Напоминание

Развитие творческих способностей детей посредством работы с природными материалами


Автор: Халанский Дмитрий Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дом Детского Творчества
Населённый пункт: р.п. Усть-Донецкий
Наименование материала: Резьба по жереву
Тема: Развитие творческих способностей детей посредством работы с природными материалами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческих способностей детей посредством работы с

природными материалами

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли…

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке,

тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Несмотря

на

время

перемен,

обучение

в

общеобразовательных

учреждениях

носит

больше

репродуктивный

характер

и

сводится

к

за-

поминанию

и

воспроизведению

определенных

действий,

информации,

способов выполнения заданий.

Но

современность

требует

людей

креативных,

творче ских,

разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных находить выход из

сложной ситуации.

Несомненно, в основе развития творческих способностей лежат знания,

умения,

навыки,

которые

являются

фундаментом

всех

форм

обучения

и

образования.

В.

А.

Сухомлинский

отмечал,

что

творчество

ребенка

-

не

спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.И педагоги отдают себя без

остатка своим воспитанникам.

Почему же именно наиболее любознательные дети начинают скучать на

уроках и не хотят идти в школу?

Потому, что каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо

развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой

возможности пока нет.

Поэтому задачу развития творческих способностей детей берут на себя

учреждения дополнительного образования, где ребёнку не предоставляют

знания в готовом виде, а помогают вести самостоятельный поиск нужной

информации, побуждают к действию, (ведь не секрет – если не развивать

способности и возможности ребёнка, то они останутся на том же уровне или

вовсе угаснут).

Задача

педагога

дополнительного

образования–увидеть

эти

задатки,

развивать

способности

каждого

ребенка,

заложенные

в

нем

от

природы,

помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Все

дети

любят

мастерить.

Занятия

резьбой

по

дереву

не

только

развивают творческие способности детей, но и приучают бережно относится

к окружающей природе, что особенно важно в эпоху экологического кризиса

окружающей среды.

Если внимательно понаблюдать за поведением детей, можно отметить

два вида поступков. В одних случаях они повторяют или воспроизводят то,

что

уже

видели

ранее

(поведение,

действия).

Это

репродуктивный

вид

деятельности.

В других случаях ребёнок не воспроизводит произошедшие в его опыте

действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы. Здесь

уже

присутствует

творческая

деятельность,

в

основе

которой

лежат

творческие способности.

Вопрос

творчества

широко

рассматривается

и

в

педагогике,

и

в

психологии.

Вот лишь некоторые определения понятия:

Творчество – это

- создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей;

- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не

существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для

других;

- процесс создания субъективных ценностей. Объединив эти составляющие,

можно дать более полное определение понятия творчество.

Творчество

это

деятельность

человека,

направленная

на

создание

какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства

и других сферах деятельности.

Творчество всегда индивидуально и уникально. Даже если на занятиях

одновременно, в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же

задание,

результат

у

всех

будет

различным,

так

как

каждый

ребёнок

индивидуален, у каждого своё видение, свои способности.

Что же такое – творческие способности?

Творческие способности – это

-

индивидуальные

особенности

качества

человека,

которые

определяют

успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;

-

способность

обнаруживать

новые

способы

решения

проблем

и

новые

способы выражения.

- комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий,

направленных на созидание.

Другими словами, под творческими способностями понимают свойства,

или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению

определенной

творческой

деятельности.

Показателями

способностей

в

процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота

продвижения в той или иной области человеческой деятельности.

Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой

деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные:

художественные, математические, технические...

Творческие способности формируются, и обнаруживаются только в

процессе соответствующей деятельности. Нельзя говорить о способностях,

например,

к

резьбе

по

дереву,

если

ребенок

еще

не

занимался

хотя

бы

элементарными

формами

этой

деятельности.

Только

в

процессе

этого

обучения выяснится, каковы его способности.

Соответственно, человек не рождается способным к тому или иному

виду

деятельности,

его

способности

формируются,

складываются,

развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания.

Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

Лишь при бережном и внимательном отношении к ребёнку у педагога

есть шанс раскрыть и полноценно развить его творческие способности.

Творческие возможности детей можно развивать разными способами, в

том числе и через работу с природным материалами.

Современных

детей,

увлечённых

компьютерными

играми

и

многочисленными готовыми игрушками, сложно чем-то удивить. Но чем

раньше научить их удивляться ручными поделками и привлекать к процессу

творчества, тем раньше они захотят мастерить сами. Ведь желание творить

есть в каждом ребёнке. А способность к творчеству – отличительная черта

человека.

Интересной

и

всегда

любимой

для

ребёнка

является работа

с

природным

материалом.

Она

таит

в

себе

большие

возможности

для

развития его как личности. Главное для педагога - это суметь раскрыть для

детей сказочный мир природы.

Резьба

по

дереву

увлекает

ребят

и

не

только

пополняет

знания

и

трудовые

умения

ребенка,

развивает

абстрактное

мышление,

но

и

благотворно

влияет

на

формирование

основ

личности,

внутреннего

мироощущения.

Вызывает

положительные

эмоции,

формирует

художественный вкус, способствует развитию творческого воображения.

В

работе

с

природным

материалом

очень

важное

место

занимают

экскурсии в природную среду с целью заготовки необходимого материала для

поделок и наблюдений за сезонными изменениями в природе. Эти экскурсии

прививают

любовь

к

природе

и

окружающему

миру,

расширяют

знания

детей,

учат

видеть

красоту

и

беречь

её,

наблюдать

различные

явления,

отражать примеченное в своих работах. Работа с природным материалом

учит

аккуратности

и

усидчивости,

а

рассказанные

педагогом

легенды

и

истории о природе расширяют детский кругозор, обогащая его духовно.

В

работе

необходимы

различные

виды

заданий:

обязательные

(они

нужны для освоения различных техник, приобретения навыков, необходимых

в работе); задания по выбору (когда ребенок в сам выбирает технику для

выполнения работы); индивидуальные (где ребенок самостоятельно выбирает

номинацию,

технику

и

материал,

на

основе

которого

будет

выполнена

работа).

Важную роль в развитии детей играет общение – это основное условие

развития

личности.

Общаясь

на

занятиях,

дети

взаимодействуют

друг

с

другом, учатся прислушиваться к мнению сверстников, педагога, в процессе

общения происходит развитие речи.

На

занятиях

желательно

использовать

разнообразные

виды

деятельности и техник:

изготовление игрушек, сувениров, предметов интерьера;

изготовление

несложной

основы

для

композиции из

природного

материала;

фитоаппликация (аппликации, панно, коллажи, картины из природных

материалов);

работа в технике «Декупаж».

Включение разнообразных видов творческой деятельности в учебно-

воспитательный

процесс

позволяет

ребенку

получить

возможность

для

своевременной

реализации

своих

возрастных

задатков

и

потребностей

в

осуществлении

своих

замыслов,

формируется

и

углубляется

внутренняя

мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка.

Важным моментом в развитии творческих способностей детей является

изготовление конкурсных работ и участие в выставках, где ребенок может на

практике показать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки.

Именно в эти моменты зарождается зерно здорового соперничества.

Практика

показывает,

что

изготовление

поделок

и

игрушек

из

природного материалов доставляет детям гораздо большее удовлетворение и

радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.

Работа

с

деревом

и

лозой

в

процессе

художественного

творчества,

знакомство

с

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции. В

процессе

выполнения

работ

учащиеся приобретают систему специальных умений и навыков, которая

может помочь им в будущем в процессе профориентации.



В раздел образования