Автор: Халанский Дмитрий Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дом Детского Творчества
Населённый пункт: р.п. Усть-Донецкий
Наименование материала: Резьба по жереву
Тема: Развитие творческих способностей детей посредством работы с природными материалами
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей детей посредством работы с
природными материалами
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли…
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок»
Сухомлинский В. А.
Несмотря
на
время
перемен,
обучение
в
общеобразовательных
учреждениях
носит
больше
репродуктивный
характер
и
сводится
к
за-
поминанию
и
воспроизведению
определенных
действий,
информации,
способов выполнения заданий.
Но
современность
требует
людей
креативных,
творче ских,
разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных находить выход из
сложной ситуации.
Несомненно, в основе развития творческих способностей лежат знания,
умения,
навыки,
которые
являются
фундаментом
всех
форм
обучения
и
образования.
В.
А.
Сухомлинский
отмечал,
что
творчество
ребенка
-
не
спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.И педагоги отдают себя без
остатка своим воспитанникам.
Почему же именно наиболее любознательные дети начинают скучать на
уроках и не хотят идти в школу?
Потому, что каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо
развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой
возможности пока нет.
Поэтому задачу развития творческих способностей детей берут на себя
учреждения дополнительного образования, где ребёнку не предоставляют
знания в готовом виде, а помогают вести самостоятельный поиск нужной
информации, побуждают к действию, (ведь не секрет – если не развивать
способности и возможности ребёнка, то они останутся на том же уровне или
вовсе угаснут).
Задача
педагога
дополнительного
образования–увидеть
эти
задатки,
развивать
способности
каждого
ребенка,
заложенные
в
нем
от
природы,
помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.
Все
дети
любят
мастерить.
Занятия
резьбой
по
дереву
не
только
развивают творческие способности детей, но и приучают бережно относится
к окружающей природе, что особенно важно в эпоху экологического кризиса
окружающей среды.
Если внимательно понаблюдать за поведением детей, можно отметить
два вида поступков. В одних случаях они повторяют или воспроизводят то,
что
уже
видели
ранее
(поведение,
действия).
Это
репродуктивный
вид
деятельности.
В других случаях ребёнок не воспроизводит произошедшие в его опыте
действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы. Здесь
уже
присутствует
творческая
деятельность,
в
основе
которой
лежат
творческие способности.
Вопрос
творчества
широко
рассматривается
и
в
педагогике,
и
в
психологии.
Вот лишь некоторые определения понятия:
Творчество – это
- создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей;
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для
других;
- процесс создания субъективных ценностей. Объединив эти составляющие,
можно дать более полное определение понятия творчество.
Творчество–
это
деятельность
человека,
направленная
на
создание
какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства
и других сферах деятельности.
Творчество всегда индивидуально и уникально. Даже если на занятиях
одновременно, в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же
задание,
результат
у
всех
будет
различным,
так
как
каждый
ребёнок
индивидуален, у каждого своё видение, свои способности.
Что же такое – творческие способности?
Творческие способности – это
-
индивидуальные
особенности
качества
человека,
которые
определяют
успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;
-
способность
обнаруживать
новые
способы
решения
проблем
и
новые
способы выражения.
- комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий,
направленных на созидание.
Другими словами, под творческими способностями понимают свойства,
или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению
определенной
творческой
деятельности.
Показателями
способностей
в
процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота
продвижения в той или иной области человеческой деятельности.
Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные:
художественные, математические, технические...
Творческие способности формируются, и обнаруживаются только в
процессе соответствующей деятельности. Нельзя говорить о способностях,
например,
к
резьбе
по
дереву,
если
ребенок
еще
не
занимался
хотя
бы
элементарными
формами
этой
деятельности.
Только
в
процессе
этого
обучения выяснится, каковы его способности.
Соответственно, человек не рождается способным к тому или иному
виду
деятельности,
его
способности
формируются,
складываются,
развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания.
Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.
Лишь при бережном и внимательном отношении к ребёнку у педагога
есть шанс раскрыть и полноценно развить его творческие способности.
Творческие возможности детей можно развивать разными способами, в
том числе и через работу с природным материалами.
Современных
детей,
увлечённых
компьютерными
играми
и
многочисленными готовыми игрушками, сложно чем-то удивить. Но чем
раньше научить их удивляться ручными поделками и привлекать к процессу
творчества, тем раньше они захотят мастерить сами. Ведь желание творить
есть в каждом ребёнке. А способность к творчеству – отличительная черта
человека.
Интересной
и
всегда
любимой
для
ребёнка
является работа
с
природным
материалом.
Она
таит
в
себе
большие
возможности
для
развития его как личности. Главное для педагога - это суметь раскрыть для
детей сказочный мир природы.
Резьба
по
дереву
увлекает
ребят
и
не
только
пополняет
знания
и
трудовые
умения
ребенка,
развивает
абстрактное
мышление,
но
и
благотворно
влияет
на
формирование
основ
личности,
внутреннего
мироощущения.
Вызывает
положительные
эмоции,
формирует
художественный вкус, способствует развитию творческого воображения.
В
работе
с
природным
материалом
очень
важное
место
занимают
экскурсии в природную среду с целью заготовки необходимого материала для
поделок и наблюдений за сезонными изменениями в природе. Эти экскурсии
прививают
любовь
к
природе
и
окружающему
миру,
расширяют
знания
детей,
учат
видеть
красоту
и
беречь
её,
наблюдать
различные
явления,
отражать примеченное в своих работах. Работа с природным материалом
учит
аккуратности
и
усидчивости,
а
рассказанные
педагогом
легенды
и
истории о природе расширяют детский кругозор, обогащая его духовно.
В
работе
необходимы
различные
виды
заданий:
обязательные
(они
нужны для освоения различных техник, приобретения навыков, необходимых
в работе); задания по выбору (когда ребенок в сам выбирает технику для
выполнения работы); индивидуальные (где ребенок самостоятельно выбирает
номинацию,
технику
и
материал,
на
основе
которого
будет
выполнена
работа).
Важную роль в развитии детей играет общение – это основное условие
развития
личности.
Общаясь
на
занятиях,
дети
взаимодействуют
друг
с
другом, учатся прислушиваться к мнению сверстников, педагога, в процессе
общения происходит развитие речи.
На
занятиях
желательно
использовать
разнообразные
виды
деятельности и техник:
изготовление игрушек, сувениров, предметов интерьера;
изготовление
несложной
основы
для
композиции из
природного
материала;
фитоаппликация (аппликации, панно, коллажи, картины из природных
материалов);
работа в технике «Декупаж».
Включение разнообразных видов творческой деятельности в учебно-
воспитательный
процесс
позволяет
ребенку
получить
возможность
для
своевременной
реализации
своих
возрастных
задатков
и
потребностей
в
осуществлении
своих
замыслов,
формируется
и
углубляется
внутренняя
мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка.
Важным моментом в развитии творческих способностей детей является
изготовление конкурсных работ и участие в выставках, где ребенок может на
практике показать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки.
Именно в эти моменты зарождается зерно здорового соперничества.
Практика
показывает,
что
изготовление
поделок
и
игрушек
из
природного материалов доставляет детям гораздо большее удовлетворение и
радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.
Работа
с
деревом
и
лозой
в
процессе
художественного
творчества,
знакомство
с
оригинальными
техниками
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные
эмоции. В
процессе
выполнения
работ
учащиеся приобретают систему специальных умений и навыков, которая
может помочь им в будущем в процессе профориентации.