Автор: Наливкина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №3
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного занятия
Тема: ЛАБИРИНТ «ДИЛИЖАНС» (лингвистическая игра)
Раздел: среднее образование
ЛАБИРИНТ «ДИЛИЖАНС»
(лингвистическая игра для учащихся 6 классов)
Подготовила: Наливкина Т.Ю., учитель
русского языка и литературы
ЛАБИРИНТ «ДИЛИЖАНС» (лингвистическая игра для учащихся 6 классов).
Ведущий: Мы приветствуем всех ребят, собравшихся сегодня. Встреча наша будет особенной: мы
отправимся на дилижансе по лабиринту лингвистической дороги знаний. Кто знает, что такое
«дилижанс»? (2б)
Множество препятствий ждёт вас на этом пути. Но тот, кто смел, преград не боится.
Наградой будут билеты - жетоны за правильные ответы. Итак, в путь!
Представление команд: «Грамотеи», «Русские люди», «Умники».
Наш путь нелёгок, юный друг!
Но жизнь дана нам не напрасно:
И труд на благо, и досуг –
Всё это, право, так прекрасно!
Но стоп! Покрылся путь туманом…
Ни зги не видно. Вот беда!
Здесь путь пройдём мы без обмана:
Филолог путь найдёт всегда.
Задание №1. Мы употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в
прошлое обычаями. Они – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт
возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Объясните, откуда
взялось выражение «ни зги не видно»? (5 б. за наиболее полный ответ)
Какие фразеологизмы, связанные с дорогой, путешествиями, вам известны ещё? (1б. за ответ, 4б.
за объяснение).
Задание №2. Остановка. Мы с вами находимся в портретной галерее: перед вами известные
лингвисты, внесшие вклад в развитие науки. Назовите фамилии и расскажите об их деятельности
(портреты В.В.Виноградова, В.И. Даля и др. подбираются по усмотрению организатора. 1б. за
правильный ответ, 5б. за рассказ).
Задание №3. В языкознании есть особый раздел – ономастика (греч. искусство давать имена). В
этом разделе изучаются антропонимы – собственные имена людей, топонимы – географические
названия, ойконимы – названия населённых пунктов, урбанонимы – названия улиц, музеев и т.д.
Проезжая далее через города и другие населённые пункты Нижегородской области, объясните
известные вам наименования (5б.)
Задание № 4. Остановка. Нам предстоит встреча с иностранной делегацией. Ваша задача:
рассказать им о своём имени или фамилии с учётом происхождения (3б.).
Справка: В 16 веке фамилий на Руси ещё не было. Они появились в конце 16 – начале 17 в.в.
Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию кузнеца,
стал Кузнецовым, первый Донской жил на Дону, а первый Ратников был воином, были и другие
пути появления фамилий у русских людей.
Задание №5.
Наш дилижанс движется вперёд. Мы путешествуем по удивительной науке и
отправляемся в прошлое.
1.Кто знает, как образовано слово ПРОШЛОЕ?(3 б.)
2. Объясните значения слов КРЕПОСТНОЙ и КРЕПОСТНИК. Разыграйте диалог с участием этих
персонажей.(до 7 б.)
3. Связаны ли сейчас по смыслу следующие пары слов? Связаны ли эти слова по происхождению?
КОРА - КОРЫТО, КИСЕЛЬ – КИСЛЫЙ, КЛИНОК – КЛИН, КОПЫТО – КОПАТЬ, ГРЕЧИХА –
ГРЕК, ВЕТЧИНА – ВЕТХИЙ?(До 12 б.)
Задание №6.
Русский язык богат и разнообразен заимствованиями. Например, слова «бинокль» и
«монокль», которые пришли в русский язык из французского, по происхождению сложные: каждое
образовано из двух корней (латинского и греческого). Какое значение имела вторая часть данных
слов? В каких словах русского языка встречается ещё этот латинский корень? Какие значения
имеют первые части данных слов? В каких словах русского языка они встречаются ещё? (от 4 б. и
выше)
Чтобы вернуться на родину, необходимо заменить иноязычные слова русскими синонимами:
ИМПОРТ, ЭКСПОРТ, АНОНИМНЫЙ, ЛИКВИДИРОВАТЬ, БАТАЛИЯ, ИНДУСТРИЯ, МЕНЮ,
РАНЕЦ, РЕСУРСЫ, СЕКРЕТ, ЭПИЛОГ, ДЕКРЕТ, КОНТРОЛИРОВАТЬ, КОРРЕКТИРОВАТЬ.(28
б.)
Устали в пути, можно и отдохнуть.
КЕМПИНГ. Детям можно предложить различные шарады, ребусы, анаграммы, шуточные
вопросы.
Возможные варианты.
Шуточные вопросы:
-Какой иглой не сошьёшь рубахи?
-В каком магазине ничего не купишь?
-Что можно набрать, ничего не беря в руки?
-Какое слово можно составить из букв слова РОМАШКА?
-Что можно разбить, получая за это не выговор, а благодарность?
-Какой корень в слове ВЫНУТЬ?
-В каком слове гласная О встречается пять раз?
-В каком слове три буквы Е?
-Где раки зимуют?
-Когда 2 и 2 больше 4?
-Почему человек назад оглядывается?
-Почему в Париже Сена не горит?
-Какое слово всегда звучит неверно?
-В названии какого месяца спрятался обманщик?
-Есть ли наречия в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»?
-Чего не хватает в слове ОДЕССКИЙ?
Шарады:
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти её стремятся.
А целое весной жужжит
Когда, как вертолёт, летит.
(ш-мель)
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй.
А в целом – школьный столик твой.
(пар-та)
Только два предлога,
А волос в них много.
(у-с)
Первое – нота,
Второе – игра.
Целое встретится у столяра.
(до-лото)
Конечной станцией нашего путешествия будет посещение театра.
Попасть на спектакль вам поможет решение задачи «Четвёртое лишнее».
Задание№7. Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
1.
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка.
2.
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
3.
Горошинка, соломинка, хворостинка, снежинка.
4.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник. (4 б.)
Задание №8.
Сценку показывают дети в исправленном виде. Тексты раздаются командам. Количество баллов
зависит от количества исправленных ошибок.
Вариант сценки (ошибки не исправлены)
(Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу. Мать шьёт.)
ЮЛЯ: Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
МАТЬ: Что за спешка?
ЮЛЯ: Да наш класс сегодня сдаёт.…Как это…металлолом.
МАТЬ: Обед стоит на плите.
ЮЛЯ: Суп? Хорошо, а мясо я разрежу. Себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую
половину.
МИША (вбегая): Юля, что ты так долго?
ЮЛЯ: Сейчас, только попью. (Быстро встаёт.) Мама, у нас есть холодный кипяток? (Наливает из
графина воду и пьёт) Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
МАТЬ: Возьми пальто.
МИША: Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше…как это ..халат.
МАТЬ: Действительно, возьми халат.
ЮЛЯ: (Надевает халат). Хорошо. Я возьму халат.
(МИША и ЮЛЯ уходят).
Наше путешествие подошло к концу. Дилижанс должен отдохнуть, чтобы через некоторое время
вновь отправиться в путь. (Жюри подсчитывает количество баллов, оглашается результат,
награждаются победители).