Автор: Мокрощупова Александра Михайловна
Должность: учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ «Хатасская средняя школа имени П.Н. и Н.Е Самсоновых»
Населённый пункт: ГО «Город Якутск» Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание в семье – основной источник и эффективная среда формирования личности
Раздел: среднее образование
Воспитание в семье – основной источник и эффективная среда
формирования личности
Мокрощупова Александра Михайловна,
учитель якутского языка и литературы
МОБУ «Хатасская средняя школа
имени П.Н. и Н.Е Самсоновых»
ГО «Город Якутск» Республики Саха (Якутия)
Ключевые
слова:
семья
как
среда
воздействия,
семейные
традиции,
взаимодействие поколений, развитие личности ребенка.
Аннотация: В статье излагается воспитательная возможность семьи в
результате
наблюдения
классного
руководителя.
На
примере
семьи
Парасковьи Афанасьевны и Алексея Григорьевича Козловых раскрываются
семейные традиции, ценности, внутрисемейные социально-психологические
факторы,
имеющие
воспитательный
эффект
на
формирование
личности
ребенка в семье.
Семья
–
это
та
среда,
где начинает
открываться
мир
человеческих
отношений,
на
основе
которых ребенок начинает
делать
свои
первые
нравственные
выборы.
От
того,
как
будет
построено
образование
и
воспитание детей в семье: насколько оно будет ориентировано на развитие
ребенка,
зависит
становление
самосознания
ребенка,
его
первые
нравственные самоопределения и основы его мировоззрения, образа мира в
целом.
Первыми
и
главными
воспитателями
ребёнка
являются
родители,
обращаясь к ним А. С. Макаренко говорил: "Главные основы воспитания
человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека".
По
определению
А.
Н.
Леонтьева,
дошкольный
возраст
представляет
собой
период
"первоначального
фактического
складывания"
личности.
Стержнем
личности
является
нравственная
позиция
человека,
в
формировании которой решающая роль принадлежит семье.
То,
что ребенок в
детские
годы
приобретает
в семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
последующей
жизни.
Важность семьи как
института
воспитания
обусловлена
тем,
что
в
ней,
этой
среде, ребенок находится в
течение
значительной
части
своей
жизни,
и
по
длительности
своего
воздействия
на
личность
ни
один
из
институтов
воспитания
не
может
сравниться с семьей.
Семья может
выступать
в
качестве
как
положительного,
так
и
отрицательного
фактора
воспитания.
Положительное
воздействие
на
личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него
людей
–
матери,
отца,
бабушки,
дедушки,
брата,
сестры,
не
относится
к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
Как педагог, проработавший 15 лет классным руководителем, согласна с
мнением многих исследователей, ученых о том, что огромное значение
в
воспитании детей в семье имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная
атмосфера семьи, её уклад и стиль воспитания. То есть взаимоотношения
внутри семьи и
нравственные
идеалы.
Дети
являются
очень
хорошими
наблюдателями
и
то,
что
они
видят
вокруг,
все
проецируют
на
себя.
Следовательно,
жизнь
родителей,
их
моральный
облик
всегда
и
всюду
находится под пристальным взглядом детей. Родители становятся примером
для подражания. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка
силой обаяния своей личности. Также становится важным место работы
родителей, их гражданское лицо, поведение.
В связи с этим хочу рассказать о модели воспитания в семье Парасковьи
Афанасьевны и Алексея Григорьевича Козловых. Парасковья Афанасьевна по
образованию учитель истории, как человек с активной жизненной позицией
была избрана главой наслега Хатассы, в данное время депутат Якутской
Городской Думы по пригородному избирательному участку №1.
Алексей
Григорьевич по образованию зоотехник, многие годы добросовестно работал
в Хатасском свинокомплексе. У
них трое сыновей, двое - специалисты с
высшим образованием, младший учится в вузе. Козловы старшие говорят о
своих
родителях:
«Родители
воспитали
нас
на
своем
примере,
научили
многим
жизненно
необходимым
навыкам,
последовательно
требовали
и
настаивали на том, чтобы мы ответственно относились к учебе, прилежно
учились, получили специальность, доброжелательно относились к людям.
При этом они сами были активными по жизни и ответственными в работе. И
сегодня мы по их же примеру и принципам воспитываем своих детей и
внуков».
В семье П.А. и А.Г. Козловых были и есть значимые события, которые
отмечают по традиции как семейно - бытовые праздники (дни рождения,
начало и окончание учебного года, получение паспорта и др.). При этом
главное, по мнению родителей, должно заключаться в том, чтобы у детей
появилось
желание
участвовать
и
организовывать
торжества,
ставшие
традиционными в семье их родителей.
За многие годы в семье
сформированы свои традиции: они любят
отдыхать на природе; вместе собирают грибы, ягоды; все праздники, дни
рождения
отмечают
вместе.
С
малых
лет
дети
работают
наравне
со
взрослыми и по хозяйству умеют делать все. Отец смог научить сыновей
всему тому, что умеет сам: заготавливать сено, работать на огороде, водить
машину, трактор, столярничать, ремонтировать технику, постройки, мелкие
неполадки в доме.
Девизом
семьи
является
народная
пословица:
«Глаза
боятся,
руки
делают» («Харах саллар да, илии онорор»). Как все якутские мужчины, отец
и сыновья увлекаются охотой и рыбалкой. Поскольку в семье три сына, при
распределении
обязанностей
между
членами
семьи
по
дому
и
ведению
подсобного хозяйства не было разделения на мужскую и женскую работу.
Дети делали все: готовили еду, стирали, мыли пол, ухаживали за огородом,
косили сено, помогали в ремонте дома.
Естественно,
что
в
семье
каждый
ребенок
уникален,
имеет
свои
индивидуальные
физические,
психологические
и
интеллектуальные
особенности,
свои
интересы,
увлечения
и
профессиональные
намерения.
Поэтому
родители
старались
своевременно
увидеть
их
склонности
и
способности,
воспитывать
и
развивать
детей,
исходя
из
потребностей
и
особенностей каждого ребенка и при этом обязательно учитывали их возраст.
Когда дети учились в школе, по возможности отправляли детей в разные
страны,
чтобы
они
знакомились
зарубежной
культурой,
экономикой,
расширяли кругозор, переняли что-то положительное, лучшее из увиденного,
научились
критически
относиться
к
происходящему,
приобрели
опыт
взаимодействия с представителями других национальностей.
Все
поколения
семьи
Козловых
стараются
передать
свои
умения,
ценности,
традиции
молодому
поколению.
Так,
семья
очень
бережно
относится к домашней библиотеке. Еще родители старших Козловых много
читали, устраивали семейные чтения, подарили
своим детям библиотеку
якутских писателей и поэтов. И сегодня Парасковья Афанасьевна и Алексей
Григорьевич вместе с детьми и внуками обновляют библиотеку (в домашнем
фонде примерно 1500 книг)».
Также хорошей традицией семьи Козловых для поддержания всеобщей
заинтересованности
в
заботах
и
успехах
каждого
члена семьи является
постоянный
обмен
мнениями
о
трудовых,
общественных,
культурно-
образовательных
делах,
различными
впечатлениями
об
увиденном,
услышанном, о важных событиях. Это происходит, как правило, за большим
семейным столом.
В данное время мужская половина семьи работает в строительстве дома и
гаража. Сами устанавливают электропроводку, технические сооружения. При
этом традиционно все
семейные дела, вопросы, проблемы обсуждаются,
планируются и решаются на семейном совете.
Сегодня старшие сыновья сами имеют семью и воспитывают своих детей
на
основе
семейных
ценностей
и
по
тем
же
семейным
традициям,
приобретенным в родительском доме.
Действительно,
семейные
традиции
и
ценности
помогают
создать
в семье ощущение
общепринятых
условностей,
приобщение
к
которым
дает ребенку чувство сопричастности к миру семейных ценностей. Наличие
семейных традиций - это есть показатель непохожести, уникальности семьи,
который
формирует
общественное
мнение
об
отдельных
членах семьи
и
семье в целом.
В моем классе с 5 класса учился младший сын Козловых - Тимур. Он
учился на «хорошо» и «отлично», любимыми учебными предметами были
информатика, история, обществознание. Углубленно занимался в «Ленском
крае» по математике, по русскому языку. Тимур увлекался краеведением,
исследовал старинные постройки родного села Хатассы, представляющие
историческое значение. По результатам исследования выступал в научно-
практических
конференциях
«Шаг
в
будущее»
разного
уровня
и
неоднократно
занимал
призовые
места
в
школьных,
городских
и
республиканских конференциях.
В
классе
Тимур
отличался
начитанностью,
широким
кругозором,
эрудированностью, умеет общаться с людьми на разные темы.
Успешно
окончил музыкальную школу (класс хореографии), хорошо играет на гитаре,
сочиняет музыку, стихи. Каждый год вместе с группой принимал участие в
танцевальном празднике Терпсихоры, где занимали призовые места. Козлов
Тимур всегда уважительно относился к старшему поколению, помогал
и
сверстникам, и учителям. Как ученик с выраженными коммуникативно -
организаторскими
способностями
не
раз
избирался
старостой
класса,
работал президентом Хатасской средней школы. В данное время успешно
учится на 4 курсе в Инженерно- техническом институте СВФУ.
И сегодня я, как классный руководитель, могу с уверенностью сказать, что
ответственное отношение к порученным делам, увлеченность, уважительное
от н о ш е н и е
к
с т а р ш и м ,
ч у в с т во
с о б с т в е н н о го
д о с т о и н с т в а ,
доброжелательность, социальная активность Тимура во многом напоминает
образ его родителей - Парасковьи Афанасьевны и Алексея Григорьевича
Козловых,
людей порядочных,
социально активных; единомышленников
педагогов, реально поддерживающих образовательные инициативы учителей
и школы.
Старшие сыновья Виталий и Григорий в школьные годы тоже отличались
ответственностью, организованностью, имели выраженные способности по
техническим
и
естественнонаучным
дисциплинам.
Виталий
–
выпускник
республиканского
лицея
для
одаренных
детей
и
Мо сковского
Государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, работает
ведущим
экспертом
якутского
филиала АО «Системный оператор Единой
энергетической системы», женат, двое детей. Средний сын Григорий окончил
медицинский институт СВФУ, работает врачом-реаниматологом ЦЭМП ГУ
Республиканская больница №2, женат, двое детей.
На примере семьи Козловых можно отметить, что особую воспитательную
роль семьи, как главной воздействующей среды на ребенка, составляют
следующие внутрисемейные социально-психологические факторы:
Сформированность родительской компетентности;
Непрерывность и устойчивость воспитательных воздействий;
Воспитательные отношения в семье основаны на таких ценностях как
чувство
родства,
любовь,
уважение,
доверие,
взаимоподдержка,
гордость за своих близких и др.;
Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, поколения,
разной области интересов и деятельности;
Благоприятная
возможность
учета
индивидуальных
особенностей,
потребностей и интересов;
Эмоциональность и искренность семейных отношений.
Таким
образом,
из
всего
вышесказанного
можно
сделать
вывод,
что
основным
источником
и
эффективной
средой
воздействия
на
ребёнка
является семья.
Именно семья создаёт
для
ребёнка
ту
модель
жизни,
в
которую он включается. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет
своих
родителей,
подражает
им,
т.е.
в
основу
воспитания
закладывается
принцип «делай как я».