Напоминание

"История моего села"


Автор: Гаджиева Асият Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кулецминская СОШ"
Населённый пункт: Дагестан, Левашинский район
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "История моего села"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

пеп Кулецминская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА КУЛЕЦМА

Автор работы:

Муталиев Асабали Абдурахманович

Руководитель:

Гаджиева Асият Магомедовна

Оглавление

1

Введение ……………………………………………3

Глава 1.

О названии и времени возникновения села..……………5

Глава 2. Географическое положение, природа…………………6

Глава 3.

Ислам и исламское возрождение села …………………....7

Глава 4. Кулецминцы в годы войны……………………….8,9,10

Заключение ………………………………………….10,11.

Литература ……………………………………………11

Приложение1………………………………………………11

Приложение 2-3…………………………………………..12

Приложение 4-5………………………………………….13

Приложение 6-7………………………………………….14

Приложение 8-9………………………………………….15

Приложение 10…………………………………………..16

Введение

Актуальность

Моей малой родиной является село Кулецма Левашинского района. Здесь я

родился, , я должен быть благодарен своим предкам. А как они жили мои

предки ? Этот вопрос заинтересовал меня.

Актуальность темы, я думаю очевидна. Каждый человек должен знать о том

месте, где он родился, живет. В большой стране у каждого человека есть

маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая

родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша

общая великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина

всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим

Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью. Я хотела бы

узнать, откуда берет свое начало моя Кулецма, почему его так назвали, как

жили мой предки, чьими именами гордится моя земля. Цель моей

исследовательской работы заключается в том, чтобы изучить историю

Кулецмы - одноязычный аул, расположен в Левашинском районе. Наша цель-

сохранение языка, самобытной культуры, обычаев и традиций, истории. Без

знания истории ... своего народа, народов, живущих рядом, невозможно

воспитывать патриотизм. Через любовь к своим близким, соседям,

односельчанам и т. д. мы сможем прививать и любовь к Родине, к Отчизне..

2

Объект исследования: история села Кулецма.

Для достижения поставленной цели мною были выдвинуты следующие

задачи:

- выяснить возникновение названия и времени села

- выяснить географическое расположение аула.

- узнать имена знаменитых людей аула, чьи умения и навыки переняли

потомки

Избранные методы исследования:

- беседа

-наблюдение

-опрос

-поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов;

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что

его результаты могут быть использованы в ходе написания рефератов, статей,

докладов, а также на классных часах и уроках.

3

Глава I

. О названии и времени возникновения села.

Версий много и о дате и происхождении названия «Кулецма»

много. Трудно считать достоверными версии о грузинском или

даргинском происхождении названия. Известный краевед

республики Булач Гаджиев считает, что название села произошло от

грузинского слова «Ковлат – Цминда» («Святая троица») и жители

села – потомки грузин, ссылаясь на записи русского ученого –

этнографа Е. И. Козубского и других. Не углублаясь в дебри этих

версий, позволю себе утверждать, что мы, кулецминцы, не считаем

себя потомками ни даргинцев, ни грузин, а считаем потомками

аварцев, и название Кулецма – с аварским отцом и аварской

матерью.

Слово «къулг!а» по словарю М. М. Саидова, по-русски означает

бассейн (откуда берут воду). Так он и называется по всему

Дагестану у аварцев, вряд ли это слово заимствовано у даргинцев.

Иная точка зрения на происхождение этого слова у археолога

Шейхова Н. В., единого с ним мнения и директор Буйнакского

педколледжа Магомедов Г. Д. По их

утверждению, название села происходит от слова «къулич!ел» - «не

поклонившиеся», «не сдавшиеся», «нет рабов». Рабов в селе

действительно не было и нет. Село известно как узденское, вольное,

освобожденное от рекрутчины и других тяжелых податей ханам

Мехтулинским и до них бывшим.

По свидетельству археолога Шейхова Н. Б. и Магомедова Г. Д.,

Кулецме более 1000 лет как минимум. Это же утверждал знаток

истории села и его выдающихся людей житель села, аксакал

Хатиков Магомед. Такого же мнения были и другие аксакалы-

знатоки истории села. (Приложение №8)

4

Глава II. Географическое положение, природа.

Кулецма расположена вдоль скалистых обрывов южного левого

берега речки Герга – притока Манас-озень, раскинулась на склонах,

холмах, горках и равнине, рядом с автотрассой в Гуниб, после

Волчьих ворот, на гребне Кызылярского перевала – границы

Внутреннего и Нагорного Дагестана. Площадь, занятая селом,- 250

гектаров. Общая территория – 4010 га, площадь обрабатываемой

земли – около тысячи га. Кулецма

находится на высоте 1560 м от уровня моря. Ландшафт

характеризуется чередованием равнин со скалистыми холмами и

обрывами, переходящими на севере и юге в горы средней высоты.

По южной части протекает приток Герги – речка Тимака, с

северных гор на юг – Яблоневая речка.Здесь множество мелких

речек и холодных, прозрачных, чистых родников.

Большинство земель села составляет пастбища и луга, изрезанные

оврагами и обрывами, чередующиеся с плодородными долинами и

пашнями. Большая часть пахотной земли расположена на равнинах,

меньшая – на горных склонах и террасах. Почва горно-луговая,

черноземовидная. Все земли богаты растительностью, особенно

луговым разнотравьем. Всюду растут ценные лечебные травы.

Земля повсеместно каменисто-щебенистая, трудна для ручной

обработки.

Запасы отменного бутового камня для стройки и щебня не

ограничены и не исследованы. Горы выглядят унылыми и серыми.

Деревья и кустарники на полях встречаются редко, а в селе их

почти нет. По рассказам старожилов, было время, когда наши горы

были покрыты сплошь лесами на севере. Лет 40 лет назад колхоз

имел более 60 га замечательных садов . Леса исчезли давно, сады

выкорчевали для картофеля и овощей.

5

Глава III. Ислам и исламское возрождение села.

Кулецма последовала одной из первых в Дагестане. Наши

сельчане были истинными мусульманами – это подтверждают

множество фактов. На территории села 6 кладбищ, множество

могил , тысячи надгробных каменных памятников с

мусульманскими надписями и захоронениями. По другому

захороненных – ни одного. Более 30 выходцев из Кулецмы были

дибирами, имамами, шейхами. О многих из них стало известно

только сейчас, до перестройки они были преданы анафеме. По

рассказам старожилов, до революции хадж совершил каждый

кулецминец, имевший материальную возможность для этого.

В селе имелись 3 участковых и одна Джума - мечеть. Все они были

закрыты к 1930 году, в период репрессий и колхозов. В 1983 г. эта

мечеть была отремонтирована. Отреставрированы и 2 другие

мечети. В этом году в селе идет исламское возрождение. Помимо

бывших отремонтированных и обновленных мечетей, построены

еще 2 участковые мечети.

При Джума-мечети с 1984 года работает

медресе, где обучаются Корану и арабской грамоте сотни детей. С

1997 года в центре расширившегося села сторится грандиозная

Джума-мечеть в 2 этажа. Несмотря на все бури и невзгоды,

обрушившиеся на село в годы Советской власти, за исключением на

коммунизм нацеленной верхушки села, коренной народ и их

потомки остались мусульманами. Главная заслуга в этом

принадлежит нашим предкам, светилам Ислама. Семена Ислама,

посеянные ими в душах сельчан, в народе не погибли.

(Приложение №1)

6

Глава IV. Кулецминцы в годы войны

Кулецминцы-участники Кавказской войны.

Сведения об участии кулецминцев в Кавказской войне на стороне

имама Шамиля весьма скудны. Находясь в составе Мехтулинского

ханства, подопечного Тарковскому шамхальству, оплоту русского

царя в Дагестане, Кулецма и окрестные села оказались в стане

врагов имама. Поэтому лишь отдельные храбрецы, недовольные

своими ханами и их вассалами на местах, стремясь испытать вкус

свободы, оказались в войске Шамиля. О судьбе двух из них

рассказал в своей публикации «Шамиль и два кулецминца» в 1998

году директор Буйнакского педколледжа Г. Магомедов.

(Приложение №2, №3, №4)

Борьцы за Советскую власть и Красные партизаны.

По воспоминаниям видных борцов за Советскую власть в

Дагестане, из села Кулецма в рядах красных партизан воевали в

период революции и гражданской войны 13 кулецминцев. В

Ценральном архиве РД в зарегистрированы лишь двое:

Дадагаджиев Магомед и Магомедова Фатима.

Последствия ВОВ.

Всего из нашего села 500 хозяйств участвовало в войне 150

человек, не считая живших вне села в городах и других местах

страны. Погибли на фронте 90 человек. Вернулись с фронта 58

7

человек. Концу войны из 500 хозяйств осталось 283, а в 1957 – 262.

Лишь с последующих лет начало расти количество хозяйств, ныне

их более 1250.

Биография:

Кураев Пайзула (1909 – 1945).

В феврале 1942 года Пайзула добровольцем отправился на фронт.

Учился в Бакинском пехотном, Тбилисском пулеметном училище.

Он прошел боевой путь со своей пулеметной ротой от Кавказских

гор до Восточной Пруссии. В феврале 1943 года из Тбилиси он

сообщил, что во время сражений на Кавказе его рота была окружена

превосходящими силами немцев, но вышла из окружения, дала

отпор врагу. Он был ранен, но поправился и скоро снова на фронт.

В марте 1945 года он писал: «Я командую бронетранспортером.

Польша позади. Переплыв Одер, остановились в Силезии. Перед

решающим ударом расположились лагерем на короткий отдых.

Более 4 месяцев невозможно было снять сапоги с ног». В конце мая

1954 года получили письмо от боевых друзей Кураева Пайзулы о

том, что 29 апреля 1945 года в бою с немецко-фашисткими

захватчиками героически погиб их любимый командир Кураев

Пайзула и со всеми воинскими почестями похоронен в селе

Мюндорф в районе города Барут в Восточной Германии.

За боевые заслуги Кураев Пайзула был награжден Орденом

«Красная Звезда», Орденом Отечетвенной войны 2 степени,

медалью «За Оборону Кавказа». Лишь 10 дней не дожил до Победы

наш Пайзула. (Приложение №5)

Дациев Абдурахман Ибрагимович (1922-1998).

Добровольцем отправился на фронт в августе 1941г. В первых же

боях с врагом показал себя отличным разведчиком. При

наступлении на город нашим трем танкам во главе с танкой

8

Абдурахмана противостояли артиллерийский батальон и несколько

рот пехотинцев. В ночном бою танкисты взяли в плен около 300

фашистов. По его словам, под ним сгорело 25 танков, но он чудом

остался невредим. До 1947 г. Абдурахман остался в Германии

обучать молодых солдат своему боевому искусству, был военным

комендантом одного из немецких городов. На войне Абдурахман

был 3 раза ранен, 2 раза контужен.

После возвращения с фронта грудь героя украшало множество

орденов и медалей. Его заслуги перед Родиной отмечены 5

орденами: Отечественной войны 1,2,3 степеней, Боевого Красного

Знамени, Боевой Красной Звезды. Отмечен 11 медалями, среди

которых; «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За

победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За

Отвагу», 6 юбилейных ко дню Победы и «Ветеран труда». Он имел

личную благодарность от Сталина за взятие Берлина.

(Приложение №6)

Гасанханов Магомед (1909 – 1989).

В голодный и холодный 1942 год семья с малолетними детьми

жила на окраине села возле речки в маленьких двух комнатах. Не

хватало топлива для печки и пищи для жизни. Единственный

кормилец семьи Магомед был мобилизован на Дальневосточный

фронт, на войну с Японией. Отец воевал на фронте, а семья воевала

за выживание, за жизнь.

Магомед вернулся с фронта в конце войны инвалидом с засохшей

рукой, энергично взялся за улучшение и возрождение блага семьи.

Заслуги Гасанханова Магомеда перед Родиной отмечены двумя

орденами Великой Отечественной войны, многими юбилейными и

иными медалями. (Приложение №7)

9

Заключение

Сегодня как никогда, повышается интерес людей к своему прошлому, к

истории народа, истории дома, своей родины. Разыскиваются архивные

материалы, собираются воспоминания очевидцев.

Современная Кулецма фактически ничем не отличается от других сел

Дагестана.(Приложение 9-10) В селе имеется средняя школа, библиотека,

медпункт. спорткомплекс. Несмотря на все перипетии, через которые

пришлось пройти кулецминцам, наши предки сумели выжить и сохранить

свой язык, культуру, обычаи и традиции.

Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного

села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о

славных страницах истории моего села, о предках, о великих традициях

родной земли – нашего села, поближе познакомиться со знаменитыми

людьми села.

Используемая литература:

1.

Опрос

2.

Г. С. Магомедалиев «Мое село и ее светила» 2000г.

Приложения№1

10

Приложения №2

Приложение №3

11

Приложение №4

12

Приложение №5

Приложение №6

13

Приложение №7

Приложение №8

Приложение №9

14

Приложение №10

15

16



В раздел образования