Автор: Наливкина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №3
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика работы с драматургическими произведениями на уроках литературы в среднем звене.
Раздел: среднее образование
Специфика работы с драматургическими
произведениями
на уроках литературы в среднем звене.
Подготовила: Наливкина Т.Ю., учитель
русского языка и литературы
2019
Стремясь познакомить школьников со своеобразием драмы как особой формы словесного
искусства, учитель обязательно столкнётся с сопутствующей задачей – подготовкой учащихся к
пониманию искусства театра. Необходимо как можно раньше начать разговор о театре с нашими
учениками, подготавливать к осмыслению театральной условности, к пониманию её как особого
языка особого искусства. Яркость «живых» сценических образов оказывает неоценимую помощь в
развитии фантазии и чувств ребёнка, воспитывает способность к художественному видению при
чтении драматического произведения.
Уже в 5 – 6 классах учителю необходимо подумать и над тем, как знакомить школьников с
художественным языком сценического искусства, как приучить их наблюдать над сценой, чтобы в
дальнейшем воспринимать зрительный образ спектакля со всеми его деталями и получать
удовольствие не только от содержания спектакля, но и от характера его постановки и качества
актёрского исполнения. Надо помочь учащимся осознать, что сценический характер и его
исполнитель не одно и то же, что актёр создаёт действующее лицо, а не является им.
Кроме того, во время бесед о просмотренных спектаклях надо обращать внимание детей на
те средства, при помощи которых зрители понимают, где и когда происходит действие пьесы.
Выясняется значение декоративного оформления сцены, особенностей костюма, грима. Таким
образом учащиеся усваивают, что в театральном искусстве много условности при воспроизведении
реальной жизни, но эта условность тоже играет роль, она художественна.
Очень важен при этом и собственный театральный опыт школьников. Они охотно
инсценируют сказки, басни, короткие сценки из классной жизни. При самодеятельной постановке
все аксессуары театрального зрелища подготавливаются самими ребятами, и это, развивая их
творческие способности и фантазию, помогает им осваивать язык театра: назначение костюма,
париков, грима, условно воспроизводимой обстановки и другие требования сцены. Позже интерес к
внешней стороне спектакля приобретает иной характер – становится сознательно производным от
характеров действующих лиц и от главной мысли пьесы.
На начальном этапе учащиеся знакомятся с театральной лексикой и выполняют
разнообразные упражнения на её закрепление, составляют, например, «Театральный словарик»
Приступая к работе с драматическими произведением на уроке литературы , учителю
необходимо учитывать их специфику.
Специфика драматургических произведений.
Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и
полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род
обладает специфическим содержанием.
1. Специфическими чертами драмы как рода являются отсутствие повествователя и резкое
ослабление описательного элемента.
2. В отличие от эпоса, в драме мы видим «подражание действию… посредством действия, а не
рассказа» (Аристотель). По определению Белинского, «драма представляет совершившееся событие
как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя».
3. Основа драмы – сценическое (драматическое) действие. Драматическое действие включает в
себя 1). развитие сюжета, движение событий (т.е.внешнее действие) и 2). духовную жизнь героев,
их переживания, изменение внутреннего состояния в связи с происходящим (т.е.внутреннее
действие).
Между драматическим действием и действием в эпическом произведении есть определённое
родство.
Что же характерно именно для драматического действия?
а).Драматическое действие отличается от эпического активностью, целеустремлённостью,
максимальной уплотнённостью, непрерывностью, непосредственным воздействием на аудиторию
при сценическом воплощении драмы.
б).Исследователи поэтики драмы признают законом драмы единство действия. По мнению
Белинского, единство действия означает единство идейного содержания. Единство действия
предполагает единство, слитность драматического события, в котором причинно – следственные
связи внутренне взаимообусловлены. Оно «развивается наподобие концентрического круга»,
захватывая в свою сферу всё большее число лиц, воздействуя на каждый персонаж. Единство
действия допускает существование наряду с основным сюжетом других сюжетных линий, наряду с
главными действующими лицами – второстепенных персонажей.
в).Основное отличие драмы от эпоса – это, прежде всего, какими средствами
воспроизводится жизнь в произведении. В эпосе нам всегда о чём-то “рассказывают”, в
драматургии вегда что-то “представляют” посредством мимики, жестов и высказываний
действующих лиц, персонажей произведения.
4.. Драматическое действие не получает толчка извне, оно имеет внутренний источник –
драматические характеры, в которых воплощается художественный замысел драматурга. Между
действием и характерами в драме диалектическая взаимозависимость: действие обусловливается
драматическими характерами, оно же выявляет их сущность.
В драматургии, в отличие от эпоса, о внутреннем мире персонажей некому рассказать – автора
на сцене нет. Персонажи здесь сами должны всё выразить – в репликах, диалогах, монологах и,
конечно, мимике, жестах, движениях.
5. Исследователи указывают на органическую, неразрывную связь драматического действия и
конфликта. Конфликт – важнейшая содержательная категория в драме. Безусловно,
конфликты существуют и в эпосе, они могут присутствовать и в лирическом произведении, но их
роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в драме. Выбор конфликтов и
выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические
столкновения – существеннейший способ выявления жизненные программ персонажей и
самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм
сюжетного движения в пьесе.
Содержательное наполнение конфликтов, как и способы их воплощения в драматургическом
произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их
содержанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразделяют на трагические, комические и
собственно драматические.
6. Задача драмы, как всякого художественного произведения, не зеркальное отражение событий
действительности, а обобщение, отражение типических её проявлений. Быть средством
художественной типизации – одна из главных функций конфликта в драматическом произведении.
7. Развитие действия и конфликта находит своё воплощение в сюжетной организации
произведения. Современное литературоведение отмечает родство сюжета драматических и
эпических произведений (в их конфликтности, в общих этапах развития действия). Однако в
классической драме мы не встретим широты и многоплановости сюжета, как в эпическом
произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в
развитии конфликта и характеров главных героев. Сюжет отличается напряжённостью и
стремительностью развития, большей обнажённостью конфликта.
Вывод. Из всего сказанного вытекает основная методическая задача: сформировать у
учащихся правильное представление о драматическом действии и драматическом конфликте как о
родовых признаках драмы.
Задачи: 1). При изучении пьес нужно раскрыть не только вообще природу драмы, но и показать
жанровое своеобразие каждого конкретного произведения, отражающееся прежде всего в развитии
действия и конфликта.
2).При анализе драматического произведения необходимо обращать самое пристальное
внимание на развитие действия, анализ драматических ситуаций, поступков персонажей.
3).Анализировать образы действующих лиц не изолированно от конфликта и
драматического действия, а в процессе их развития.
Повествование несколько отстранено от происходящих событий.
В драме действие “здесь” и “сейчас”.
Прозаик имеет возможность всесторонне мотивировать события (обращаясь в том
числе и к диалогу). В драме диалог – основной способ воплощения содержания.
Анализ драмы в её художественной специфике.
Виды работ, связанные со спецификой драматического произведения.
( Работа сложная,
поэтому нужно сосредоточить внимание уч-ся на определённых сторонах
анализируемого текста с помощью вопросов и заданий.)
1. Изложение – пересказ отдельной сцены, акта, сюжета пьесы, пересказ монолога
Навыки: 1).Учащиеся передают прямую диалогическую и монологическую речь в форме
косвенной (накапливаются наблюдения – роль диалога и монолога в драме).
2).Отсеивают второстепенные события, выделяет наиболее существенное.
3). Умелое введение цитат.
4). Изменяют способ воспроизведения отображённой художником жизни, делают его из
драматического эпическим.
5).Организующим средством для грамотного пересказа может стать план.
6).В пересказах должна быть не только констатация фактов, но и мотивировка
внутренних побуждений действующих лиц.
7).Изложение – пересказ сюжета изученной пьесы уже требует понимания идейного
своеобразия произведения, его композиционных особенностей, уяснение
структурообразующей роли конфликта, закономерностей в его развитии.
2. Анализ отдельной сцены, эпизода (устно или письменно).
См. алгоритм.
Для анализа отбираются сцены, особенно важные, узловые в развитии действия, в
обнаружении или углублении конфликта. Такие узловые моменты представляют интерес
не только как определённый этап в развитии действия, но и как возможность раскрытия
драматического характера во всей глубине.
Во многих пьесах можно проследить развитие и внешнего, и внутреннего действия.
Внутреннее действие приобретает даже большее значение, чем внешнее. Анализ таких сцен
особенно важен, т.к. в процессе анализа вскрывается то, что стоит за словами – подтекст.
3. Драматургический конфликт как родовой признак драмы.
В комедии, трагедии, драме конфликт имеет свои особенности.
Цель работ, связанных с конфликтом драм. произведения: определить авторскую позицию,
которая обнаруживает себя в расстановке сил в конфликтной ситуации, в разрешении
конфликта. В чём своеобразие драматического конфликта изучаемой пьесы?
Работу можно построить таким образом, чтобы каждый урок (или его этап) приносил
учащимся новое знание о развитии конфликта. (Где он зарождается, затем углубляется и
конкретизируется, достигает высшей точки в своём развитии и, наконец, разрешается).
Раскрытию конфликта подчинена и композиция пьесы.
Внимание к развитию противоречий, переходящих в конфликт, должно стоять в центре работы.
Практикум.
4. Значение и функции речи в драме.
1. Драматическая речь – это “словесный поток”(В.Успенский), распадающийся на диалоги
и монологи персонажей, это и лаконичные замечания автора в списке действующих лиц и в
ремарках. Работа над языком драматического произведения поможет усвоить особенности
этого
рода литературы: функции диалога и монолога, роль ремарок.
(Вопросы для анализа – см. алгоритм.)
2. Вершиной в работе над языком драматического произведения должна стать речевая
характеристика персонажа.
Речевая характеристика – это “раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц
произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её автором”. Речь персонажа-
одно из важнейших средств создания образа в драматическом произведении.
3. Давая речевую характеристику, нужно учитывать:
1) не только содержание высказываний, но и форму выражения мыслей и чувств.
Персонаж характеризуют не только слова, но и интонация, с которой они произносятся.
Эмоциональность речи выражается в определённой лексике, и синтаксической конструкции
предложений, в системе знаков препинания, в насыщенности печи паузами…
(Попробуем заменить знаки препинания в монологе Барона. Что изменится?)
2) При анализе речи нужно учитывать и прямой смысл сказанного, и то, что стоит за
словами – подтекст, который вскрывает истинные цели и намерения говорящего.
3) Видеть способы индивидуализации речи персонажа.
4) Отношение драматурга к языку того или иного действующего лица.
5) Каждая фраза, каждая драматическая реплика должны рассматриваться в контексте
(вне его они теряют свою функцию слова-действия).
Практикум. Творческая мастерская.
А.С.Пушкин «Скупой рыцарь».
Определить основной конфликт произведения.
Проследить, как развивается основной конфликт в пьесе.
Предварительно: 1). Визуальное оформление сцены: иллюстрации, рисунки учащихся
. 2).Работа с афишей.
Как научиться определять основной конфликт.
Правило 1. Найди и назови героев пьесы, между которыми происходит столкновение.
Альбер и Соломон; Барон и Герцог;
Альбер и Герцог; Альбер и Барон.
Правило 2. Определи, какое из этих столкновений лежит в основе развития действия.
Чтобы не ошибиться, надо помнить: противоборство, которое развивает
действие, должно сохраняться на протяжении всего произведения и получить
своё завершение в конце повествования.
Конфликт Альбера и Соломона – нач. и заверш. в 1-й сцене.
Барон-Герцог и Альбер-Герцог - нач. и заверш. в 3-й сцене.
Проследим, как развивается конфликт между Альбером и Бароном (сыном и отцом).
Правило 3. Найди эпизоды, дающие представление о начале столкновения
персонажей.
Сцена 1 (начало)
Где конфликт
начинается?
Экспозиция
Сцена 1 (конец)
Завязка конфликта.
(хотя прямого
столкновения между
персонажами пока мы
не видим)
Во что бы то ни стало, на турнире
Явлюсь я…
…О, бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!
Вон, пёс! (Жид уходит.)
Вот до чего меня доводит
Отца родного скупость!..
Нет, решено – пойду искать управы
У герцога…
-В рассказе о рыцарском поединке
узнаём о бедности Альбера,
- о богатстве Барона, его отца, и
его скупости,
- от денег ростовщика
отказывается, т.к. тот предлагает
ему отравить отца;
Альбер решается идти к герцогу.
Вывод. Итак, основа конфликта
– бедность Альбера (и это
оскорбляет его рыцарскую честь) и
скупость Барона. Хотя по-своему
скуп и Альбер:
Геройству что виною было? –
скупость.
Правило 4. Найди эпизоды, в которых конфликт получает своё развитие.
Сцена 2.
Развитие конфликта.
Сцена 3.
Приближает момент,
когда конфликт
достигнет высшей
Я царствую!..Какой волшебный
блеск!
Мне всё послушно, я же – ничему…
Спокойны будьте: вашего отца
Усовещу наедине, без шуму…
Рассказ о Бароне.
Углубляется преставление о
причинах его скупости: деньги
дают ему ощущение всесилья. Он
давно отверг совесть и
нравственные законы.
Разговор Альбера и Герцога.
Слова Г. в ответ на жалобу А.
вселяет надежду.
точки своего развития.
Герцог
Но что же сделал он?
Барон
Он… он меня хотел убить
Другой диалог – Герцога и
Барона – разворачивается
драматически. Отец
необоснованно обвиняет А.
Сцена 3.
Конфликт в своём
развитии достигает
кульминации. Во
взаимоотношениях героев
наступает самый
напряжённый момент.
Конфликт требует
немедленного
разрешения
Альбер
Барон, вы лжёте…
Барон
И гром ещё не грянул, Боже правый!
Так подыми ж, и меч нас рассуди!
(Бросает перчатку, сын поспешно
её подымает.)
Альбер не может скрыть своего
возмущения. Ответом сыну
станет вызов Барона.
Правило 5. Назови эпизод, в котором конфликт получает своё разрешение.
Сцена 3.
Конфликт получает своё
разрешение.
Герцог
Что видел я? Что было предо мною?
Сын принял вызов старого отца!
В какие дни надел я на себя
Цепь герцогов!..
Ужасный век, ужасные сердца!
Смерть Барона.
Трагедией завершился
конфликт отца и сына.
В словах Г. не только эмоц.,
но и нравств. оценка
происшедшего. Герои
забывают о нравств.,
общечеловеч. ценностях.
Основной конфликт произведения помогает понять мысли автора о подлинных
человеческих ценностях и об истинном человеческом достоинстве.
Таким образом, проследив развитие конфликта Альбера и Барона, можно сделать вывод:
именно этот конфликт является основой развития сюжета. Он начинается с первых строк
произведения и разрешается в его конце. Следовательно, этот конфликт будет в произведении
основным. Финальные слова Герцога звучат как обобщение, в них содержится авторская оценка
событий, составивших основу конфликта.
Подготовка уч-ся к анализу драматургического произведения.
Этапы “вхождения” в драму.
1. Один из методических приёмов, при помощи которого школьники подготовились бы к
пониманию «секретов» драмы, - сопоставление драматургического эпизода с эпизодом эпического
произведения.
К.Г.Паустовский. Пьеса-сказка «Перстенёк».
К.Г.Паустовский. Сказка «Стальное колечко». ( см. раздаточный материал)
Отмечаем сходство. Сюжет сказки очень похож на сюжет пьесы. Схожи в тематике и
идейном содержании, что позволяет обратить особое внимание учащихся на форму изложения. В
этом отношении рассматриваемые тексты не имеют между собой ничего общего: в одном случае
события передаются эпическим повествованием, в другом – драматической формой.
Цель: проанализировать, каково соотношение авторской речи и речи персонажей в каждом
тексте (что преобладает).
Сказка «Стальное колечко».
В общей беседе выясняем, что авторская речь в данном отрывке чрезвычайно много даёт
читателю. Автор описывает место действия. Затем сообщает о том, какая суровая зима выдалась в
тот год. Всё это передано эмоционально (с использованием изобразит. средств). Впечатление
нагнетает и описание воя продрогших волков. И ещё мы узнаём, что дед Кузьма не совсем здоров,
сильно кашляет. Да беда у деда – среди зимы кончилась у него махорка. Так автор готовит читателя
к восприятию самоотверженного поступка Варюши ради деда.
Обратим внимание, что речь деда в данном отрывке передана с помощью косвенной речи
(“говорил, что они воют от зависти к людям”, “и говорил, что, если бы затянуться разок-другой”).
Вывод: место и время действия (описание суровой зимы, вой волков), болезнь деда, его
психологич. состояние – всё передаёт авторская речь, всё делает автор, ведя читателей за собой.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пьеса-сказка «Перстенёк».
1). Другое дело в отрывке из пьесы «Перстенёк». В ремарке к 1 действию сообщается, где
происходит событие и даётся описание самого места действия. Мы узнаём, в какое время всё это
происходит («За окнами поёт вьюга»). Здесь же содержатся сведения о героях: чем они заняты.
Ремарка помогает читателю понять характер героя («В избе чисто. Около печи возится Варюша».)
Мы чувствует авторскую оценку и проникаемся симпатией к героине.
2). В пьесе речь персонажей передана в форме диалога.
В сцене разговора автор сообщает нам, кому принадлежат реплики. Читая диалог, мы видим
готовность Варюши помочь деду, понимаем, что она очень добрая и заботливая девочка. Мы
понимаем это по тому, что и как говорит сама героиня пьесы. («Ты бы лёг, дедушка… А то
сидишь у стенки, а она холодная…»). Мы сразу же обращает внимание и на эмоциональную
окраску высказывания (дедушка, милый, выпей горяченького), наличие восклицательных
предложений. В пьесе реплики в диалоге – главное средство изображения характера героини.
3). Теперь рассмотрим авторские ремарки в тексте пьесы.
1 ремарка указывает на состояние природы (глухой вой за окнами)
2 ремарка - занятия Вареньки по дому (также помогает понять характер героини)
3,4 ремарки говорят о болезненном состоянии деда (тяжело кашляет).
5 ремарка – показывает безграничную любовь Варюши к деду (характеристика героини)
(Варюша подбегает к нему, садится рядом, обнимает Никиту за плечи.)
Вопросы: 1.Можно ли на основании этого диалога определить взаимоотношения Варюши и деда?
2. Можем ли мы уже что-то сказать об их характерах, чувствах?
Вывод: обо всём происходящем мы узнаём не из авторской речи, а из речи действующих лиц,
автор дал возможность высказаться своим героям, а сам отступил, отошёл в сторону, чтобы создать
впечатление полной правды происходящих событий и характеров. Отсюда – особое значение речи
действующих лиц – драматической речи, она есть выражение действия в пьесе (выражает
внутренний мир человека, отражает чувства).
Повествование несколько отстранено от происходящих событий. В драме действие “здесь”
и “сейчас”. Прозаик имеет возможность всесторонне мотивировать события (обращаясь в том
числе и к диалогу). В драме диалог – основной способ воплощения содержания.
Разновидности творческих заданий
(для проникновения в драматический характер, в авторский замысел)
1. Переработка эпического текста в драматический.
Самостоятельное инсценирование небольшого повествовательного текста (по всем правилам
драматического искусства, с авторскими ремарками, репликами действующих лиц).
(Даёт представление о “технологии” драматического творчества, способствует проникновению в
художественную форму драмы.)
Практикум (инсценировать 2-ю часть текста).
Действующие лица: Варюша. Боец.
Сцена представляет собою железнодорожную станцию. Слышны паровозные гудки.
Кругом снежная пыль. Варюша смотрит вслед уходящему поезду. В руках у неё
ситцевый мешочек с махоркой.
Боец (поглаживая бороду). Что это у тебя в мешочке? Не махорка?
Варюша (смущённо). …………
Боец (ласково, как бы извиняясь). ………
Варюша (протягивая мешочек). ……….
Варианты: 1).Переработка лиро – эпического текста 2).Создание сценки по жанровой картине
(позы, жесты, воображаемый диалог…)
2. Представьте, что вам предстоит продолжить пьесу. (Финал пьесы «Перстенёк» остался
открытым.) Как бы вы её продолжили? Воспользуется ли Варюша последней особенностью
колечка?
3. Составление киносценария (как путь к пьесе).
Алгоритм: 1.Внимательно прочитать текст.
2.Разбить его на крупные сцены.
3.Придумать, как их смонтировать, соединить сцены, разбить на кадры и
описать каждый кадр.
4).Заполнить колонку “звук”.
5).Придумать монологи и диалоги, если их нет.
4. “Заявка на роль” (принятие роли на себя).
Кого бы вам хотелось сыграть? Обоснуйте свой выбор.
(Способствует более глубокому, личностному проникновению в образ.)
5. Этап “вхождения” в драму может завершить маленький спектакль по собственному сценарию.
(коллективный творческий проект)