Автор: Ульянова Надежда Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа 50"
Населённый пункт: г. Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Разработка занятия "Решение систем уравнений разными способами"
Тема: Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ
Раздел: среднее образование
Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ
Учителя высшей категории Ульяновой Н.А.
Решение систем, содержащих два уравнения с двумя переменными второй степени весьма
трудная задача, но в некоторых случаях системы могут быть решены с помощью простых
и изящных приемов.
1.
Решить систему уравнений способом подстановки и графически.
Первый способ.
Решение:
(1)
- способом подстановки.
1) ху=-3;
2)
умножим обе части уравнения на
,получим:
пусть
и
0,тогда
по теореме, обратной теореме Виета, получим:
Если z =9,то
,
z =1, то
-3,-1,1,3 отличны от нуля, значит, они являются корнями уравнения
3) Если
то
то
то
то
Ответ:(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3)-решения системы (1).
Второй способ
- графическим способом.
Решение:
В одной системе координат построим графики уравнений:
и ху= -3.
-графиком этого уравнения является окружность с центром в точке (0;0) и
радиусом
.
В треугольнике АВС,
АВС =90°, АВ=1, ВС=3, АС=
.
Длину отрезка АС=
возьмем за радиус окружности
.
ху=3; у=
;
- графиком этого уравнения является гипербола, ветви которой
расположены во II и IV координатных углах.
х
-6
-3
-1
-0.5
0.5
1
3
6
у
0.5
1
3
6
-6
-3
-1
-0.5
Рисунок 1
Графики изображены на рисунке 1.
Графики
и
пересекаются в четырех точках (они обозначены буквами
А, В, С, Д), следовательно, данная система уравнений имеет четыре решения:
(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Интересно заметить, что решения данной системы симметричны. Точки С и В и А и Д
симметричны относительно начала координат. Точки С и А и Д и В симметричны
относительно биссектрисы I и III координатных углов (прямой у=х), поэтому их
координаты “меняются местами”.
II. “Открытие” новых способов решения этой же системы.
Для решения этой системы есть более изящные и красивые способы.
Решить систему уравнений
Решение:
Третий способ
(1)
Система (1) “распадается” на две более простые системы:
(2)
(3)
Каждое решение системы (1) является решением хотя бы одной из систем (2) или (3).И
каждое решение системы (2) и (3) является решением системы (1).
Системы (2) и (3) является симметричными, решим каждую из них:
(1)
(2)
Пусть
и
корни уравнения
Пусть
и
корни уравнения
и
его корни,
Тогда (3;-1) и (-1;3)-
решения системы (1).
и
его корни,
Тогда (-3;1) и (1;-3)-
решения системы (2)
Для того чтобы понять содержательную сторону приведенного решения, обратимся к
графической иллюстрации. На рис.2 в одной системе координат показано графическое
решение систем.
Рисунок 2
и
Каждая прямая х+у =2 и х+у =-2 пересекает гиперболу ху=-3 в двух точках, а всего мы
имеем четыре точки пересечения (они обозначены буквами А, В, С, Д). Это те же точки,
которые получились при пересечение гиперболы и окружности (смотри рис.1).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Еще один способ решения данной системы
Решение:
Четвертый способ
Сложим почленно первое уравнение системы
сначала с уравнением 2ху=-6,а
затем с уравнением -2ху=6.Получим систему:
Из первого уравнения получаем, что
х+у=2 или х+у =-2.
Из второго уравнения получаем, что
х-у=4 или х-у=-4.
Рассматривая каждое уравнение первой строки совместно с каждым уравнение второй
строки приходим к четырем системам линейных уравнений:
Решив каждую из них получим следующие решения исходной системы:
(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Решение проиллюстрировано графически на рис.3.
Рисунок 3
Теперь видно, что четыре прямые при попарном пересечении указывают те же самые
точки, которые получились при пересечении окружности и гиперболы (смотри рис.1).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
И еще один из способов решения системы
Пятый способ
Данная система является симметричной и решается она очень красиво с помощью
введения новых переменных. Пусть
,
и учитывая, что
,получим:
Если u=-3, то
или
тогда получим:
и
Полученные системы тоже являются симметричными системами, которые мы уже решали.
Итак,(3;1), (-1;3), (-3;1),(1;-3)-решения данной системы.
Итак, рассмотрели пять различных способов решения одной и той же системы уравнений.
Каждый выбирает для себя способ, который ему больше всего понравится. Хочется
закончить словами Б.В.Гнеденко: “Ничто так не содействует усвоению предмета, как
действие с ним в разных ситуациях”.