Напоминание

Воспитание в семье – основной источник и эффективная среда формирования личности


Автор: Мокрощупова Александра Михайловна
Должность: учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ «Хатасская средняя школа имени П.Н. и Н.Е Самсоновых»
Населённый пункт: ГО «Город Якутск» Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание в семье – основной источник и эффективная среда формирования личности
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание в семье – основной источник и эффективная среда

формирования личности

Мокрощупова Александра Михайловна,

учитель якутского языка и литературы

МОБУ «Хатасская средняя школа

имени П.Н. и Н.Е Самсоновых»

ГО «Город Якутск» Республики Саха (Якутия)

Ключевые

слова:

семья

как

среда

воздействия,

семейные

традиции,

взаимодействие поколений, развитие личности ребенка.

Аннотация: В статье излагается воспитательная возможность семьи в

результате

наблюдения

классного

руководителя.

На

примере

семьи

Парасковьи Афанасьевны и Алексея Григорьевича Козловых раскрываются

семейные традиции, ценности, внутрисемейные социально-психологические

факторы,

имеющие

воспитательный

эффект

на

формирование

личности

ребенка в семье.

Семья

это

та

среда,

где начинает

открываться

мир

человеческих

отношений,

на

основе

которых ребенок начинает

делать

свои

первые

нравственные

выборы.

От

того,

как

будет

построено

образование

и

воспитание детей в семье: насколько оно будет ориентировано на развитие

ребенка,

зависит

становление

самосознания

ребенка,

его

первые

нравственные самоопределения и основы его мировоззрения, образа мира в

целом.

Первыми

и

главными

воспитателями

ребёнка

являются

родители,

обращаясь к ним А. С. Макаренко говорил: "Главные основы воспитания

человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека".

По

определению

А.

Н.

Леонтьева,

дошкольный

возраст

представляет

собой

период

"первоначального

фактического

складывания"

личности.

Стержнем

личности

является

нравственная

позиция

человека,

в

формировании которой решающая роль принадлежит семье.

То,

что ребенок в

детские

годы

приобретает

в семье,

он

сохраняет

в

течение

всей

последующей

жизни.

Важность семьи как

института

воспитания

обусловлена

тем,

что

в

ней,

этой

среде, ребенок находится в

течение

значительной

части

своей

жизни,

и

по

длительности

своего

воздействия

на

личность

ни

один

из

институтов

воспитания

не

может

сравниться с семьей.

Семья может

выступать

в

качестве

как

положительного,

так

и

отрицательного

фактора

воспитания.

Положительное

воздействие

на

личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него

людей

матери,

отца,

бабушки,

дедушки,

брата,

сестры,

не

относится

к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с

тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в

воспитании детей, сколько может сделать семья.

Как педагог, проработавший 15 лет классным руководителем, согласна с

мнением многих исследователей, ученых о том, что огромное значение

в

воспитании детей в семье имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная

атмосфера семьи, её уклад и стиль воспитания. То есть взаимоотношения

внутри семьи и

нравственные

идеалы.

Дети

являются

очень

хорошими

наблюдателями

и

то,

что

они

видят

вокруг,

все

проецируют

на

себя.

Следовательно,

жизнь

родителей,

их

моральный

облик

всегда

и

всюду

находится под пристальным взглядом детей. Родители становятся примером

для подражания. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка

силой обаяния своей личности. Также становится важным место работы

родителей, их гражданское лицо, поведение.

В связи с этим хочу рассказать о модели воспитания в семье Парасковьи

Афанасьевны и Алексея Григорьевича Козловых. Парасковья Афанасьевна по

образованию учитель истории, как человек с активной жизненной позицией

была избрана главой наслега Хатассы, в данное время депутат Якутской

Городской Думы по пригородному избирательному участку №1.

Алексей

Григорьевич по образованию зоотехник, многие годы добросовестно работал

в Хатасском свинокомплексе. У

них трое сыновей, двое - специалисты с

высшим образованием, младший учится в вузе. Козловы старшие говорят о

своих

родителях:

«Родители

воспитали

нас

на

своем

примере,

научили

многим

жизненно

необходимым

навыкам,

последовательно

требовали

и

настаивали на том, чтобы мы ответственно относились к учебе, прилежно

учились, получили специальность, доброжелательно относились к людям.

При этом они сами были активными по жизни и ответственными в работе. И

сегодня мы по их же примеру и принципам воспитываем своих детей и

внуков».

В семье П.А. и А.Г. Козловых были и есть значимые события, которые

отмечают по традиции как семейно - бытовые праздники (дни рождения,

начало и окончание учебного года, получение паспорта и др.). При этом

главное, по мнению родителей, должно заключаться в том, чтобы у детей

появилось

желание

участвовать

и

организовывать

торжества,

ставшие

традиционными в семье их родителей.

За многие годы в семье

сформированы свои традиции: они любят

отдыхать на природе; вместе собирают грибы, ягоды; все праздники, дни

рождения

отмечают

вместе.

С

малых

лет

дети

работают

наравне

со

взрослыми и по хозяйству умеют делать все. Отец смог научить сыновей

всему тому, что умеет сам: заготавливать сено, работать на огороде, водить

машину, трактор, столярничать, ремонтировать технику, постройки, мелкие

неполадки в доме.

Девизом

семьи

является

народная

пословица:

«Глаза

боятся,

руки

делают» («Харах саллар да, илии онорор»). Как все якутские мужчины, отец

и сыновья увлекаются охотой и рыбалкой. Поскольку в семье три сына, при

распределении

обязанностей

между

членами

семьи

по

дому

и

ведению

подсобного хозяйства не было разделения на мужскую и женскую работу.

Дети делали все: готовили еду, стирали, мыли пол, ухаживали за огородом,

косили сено, помогали в ремонте дома.

Естественно,

что

в

семье

каждый

ребенок

уникален,

имеет

свои

индивидуальные

физические,

психологические

и

интеллектуальные

особенности,

свои

интересы,

увлечения

и

профессиональные

намерения.

Поэтому

родители

старались

своевременно

увидеть

их

склонности

и

способности,

воспитывать

и

развивать

детей,

исходя

из

потребностей

и

особенностей каждого ребенка и при этом обязательно учитывали их возраст.

Когда дети учились в школе, по возможности отправляли детей в разные

страны,

чтобы

они

знакомились

зарубежной

культурой,

экономикой,

расширяли кругозор, переняли что-то положительное, лучшее из увиденного,

научились

критически

относиться

к

происходящему,

приобрели

опыт

взаимодействия с представителями других национальностей.

Все

поколения

семьи

Козловых

стараются

передать

свои

умения,

ценности,

традиции

молодому

поколению.

Так,

семья

очень

бережно

относится к домашней библиотеке. Еще родители старших Козловых много

читали, устраивали семейные чтения, подарили

своим детям библиотеку

якутских писателей и поэтов. И сегодня Парасковья Афанасьевна и Алексей

Григорьевич вместе с детьми и внуками обновляют библиотеку (в домашнем

фонде примерно 1500 книг)».

Также хорошей традицией семьи Козловых для поддержания всеобщей

заинтересованности

в

заботах

и

успехах

каждого

члена семьи является

постоянный

обмен

мнениями

о

трудовых,

общественных,

культурно-

образовательных

делах,

различными

впечатлениями

об

увиденном,

услышанном, о важных событиях. Это происходит, как правило, за большим

семейным столом.

В данное время мужская половина семьи работает в строительстве дома и

гаража. Сами устанавливают электропроводку, технические сооружения. При

этом традиционно все

семейные дела, вопросы, проблемы обсуждаются,

планируются и решаются на семейном совете.

Сегодня старшие сыновья сами имеют семью и воспитывают своих детей

на

основе

семейных

ценностей

и

по

тем

же

семейным

традициям,

приобретенным в родительском доме.

Действительно,

семейные

традиции

и

ценности

помогают

создать

в семье ощущение

общепринятых

условностей,

приобщение

к

которым

дает ребенку чувство сопричастности к миру семейных ценностей. Наличие

семейных традиций - это есть показатель непохожести, уникальности семьи,

который

формирует

общественное

мнение

об

отдельных

членах семьи

и

семье в целом.

В моем классе с 5 класса учился младший сын Козловых - Тимур. Он

учился на «хорошо» и «отлично», любимыми учебными предметами были

информатика, история, обществознание. Углубленно занимался в «Ленском

крае» по математике, по русскому языку. Тимур увлекался краеведением,

исследовал старинные постройки родного села Хатассы, представляющие

историческое значение. По результатам исследования выступал в научно-

практических

конференциях

«Шаг

в

будущее»

разного

уровня

и

неоднократно

занимал

призовые

места

в

школьных,

городских

и

республиканских конференциях.

В

классе

Тимур

отличался

начитанностью,

широким

кругозором,

эрудированностью, умеет общаться с людьми на разные темы.

Успешно

окончил музыкальную школу (класс хореографии), хорошо играет на гитаре,

сочиняет музыку, стихи. Каждый год вместе с группой принимал участие в

танцевальном празднике Терпсихоры, где занимали призовые места. Козлов

Тимур всегда уважительно относился к старшему поколению, помогал

и

сверстникам, и учителям. Как ученик с выраженными коммуникативно -

организаторскими

способностями

не

раз

избирался

старостой

класса,

работал президентом Хатасской средней школы. В данное время успешно

учится на 4 курсе в Инженерно- техническом институте СВФУ.

И сегодня я, как классный руководитель, могу с уверенностью сказать, что

ответственное отношение к порученным делам, увлеченность, уважительное

от н о ш е н и е

к

с т а р ш и м ,

ч у в с т во

с о б с т в е н н о го

д о с т о и н с т в а ,

доброжелательность, социальная активность Тимура во многом напоминает

образ его родителей - Парасковьи Афанасьевны и Алексея Григорьевича

Козловых,

людей порядочных,

социально активных; единомышленников

педагогов, реально поддерживающих образовательные инициативы учителей

и школы.

Старшие сыновья Виталий и Григорий в школьные годы тоже отличались

ответственностью, организованностью, имели выраженные способности по

техническим

и

естественнонаучным

дисциплинам.

Виталий

выпускник

республиканского

лицея

для

одаренных

детей

и

Мо сковского

Государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, работает

ведущим

экспертом

якутского

филиала АО «Системный оператор Единой

энергетической системы», женат, двое детей. Средний сын Григорий окончил

медицинский институт СВФУ, работает врачом-реаниматологом ЦЭМП ГУ

Республиканская больница №2, женат, двое детей.

На примере семьи Козловых можно отметить, что особую воспитательную

роль семьи, как главной воздействующей среды на ребенка, составляют

следующие внутрисемейные социально-психологические факторы:

Сформированность родительской компетентности;

Непрерывность и устойчивость воспитательных воздействий;

Воспитательные отношения в семье основаны на таких ценностях как

чувство

родства,

любовь,

уважение,

доверие,

взаимоподдержка,

гордость за своих близких и др.;

Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, поколения,

разной области интересов и деятельности;

Благоприятная

возможность

учета

индивидуальных

особенностей,

потребностей и интересов;

Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким

образом,

из

всего

вышесказанного

можно

сделать

вывод,

что

основным

источником

и

эффективной

средой

воздействия

на

ребёнка

является семья.

Именно семья создаёт

для

ребёнка

ту

модель

жизни,

в

которую он включается. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет

своих

родителей,

подражает

им,

т.е.

в

основу

воспитания

закладывается

принцип «делай как я».



В раздел образования