

Педагог

и

дети

создают

условия

развивающей

среды,

изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно

определяют

разнообразную

творческую

деятельность

(игры,

труд,

концерты, праздники, развлечения).

Педагогические

технологии

на

основе

гуманизации

и

демократизации

педагогических

отношений

с

процессуальной

ориентацией,

приоритетом

личностных

отношений,

индивидуального

подхода,

демократическим

управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким

подходом

обладают

новые

образовательные

программы

«Радуга»,

«Из

детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность

технологического

воспитательно-образовательного

процесса

конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ

(родители,

общество)

образовательные

ориентиры,

цели

и

содержание

образования.

Эти

исходные

установки

должны

конкретизировать

современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать

условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление

темпов

развития

позволяет

воспитателю

поддерживать

каждого ребенка на его уровне развития.

Таким

образом,

специфика

технологического

подхода

состоит

в

том,

чтобы

воспитательно-образовательный

процесс

должен

гарантировать

достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом

подходе к обучению выделяются:

постановка

целей

и

их

максимальное

уточнение

(воспитание

и

обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный)

в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка

актуального

развития

дошкольника,

коррекция

отклонений,

направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные

технологии

противопо ст авляют

авторитарному,

обезличенному

и

обездушенному

подходу

к

ребенку

в

традиционной

технологии

атмосферу

любви,

заботы,

сотрудничества,

создают условия для творчества личности.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио

это

копилка

личных

достижений

ребенка

в

разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,

возможность

еще

раз

пережить

приятные

моменты

своей

жизни,

это

своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

диагностическая

(фиксирует

изменения

и

рост

за

определенный период времени),

содержательная

(раскрывает

весь

спектр

выполняемых

работ),

рейтинговая

(показывает

диапазон

умений

и

навыков

ребенка) и др.

Процесс

создания

портфолио

является

своего

рода

педагогической

технологией. Вариантов

портфолио

очень

много.

Содержание

разделов

заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями

дошкольника. И. Руденко

Раздел

1

«Давайте

познакомимся». В

разделе

помещается

фотография

ребенка,

указываются

его

фамилия

и

имя,

номер

группы;

можно

ввести

рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой

будут записаны ответы ребенка.

Раздел

2

«Я

расту!». В

раздел

вносятся

антропометрические

данные

художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я

вырос», «Я большой».

Раздел

3

«Портрет

моего

ребенка». В

разделе

помещаются

сочинения

родителей о своем малыше.

Раздел

4

«Я

мечтаю...». В

разделе

фиксируются

высказывания

самого

ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел

быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои

любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,

«О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества

ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от

различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям

воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел

8

«Спрашивайте,

родители!». В

разделе

родители

формулируют

свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л.

Орлова

предлагает

такой

вариант

портфолио,

содержание

которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно

заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-

презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая

структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о

ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и

дата

окончания

ведения

портфолио,

изображение

ладошки

ребенка

на

момент

начала

ведения

портфолио

и

изображение

ладошки

на

момент

окончания ведения портфолио.

Р а з дел

1

« П о з н а ко м ьте с ь

с о

м н о й » содержит

вкладыши

«Полюбуйтесь

на

меня»,

куда

последовательно

вклеиваются

портреты

ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где

содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении

имени

ребенка,

о

дате

празднования

его

именин,

небольшой

рассказ

родителей,

почему

было

выбрано

это

имя,

откуда

пошла

фамилия,

информация

о

знаменитых

тезках

и

известных

однофамильцах,

персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и

др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается

информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за

год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился

за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел

3

«Моя

семья». В

содержание

этого

раздела

включаются

краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть

профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного

времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на

которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие

творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел

6

«Вдохновение

зимы

(весны,

лета,

осени)». В

разделе

размещаются

детские

работы

(рисунки,

сказки,

стихи,

фотографии

с

утренников,

записи

стихотворений,

которые

ребенок

рассказывал

на

утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру

портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте

познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,

которые отметили сами родители.

Раздел

2

«Информация

педагогов» содержит

информацию

о

наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском

саду

в

четырех

ключевых

направлениях:

социальные

контакты,

коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных

источников информации и деятельность как таковая.

Раздел

3

«Информация

ребенка

о

себе» содержит

информацию,

полученную

от

самого

ребенка

(рисунки,

игры,

которые

ребенок

сам

придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о

личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о

ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы

в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других

детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста

«Лесенка»);

психолого-педагогическую

характеристику

ребенка;

«корзину

пожеланий»,

в

содержание

которой

входят

благодарность

ребенку

за

доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям

— за воспитание ребенка;

блок

«Какой

ребенок

умелый» содержит

информацию

о

том,

что

ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы

анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы

педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия

ребенка

в

акциях;

характеристика

психолога

познавательных

интересов

ребенка;

грамоты

по

номинациям

за

любознательность,

умения,

инициативу, самостоятельность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих

способностях

ребенка

и

включает:

отзыв

родителей

о

ребенке;

рассказ

ребенка

о

своих

успехах;

творческие

работы

(рисунки,

стихи,

проекты);

грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким

образом,

портфолио

(папка

личных

достижений

ребенка)

позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и

вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и

его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического

процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все

радостное,

интересное

и

достойное

из

того,

что

происходит

в

жизни

педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в

разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,

социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки

профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие

разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот

раздел

позволяет

судить

о

процессе

индивидуального

личностного

развития

педагога

(фамилия,

имя,

отчество,

год

рождения);

образование

(что

и

когда

окончил,

полученная

специальность

и

квалификация по диплому);

трудовой

и

педагогический

стаж,

стаж

работы

в

данном

образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы,

год, месяц, проблематика курсов);

копии

документов,

подтверждающих

наличие

ученых

и

почетных

званий и степеней;

наиболее

значимые

правительственные

награды,

грамоты,

благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание

данного

раздела

формирует

представление

о

динамике

результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел

могут быть включены:

материалы

с

результатами

освоения

детьми

реализуемой

программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и

умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный

анализ

деятельности

педагога

за

три

года

на

основании

результатов

педагогической

диагностики,

результатов

участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие

о профессионализме педагога. Это могут быть:

материалы,

в

которых

описываются

технологии,

используемые

педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении,

творческой группе;

материалы,

подтверждающие

участие

в

профессиональных

и

творческих педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

авторские программы, методические разработки;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в

группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит

информацию

о

работе

с

родителями

воспитанников

(планы

работы; сценарии мероприятий и др.).

Та к и м

о б р а з о м ,

п о р т ф ол и о

п о з в ол и т

с а м о м у

п е д а г о г у

проанализировать

и

представить

значимые

профессиональные

результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального

роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

игры

и

упражнения,

формирующие

умение

выделять

основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции

на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота

каждого воспитателя.

Обучение

в

форме

игры

может

и

должно

быть

интересным,

занимательным,

но

не

развлекательным.

Для

реализации

такого

подхода

необходимо,

чтобы

образовательные

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников,

содержали

четко

обозначенную

и

пошагово

описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя

эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит

гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного

содержания.

Безусловно,

этот

уровень

достижений

ребенка

должен

диагностироваться,

а

используемая

педагогом

технология

должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной

работы

детского

сада

и

решением

его

основных

задач.

Некоторые

современные

образовательные

программы

предлагают

использовать

народную

игру

как

средство

педагогической

коррекции

поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ

(теория

решения

изобретательских

задач),

которая

создана

ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель

использует

нетрадиционные

формы

работы,

которые

ставят

ребенка

в

позицию

думающего

человека.

Адаптированная

к

дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать

ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,

ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому

важно

не

упустить

этот

период

для

раскрытия

творческого

потенциала

каждого ребенка.

Целью

использования

данной

технологии

в

детском

саду

является

развитие,

с

одной

стороны,

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность;

с

другой

поисковой

активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная

задача

использования

ТРИЗ

-

технологии

в

дошкольном

возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в

подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не

стоит

форсировать

внедрение

ТРИЗ

без

понимания

детьми

основных

положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации –

вот

та

среда,

через

которую

ребенок

научится

применять

тризовские

решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,

он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные

ресурсы.

Можно

применять

в

работе

только

элементы

ТР И З

(инструментарий),

если

педагог

недостаточно

освоил

ТРИЗ-

технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый

этап

определение

положительных

и

отрицательных

свойств

качества

какого-либо

предмета

или

явления,

не

вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй

этап

определение

положительных

и

отрицательных

свойств предмета или явления в целом.

Лишь

после

того,

как

ребенок

поймет,

чего

от

него

хотят

взрослые,

следует

переходить

к

рассмотрению

предметов

и

явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую,

педагог

уже

проводит

тризовские

занятия,

даже

не

подозревая

об

этом.

Ведь,

именно,

раскрепощенность

мышления

и

способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой

педагогики.

Заключение: Технологический

подход,

то

есть

новые

педагогические

технологии

гарантируют

достижения

дошкольника

и

в

дальнейшем

гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый

педагог

творец

технологии,

даже

если

имеет

дело

с

заимствованиями.

Создание

технологии

невозможно

без

творчества.

Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным

ориентиром

познавательный

процесс

в

его

развивающемся

состоянии.Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не

помогает усовершенствоваться другим.

Творите

сами.

Как

нет

детей

без

воображения,

так

нет

и

педагога

без

творческих порывов.

Творческих Вам успехов!



В раздел образования