Автор: Савельева Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Выкса
Наименование материала: Современные педагогические технологии в ДОУ
Тема: Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Современные образовательные технологии в ДОУ
Составитель: ст. воспитатель МБДОУ № 39 Данилова Т.И.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В
настоящее
время
педагогические
коллективы
ДОУ
интенсивно
внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача
педагогов
дошкольного
учреждения –
выбрать
методы
и
формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной
цели
развития
личности.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является
позиция
ребенка
в
воспитательно-образовательном
процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми
придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-
содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня
мы
поговорим
о
педагогических
технологиях
и
их
эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте
вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология
– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов,
приёмов
обучения,
воспитательных
средств;
она
е сть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность -
опора
на
определенную
научную
концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость
– возможность
диагностического
целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
– современные
педагогические
технологии,
существующие
в
конкретных
условиях,
должны
быть
эффективными
по
результатам
и
оптимальными
по
затратам,
гарантировать
достижение
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
– возможность
применения
(повторения,
воспроизведения)
образовательной
технологии
в
образовательных
учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,
независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
Процессуальная
часть –
совокупность
форм
и
методов
учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Таким
образом,
очевидно: если
некая
система
претендует
на
роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше
требованиям.
Взаимодействие
всех
субъектов
открытого
образовательного
пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе
современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести
:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
1.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих
технологий
является
обеспечение
ребенку
возможности
сохранения
здоровья,
формирование
у
него
необходимых
знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
включают
все
аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —
информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В
современных
условиях
развитие
человека
невозможно
без
п о с т р о е н и я
с и с т е м ы
ф о р м и р о в а н и я
е г о
з д о р о в ь я .
В ы б о р
здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют
(применительно
к
ДОУ)
следующую
классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические (о б е с п е ч и в а ю щ и е
с о х р а н е н и е
и
приумножение
здоровья
детей
под
руководством
медицинского
персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием
медицинских
средств
-
технологии
организации
мониторинга
здоровья
дошкольников, контроля за питанием детей,
профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные
на
физическое
развитие
и
укрепление
здоровья
ребенка
—
технологии
развития
физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.
о б е с п е ч е н и я
с о ц и а л ь н о - п с и хол о г и ч е с ко г о
б л а г о п о л у ч и я
ребенка (обеспечивающие
психическое
и
социальное
здоровье
ребенка
и
направленные
на
обеспечение
эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и
семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития
ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов,
в
том
числе
культуры
профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому
образу
жизни;
сохранения
и
стимулирования
здоровья
(технология
использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,
дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.
образовательные (воспитания
культуры
здоровья
дошкольников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения
здоровому
образу
жизни (технологии
использования
физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из
серии
«Уроки
футбола»,
проблемно-игровые
(игротренинги,
игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология
музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.
К
числу
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
следует
отн е с ти
и педагогическую
технологию
активной
сенсорно-
развивающей среды, под которой понимается системная совокупность
и порядок функционирования всех личностных инструментальных и
методологических
средств,
используемых
для
достижения
педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие
и
обогащение
социально-личностного
опыта
посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и
обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней
жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,
проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» —
детские
занятия,
участие
в
групповой
деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные
на
изучение
проблем,
связанных
с
окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные»,
при
разработке
которых
дети
учатся
передавать
свои
впечатления
и
чувства
в
устной,
письменной,
вокальной
художественной
(картина),
музыкальной
(игра
на
рояле)
формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного
продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1.
по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
2.
по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
3.
по характеру участия ребенка в проекте:
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
5.
по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
6.
по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель
исследовательской
деятельности
в
детском
саду -
сформировать
у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
Надо
отметить,
что
применение
проектных
технологий
не
может
существовать
без
использования
ТРИЗ-технологии
(технологии
решения
изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим
проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно
решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
-
фиксация
результатов:
наблюдений,
опытов,
экспериментов,
трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1.
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
3.
Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4.
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»
материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается
от
мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно
новые
требования
к
дошкольному
воспитанию
как
первому
звену
непрерывного
образования:
образования
с
использованием
современных
информационных
технологий
(компьютер,
интерактивная
доска, планшет и др.).
Информатизация
общества
ставит
перед
педагогами-дошкольниками
задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить
профе ссиона льный
уровень
педагогов
и
компетентность родителей.
Решение
этих
задач не
возможно
без
актуализации
и
пересмотра
всехнаправлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление
информации
на
экране
компьютера
в
игровой
форме
вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекает
внимание
ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в
процессе
своей
деятельности
за
компьютером
дошкольник
приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть
в повседневной жизни.
Ошибки
при
использовании
информационно-коммуникационных
технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное
определение
дидактической
роли
и
места
ИКТ
на
занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5.
Создание
презентаций
в
программе
Рower
Рoint
для
повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного
образования
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных
условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная
технология
реализуется
в
развивающей
среде,
отвечающей
требованиям
содержания
новых
образовательных
программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных
взаимодействий
с
детьми
в
развивающем
пространстве,
позволяющей
ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда
позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации
идей
личностно-ориентированных
технологий,
именно
предоставление
возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен
различными занятиями, на игру остается мало времени.
В
рамках
личностно-ориентированных
технологий
самостоятельными
направлениями выделяются:
гуманно-личностные
технологии,
о т л и ч а ю щ и е с я
с в о е й
гуманистиче ской
сущно стью
п с и хо л о го - т е р а п е вт и ч е с ко й
направленностью
на
оказание
помощи
ребенку
с
ослабленным
здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную
технологию
хорошо
реализовать
в
новых
дошкольных
учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической
разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение,
игрушки,
способствующие
индивидуальным
играм,
оборудование
для
индивидуальных
занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты
долечивания
(после
болезни),
помещение
по
экологическому
развитию
дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе
занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви
к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в
подобных
дошкольных
учреждениях
дети
спокойны,
уступчивы,
не
конфликтны.
Технология
сотрудничества реализует
принцип
демократизации
дошкольного
образования,
равенство
в
отношениях
педагога
с
ребенком,
партнерство
в
системе
взаимоотношений
«Взрослый
-
ребенок».
Педагог
и
дети
создают
условия
развивающей
среды,
изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно
определяют
разнообразную
творческую
деятельность
(игры,
труд,
концерты, праздники, развлечения).
Педагогические
технологии
на
основе
гуманизации
и
демократизации
педагогических
отношений
с
процессуальной
ориентацией,
приоритетом
личностных
отношений,
индивидуального
подхода,
демократическим
управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким
подходом
обладают
новые
образовательные
программы
«Радуга»,
«Из
детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность
технологического
воспитательно-образовательного
процесса
конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ
(родители,
общество)
образовательные
ориентиры,
цели
и
содержание
образования.
Эти
исходные
установки
должны
конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать
условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление
темпов
развития
позволяет
воспитателю
поддерживать
каждого ребенка на его уровне развития.
Таким
образом,
специфика
технологического
подхода
состоит
в
том,
чтобы
воспитательно-образовательный
процесс
должен
гарантировать
достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом
подходе к обучению выделяются:
постановка
целей
и
их
максимальное
уточнение
(воспитание
и
обучение с ориентацией на достижение результата;
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный)
в соответствии с учебными целями и задачами;
оценка
актуального
развития
дошкольника,
коррекция
отклонений,
направленная на достижение целей;
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные
технологии
противопо ст авляют
авторитарному,
обезличенному
и
обездушенному
подходу
к
ребенку
в
традиционной
технологии
–
атмосферу
любви,
заботы,
сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио —
это
копилка
личных
достижений
ребенка
в
разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,
возможность
еще
раз
пережить
приятные
моменты
своей
жизни,
это
своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая
(фиксирует
изменения
и
рост
за
определенный период времени),
содержательная
(раскрывает
весь
спектр
выполняемых
работ),
рейтинговая
(показывает
диапазон
умений
и
навыков
ребенка) и др.
Процесс
создания
портфолио
является
своего
рода
педагогической
технологией. Вариантов
портфолио
очень
много.
Содержание
разделов
заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями
дошкольника. И. Руденко
Раздел
1
«Давайте
познакомимся». В
разделе
помещается
фотография
ребенка,
указываются
его
фамилия
и
имя,
номер
группы;
можно
ввести
рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой
будут записаны ответы ребенка.
Раздел
2
«Я
расту!». В
раздел
вносятся
антропометрические
данные
(в
художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я
вырос», «Я большой».
Раздел
3
«Портрет
моего
ребенка». В
разделе
помещаются
сочинения
родителей о своем малыше.
Раздел
4
«Я
мечтаю...». В
разделе
фиксируются
высказывания
самого
ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел
быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои
любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,
«О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества
ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от
различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям
воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел
8
«Спрашивайте,
родители!». В
разделе
родители
формулируют
свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л.
Орлова
предлагает
такой
вариант
портфолио,
содержание
которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно
заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-
презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая
структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о
ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и
дата
окончания
ведения
портфолио,
изображение
ладошки
ребенка
на
момент
начала
ведения
портфолио
и
изображение
ладошки
на
момент
окончания ведения портфолио.
Р а з дел
1
« П о з н а ко м ьте с ь
с о
м н о й » содержит
вкладыши
«Полюбуйтесь
на
меня»,
куда
последовательно
вклеиваются
портреты
ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где
содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении
имени
ребенка,
о
дате
празднования
его
именин,
небольшой
рассказ
родителей,
почему
было
выбрано
это
имя,
откуда
пошла
фамилия,
информация
о
знаменитых
тезках
и
известных
однофамильцах,
персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и
др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается
информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за
год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился
за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел
3
«Моя
семья». В
содержание
этого
раздела
включаются
краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть
профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного
времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на
которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие
творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел
6
«Вдохновение
зимы
(весны,
лета,
осени)». В
разделе
размещаются
детские
работы
(рисунки,
сказки,
стихи,
фотографии
с
утренников,
записи
стихотворений,
которые
ребенок
рассказывал
на
утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру
портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте
познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,
которые отметили сами родители.
Раздел
2
«Информация
педагогов» содержит
информацию
о
наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском
саду
в
четырех
ключевых
направлениях:
социальные
контакты,
коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных
источников информации и деятельность как таковая.
Раздел
3
«Информация
ребенка
о
себе» содержит
информацию,
полученную
от
самого
ребенка
(рисунки,
игры,
которые
ребенок
сам
придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о
личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о
ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы
в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других
детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста
«Лесенка»);
психолого-педагогическую
характеристику
ребенка;
«корзину
пожеланий»,
в
содержание
которой
входят
благодарность
ребенку
—
за
доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям
— за воспитание ребенка;
блок
«Какой
ребенок
умелый» содержит
информацию
о
том,
что
ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы
анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы
педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия
ребенка
в
акциях;
характеристика
психолога
познавательных
интересов
ребенка;
грамоты
по
номинациям
—
за
любознательность,
умения,
инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих
способностях
ребенка
и
включает:
отзыв
родителей
о
ребенке;
рассказ
ребенка
о
своих
успехах;
творческие
работы
(рисунки,
стихи,
проекты);
грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким
образом,
портфолио
(папка
личных
достижений
ребенка)
позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и
вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и
его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического
процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все
радостное,
интересное
и
достойное
из
того,
что
происходит
в
жизни
педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в
разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,
социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки
профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие
разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот
раздел
позволяет
судить
о
процессе
индивидуального
личностного
развития
педагога
(фамилия,
имя,
отчество,
год
рождения);
образование
(что
и
когда
окончил,
полученная
специальность
и
квалификация по диплому);
трудовой
и
педагогический
стаж,
стаж
работы
в
данном
образовательном учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы,
год, месяц, проблематика курсов);
копии
документов,
подтверждающих
наличие
ученых
и
почетных
званий и степеней;
наиболее
значимые
правительственные
награды,
грамоты,
благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание
данного
раздела
формирует
представление
о
динамике
результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел
могут быть включены:
материалы
с
результатами
освоения
детьми
реализуемой
программы;
материалы, характеризующие уровень развития представлений и
умений детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный
анализ
деятельности
педагога
за
три
года
на
основании
результатов
педагогической
диагностики,
результатов
участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие
о профессионализме педагога. Это могут быть:
материалы,
в
которых
описываются
технологии,
используемые
педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
материалы, характеризующие работу в методическом объединении,
творческой группе;
материалы,
подтверждающие
участие
в
профессиональных
и
творческих педагогических конкурсах;
в неделях педмастерства;
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
авторские программы, методические разработки;
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в
группах и кабинетах:
планы по организации предметно-развивающей среды;
эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит
информацию
о
работе
с
родителями
воспитанников
(планы
работы; сценарии мероприятий и др.).
Та к и м
о б р а з о м ,
п о р т ф ол и о
п о з в ол и т
с а м о м у
п е д а г о г у
проанализировать
и
представить
значимые
профессиональные
результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального
роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного
процесса
и
объединенное
общим
содержанием,
сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение
в
форме
игры
может
и
должно
быть
интересным,
занимательным,
но
не
развлекательным.
Для
реализации
такого
подхода
необходимо,
чтобы
образовательные
технологии,
разрабатываемые
для
обучения
дошкольников,
содержали
четко
обозначенную
и
пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя
эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания.
Безусловно,
этот
уровень
достижений
ребенка
должен
диагностироваться,
а
используемая
педагогом
технология
должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной
работы
детского
сада
и
решением
его
основных
задач.
Некоторые
современные
образовательные
программы
предлагают
использовать
народную
игру
как
средство
педагогической
коррекции
поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ
(теория
решения
изобретательских
задач),
которая
создана
ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель
использует
нетрадиционные
формы
работы,
которые
ставят
ребенка
в
позицию
думающего
человека.
Адаптированная
к
дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать
ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,
ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому
важно
не
упустить
этот
период
для
раскрытия
творческого
потенциала
каждого ребенка.
Целью
использования
данной
технологии
в
детском
саду
является
развитие,
с
одной
стороны,
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность;
с
другой
–
поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная
задача
использования
ТРИЗ
-
технологии
в
дошкольном
возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в
подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не
стоит
форсировать
внедрение
ТРИЗ
без
понимания
детьми
основных
положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации –
вот
та
среда,
через
которую
ребенок
научится
применять
тризовские
решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,
он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные
ресурсы.
Можно
применять
в
работе
только
элементы
ТР И З
(инструментарий),
если
педагог
недостаточно
освоил
ТРИЗ-
технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый
этап
–
определение
положительных
и
отрицательных
свойств
качества
какого-либо
предмета
или
явления,
не
вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй
этап
–
определение
положительных
и
отрицательных
свойств предмета или явления в целом.
Лишь
после
того,
как
ребенок
поймет,
чего
от
него
хотят
взрослые,
следует
переходить
к
рассмотрению
предметов
и
явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую,
педагог
уже
проводит
тризовские
занятия,
даже
не
подозревая
об
этом.
Ведь,
именно,
раскрепощенность
мышления
и
способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой
педагогики.
Заключение: Технологический
подход,
то
есть
новые
педагогические
технологии
гарантируют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый
педагог
–
творец
технологии,
даже
если
имеет
дело
с
заимствованиями.
Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным
ориентиром
познавательный
процесс
в
его
развивающемся
состоянии.Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не
помогает усовершенствоваться другим.
Творите
сами.
Как
нет
детей
без
воображения,
так
нет
и
педагога
без
творческих порывов.
Творческих Вам успехов!