Напоминание

Эффективные приёмы и методы обучения говорению на уроках английского языка при подготовке к ЕГЭ


Автор: Егорова Анастасия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приёмы и методы обучения говорению на уроках английского языка при подготовке к ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Эффективные приёмы и методы обучения говорению на уроках английского языка

при подготовке к ЕГЭ

В

современном

мире

научно-технического

прогресса

и

всеобщей

глобализации

владение

иностранным языком, в особенности английским, является необходимым условием для углубления

своих знании во всех сферах общественной жизни. Высока роль английского языка как средства

международного общения. Хорошее знание иностранного языка будет способствовать успеху в

профессиональной

деятельности.

Часто

бывает,

что

люди

не

задумываются

над

тем,

что

иностранный язык им пригодится. И вдруг – туристическая поездка, экзамен, трудный текст

инструкции. Кроме этого, большую потребность в качественном изучении иностранного языка

испытывают

учащиеся

общеобразовательных

школ

в

тренировке

навыков,

необходимых

для

успешного прохождения итоговой аттестации по английскому языку. Дети, которые изучали язык

углублённо,

к

экзамену

готовы.

Для

ребёнка,

который

изучал

язык

по

обычной

программе

общеобразовательной школы и не занимался дополнительно, хорошо сдать этот экзамен будет

сложно.

Следовательно, одна из основных задач учителя на уроке иностранного языка - сформировать у

обучающихся

такие

коммуникативные

умения,

как

понимание

и

создание

иноязычных

высказываний

в

соответствии

с

конкретной

ситуацией

общения,

речевой

задачей

и

коммуникативным намерением.

Следует выделить три главные причины, по которым преподаватель должен вовлекать учащихся в

процесс говорения на занятии. Первая причина заключается в том, что задания на говорение

являются для них «репетицией», возможностью практиковать жизненные разговорные ситуации на

уроке. Во-вторых, во время выполнения этих заданий учащиеся стараются использовать все или

некоторые

изученные

ими

языковые

средства.

И,

наконец,

чем

больше

студенты

имеют

возможностей активизировать различные накопленные ими элементы языка во время изучения,

тем с большей вероятностью они научатся использовать эти элементы автоматически. А это значит,

что

они

смогут

легко,

не

задумываясь

и

не

подбирая,

использовать

эти

слова

и

фразы,

отработанные на уроке, в жизненных ситуациях

Говорение всегда рассматривалось как самый востребованный вид речевой деятельности. Для

многих обучающихся это основное умение. Навыки говорения, как и любые другие навыки, не

формируются сами собой; для их становления необходимо использовать специальные упражнения

и

задания,

которые

призваны

в

конечном

итоге

сформировать

и

отшлифовать

способность

ориентироваться в естественных ситуациях общения. Они являются важным компонентом курса

изучения английского языка.

Раздел

"Говорение"

на

ЕГЭ

представлен

чтением

отрывка

адаптированного

текста

и

тремя

заданиями на монологическое высказывание.

УМК Spotlight содержит

эффективные

задания,

создающие

релевантные

коммуникативные

ситуации для активного использования иностранного языка, а также проекты исследовательского

характера, портфолио. Поэтому стоит особенно выделить представленную возможность создания

базы для развития навыка говорения в процессе проявления творческой активности. Ребенок сам

чувствует, что умеет применять полученные знания на практике и свободно выражать свои мысли.

На всех уровнях данного УМК представлены все необходимые задания для успешного развития

коммуникативных умений учащихся, в частности умений и навыков говорения.

Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы

экзаменатора? Наиболее эффективными видами деятельности при обучении монологической речи

является:

1.

Дискуссии.

Учащиеся,

разделенные

на

группы,

могут

преследовать

следующие

цели:

прийти

к

общему

мнению, поделиться идеями касательно какого-либо события или найти решение. Преподавателем

должна обязательно быть определена цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в

дискуссии по принципу «согласен – не согласен». В такого рода дискуссиях предпочтительно

сформировать группы из 4-5 человек и дать им спорные предложения для обсуждения. Затем,

каждая группа работает над заданной темой определенное количество времени и представляет

свое

мнение

классу.

Такая

деятельность

способствует

развитию

критического

мышления

и

быстрому принятию решений, учащиеся также узнают, как вежливо выразить и защитить свою

точку зрения, не соглашаясь с другими. При обсуждении в группах необходимо также побуждать

учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку и т.д.

Spotlight 10. Ex.1, p.40

Debate the situation (You land some money to your friend. He promises to pay you back tomorrow, but

doesn’t. What should you do?) Say what you would do and why. Agree or disagree with your partner’s

decisions. Use the language in the box:

-Don’t you agree that…? Don’t you think…?

- Of course/ That’s right / That’s correct / Certainly.

- Certainly not / I don’t agree / You are wrong there.

2. Ролевая игра.

В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах и

исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную

информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.

Spotlight 10. Speaking part, p.43

You and your brother/sister want to buy a present to your parent’s wedding anniversary. Discuss the

following options and choose the one you both like most of all.

A weekend in Rome/ Tickets to the theatre / Two tennis racquets / A big box of chocolates.

Remember to:

Take an active part in conversation and be polite

Come up with ideas

Give good reason

Take brother’s or sister’s opinion into account

Invite your brother/sister to come up with the other suggestion

Discuss all the options and come to agreement

3. Имитационные модели.

Они

очень

похожи

на

ролевые

игры,

но

более

продуманные

и

сложные.

Для

этого

вида

деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную

ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи

развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у

робких учащихся.

4. Информационный пробел.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией,

которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор

информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно

будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что

дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.

Spotlight 10. Ex.4, p.41.

Work in groups. Collect information and then give two-minute talk about what air pollution is and how

should we clean the air at home.

5. Мозговой штурм.

В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему в ограниченный период

времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп

учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут

обмениваться новыми идеями.

Spotlight 10. Ex.1, p.12

Read the poem and discuss. Think of your best friend. What makes them special to you?

6. Рассказывание историй.

Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся

слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй

стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном

формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.

Spotlight 10. Ex.4, p.39

Imagine you are the radio presenter. Choose one of the events (Wimbledon, Royal Ascot, The Oxford and

Cambridge boat race, The London Marathon). Present it to the class.

7. Интервью.

Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам. Будет лучше, если

преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и

каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью

позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также

подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга

и представлять своего партнера классу.

Spotlight 10. Ex.4, p.21

Take the role and interview one of the teenagers in the text/ Ask him/her about how do they like to keep up

with the latest fashion.

8. Завершение истории.

Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого учащиеся

садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких

предложений.

Затем

каждый

учащийся

должен

добавлять

по

4-10

предложений

для

ее

продолжения. Пари этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания и т.д

Spotlight 10. Spotlight on Russia, p.4

Read about Evgeni Plushenko and his career. What do you think he will do next?

9. Доклады.

Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету

или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они

также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.

Spotlight 10. Spotlight on Russia, p.6.

What is your favourite place to visit? Which place would you advise a tourist to see? Giveexplanation.

10. Игральные карты.

В этой игре учащиеся делятся на группы из 4 человек. Каждая карточная масть представляет

какую-либо тему. Каждый учащийся в группе выбирает карту и пишет 4-5 вопросов по этой теме

для участников других групп. Преподаватель с самого начала должен предупредить, что вопросы,

на которые можно ответить «да» или «нет», задавать нельзя. Чтобы практиковать устную речь,

вопросы должны подразумевать развернутый интересный ответ.

11. Рассказ по картинкам.

В этом виде деятельности учащиеся должны рассказать историю, опираясь на последовательную

череду

картинок

и,

уделяя

внимание

той

лексике

и

структурам,

которые

им

необходимо

использовать во время повествования.

Spotlight 10. Ex.1, p.66

Look at the picture/ What message does it give? How is the quotation below related to it.

12. Описание картинки.

Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно разделить учащихся

на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы

описывает

ее

всему

классу.

Этот

вид

деятельности

развивает

креативность

и

воображение

учащихся, а также навыки публичной речи.

13. Найди отличие.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в паре дается своя

картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.

-Важно

обеспечить

учащимся

максимальную

возможность

практиковать

устную

речь

на

изучаемом языке, создав соответствующие условия, которые бы включали в себя совместную

работу, аутентичный материал и задания и т.д.

- Необходимо задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности.

- Необходимо время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся.

- Важно указать на положительные стороны, комментируя ответ учащегося.

- Можно задавать такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к

такому выводу?»

- Важно не исправлять ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи,

чтобы не отвлекать их.

Главная

цель

упражнений

в

разделе Speaking учебника Spotlight 10

-

подготовить

ученика

к

успешной сдаче ЕГЭ.

Наряду с развитием монологической речи, не стоит забывать про важность диалога. В своих

работах

Пассов

Е.И.

большое

внимание

уделяется

развитию

диалогической

речи

на

уроках

английского языка. Он утверждает, что методическим содержанием современного урока должна

быть коммуникативность. Он считает, что, во-первых, она носит целенаправленный характер

речевой

деятельности,

когда

человек

стремится

своими

высказываниями

воздействовать

на

собеседника. Во-вторых, это мотивированный характер речевой деятельности, так как к этому его

побуждает что-то личное. В-третьих, это наличие каких-то взаимоотношений с собеседником,

образующих ситуацию общения.



В раздел образования